Программа:
1) Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. 5-11 классы / Под ре.д. В.Г.Маранцмана. – М.., «Просвещение», 1992.;
2) Программа литературного образования. 5-9 классы. / Под ред. В.Г.Маранцмана. – М., «Просвещение», 2007.
Дополнительное время, необходимое на внеклассную работу с учащимися по данному проекту: не менее 10 часов внеклассной работы на подготовку выразительного чтения отрывков из художественных произведений (индивидуальная работа с каждым чтецом)
Задачи урока:
обучающие: соотнесение понятий «война» и «мир», жизненная правда и художественный вымысел, работа по решению проблемы выбора между чувством и долгом, великая сила художественного слова; приемы создания художественного текста о войне.
развивающие: понятия о разных жанровых формах произведений о войне, особый, личный взгляд на события автора и читателя; развитие навыков художественного чтения наизусть и выразительного чтения с листа, эвристическая беседа - первый опыт проникновения в художественное пространство литературного произведения: что важнее: форма или содержание.
воспитательные: воспитание чувства патриотизма, верности долгу, чести, слову, другу, сыновней привязанности к родному краю, понятие права выбора: жизнь или смерть, цена жизни и смерти, «недетское лицо войны», чье это дело – война?
Функции учителя во время хода урока:
Цели урока:
- Познакомить учащихся с новыми для них произведениями о войне, вспомнить некоторые уже известные им литературные тексты на ту же тему, обобщить изучение.
- Учить сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков во взаимосвязи с особенностями (обстоятельствами).
- Учить задумываться над общечеловеческими вопросами бытия вместе с писателями искать на них ответы, пытаться осознать неразрывную связь времен.
- Показать учащимся переходящую ценность произведений художественного слова о войне, созданных писателями разных эпох.
Домашнее задание:
- Работа над речевыми ошибками в сочинении (окончить)
- Написать мини-сочинение на тему: «Самый интересный эпизод открытого урока» (Что особенно понравилось в ходе урока и объяснить почему).
Оборудование урока:
- Литературные тексты (персонально нескольким учащимся – по выбору учащихся и учителя). Историческая повесть «На поле Куликовом» (Г.П. Шторм)
- Летописная повесть «Задонщина»
- Отрывки из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (главы по теме: «Образ Пети Ростова.»)
- Рассказ «…..» (М.А. Шолохов)
- Стихотворение «Рассказ танкиста» (А.Т. Твардовский)
- Стихотворение «Варвары» (Мусса Джамиль)
- Книга А.В. Митяева «Шестой неполный» (Рассказ «Гвардии медвежонок»)
- Рассказ «Судьба человека» (М.А. Шолохов)
- Повесть «Кочевала тучка золотая» (А. Приставкин)
- Стихотворение «Хотят ли русские войны»
- Былина «Добрыня Никитич и Алеша Попович»
- Стихотворение К. Симонова «Жди меня»
- Повесть В, Богомолова «Иван»
Оборудование урока (продолжение)
- Видеофильм «Иваново детство» (по мотивам повести В.О. Богомолова «Иван»; режиссер А. Тарковский, киностудия «Мосфильм», 1962 г.)
- Видеофильм (любительская съемка из семейного архива) о принятии военной присяги курсантами высшего военного училища связи (г. Санкт-Петербург)
- Стенд с фотографиями знакомых, родных и близких людей учащихся, которым удалось испытать тяготы военного времени в разные годы
- Рисунки учащихся на тему: «Дети и война»
- Сочинения учащихся на тему: «Чьё это дело – война?»
- Аудиозапись песни Д. Тухманова на слова В. Харитонова «День Победы» (исп. Л. Лещенко)
- Зажжена свеча на столе в продолжении всего урока как символ памяти.
Замечания к уроку:
- Учащиеся получили задание познакомиться самостоятельно с произведениями литературы о войне, стихотворными и прозаическими (по выбору учащихся)
- Выучить наизусть стихотворение о войне (по выбору учащихся) – для отбора к обзорному уроку
- Написать сочинение на тему : «Чьё это дело – война?» (На подготовку к сочинению отводится один урок - предварительно)
- Выполнить рисунки на тему: «Дети и война» (для отбора на вернисаж обзорного урока)
- Просмотр в классе и обсуждение (отдельно два урока) к/ф «Иваново детство» (режиссер А. Тарковский, киностудия «Мосфильм», 1962 г.)
- Заранее готовятся к выразительному чтению отдельные учащиеся (по выбору учителя)
- Отрывки из сочинений отбирает учитель, зачитывают на уроке учащиеся
- Отрывки из произведений используемые на уроке, подобраны из художественных текстов, в основном изучаемых по программе соответствующего курса
- Урок строится как урок-размышление учителя и учеников, как обмен мнениями: писатель – ученик – учитель
- Эта форма урока может быть использована в классе любого уровня. Предварительная подготовка (сроки, объем материала, выбор учащихся) зависит от уровня учеников. В сильном классе подобные уроки могут быть регулярными
- Материалы урока разнородны поэтому их нужно как следует изучить, систематизировать, ограничить временными рамками
- Каждый этап урока сопровождает занятие для всего класса (вопросы, на которые нужно ответить или другие по выбору учителя).
Записи на школьной доске:
Эпиграфы к уроку:
«Спасение человека в руках самого человека»
Андре Моруа
Французский писатель
(1885 - 1967)
«Слово – это… внешняя одежда;
Мысль – это тело, скрывающееся под одеждой»
Федор Михайлович Достоевский
(1821 - 1881)
Словарь:
Война – 1. Борьба, враждебное отношение с кем – чем – либо;
2. Вооруженная борьба между народами или государствами.
Варвар – 1. Пренебрежительное название чужеземцев (у древних греков)
2. Невежественный, грубый, жестокий человек (фашистские варвары)
Застреха – Нижний, свисающий край крыши; брус поддерживающий нижний край крыши (гнездо под застрехой)
Ротонда – 1. Круглое или полукруглое здание с куполом небольшого размера
2. Верхняя одежда без рукавов в виде накидки
Маркитант – торговец съестными припасами, напитками, мелкими товарами при армии в походе
Ход урока:
Слово учителя: (зажигает свечу объясняя значение этого символа)
Пламя свечи – с давних времен является символом вечной памяти – святой, светлой памяти…
1. Пусть наш открытый урок сегодня будет посвящен светлой памяти тех, кто прошел испытание войной, с честью, не уронив своего человеческого достоинства, в какое бы сложное время они не жили. Пусть наше размышление на тему: «Чье это дело – война?», станет выражение нашей благодарности всем им, когда то воевавшими и воюющими сегодня защитникам нашего отечества.
2. Вот здесь, на этих маленьких стендах – фотографии наших героев, наших с вами знакомых, родных и близких людей. Это именно о них или о таких, как они, наш разговор сегодня на уроке, наши размышления, к которым мы присоединяем и ваши рисунки на тему: «Дети и война», ведь в них - тоже ваши мысли о том, что такое «война» и каково было детям во время войны. На эту тему в нашей литературе много замечательных произведений. Давайте представим, что некоторые писатели сегодня «примут участие» в нашей беседе, а мы «выслушаем» их мнения и обсудим, и постараемся ответить на заданный темой урока вопрос. Очень полезен будет вам вот этот словарь, толковый, к которому можно будет самостоятельно обратится по ходу урока (запись на доске).
3. А теперь давайте обратим свое внимание на эпиграфы к уроку, их два (зачитать вслух).
Попробуйте объяснить, как вы поняли смысл этих высказываний? (вопрос к учащимся)
(1. Чтобы не погибнуть в результате войн, третьей мировой войны все люди планеты Земля должны заранее задуматься над тем, что это, увы, возможно. Задуматься, открыто заявить о своем протесте против подобной участи. А за словами должны последовать конкретные дела: все споры нужно разрешать только мирным путем.
2. Главное – в том, что кроется за словами, их смысл. Это очень важно понимать, когда сам что то говоришь и когда читаешь книги).
Давайте же попробуем прислушаться к словам некоторых русских писателей писавших о войне. Может быть их слова отзовутся в наших сердцах…
4. Послушаем фрагмент из исторической повести «На поле Куликовом» (Г.П. Шторма, историка, философа, писателя) Вопрос к учащимся (и т. д,)
В каких словах выражено отношение к происходящим событиям? Как вы поняли смысл этих слов? (В войне нет победителей)
5. Отрывок из летописной повести «Задоницина»
- За что просит прощение князь?
- На что просит он благословения?
- Что значат эти слова?
(Не прощения просить нужно, а так поступать, чтобы не пришлось просить его. Войне – нет и не будет конца).
6. Отрывки из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Слово учителя о Пете Ростове (Кратко об образе Пети, о значении этого героя в романе)
I. Как автор подчеркивает нетерпение юного гусара поскорее ринуться «туда, где оге нет»? Для чего так необходимо мальчику участие в боевых действиях? Почему Петя покраснел, когда подарил свой ножик офицеру?
II. Что означают слова «звуки, похожие на лай собаки»? Почему в этот момент офицеры постарались не смотреть на Давыдова?
(Петя – слишком молод: он еще обожает сладости, как любой ребенок. Он рвется в бой, чтобы «совершить подвиг» и прославиться, не понимая истинных опасностей войны. Он забывает об опасности и стремится в самое пекло – и погибает, обрекая своих близких и друзей на вечную боль).
7. Отрывок из романа М.А. Шолохова «Нахаленок»
- Какими словами писатель старается подчеркнуть горе Мишки? Зачем так натурально нужно было описывать подробности того, что увидел мальчик в повозке?
- Что сделал Мишка потом, в самом конце рассказа?
8. «Рассказ танкиста» А.Т. Твардовский
- В каких произведениях рассказывается о настоящих геройский поступках детей во время войны?
9. Просмотр к/ф (весь фильм – заранее) режиссера А.Тарковского (по рассказу «Иван» В. Богомолова); на этом уроке - фрагмент о том, как Иван на войне играет в войну, представляя себя мстителем за погибших.
- Как режиссер подчеркивает мысль о том, что на войне, во время войны дети быстро взрослеют?
(На вид ему, Ивану, более 10 – 12 лет… )
10. Ученик читает отрывок из своего сочинения (о «взрослых детях» войны).
11. Ученица читает отрывок из былины «Добрыня Никитич и Алеша Попович» (о расставании сына и матери, мужа и жены). Слово учителя (кратко о том, что уход на поле битвы – это во все времена почетное дело, но материи жены чаще оставались безутешны в горе, если любимые не возвращались).
- Как об этом сказано в былине?
(Мать сыном гордится и печалится одновременно, жена – обещает ждать, а ведь это так важно для воина – чтобы его ждали и верили…).
12. «Жди меня…» К. Симонов.
Другое время, другие люди, но любовь, выраженная через ожидание, всегда «творила чудеса» …
- Вы согласны с этой мыслью К. Симонова?
13. Ученица читает отрывок из своего сочинения (о варварстве фашистов, занимавших города и села)
14. «Варварство» Мусса Джамиль
- Как поет говорит об ужасе случившегося? Какими словами он показывает, что содеянное фашистами противоестественно: (сама природа протестует, ужасается, содрогается, плачет, скорбит, негодует, гневно осуждает… и «сохраняет следы» преступления: поваленный грозой дуб, немой свидетель, он также будто расстрелян).
15. Ученица читает отрывок из своего сочинения (о том, что не все «враги» - варвары)
16. Не окаменело и сердце русского солдата. Помните, какими нежными, добрыми словами описывает А.В. Митяев в своей книге «Шестой – неполный» настоящую дружбу летчика Петра Алексеева и «гвардии медвежонка» Михаила Топтыгина?
17. Рассказ «Судьба человека» М.А. Шолохов
- Почему герой рассказа М.А. Шолохова решил усыновить Ванюшу? Какие, для выражения этой необходимости, найдены слова?
(Вместе и горе по плечу; старший и младший будут оберегать друг друга, любить – значит жизнь продолжиться).
18. Тема беспризорничества стала центральной в повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая».
Слово Учителя (Кратко о сюжете произведения, о судьбах беспризорников в годы войны, о детских домах – на Кавказе, в то время как кавказские народности выступили на стороне немецких захватчиков… Но детям всегда был нужен мир, пусть даже такой, голодный и беспризорный, который сполна познали братья Кузьмеными, близнецы, герои повести. Колька прячется в кукурузном поле от чеченцев, разоривших только что русский поселок. И вдруг он понимает, что отстал от «своих», брата Сашки в том числе, с которыми они намеривались осуществить побег из колонии. Он возвращается в поселок и видит распятого на изгороди Сашку. Картина потрясает ужасными подробностями злодеяния). Как это можно назвать?
- Варварство!
- Что испытывает ребенок, потеряв самое дорогое в своей жизни – родную душу, душу брата кровного? Страх? Ненависть? Злобу? Желание мести? – Нет! – Что же?
Ученики читают отрывок из повести.
(Потеряв брата, Колька испытывает одиночество и рассуждает о всеобщем братстве).
1. «До свидания, мальчики!» Булат Окуджава
(Читает ученица)
Рассказ о дедушке, о его наградах, о светлой памяти о нем в семье….
(Девочка называет ордена и медали своего дедушки, прадедушки, одноклассникам).
2. Ученик читает стихотворение «Хотят ли русские войны?»
3. Учащиеся зачитывают отрывки из своих сочинений с призывами ко всем людям Земли. В них надежда наших детей на то, что их слово тоже отзовется в сердцах взрослых, от которых по-прежнему все еще зависит судьба человечества
4. Звучит песня «День Победы» в исполнении Л. Лещенко (аудиозапись) Д. Тухманов – В. Харитонов
5. В это время на экране кадры видеофильма (из семейного архива ученика) о принятии присяги курсантами военного училища в Санкт-Петербурге, среди них – родной старший брат ученика.
Домашнее задание: подготовить выставку военных реликвий (из домашних собраний, архивов), фотографий военной поры и собственных рисунков на военную тематику.