Чувства или принципы? (по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»). 7-й класс

Разделы: Литература


Предмет: литература.

Учебник: Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Ч. 1 / В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2023.

Класс: 7.

Название раздела: Литература второй половины XIX века.

Тема урока: Чувства или принципы? (И.С.Тургенев Рассказ «Бирюк»)

Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок чтения и изучения нового произведения).

Цель урока: формировать умение анализировать образ главного героя рассказа.

Задачи урока:

  • Выявить, как соотносятся между собой внешний облик и внутренний мир центрального героя рассказа И.С.Тургенева «Бирюк».
  • Аргументировать собственное мнение.

Планируемые результаты:

  • Личностные: воспринимает и оценивает литературное произведение, выражает личное читательское отношение к прочитанному.
  • Метапредметные: устанавливает существенный признак классификации и классифицирует эпизоды по существенному признаку, устанавливает основания для их обобщения и сравнения; соотносит и интерпретирует информацию различных видов и форм представления (художественный текст и видеофрагмент); самостоятельно выбирает способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов; использует преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, владеет способами самоконтроля.
  • Предметные: выявляет позицию героя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения; характеризует героев-персонажей, даёт их сравнительные характеристики; сопоставляет произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы; сопоставляет изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);

Ключевые слова: конфликт, природа, автор, бедность, бирюк, вор, сострадание, верность долгу, страдание, гроза.

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

На интерактивной доске представлены 4 изображения и комментарии под ними. Ученикам предлагается рассмотреть их и догадаться, о каком писателе и произведении пойдёт речь на уроке.

Спасское-Лутовиново

Вопросы после ознакомления.

1. Произведение какого писателя мы будем изучать на уроке?
2. Как оно называется?

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Ученики заранее распределены на четыре группы. Каждая группа работает с эпизодом рассказа.

1 группа - Пейзаж в рассказе «Бирюк»,

2 группа - Описание интерьера (изба лесника),

3 группа - Портретная характеристика героев,

4 группа - Разговор Бирюка и крестьянина.

У ребят на столах карточки с вопросами, каждая группа работает с вопросами.

Вопросы всем группам:

- Какие моменты биографии И.С.Тургенева вы можете вспомнить?

- Какие произведения этого автора вам запомнились?

- Кто такой бирюк?

Фронтальная работа, ученики отвечают на вопросы, знакомятся с заданиями на карточках. В тетради записывают тему урока.

Этап 1.3. Целеполагание

Ученики формулируют свои цели на данный урок, несколько человек озвучивают их, обсуждаем каждую.
Фиксация целей урока в тетради. Например, ты узнаешь, кто такой бирюк, научишься описывать интерьер, узнаешь причину конфликта между Бирюком и мужиком.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Каждая группа работает со своей карточкой. Результаты фиксируются каждым учеником в тетрадях, после поиска и совместного обсуждения. Во время работы ученики пользуются справочными материалами(изобразительно-выразительные средства), словарём литературоведческих терминов, учебником, интернет-ресурсами.

1 группа. Вопросы

2 группа. Вопросы

3 группа. Вопросы

4 группа. Вопросы

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Представление результатов групповой работы. Каждая группа озвучивает получившийся анализ эпизода. После выступления следует обсуждение, корректировка в случае необходимости

Физкультминутка.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Ученики в тетрадях составляют схему, кластер «Образ Бирюка».
Первые выполнившие показывают схемы участникам своей группы, соседних групп.
Корректируют свои схемы.

Пример, кластера.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Посмотрите фрагмент фильма «Бирюк» (1977 года) и ответьте на вопрос: Согласны ли вы с таким финалом фильма и почему?

Этап 3.3. Развитие функциональной грамотности

Сделайте проект страницы ВКонтакте от лица главного героя рассказа И.С.Тургенева «Бирюк».

Этап 3.4. Систематизация знаний и умений

Соотнесите интерпретацию темы крепостничества в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк» с изученными ранее произведениями И.С.Тургенева и Н.А.Некрасова. Выявите черты сходства и различия.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Ученикам предложено индивидуально решить тест по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк», используя ЦОР: https://saharina.ru/lit_tests/test.php?name=test173.xml

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Подведение итогов урока.
Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?
Какие проблемы возникли?
Какие пути решения можно предложить?

Этап 5.2. Домашнее задание

На выбор:
1. Письменный ответ на вопрос: Что привлекает и что отталкивает меня в Бирюке.
2. Составить кроссворд по рассказу.
3. Сделать иллюстрацию к рассказу.