Сценарий урока
1. Приветствие. Представление. Инструктаж по работе с рабочим листом (первая половина записей ведется ручкой, вторая половина карандашом)
2. Мы с вами сегодня поговорим о самом неоднозначном произведении Н.В.Гоголя «Шинель». Но перед этим я хочу рассказать один анекдот 19 века.
Павел Васильевич Анненков вспоминал: «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в двести ассигнациями. В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни, но о страшном событии он уже не мог никогда вспоминать без смертельной бледности в лице… Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его "Шинель", и она заронилась в душу его в тот же самый вечер».
2. Как вам рассказ? А кто в нем главный герой? Вот о главном герое мы сегодня и поговорим. Посмотрите на тему урока. «Шинель - 1 штука. Человек - 1 штука». Вас ничего не смущает в теме урока?
Почему нельзя измерить человека в штуках? Можно ли сказать, что Башмачкин действительно один герой этого рассказа? Этот герой одинок? (вносят по итогам беседы римскую цифру I в центр рабочего листа)
А что такое одиночество?
Давайте посмотрим на некоторые выдержки из текста, где автор нам описывает самого Башмачкина, его работу и маленькое «хобби».
Работа с выдержками из текста:
- Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным...
- Сколько не переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове.
- Но прежде читателю должно узнать, где взялась первая половина. Акакий Акакиевич имел обыкновение со всякого истрачиваемого рубля откладывать по грошу в небольшой ящичек, запертый на ключ, с прорезанною в крышке дырочкой для бросания туда денег.
Что есть общего во всех этих фрагментах?
Одиночество Башмачкина - это его выбор или неизбежность?
Попробуйте представить себе Акакия Акакиевича, например, в вашем возрасте? Автор нам ничего об этом ведь не рассказывает, он словно родился уже готовым чиновником.
Как же получилось, что в целом городе - огромном Петербурге - не нашлось родственной души для этого чиновника?
4. Что же изменило жизнь башмачкина, разделило ее на 2 части? (добавляют вторую палочку в римской цифре карандашом - II. Далее все записи ведутся карандашом)
Как получилось, что шинель стала парой для Акакия Акакиевича?
Давайте посмотрим, как из вещи шинель стала невещью, второй половиной Башмачкина? (от вынужденной необходимости к смыслу жизни и части самого себя)
Чего не хватало Башмачкину в жизни? Обратите внимание на манеру речи. Цитата: «Этаково-то дело этакое, - говорил он сам себе, - я, право, и не думал, чтобы оно вышло того... - а потом, после некоторого молчания, прибавил: - Так вот как! наконец вот что вышло, а я, право, совсем и предполагать не мог, чтобы оно было этак»
Почему Башмачкин, который постоянно имел дело с бумагами, то есть со словами, почти не умеет говорить? Мы говорили, что он одинок.
Так что заменила мечта о шинели в жизни Башмачкина?
А что окружало его вместо любви?
5. Я хочу предложить вам посмотреть фрагмент спектакля Валерия Фокина. Он создан по мотивам нашего произведения, премьера была в 2004 году в театре «Современник».
Просмотр фрагмента.
Скажите, на что обращает внимание режиссер в этой сцене?
Подведение итогов
Так в чем же измеряется человек? Что пытался сказать нам Гоголь?
Рефлексия
А теперь возьмите ластики и сотрите все карандашные записи с ваших рабочих листов. Как это можно связать с нашим произведением? Какой ценностью была шинель для Башмачкина?
Мы можем любить вещи, которые нас окружают. Они делают нашу жизнь удобнее, проще и красивее. Но мы должны помнить, что не они делают человека человеком. Поэтому я хочу пожелать вам беречь в себе лучшие качества и уметь видеть эти качества в окружающих нас людях.