Урок математики в 5-м классе по теме: "Углы и их виды"(обобщающий урок)

Разделы: Математика


Тема урока: “Углы. Виды углов и их построение.”

Цели урока:

Проверить знания учащихся и умения применять их при решении предложенных упражнений и задач:

1.
а) учащийся должны правильно называть элементы угла – вершины и его стороны, правильно называть и обозначать угол, с помощью трех и одной букв;
б) учащиеся должны уметь распознавать острые, тупые и прямые углы, уметь применять определения углов для их распознания (т.е. применять определение острого угла, тупого угла).
2. Проверить умение работать с чертежными инструментами – угольником и транс с портиром. Умение строить и измерять углы с помощью транспортира.
3. Оценить образно-логическое мышление уч-ся с помощью психологического  теста: “Зачеркнуть “лишний” предмет…”
4. Развивать логическое мышление с помощью тестовых задач; развивать внимание учащихся, память, речь.

5. Воспитывать аккуратность при построении чертежей и оформлении упражнений; воспитывать интерес к математике через занимательные задания, конструирование  и практические работы

Примечание: класификация углов проводится через сравнение наиболее часто встречающимися в окружающем мире прямым углом:   угол, меньший прямого, является острым, большим прямого – тупым.

Оборудование урока:

1. Чертежные инструменты:

а) угольник
б) транспортир

2. Модели углов из цветного картона.

3. Фигурки сказочных героев.

4. Карточки с индивидуальными заданиями (дифференцируемый материал по 4-ем вариантам).

5. Конверты, в которых содержатся семь углов различного вида, вырезанных из цветного картона и один чертеж

6. Спички (по три штуки каждому уч-ся)

7. Раздаточный материал для психологического теста для каждого учащегося.

8. У каждого учащегося должны быть:

a) чертежный угольник;
б) транспортир,
в) простой карандаш,
г) цветные карандаши.

9. Кодопозитивы.

План урока:

I. Организация класса:

II. Устные и индивидуальные упражнения для класса:

III. Устные упражнения.

(Устные упражнения выполняются одновременно с индивидуальными)

1. Назовите вершину и стороны каждого угла, изображенного на рис. 1: (кодопозитив)

Примечание: Назвать правильно углы, используя три и одну букву

2. Определите вид данных углов, если кодопозитив

а) угол MNP = 1/3 угла AOB;
б) угол FCK = 1/2 угла AOB
в) угол TEX = 2/3 угла AOB

Примечание:

1. Вначале определить вид и градусную меру угла AOB

Вопрос: Как называется угол AOB, и чему равна его градусная мера?

Ответ: угол AOB – развернутый угол AOB=180

2. Значит,

а) угол MNP = 1/3?180 = 60 – острый – почему? (Ответ: 0<MNP<90)
б) угол FCK = 1/2?180 = 90 – прямой – почему? (Ответ: угол FCK = 90)
в) угол TEX = 2/3?180 = 120 – тупой – почему? (Ответ: 90<TEX<180)

3. Решите задачу (кодопозитив, модели углов, фигурки героев)

Магнитная доска.

Персонажи сказок Дж. Харисса “Сказки дядюшки Римуса” начертили три угла – прямой, острый и тупой. Угол Братца Кролика больше угла Братца Медведя, но меньше угла Братца Лиса. Определите, кто из героев сказок нарисовал острый, тупой и прямой угол.

Ответ:

Бр.Кролик - прямой угол
Бр.Медведь-острый угол
Бр.Лис - тупой угол

Индивидуальные упражнения

на карточках
4 штуки.
(4 варианта)

1. Измерьте транспортиром углы, изображенные на чертеже.

Запишите вместо точек полученные результаты:

угол АВС = …; угол DEF = …; угол KST = …;
угол ROD = …; угол OMK = …; угол CMN = …; угол = …;

Запишите, какие из углов острые, прямые, тупые.

2. С помощью чертежного треугольника найдите среди углов, изображенных на чертеже, прямые углы, острые углы и тупые углы.

Вместо точек поставьте одно из слов: “острый, прямой, тупой”

угол EOK - …; угол NAP - …; угол LBM - …; угол RCT - …;
угол SDF - …; угол XUZ - …

IV. Решение упражнений

Задание № 1: (работа на доске)

Построить угол АОВ = 45

Постройте угол: (одновременно 3 уч-ся)

а) равный углу АОВ

(Записать на доске: угол MNP = углу АОВ = 45)

б) больший угла АОВ на 70

(Записать на доске: угол CNK = углу АОВ + 70 = 45 + 70 = 115)

в) меньший угла АОВ на 15

(Запись на доске: угол MON = углу АОВ – 15= 45 – 15 = 30)

Задание № 2: (работа на доске – 2 уч)

Начертите по два разных угла в тетрадях своего соседа. Предложите cоседу по парте указать вид каждого угла. Проверьте, правильно ли он выполнил задание.

Примечание: правильность оценивается знаком +

Задание № 3

Угол АВС – прямой, угол DEK составляет 20% от угла АВС, а величина угла MON равна среднему арифметическому углов АВС и DEK.

Найти величины каждого угла и построить с помощью транспортира.

На доске заранее заготовленная запись вида:

угол АВС – прямой ?
угол DEK – 20% угла АВС ?
угол MON - ?

Анализ решения задачи:

Вопрос: как нужно найти величину угла MON?

Ответ: угол АВС, т.к. по условию он прямой то угол АВС = 90°

Вопрос: как нужно найти величину угла MON?

Ответ: т.к. градусная мера угла MON – среднее арифметическое углов АВС и DEK, то угол MON = (угол АВС + угол DEK)?2 (внести запись в краткое условие задачи)

Решение задачи:

1) угол АВС = 90 (т.к. прямой)

2) 20% - 0,2 , значит угол DEK = 0,2?90 = 18

3) угол MON = (угол АВС + угол DEK)?2 = (90 + 18)?2= 108?2 = 54

Построить эти углы

1. угол АВС = 90
2. угол DEK = 18
3. угол MON = 54

Ответ: угол АВС = 90; угол DEK = 18; угол MON = 54

Задание №4 (конструирование) работа со спичками

а) Положи три спички так, чтобы получились три угла – острый, прямой и тупой. Сделай чертеж.

Проверка на кодопозитиве:

б) Положи три спички так, чтобы получились три острые и два тупых угла. Сделай чертеж.

 

Проверка на кодопозитиве:

IV. Психологический тест

Цель: оценить образно-логическое мышление

Зачеркните “лишний” предмет в каждой рамке.

По какому признаку сгруппированы остальные предметы?

Ответ: “Лишний” предмет: а) снеговик, б) трапеция, в) дорожный знак.

Признак группировки остальных предметов:

  • наличие углов,
  • наличие прямых углов,
  • наличие тупого угла.

V. Практическая работа по теме

Углы. Виды углов и их построение

Работа с конвертами.
Запись на доске:
угол 1 = 180 (как разв.)
угол 4 = 90 (как прям.)

Примечание: разложить по группам (т.е. отдельно отложить развернутые, прямые, острые, тупые углы).

Задание к моделькам:

1) Из углов 1-7 определить:

а) развернутые;
б) прямые;
в) острые;
г) тупые.

2) Определить градусную меру угла 5 и 6

угол 5 = 45
угол 6 = 125

Задание к чертежу:

Перечертите, имеющиеся на чертеже углы:

а) развернутый;
б) прямой;
в) острые;
г) тупые.

Примечание:

-используя линейку;
-используя угольник;
-используя модель №5;
-углы получаются в результате сложения углов CBD и DBE (угол CBE = угол EBD + угол DBC)

Общее задание:

Найдите, какие из данных углов на модельках равны углам, изображенным на чертежах (наложением).

Запишите, какие углы равны и определите градусные меры равных углов, используя транспортир:

угол 1 = углу АВС = 180
угол 4 = углу DBC = 90
угол 5 = углу АВЕ = 45
угол 6 = углу СВЕ = 125

VI. Задание на дом:

№ 1656; 1657 ; 1658.

VII. Итоги урока: