Предмет: литература.
Учебник: Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Ч. 1 / В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2023.
Класс: 7.
Название раздела: Литература второй половины XIX века.
Тема урока: Чувства или принципы? (И.С.Тургенев Рассказ «Бирюк»)
Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок чтения и изучения нового произведения).
Цель урока: формировать умение анализировать образ главного героя рассказа.
Задачи урока:
- Выявить, как соотносятся между собой внешний облик и внутренний мир центрального героя рассказа И.С.Тургенева «Бирюк».
- Аргументировать собственное мнение.
Планируемые результаты:
- Личностные: воспринимает и оценивает литературное произведение, выражает личное читательское отношение к прочитанному.
- Метапредметные: устанавливает существенный признак классификации и классифицирует эпизоды по существенному признаку, устанавливает основания для их обобщения и сравнения; соотносит и интерпретирует информацию различных видов и форм представления (художественный текст и видеофрагмент); самостоятельно выбирает способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов; использует преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, владеет способами самоконтроля.
- Предметные: выявляет позицию героя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения; характеризует героев-персонажей, даёт их сравнительные характеристики; сопоставляет произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы; сопоставляет изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
Ключевые слова: конфликт, природа, автор, бедность, бирюк, вор, сострадание, верность долгу, страдание, гроза.
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
На интерактивной доске представлены 4 изображения и комментарии под ними. Ученикам предлагается рассмотреть их и догадаться, о каком писателе и произведении пойдёт речь на уроке.
Спасское-Лутовиново
Вопросы после ознакомления.
1. Произведение какого писателя мы будем изучать на уроке?
|
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Ученики заранее распределены на четыре группы. Каждая группа работает с эпизодом рассказа. 1 группа - Пейзаж в рассказе «Бирюк», 2 группа - Описание интерьера (изба лесника), 3 группа - Портретная характеристика героев, 4 группа - Разговор Бирюка и крестьянина. У ребят на столах карточки с вопросами, каждая группа работает с вопросами. Вопросы всем группам: - Какие моменты биографии И.С.Тургенева вы можете вспомнить? - Какие произведения этого автора вам запомнились? - Кто такой бирюк? Фронтальная работа, ученики отвечают на вопросы, знакомятся с заданиями на карточках. В тетради записывают тему урока. |
Этап 1.3. Целеполагание |
Ученики формулируют свои цели на данный урок, несколько человек озвучивают их, обсуждаем каждую.
|
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала Каждая группа работает со своей карточкой. Результаты фиксируются каждым учеником в тетрадях, после поиска и совместного обсуждения. Во время работы ученики пользуются справочными материалами(изобразительно-выразительные средства), словарём литературоведческих терминов, учебником, интернет-ресурсами. 1 группа. Вопросы
2 группа. Вопросы
3 группа. Вопросы
4 группа. Вопросы
|
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Представление результатов групповой работы. Каждая группа озвучивает получившийся анализ эпизода. После выступления следует обсуждение, корректировка в случае необходимости |
Физкультминутка. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Ученики в тетрадях составляют схему, кластер «Образ Бирюка».
Пример, кластера.
|
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Посмотрите фрагмент фильма «Бирюк» (1977 года) и ответьте на вопрос: Согласны ли вы с таким финалом фильма и почему? |
Этап 3.3. Развитие функциональной грамотности |
Сделайте проект страницы ВКонтакте от лица главного героя рассказа И.С.Тургенева «Бирюк».
|
Этап 3.4. Систематизация знаний и умений |
Соотнесите интерпретацию темы крепостничества в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк» с изученными ранее произведениями И.С.Тургенева и Н.А.Некрасова. Выявите черты сходства и различия. |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Ученикам предложено индивидуально решить тест по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк», используя ЦОР: https://saharina.ru/lit_tests/test.php?name=test173.xml |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Подведение итогов урока.
|
Этап 5.2. Домашнее задание |
На выбор:
|