Несколько лет назад я стала вести уроки литературы по учебникам, созданным творческим коллективом под руководством В.Г.Маранцмана. С тех пор он стал для меня помощником в организации личностно-ориентированного подхода в обучении, поставил во главе довольно сложного, но увлекательного учебно-познавательного процесса. Третий год работая с программой, я сумела ответить на вопрос: как литература может помочь формированию личности и не быть слишком назидательной и потому скучной.
Материал учебника естественно воспринимается учениками. Тексты востребованы детской душой.
Иногда кажется, что они трудны, далеки от интересов современного ученика. Но в процессе работы с текстом, наблюдая, как дети выполняют предложенные задания, я вижу, как они включаются в диалог с авторами учебника. Взрослые с большим уважением относятся к детям: они предлагают им порассуждать на непростые темы, и дети открывают в себе новые, большие возможности. Поэтому, на мой взгляд, в учебнике интереснее, красивее тексты. Да и знакомые нам по другим программам тексты прочитаны глубже.
Например, изучая в 7 классе “Одиссею” Гомера, Нагорную проповедь Иисуса Христа, пушкинские произведения, вглядываясь в лица художественных полотен эпохи Возрождения, учащиеся смотрят на себя, подвергают поступки героев собственной оценке, часто непредвзятой. Так естественно они оказываются в мировом художественном пространстве, где “предметы” этого мира предъявляют свои требования. Ученики не “изучают” произведения, а рассуждают на сложные, но привлекательные вопросы. Здесь стоит обратить внимание на слово “привлекательные”: тексты тонко подобраны для каждого возраста, соответствуют глубокой и сложной душе ученика, ненавязчиво предлагают подумать о том, что еще подчас только обозначено человеческой природой, еще не оформилось: представление о дружбе, долге, вере.
Я заметила, что ученики легче в общении, более открыты. Они пытаются сами определить значимость для них того или иного материала. Например, изучение хокку вызвало потребность написать свои миниатюры и предоставить их на суд одноклассников. А на следующий урок многие принесли свои хокку.
Хокку.
Чьи-то следы.
Тёплый и нежный песок.
Шум прибоя.Парус вдали.
Снова один у окна.
Потухла свеча.Вчера ты мне улыбалась,
Сегодня лишь кресло пустое.
Не стрекочет сверчок.Чистое небо,
Стая за горизонтом.
Лишь я на земле.Спешил я домой.
Ветвь сакуры на дороге.
Упала слеза.След луны на реке.
В саду распустился лотос.
Лишь цикады пение.В луже жёлтый лист.
В моём саду лишь хризантемы.
За окном льёт дождь.Тёмная дорога.
Несколько шагов вперёд.
Свет вдалеке.Падают жёлтые листья.
Шумит дождь; ветер.
За окном ни души.Пение птиц
В душистом саду
След луны на воде.
Причем, я предложила им с помощью слушателей-одноклассников проверить ценность их художественного творчества. Авторы зачитывали вслух хокку, а ребята делились ассоциациями, образами, которые возникали в их памяти.
Изучение “Ромео и Джульетты” В.Шекспира расширило галерею благородных. Одухотворенных образов, которые в сложные моменты жизненного выбора моих учеников сыграют свою положительную роль.
А.С.Пушкин предстал перед ними неожиданно. Дружба в этом возрасте даже у детей, способных к ней, еще не оформилась, а для некоторых глубина дружеских отношений – открытие. Какие возможности для душевной работы дает предложенный материал о друзьях Пушкина, о способности самого поэта к настоящей, искренней дружбе! В подтверждение этой мысли хочется привести дружеские послания, написанные учениками.
Мой милый друг!
Мой друг бесценный!
С тобой знакома с детства я
С тобой, мой друг,
Я через горести, печали шла.
И в нашей дружбе были ссоры,
Да, и ругались мы не раз…
Но ты, мой друг,
Мой друг надёжный.
И дружба не закончится для нас!***
Мой друг незаменимый,
С тобой лишь я открыт.
“Ты мне один любимый”,-
Так сердце говорит.С тобой не знаю скуки,
А без тебя грущу.
И в каждый день разлуки
Тебя в толпе ищуТы был со мною рядом,
Когда я горевал.
Своим печальным взглядом
Мне душу согревал.Я слушать не устану
Твой голос мне родной.
Я, как цветок, повяну
Без дружбы золотой.***
Посвящается бабушке
Мой милый друг,
Прислушайся ко мне!
Я говорю сегодня честно и открыто.
Хоть ты порой заносчив, мрачен, грубКогда мне плохо – ты со мной.
Ругаешься, но всё же улетаешь.
Во всех моих “провалах” - выручаешь,
Ты для меня – спасение, покой.***
Людей на свете много,
Но ты такой один.
Со школьного порога
Ты дружбу мне дарил.Пускай мы не ценили,
Общений тесный круг.
Но вместе мы решили:
Ты – друг мой, лучший друг!***
А изучение “Мцыри” М.Ю.Лермонтова вызвало потребность учеников в исповеди, некоторые были написаны в стихах.
Исповедь Вы выбрали меня своей помощницей,
Правою рукою.
Вы доверяли, помогали мне.
Когда я говорю сама с собою,
С душою остаюсь наедине
Я вспоминаю вас: вожатых всех моих.
Красивых, умных, никогда не злых
И терпеливых. Вы были для меня
Поддержкой, верною опорой.
Всегда хватало в вас огня,
Что всех нас зажигал. Который
Нас всегда бодрил, развеселял,
Внушал нам мысли, выход в жизнь искал.
Но “круглый стол” тот не забуду я,
Где вместе мы итоги подводили.
И слов моих опасная струя
Нечаянно влилась в блокноты пылью.
Все те слова запомнили они:
И старая вожатая, начальство,
И повара, учитель тот, и “Мы”-
Совет “Лазурного” - все наше братство.
Слова неосторожные лились
На “стол” неконтролируемой речью.
Клеймо поставили они
На наш второй отряд навечно.
Я знаю: подвела я вас.
Корю себя, не переставая.
Прошу прощенья, умоляю
Вас, Ирина, Инга, я сейчас.11.01.07.
Я тебя стесняюсь,
Я тебя боюсь.
Просто притворяюсь,
А сама креплюсь.
Но я точно знаю
В глубине души
Это “умоляю”
Чувствуешь и ты.
Мы боимся встречи,
Слов, скандалов, слез,
Избегая печи
Пламенных угроз.
Мы стремимся вместе
Никогда не быть,
Иначе наших ссор нам
Вовек не позабыть.18.12.06
Следует сказать, что развитие литературных способностей школьников является одним из принципов, определяющих структуру программы, сочетаясь в едином процессе с изучением произведения, постижением теоретико-литературных понятий. В процессе изучения произведения идет индивидуальная работа: каждый ученик продвигается по своей “лесенке”. И это работа не только в литературном творчестве, но и в нравственном становлении. Поэтому творческая работа – это не только художественные находки, но и становление себя.
Сказка.
В волшебной стране, которая находится далеко-далеко, живут маленькие человечки Небоносчики. Они плавают по океанам небес и живут на уютных островках-облаках. Эту страну люди никогда не видели, поэтому ее и нет на карте. Небоносчики очень трудолюбивые и доброжелательные люди. Они каждый день купались в океане облаков и прибирались в своих крошечных домиках. Но больше всего они заботились о чистоте своих островов, и они всегда сверкали своей жемчужной белизной. Эти люди и сейчас живут на своих маленьких островах. Но мы их не замечаем, ведь трудно заметить что-то очень маленькое в огромном мире.
Ученики. Оказавшись внутри художественного пространства, живут по законам творчества. И здесь не нужно придумывать приемов индивидуальной работы. Каждый находится в творческом поиске: подбирает метафоры, олицетворения. Кому-то нужно изменить эпитет. Так постепенно становятся востребованы другие “правила” художественного текста.
Снег в лучах заходящего солнца.
Тишина. Угасающее солнце освещает землю своими чуть заметными лучами. Легко спускаются розоватые снежинки. Деревья стоят неподвижно, ловя последние лучи солнца. Дома надели снежные шапки, украшенные мягким пухом. Сухая трава, которую еще не укрыл снег, тянется, как золотые нити, из земли.
Все засыпает в лучах заходящего солнца.
Облака.
Мягкие, пушистые облака плывут по небу. Каждое облако – животное: зайчик прыгает, лиса идет важно и хитро, медведь переваливается с лапы на лапу, белка прыгает с облака на облако. Все они плывут за горизонт, помахивая нам лапками.
Вот волк погнался за зайцем. Но тот все-таки убежал. Лиса пытается поймать белку. Только медведь хочет показать себя добрым. Но мы видим, как он смотрит по сторонам и облизывается.