Есть замечательные произведения, на первый взгляд, очень лёгкие для анализа. На самом же деле, читая их, мы долго барахтаемся на поверхности рассказа, тонем в подробностях, не можем решить, что главное, что второстепенное. Вычленить существенное в тексте помогает моделирование.
Прочтём рассказ Николая Носова «Фантазёры».
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.
- Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.
- Девяносто пять. А тебе?
- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, - говорит Мишутка.
- У! А я море мог переплыть!
- Подумаешь - море! Я океан переплывал!
- А я раньше летать умел!
- А ну, полети!
- Сейчас не могу: разучился.
- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.
- Врешь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
- Как же ты шел без головы?
- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.
- Почему же ты теперь с головой?
- Другая выросла.
"Ловко придумал!" - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.
- Ну, это что! - сказал он. - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
- Вот так соврал! - рассмеялся Мишутка.
- Вовсе нет.
- Почему же ты теперь живой?
- Так он же меня потом выплюнул!
Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:
- Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...
- Знаю, знаю! - закричал Стасик. - Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.
- Ничего подобного. Я не про это.
- Ну ладно. Ври дальше.
- Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - рраз! - и раздавил в лепешку.
- Ха-ха-ха! Вот это враки!
- А вот и не враки!
- Как же ты мог раздавить автобус?
- Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.
- Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал.
- Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка.
- Не веришь? Честное слово!
- На чем же ты летал?
- На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!
- Что же ты там на Луне видел?
- Ну, что... - замялся Стасик. - Что я там видел? Ничего и не видел.
- Ха-ха-ха! - рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!
- Конечно, летал.
- Почему же ничего не видел?
- А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно... Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся...
- А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне.
Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
- Вот врут-то! И вам не стыдно?
- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
- Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие!
- А ты думаешь, легко выдумывать!
- Чего проще!
- Ну выдумай что-нибудь.
- Сейчас... - сказал Игорь. - Пожалуйста.
Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
- Сейчас, - повторил Игорь. - Э-э-э... гм... кхм... э-э-э...
- Ну, что ты все "э" да "э"!
- Сейчас! Дайте подумать.
- Ну, думай, думай!
- Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо. - Сейчас, сейчас... э-э-э...
- Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил - чего проще!
- Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
- Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик.
- Ничего. Как было, так и рассказал.
- А говорил - выдумывать мастер!
- Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
- Какая польза?
- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю:
"Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.
- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! - сказал Мишутка.
- А тебе что?
- Мне ничего. А вот ты этот, как это называется... Брехун! Вот!
- Сами вы брехуны!
- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
- Я и сам не стану с вами сидеть.
Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
- Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь.
Продавщица дала им мороженое на палочке.
- Пойдем домой, - говорит Мишутка, - разрежем ножом, чтоб было точно.
- Пойдем.
На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.
- Ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.
- Меня мама гулять не пускала.
- За что?
- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою полпорцию мороженого дам, - сказал Мишутка.
- И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.
-А вы разве не хотите сами?
- Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.
- Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.
- Правильно! - сказал Стасик. -А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.
Пошли они домой, разделили мороженое на три части.
- Вкусная штука! - сказал Мишутка. - Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.
- Ну, ты выдумываешь все! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!
- Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана..
Деятельность по анализу этого замечательного рассказа третьеклассниками можно уложить в два урока. «Понимать» удобно фронтально и парами, чтобы не искать помещения для работы групп.
Произведение не очень маленькое, к тому же есть опасность «заболтать» содержание… Построить работу можно так.
После формулирования первичного понимания текста (и записи этого понимания) можно предложить ребятам самим выбрать способ анализа. Скорее всего, они предложат выделить «главные» слова маркером, это им очень нравится делать. В тексте и на интерактивной доске мы пометим все слова, обозначающие увлекательное занятие Стасика и Мишутки, а затем и Игоря. Дети сразу начнут классифицировать синонимы слова «неправда», делить на «положительные» и «отрицательные» враки. Не будем им мешать.
Затем позволим ребятам вволю наговориться о «правде и неправде» и самим убедиться, что просто разговор о том, кто из героев что делает, непродуктивен для понимания смысла рассказа, и понять, что известные способы анализа в нашей ситуации не работают.
Остановив полилог про «хорошие враки» и «плохие враки», рисуем на доске два одинаковых объекта - например, окружности - «неправду» Стасика и Мишутки и «неправду» Игоря и просим ребят показать графически их отличие, дорисовать что-либо, чтобы без подписи было понятно, где чья неправда.
Ребята сразу вносят коррективы: окружности не могут быть одинаковыми, их надо по-разному закрасить! В «неправде Стасика и Мишутки» вполне могут жить, например, цветочки, а «неправда Игоря» грязная.
Третий шаг в работе над моделью - размышление над главными для понимания текста вопросами:
- Почему Стасик и Мишутка не рассказали родителям Игоря о его подлом поступке?
- В чём главная разница между фантазией и ложью?
- Как меняет мир фантазия? Или не меняет?.. А ложь?
В итоге графического отражения совместных раздумий рождается итоговая «картинка» с однозначным пониманием происходящего: фантазёры делают мир красивее, светлее, радостнее, а лгуны вносят в него боль и грязь.
Что же такое модель? Говоря простыми словами, это созданный благодаря нашим совместным мыслительным усилиям новый объект (предметный, графический или словесный). Он отличается от исходного, но обладает существенными для целей моделирования свойствами, и в рамках этих целей созданная модель полностью заменяет исходный объект. Конечно, неправда и окружность в реальном мире далеки друг от друга. Но окружность для нас в данном случае не геометрическая фигура, а нечто, имеющее границы, рамки, а внутри них однородное содержание. Причём «содержание» двух окружностей можно сравнивать. Наша модель упрощённо отображает самые существенные свойства объекта исследования - «врак» героев.
Что даёт приём моделирования для понимания текста? При «переводе» остаются сущностные отношения, важные для понимания не только фактической, но и концептуальной информации. Трансформация модели позволяет нам пронаблюдать, как меняется наше понимание отношений между частями объекта. Модель прочитанного рассказа Н.Носова работает - мы зрительно видим, как характеристики объекта фантазия и ложь меняют мир, в котором живут герои.
Моделирование представляет собой метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. Какие модели можно создавать в предмете литература? Разные. Всё зависит от того, какую задачку мы решаем.
На уроке по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» ребята изобразили на доске её «миры»: с одной стороны дом, где расположили всех членов семьи Васи, а с другой - отделённый бездонным оврагом мир самого Васи. Стали размышлять, поместить ли в него Валека, Марусю, Тыбурция. Вдруг Данил говорит:
- Стойте! Я не понимаю. Если бы бомж Тыбурций не пришёл домой к судье (чего не может быть), если бы он не посадил Васю при его отце к себе на колени и не погладил по голове (чего вообще не может быть) и не сказал судье, что у него очень хороший сын, тот бы так и считал, что мальчишка дрянь и вор? Что же за люди родители? Почему они не верят детям, а верят посторонним взрослым?
И в классе повисла очень хорошая тишина. Ну а потом начался настоящий разговор о книге и о том, что она нам в нас открыла.
(По книге Девяшина М. Школа читательского мастерства, или Как читать хорошие книги с интересом и удовольствием. СПб: Изд-во Инфо-да, 2020, 244с.)
Литература
- Губанова Т.М., Губанов А.Ю., Нечипоренко А.В. Образовательный проект «Вертикаль». Мегион, 2008, кн.1,2.
- В.В.Давыдов. Теория развивающего обучения, ИНТОР, 1996.
- B.E.Xaлизeв. Teopия литepaтypы. 1999 г. http://www.textologia.ru/literature/teoria-literatury/avtor-proizvedenie/znacheniya-termina-avtor-istoricheskie-sudbi-avtorstva/159/?q=471&n=159