Литература
-
"Что-то тут не продумано…" Изображение коллективизации в рассказе В.Тендрякова "Пара гнедых" и ее последствий в рассказе "Хлеб для собаки" 2012
Уроки по рассказам В.Тендрякова «Пара гнедых» и «Хлеб для собаки» проводятся в 11-м классе под эгидой изучения изображения России рубежа 20х–30х гг. ХХ в. и прослеживают преемственность в создании образа родной страны от Бунина и Блока до писателей-свидетелей «великого эксперимента», анализируют изобразительно-выразительные средства, определяющие художественный почерк автора, нравственные последствия попытки поднять историю «на дыбки».
-
"Чтобы вовек во мне твоя свеча горела…"
2015
В рамках года литературы мы открываем литературную гостиную под общим названием «Пока горит свеча». В цикл литературных встреч вошли писатели, поэты, авторы известных произведений, которые своим творчеством внесли огромный вклад в культурное развитие России.
-
"Чтобы не погасли тихие огни деревень…" (урок внеклассного чтения по рассказу Б.Екимова «Ралли» в старших классах) 2020
В статье анализируется рассказ Б.П.Екимова «Ралли», автор выносит на обсуждение проблему исчезновения российских деревень. В ходе урока совершенствуются навыки аналитического чтения, умения аргументировать свою точку зрения;проводится работа над развитием речи обучающихся.
-
"Чувства добрые я лирой пробуждал…" (по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель") 2010
Занятие проводится с целью помочь увидеть основные художественные особенности произведения; сформировать навыки анализа художественного произведения; познакомить с понятием «маленького человека» в русской литературе.
-
"Чудный мир тревог…" (Литературное творчество на уроках литературы по программе под редакцией В.Г. Маранцмана) 2007
В статье представлен опыт работы с программой по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана. Проиллюстрированы два принципа, определяющих ее структуру: как литературный материал программы, соответствующий возрастной проблематике ученика, помогает развивать его литературные способности. Работа с программой открывает большие возможности в формировании свободного от догм мышления и многомерного восприятия действительности.
-
"Чудо Екатерины Мурашовой". (По повести Е.Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь") 2012
В работе рассматриваются тема, идея, сюжетные линии повести. Отмечается особая форма изложения художественного материала, то есть делается акцент на особенностях манеры письма писательницы.
-
"Чье это дело – война?" (Урок–размышление на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы) 2009
На уроке ребята знакомятся с понятиями «война» и «мир», «жизненная правда» и «художественный вымысел», работают по решению проблемы выбора между чувством и долгом; великая сила художественного слова; приемы создания художественного текста о войне.
-
"Шли по войне девчата, похожие на парней". Час поэзии 2009
Час поэзии проведен в 9-м классе ко дню Великой Победы. Ребята собирали краеведческий материал, побывали в Совете ветеранов Великой Отечественной войны, встретились с участниками Сталинградской битвы, которые поведали о тех горячих днях. Девятиклассники сделали интересные подборки стихотворений местных поэтов, оформили выставку.
-
«…что это было: любовь или сумасшествие?» (по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет») 2019
Разработка урока литературы по произведению А.И.Куприна «Гранатовый браслет» предназначена для учащихся 11-х классов социально-гуманитарного профиля. Урок знакомит обучающихся с особенностями звучания темы любви в повести Куприна; развивает умение анализировать, определять авторскую позицию; способствует воспитанию правильного отношения к чувствам другого человека, душевной чуткости.
-
«Чтобы вовек твоя свеча во мне горела…» (Е.Евтушенко). Нить судьбы творчества Б.Л. Пастернака 2010
Автор показывает этапы становления Пастернака как поэта. Раскрывает перед учащимися своеобразие личности, философской концепции, основные мотивы творчества; определяет его место и роль в поэзии ХХ века. Анализируя пастернаковскую поэтику, формирует у обучающихся представления о синтетичности видов искусства.
-
«Шагнувший через века…». М.В.Ломоносов – гениальный сын русского народа, реформатор русского литературного языка 2018
Цель урока: познакомить учащихся с биографией М.В.Ломоносова, его ролью в реформе русского языка, вызвать интерес к его личности; дать понятие о «теории трех штилей», показать особенности каждого из них; способствовать совершенствования навыков конспектирования.
-
Что там, за горизонтом? (Урок-обобщение по учебнику Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой "Шаг за горизонт", 5-й класс) 2008
Вашему вниманию предлагается урок-обобщение на тему "Шаг за горизонт".
-
Что? Где? Когда? (по поэме А.С. Пушкина "Цыганы") 2011
В ходе игры воспитанники учатся работать в команде, на практике применяя такие важные во все времена понятия, как "взаимопомощь" и "взаимовыручка"; выбирать из предложенных в ходе обсуждения ответов правильный; аргументировать свою точку зрения; вступать в "сотворческие связи" с родителями; сценически перевоплощаться в героев поэмы "Цыганы" (что способствует применению на практике метода ролевой игры).
-
Чувашские деятели и А.С. Пушкин 2008
Воздействие пушкинской поэзии на творчество П.П. Хузангая и М.Сеспеля.
-
Чувства или принципы? (по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»). 7-й класс 2024
Цель урока: формировать умение анализировать образ главного героя рассказа. Задачи урока: выявить, как соотносятся между собой внешний облик и внутренний мир центрального героя рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»; аргументировать собственное мнение.
-
Чудная власть прошлого в рассказах И.А. Бунина "Антоновские яблоки". 11-й класс 2012
Цель урока – показать своеобразие стиля И.А. Бунина на примере рассказа "Антоновские яблоки".
-
Чья реплика? Тест на знание пьес Шекспира 2025
Представлены два варианта зачетной работы на знание драм Шекспира.
-
Чья реплика? Тестовые работы по пьесам как форма контроля и как способ изучения природы драмы 2025
Тестовые задания, объединяемые названием «ЧЬЯ РЕПЛИКА?», кроме проверки знания теста пьесы, призваны наглядно показать учащимся все эти особенные свойства драматического диалога.
-
Шахматово в жизни А.Блока 2011
Домом для Блока стало имение Шахматово. Эти места – исконная "московская Русь": бесконечные дали, поля, леса, реки. Эта земля живет поверьями. Отсюда придут в поэзию Блока "зубчатый лес", туманы и закаты "Стихов о Прекрасной Даме". Образ России у Блока родом отсюда. Его Непрядва из цикла "Поле Куликово" и река Лутосня похожи, как сестры. В начале 1900-х годов случилось событие, повлиявшее на судьбу Блока, – любовь к Л.Д. Менделевой. Поэтический путь Блока был бы невозможен без Шахматова.
-
Шекспир для нас не одно только громкое имя 2011
Представлен интегрированный урок (литература и английский язык) с использованием презентации, направленный на более близкое знакомство с великим мастером и формирование интереса к английской литературе.
-
Шекспировский вопрос. Интересно ли творчество Шекспира современному читателю 2009
Интегрированный урок литературы и английского языка. Цель урока – развитие у учащихся литературных и лингвистических способностей; воспитание чувства языка; формирование умений анализировать, обобщать, делать выбор; развитие креативных способностей учащихся.
-
Шенграбенское сражение: истинный и ложный героизм. Л.Н. Толстой "Война и мир", т. I, ч. 2 2011
Особенности методики в том, что учитель выступает как организатор процесса обучения, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя проблем. Ученик самостоятельно работает с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей некоторое количество модулей. Ведущим элементом технологии является проблемное обучение. Главным элементом модульного обучения является система контроля и оценивания.
-
Шинель - 1 штука. Человек - 1 штука 2022
Мы с вами сегодня поговорим о самом неоднозначном произведении Н.В.Гоголя «Шинель».
-
Школа читательского мастерства. Моделирование сущностных отношений в художественном тексте 2023
Есть замечательные произведения, на первый взгляд, очень лёгкие для анализа. На самом же деле, читая их, мы долго барахтаемся на поверхности рассказа, тонем в подробностях, не можем решить, что главное, что второстепенное. Вычленить существенное в тексте помогает моделирование.
-
Школа читательского мастерства. Рисунок и схема. Художественное время (образовательный проект, 1–11-е классы) 2023
Курс «Школа читательского мастерства» отличается от школьного изучения предмета литература по трём позициям. Во-первых, это такое чтение художественного текста, при котором возникает интерес и желание с удовольствием копаться в книге, понимать автора коллективом, где нет оценки мнения маленького или взрослого читателя, где не боятся ошибок, непонимания, где замечают вклад каждого в общий успех и радуются литературоведческому и человеческому росту соратника.
-
Школа читательского мастерства. Трансформация текста. Двуголосое слово 2023
Учебное занятие разработано на основе книг Татьяны Губановой «Опыты мыследеятельностной педагогики» и Вадима Левина «Когда маленький школьник становится большим читателем: введение в методику начального литературного образования».
-
Школьная газета "День Великой Победы" 2022
Время не властно над нашей памятью. День Победы – это день памяти, в который мы вспоминаем о длительной и кровопролитной борьбе. Мы с раннего возраста знаем об этой дате. Прошло уже 77 лет с той победной весны: мы радуемся миру на нашей земле, скорбим о погибших. Одно остаётся низменным: никогда мы не забудем мужества солдат, отдавших жизни за свободу и счастье Советской Родины. Наша память о погибших будет вечна! И сколько бы лет не прошло, мы будем всегда помнить о нашей Победе и отдавать дань безмерной благодарности отстоявшим её. В этом выпуске мы перелистаем самые важные страницы борьбы нашей Родины с фашизмом.
-
Школьная газета как способ развития творческих способностей и информационно-коммуникативной компетентности учащихся 2014
Школьная газета "Прожектор" освещает учебный процесс школы, описывает события, мероприятия. Ребята, познакомившись с информационными технологиями, отрабатывают их при выпуске номеров газеты.
-
Школьная филармония "Есенин и музыка". Музыкально-литературная композиция 2007
Музыка...О связи её с поэзией, живописью, архитектурой говорит Сергей Есенин в своих литературных очерках, с величавой её торжественностью сравнивает узорные народные вышивки, орнаменты. Поэтическая работа Есенина переплетена с его музыкальными впечатлениями. Музыкальная разработка есенинской поэзии продолжается. Ещё много раз будут композиторы черпать вдохновение из чистого и щедрого источника поэтичности и музыкальности, имя которому - Сергей Есенин.
-
Школьный музей как средство формирования нравственно-патриотического воспитания. Музыкально-поэтический час "Вышла из войны…" 2012
Музыкально-поэтический час, проведенный в 10-м классе и посвященный жизни и творчеству нашей землячки поэтессы Ресенчук Марии Андреевны. Во время урока были использованы экспонаты музея, например, при инсценировке стихотворения, ребята очень активно работали на уроке, им понравилась такая форма урока, ученикам захотелось больше узнать о знаменитых земляках, в этом учебном году будет проведен урок в школьном музее по творчеству еще одного поэта-земляка – Н.Огнева.