Чья реплика? Тестовые работы по пьесам как форма контроля и как способ изучения природы драмы

Разделы: Литература

Классы: 9, 10, 11


В своей замечательной книге «Четыре стены и одна страсть, или Драма – что же это такое?» Валентин Красногоров пишет:

«Драматический диалог отличается колоссальной сгущенностью, непрерывно выполняя множество разнородных задач. Ведь каждая реплика должна одновременно:

  1. продвигать действие;
  2. раскрывать характер говорящего;
  3. раскрывать характеры других действующих лиц;
  4. развивать сюжет;
  5. реализовать замысел автора, идею произведения;
  6. создавать игровой, зримый элемент представления;
  7. нести служебные функции.

Эти разнообразные и непростые задачи диалог должен решить с помощью очень небольшого количества слов. <…> Поэтому неотъемлемое свойство драматического диалога – его колоссальная ёмкость¸ нагруженность. Каждое слово, подобно Атланту, держит на себе мир пьесы».

Тестовые задания, объединяемые названием «ЧЬЯ РЕПЛИКА?», кроме проверки знания теста пьесы, призваны наглядно показать учащимся все эти особенные свойства драматического диалога.

Тестовая работа на знание текста комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»

I вариант

Часть 1

Определите, кому из персонажей комедии принадлежат приведенные ниже высказывания.

  1. «Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди».
  2. « Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было бы куды класть».
  3. «Ай! ай! ай! ай! Теперь-то я фижу! Умарить хатят репенка!»
  4. «Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ее не навешена: так та покамест существительна».
  5. «Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны».
  6. «Я отроду ничего не читывал! Бог меня избавил этой скуки».
  7. «Люди передо мною умничают, а между свиньями я сам всех умнее».
  8. «Не всякому открыл Господь науку: так кто сам не смыслит, меня нанимает то счетец проверить, то итоги подвести».
  9. «Так разве надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько».
  10. «Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому».
  11. «Всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду».
  12. «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю».
  13. «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло».
  14. «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем дом и держится, мой батюшка!»
  15. «Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки!»
  16. «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
  17. «Из нашей же фамилии, на боку лежа, летят себе в чины».
  18. «Побегу-тка теперь на голубятню, так авось либо…»
  19. «При твоих глазах мои ничего не видят».
  20. «Мне кажется, храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во все испытаниях, во всех положениях жизни».
  21. «Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно».
  22. «Да кабы не умудрил и меня владыко, шедши сюда, забрести на перепутье к нашей просвирне, взалках бы яко пес ко вечеру».
  23. «А смею ли спросить, государь мой! Имени и отчества не знаю, - в деревеньках ваших водятся ли свинки?»
  24. «Нелегкая меня не приберет! Сорок лет служу, а милость все та же…»
  25. «Нас, детей, было у них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти Господней, примерли».
  26. «У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из нее гвоздем не выколотишь».
  27. «Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных».

Часть 2

Определите, кто и о ком из персонажей говорит:

  1. «В иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете».
  2. «То-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник…»
  3. «Уж несколько лет от меня его и в памятцах за упокой поминали».
  4. «Я живу здесь уже три дни. Нашел помещика дурака бесчетного, а жену презлую фурию».
  5. «Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».
  6. «Да я и сам зашвырну ее так, что целой деревней в неделю не отыщут».
  7. «Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться …а протрезвясь, спросил только, целы ли ворота».
  8. «Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет».
  9. «Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил».
  10. «На него, батюшка мой, находит такой, по-здешнему сказать, столбняк. Иногда выпуча глаза стоит битый час, как вкопанный».
  11. «Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат ее в тиранстве».
  12. «Я и к нему было толкнулась, да насилу унесла ноги. Дым столбом, моя матушка! Задушил, проклятый, табачищем».
  13. «Мне представлен в женихи ее некто молодой человек больших достоинств».

II вариант

Часть 1

Определите, кому из персонажей комедии принадлежат приведенные ниже высказывания.

  1. «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою».
  2. «Имею повеление объехать здешний округ; а притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно».
  3. «Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, да двадцать, да еще пятнадцать. Несчетны годы».
  4. «Я говорю без чинов. Начинаются чины — перестает искренность».
  5. «Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди».
  6. «Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам».
  7. «Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться».
  8. «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения».
  9. «В нашем военном ремесле храбр должен быть воин, неустрашим военачальник. Он с холодною кровью усматривает все степени опасности, принимает нужные меры, славу свою предпочитает жизни; но что всего более — он для пользы и славы отечества не устрашается забыть свою собственную славу».
  10. «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?»
  11. «Ты теперь в тех летах, в которых душа наслаждаться хочет всем бытием своим, разум хочет знать, а сердце чувствовать. Ты входишь теперь в свет, где первый шаг решит часто судьбу целой жизни… Умей различить, умей остановиться с теми, которых дружба к тебе была б надежною порукою за твой разум и сердце».
  12. «Я сафсегда ахотник пыл смотреть публик. Пыфало, о праснике съетутца в Катрингоф кареты с хоспотам. Я фсё на них сматру. Пыфало, не сойту ни на минуту с косел».
  13. «Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно».
  14. «Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни».
  15. «Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку».
  16. «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке».
  17. «Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!»
  18. «Отвяжись, сестра! Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь».
  19. «Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила».
  20. «Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит».
  21. «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы».
  22. «Привезла меня сестра сюда жениться. Теперь сама же подъехала с отводом: «Что-де тебе, братец, в жене; была бы-де у тебя, братец, хорошая свинья». Нет, сестра! Я и своих поросят занести хочу. Меня не проведешь».
  23. «Я женин муж».
  24. «Я не усердна нам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь... рада бы не токмо что... живота не жалеешь... а все не угодно».
  25. «Больше полугода, как я в разлуке с тою, которая мне дороже всего на свете, и, что еще горестное, ничего не слыхал я о ней во все это время».
  26. «Да которая бестия без моего спросу отдает тебе письма! Я доберусь. Вот до чего дожили. К девушкам письма пишут! девушки грамоте умеют!»
  27. «Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю».

Часть 2

Определите, кто и о ком из персонажей говорит:

  1. «Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа».
  2. «В Москве же приняли иноземца на пять лет и, чтоб другие не сманили, контракт в полиции заявили».
  3. «Сегодня, однако же, в первый раз здешняя хозяйка переменила со мною свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну».
  4. «Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему».
  5. «Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил».
  6. «О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была головушка!»
  7. «Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. Куда надобно — лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. Правду сказать, и мы им довольны, батюшка братец. Он ребенка не неволит».
  8. «Как! Племяннику перебивать у дяди! Да я его на первой встрече, как черта, изломаю».
  9. «Я и сам имею честь знать вашего дядюшку. А, сверх того, от многих слышал об нем то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение. Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия».
  10. «Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли, батюшка».
  11. «После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как ее матушке, а моей сватьюшке, сделался удар... Мы, видя, что она осталась одна, взяли ее в нашу деревеньку и надзираем над ее имением, как над своим».
  12. «Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски».
  13. «Не прогневайся, мой батюшка, что урод мой вас прозевал. Отроду никого угостить не смыслит. Уж так рохлею родился, мой батюшка».

Ответы к тесту по комедии «Недоросль»

I вариант

Часть 1

  1. Правдин
  2. Простакова
  3. Вральман
  4. Митрофан
  5. Правдин
  6. Скотинин
  7. Скотинин
  8. Цыфиркин
  9. Простакова
  10. Простакова
  11. Скотинин
  12. Еремеевна
  13. Стародум
  14. Простакова
  15. Софья
  16. Стародум
  17. Простакова
  18. Митрофан
  19. Простаков
  20. Милон
  21. Стародум
  22. Кутейкин
  23. Скотинин
  24. Еремеевна
  25. Простакова
  26. Скотинин
  27. Стародум

Часть 2

  1. Цыфиркин о Митрофане
  2. Простаков о Митрофане
  3. Простакова о Стародуме
  4. Правдин о Простаковых
  5. Софья о Митрофане
  6. Скотинин о Простаковой
  7. Скотинин о дяде своем покойном
  8. Правдин о Стародуме
  9. Еремеевна о Митрофане
  10. Простакова о муже
  11. Милон о Софье
  12. Еремеевна о Вральмане
  13. Стародум о Милоне

II вариант

Часть 1

  1. Скотинин.
  2. Правдин.
  3. Цыфиркин.
  4. Стародум.
  5. Простакова.
  6. Кутейкин.
  7. Митрофан.
  8. Простакова.
  9. Милон.
  10. Скотинин.
  11. Стародум.
  12. Вральман.
  13. Стародум.
  14. Правдин.
  15. Митрофан.
  16. Простакова.
  17. Простакова.
  18. Скотинин.
  19. Софья.
  20. Простакова.
  21. Стародум.
  22. Скотинин.
  23. Простаков.
  24. Еремеевна.
  25. Милон.
  26. Простакова.
  27. Скотинин.

Часть 2

  1. Правдин о Простаковых.
  2. Простакова о Вральмане.
  3. Софья о Простаковой.
  4. Митрофан о Еремеевне.
  5. Еремеевна о Митрофане.
  6. Скотинин о дяде.
  7. Простакова о Вральмане.
  8. Скотинин о Митрофане.
  9. Правдин о Стародуме.
  10. Простакова о своих умерших во младенчестве братьях и сестрах.
  11. Простаков о Софье.
  12. Цыфиркин о Митрофане.
  13. Простакова о муже.

Тест по комедии А.Грибоедова "Горе от ума"

Тестовая работа на знание текста драмы А.Н.Островского «Гроза»

Тестовая работа на знание текста драмы А.П.Чехова «Вишневый сад»

Тестовая работа на знание пьесы М.Горького «На дне»