Шенграбенское сражение: истинный и ложный героизм. Л.Н. Толстой "Война и мир", т. I, ч. 2

Разделы: Литература


Цели:

  • Познавательная: продолжить формирование и развитие специальных умений и навыков (художественный анализ текста, определение темы и идеи, словарная работа; ) ,общеучебных навыков и умений (самостоятельная работа, работа с текстом, чтение задания, понимание, продумывание плана его выполнения, усвоение объяснений учителя); формирование научного мировоззрения;
  • Развивающая: развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса, развитие логического мышления (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать), умения выделять главное, существенное при работе с текстом; развитие творческих способностей учащихся;
  • Воспитательная: воспитывать самостоятельность как черту личности, толерантность, аккуратность и дисциплинированность, умение доводить начатое до конца; продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля; содействовать эстетическому воспитанию учащихся на текстах художественной литературы ,знанию истории страны, развитию чувства патриотизма

УМ №1 Интегрированная цель урока:

1. Учащиеся должны знать:

– текст художественного произведения;
– связь литературного произведения с историческим контекстом эпохи;
– способы создания портрета литературного героя.

2. Учащиеся должны уметь:

– читать и понимать текст;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– выстраивать ход мыслей;
– систематизировать собранный материал по плану;
– использовать опорные слова и обороты речи при оформлении мыслей;
– работать в режиме времени;
– оформлять работу в едином орфографическом режиме.

Учебные элементы

Содержание учебного материала

Руководство по усвоению учебного материала

УМ № 2 Актуализация знаний

Цель: актуализировать ранее изученный материал, необходимый для усвоения нового.

 
УЭ № 1 С какими героями мы уже встречались на страницах романа? Дайте этим героям краткую характеристику.(2–3 строчки) С кем встретились впервые? Перечислите их.
Инструкция № 1
Откройте Приложение 1, сверьте свой ответ с образцом.
Запишите в тетрадь (10 мин.)
УМ № 3 Активная познавательная деятельность
Цель: научить работать с текстом художественного произведения.
 
УЭ № 2 Сражение начинается с событий, в которых Кутузов, понимая, что русская армия почти в безвыходном положении, решил послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Отряду Багратиона удалось опередить французов и даже ввести их в заблуждение. Маршал Мюрат подумал, что перед ним вся русская армия, и тоже решил дождаться, когда подойдут все наполеоновские войска. Отряд Багратиона получил передышку. Русские расположились возле австрийской деревни Шенграбен и ждали сражения.

Задание: постарайтесь ответить на данные вопросы.

1. В душевном мире князя Андрея на протяжении всей кампании 1805 года назревает и разрастается драматический раскол между высоким полетом его мечты и реальными буднями воинской жизни. Какой эпизод демонстрирует это? (ч.2 гл.13).

2. В каком эпизоде Толстой показывает всю бесполезность и ненужность войны? (ч.2 гл.15)

Ответить на вопросы 1–9 устно, используя текст.
3. Расскажите о поведении Багратиона во время боевых действий? (ч.2 гл.17)

4. Охарактеризуйте поведение Жеркова во время сражения. (ч.2 гл.19)
5. Расскажите о споре полковника и генерала? О чем говорит такое поведение? (ч.2 гл.19)
6. Трус ли Николай Ростов? (ч.2 гл.19)
7. Чем руководствуется Долохов, совершая героический поступок на поле брани? (ч.2 гл.20)
8. Расскажите о капитане Тушине по плану:

а) “…маленький, грязный худой артиллерийский офицер…без сапог” (ч.2 гл15)
б) “…а все-таки будущую жизнь постигнуть…”(ч.2 гл.16),
в) “он… решил, что хорошо было бы зажечь деревню”. (ч.2 гл.17)
г) “ Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха…” (ч.2 гл.20)
д) “успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой” (ч.2 гл.21)

9. Почему князю Андрею было “грустно и тяжело”? Почему “все это было так странно ,так непохоже на то, чего он надеялся”?

10. Разделите героев сражения на две группы: тех, которые проявили истинный героизм и героизм мнимый.

Инструкция № 2
Сверьте свои ответы с Приложением 2

Инструкция №3
Приступайте к выполнению УЭ № 3

При работе над сочинением используйте вспомогательный материал:

1. Автор, писатель, мастер слова, художник слова.

2. Изображает, описывает, пишет, создает, повествует, говорит, рассказывает, утверждает, раскрывает, отмечает, выделяет, воспроизводит, рисует ,сочувствует , иронизирует, негодует, понимает, мыслит, думает, размышляет, мечтает ,воссоздает, утверждает и т.д.

3. Думаю, считаю, на первый взгляд кажется, представляется, хочется понять, помогает понять, можно предположить, помогает определить мое отношение; вызывает сочувствие, сопереживание, уважение, презрение, радость, вызывает негодование, неприятие.

4. Рассказ, произведение, текст, жизненная история, ситуация.

5. Мастерство автора, автора волнует, душевное состояние, с точки зрения, по мнению автора, читателя, сразу же захватывает читателя, один из интересных эпизодов, моментов; человечность отношений.

Выполнить письменно (2 колонки)
УМ № 4

Обобщение и систематизация знаний. умений, навыков.
Выходной контроль

УЭ № 3 Цель: проверить умение систематизировать собранный материал и выстраивать ход мыслей.

Задание. Оформите свои записи в текст при помощи данного ниже плана.

Выполните на отдельном листе

40 мин.)

П л а н.

I. Вступление. Шенграбенское сражение. Картины военных действий и разные типы её участников.
II. Основная часть.

1. Мечты князя Андрея о своем “Тулоне” и столкновение их с реальностью.
2. Лжегерои военных событий:

а) цель героических поступков Долохова,
б) трусость Жеркова,
в) самолюбие полковника и генерала.

3. Трус ли Николай Ростов?
4. Истинные герои сражения:

а) поведение Багратиона,
б) подвиг капитана Тушина.

III. Заключение. От кого зависит ход исторических событий.

Проверяется учителем (оценки сообщаются на следующем уроке)
Инструкция № 4

Сдайте работы на проверку учителю.
Откройте цели урока и посмотрите, достигли ли вы этих целей.
Приступайте к выполнению УЭ № 5

УМ № 5

УЭ № 4

Домашнее задание

Т.1 ч.3 прочитать.

Запишите в дневник