Школьная газета как способ развития творческих способностей и информационно-коммуникативной компетентности учащихся

Разделы: Русский язык, Литература, Информатика, Внеклассная работа


В современных условиях чрезвычайно велико влияние публицистики на жизнь людей всех возрастов. Умение изложить свой опыт, критические замечания необходимы всем специалистам. В школах, как правило, ведётся издательская работа. Собрать материал, провести его обработку, представить, учитывая особенности любой аудитории, – умения, которые актуальны не только для деятельности журналиста, но и для деятельности обучающегося. Теоретические знания о структуре текста (публицистического) также будут полезны в будущем. Умение организовать работу редакции, оформить газетное издание является необходимостью современной жизни. Идея создания газеты появилась несколько лет назад, когда в улусной газете “Усть –Майский вестник” ученики стали публиковать свои заметки. Но от замысла до реализации был долгий подготовительный период: шло накопление материала, проводилась его систематизация. Для выпуска газеты должны объединиться, по крайней мере, два учителя– учитель информатики и учитель русского языка и литературы. Совместно с ребятами мы, учителя, разработали проект школьной газеты “Прожектор”, потому что в школе стали действовать кружки “Инфознайка” и школьный пресс-центр. /Образовательные программы в приложение 1, 2/. Школьная газета – это межпредметные связи с литературой (в написании статей для газеты), технологией (бизнес-план по реализации продукции и расчета себестоимости выпуска печатного издания), искусством (дизайн издания, обработка фотографий, рисование необходимых атрибутов) и информатикой (работа в прикладных программах на ПК.

Цели проекта (поставленные перед ребятами): научиться применять в работе публицистический стиль, овладеть информационно-коммуникационными технологиями. Задача учителей: заинтересовать ребят в выпуске газеты, сделать её интересной, чтобы она чему-то научила, увлекла, задела за живое. Хотелось, чтобы газету воспринимали всерьёз, читали, ждали следующего номера, чтобы она имела лицо: была газетой определенного коллектива, нашей школы, чтобы её содержание отражало и одновременно формировало общественное мнение наших школьников. А для этого в создании газеты должны были принять участие все желающие. Родилась мысль – в работе над газетой опираться на интересы, увлечения ребят. В школьной жизни много интересных событий, и мы не всегда знаем, что происходит в других классах. А из газеты мы всё про всех знаем: о классных часах, спортивных мероприятиях, научных конференциях, ребятах-победителях конкурсов, фестивалей, проводимых мероприятиях на базе школы. Большая часть информации(школьных новостей)связана с событиями, которые можно ожидать заранее – фестивали, соревнования и прочие мероприятия. Обо всех этих событиях руководители сообщают юнкорам, чтобы лучше планировать работу и ничего не пропустить. Занятия кружков “Инфознайка” и школьного пресс-центра удовлетворяют индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Кружки как бы “компенсируют” во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

На уроках информатики в основной школе учащиеся были ознакомлены с простейшими возможностями прикладных программ программного обеспечения персонального компьютера, входящих в пакет Microsoft Office. Учащиеся могли набрать текст в текстовом редакторе, выполнить построение простейшего рисунка в графическом редакторе Paint, выполнить элементарные расчеты в электронных таблицах. На кружке “Инфознайка” повторяется старый материал, но на новой основе: знакомство учащихся с основами издательского дела. В соответствии с задачами обучения в программе используются следующие формы занятий: теоретические и практические уроки, деловые игры, тренинги, тесты, беседы, творческие мастерские, экскурсии, походы и др.

Самое главное, чего мы добились, – сделали газету неординарной: заинтриговали читателей материалами об интересных событиях, обсудили на страницах газеты сложные проблемы молодёжной жизни(школьная форма, ЗОЖ, поведение на дискотеках), привлекли к дискуссии родителей, осветили культурные мероприятия не только школы, но и посёлка, своего района. Все номера газет сопровождаются фоторепортажами. Каждый выпуск обсуждается: что больше всего понравилось в конкретном номере, что можно было не печатать, что можно предложить для следующего номера.

Ответственным за выпуск стал учитель русского языка. Вёрсткой материалов занимался учитель информатики, а ребята стали корреспондентами. Редакционная деятельность ребят нуждается в чёткой организации. Редколлегия строго распределила свои обязанности, привлекаем как можно больше авторов разного возраста; постоянно занимаемся изучением читательского спроса, повышением профессионального уровня. Ребята пишут заметки, оформляют их, ищут темы, интересно их раскрывают, сочиняют в газету стихи, делают рисунки, фотографии. Получилось, что газета нужна всем. Работа нашей прессы пронизывает всю деятельность школы. Трудно переоценить значение газеты в жизни школы. Каждый делает, что умеет. А умеют, оказалось, многое. Рубрики самые разнообразные. Дети почти все хотят напечатать свою статью в газете, а когда начинают писать, то понимают, что здесь необходимо потрудиться. Перед ребятами стоит задача и интересно изложить материал, и избежать ошибок, придумать заголовок для статьи. Для учителя русского языка и литературы это важная работа. Мы занимаемся развитием речи учащихся ненавязчиво, так как они сами выбирают то, о чём хотят написать. Важно заметить способности ребят, дать им возможность раскрыться, почувствовать себя нужными, лучшими. Первые работы авторов нельзя грубо редактировать, так как неуверенные в себе юнкоры при попытке навязать им чьё-то мнение закрываются и теряют интерес к работе. Тут нужна работа не только индивидуальная, но и коллективная: “круглые столы”, редакционные летучки, где все имеют право голоса, право отстаивать свою тему. Формы занятия на кружке разнообразные: это и свободная творческая дискуссия, и ролевые игры, выполнение творческих заданий, активные методы формирования системы общения, практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

Оформляя материал для газеты, ученики познакомились с культурой письменной речи, усовершенствовали навыки работы над статьями на школьную тематику, научились брать интервью и оформлять его, осуществлять орфографическую, пунктуационную и стилистическую правку текста, раскрыли творческие способности, расширили свой кругозор, развили логическое мышление, усовершенствовали навык работы на компьютере, проявили свою активную гражданскую позицию. Периодичность выпуска газеты – 1 раз в месяц, но в связи с тем, что в марте месяце в школе проходило много улусных мероприятий, мы сделали 2 выпуска. Теперь у нас постоянные корреспонденты: члены школьного пресс-центра и кружка “Инфознайка”. В течение 2 лет они с интересом трудятся над выпуском школьной газеты. Система кружковых занятий построена таким образом, чтобы на каждом ребёнок узнавал что-то новое, обогащал свой словарный запас, постигал лексическое многообразие и образность родного языка, приобрёл навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия. Основными требованиями к учащимся являются: интерес к журналистике как к профессии; желание овладеть навыками работы юного корреспондента: активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Обучение написанию сочинений разных жанров (отзывов, эссе, репортажей) актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор. Основная методическая установка – обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию печатного издания. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

В течение двух лет деятельность кружка “Инфознайка” и пресс-центра “Радуга” была направлена на выпуск школьной газеты, которая стала социально значимой, влиять на жизнь школы. Газета способствовала повышению уровня мастерства изложения собственных мыслей и взглядов. Мы добились периодичности выпуска издания – 1раз в месяц, но в связи с тем, что на базе школы проводились улусные мероприятия, увеличилось количество выпусков: “Усть-Майская звёздочка”, “Учёба Лидер”, “3 улусные Константиновские чтения”. Кроме выпуска школьной газеты, мы стали выпускать бюллетени – “поздравлялки”, как называют их учащиеся. Самые важные победы учащихся школы отражались в поздравлениях. Сейчас очень важно развивать творческие способности в сфере журналистики, повышать статус школьных периодических изданий, реализовывать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования, верстки печатного издания. Учащиеся понимают, для чего необходимо создавать печатное издание.

Дети создают запланированный продукт – графический файл, газету, рекламный буклет. Много времени отводится тренингу по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию определенного образовательного продукта, например фотоколлажа.

Чтобы газета была интересной и читаемой, необходимо соблюдать некоторые правила работы журналиста:

  • следовать от интересного факта к важному выводу,
  • от простого к сложному,
  • от явления к сущности,
  • любую тему можно сделать интересной, если выявить, что необычного, интересного, о чем говорит тот или иной факт.

Каждый ребёнок отвечает за свой участок работы:

Действия художников: выбор темы, отображение на экране компьютера (используя любой графический редактор) или на бумаге заданной темы. Если рисунок “бумажный”, то художник передаёт его ученику, ответственному за работу со сканером, а тот, в свою очередь, переводит изображение на экран компьютера. Чтобы легче ориентироваться в тексте, необходимы значки – указатели, символы, цветные индексы, которые ты можешь придумать сам. Больше внимания иллюстрациям. Для детей они так же важны, как написанные слова. Даже больше! Факты, изложенные в статье, прекрасно проиллюстрируют диаграммы, таблицы, рисунки.

Статисты – собирают, обрабатывают и анализируют информацию, определяют вопросы, соответствующие тематике номера газеты (например, для номера, посвященного школьной форме), статистическая группа предложила учащимся и их родителям, а также учителям ответить на вопросы: Нужна ли форма в школе? Какую форму считают оптимальной? Выполнить зарисовки предложенной формы на свой вкус и т. д., проведение статистического исследования полученных результатов, вывод результатов в виде статьи, диаграмм, графиков.

Наборщики. Из названия понятно, какую роль выполняют ребята из этой группы. Они производят печать текстов в текстовых редакторах, сохраняют всю информацию на дискетах, дисках, флеш-картах. Данная группа передаёт свои материалы верстальщикам.

Верстальщики. Отдельные ребята, работающие по компоновке и расположению набранных текстов и иллюстраций, расположение набранного материала по страницам газеты.

Сверстать страницу – значит расположить на странице в определённом порядке заголовок, текст, иллюстрации и другие элементы оформления. Необходимо помнить, что все элементы, расположенные на странице, должны быть уравновешены. Газета тогда читаема, когда количество текстов и иллюстраций примерно равно.

Корректор – сотрудник редакции, типографии, исправляющий ошибки, допущенные во время набора. Корректор это тот человек, который отвечает за правописание. Поэтому эта роль досталась учителю русского языка и литературы.

В школе имеются все технические возможности необходимые для создания газеты:

  • компьютер;
  • сканер (устройство для ввода изображения (текстов, графиков, рисунков и т. д.) в память компьютера.);
  • копировальный аппарат (аппарат, производящий копии);
  • фотоаппарат (устройство для получения изображения на прозрачной плёнке);
  • диктофон (аппарат для записи и воспроизведения устной речи, имеется в сотовом телефоне каждого учащегося).
  • Расходные материалы для компьютера и принтера: бумага, краска

Кстати, расходный материал пополняется за счёт учителей, печатается на собственные средства руководителей кружков.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию какого-либо издания. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.

Не сковывать речь детей, сохранять их живое слово, поддерживать стремление детей к самовыражению через словесное творчество, развивать у них врождённый дар слова – это и есть “открыть уста детей”, без чего трудно представить себе становление личности и будущее наших выпускников. Помочь детям овладеть искусством речи – это главное в деятельности кружковых занятий. Что же нужно сделать, чтобы сохранить и развить в детях дар слова?

Безусловно, прежде всего, необходимо предоставлять детям возможность свободно говорить и писать – о чём бы им хотелось, что их волнует, интересует, говорить и писать искренно, с уверенностью, что их поймут. А для этого нужно, чтобы была атмосфера взаимного общего интереса друг к другу, атмосфера доверия. Эту атмосферу создаёт сам педагог своим поведением как один из участников общения – тем, как он ставит вопрос для обсуждения, как воспринимает разные мнения, насколько деликатно выражает своё мнение, оценивает высказывания других.

Школьная газета пользуется популярностью среди школьников, родителей, учителей и жителей нашего посёлка. Попробуйте в своей школе организовать выпуск газеты, вы не пожалеете.

Приложение 1. Приложение 2.

Приложение 3. Сканы газет.