Цели:
- пробудить у ребят интерес к поэзии Великой Отечественной войны;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за бессмертный подвиг женщины в войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы.
Эпиграф к уроку: Есть такая профессия – Родину защищать.
Оборудование:
- магнитофон, телевизор, компьютер.
- выставка книг: «Поэзия военных лет»
- планшет:
Подружки, сестры наши, медсестренки,
Что шли на смерть и повстречались с ней
В родных краях иль на чужой сторонке… - папка-раскладка» Поэзия Юлии Друниной»
- фотографии участников Великой Отечественной войны.
На доске: «Женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений». (Борис Васильев); «Женщина для меня – воплощенная гармония».
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя. Час поэзии мы посвящаем тем, кто ушел защищать Родину в трудные минуты испытаний. Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно, воевали в основном мужчины. Но с годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы.
Чтение стихотворения Александра Симакова (военнослужащего Байкало-Амурской магистрали)
Мать.
Для чего мне минута молчания,
Если надо от боли кричать…
Я их помню – живых и отчаянных…
Не смогу… не сумею смолчать
Сыновьями высокими, звонкими
Была хата когда-то полна…
Но в шкатулке лежат с похоронками
Их неношеные ордена
Воспитала я их не солдатами,
Обещавших вернуться назад…
Часто слышится мне по-над хатами
Голоса не рожденных внучат
Снится мне – пирогами домашними
Их кормлю,
Просыпаюсь – одна…
Я шепчу, но грохочет над пашнями –
Будь ты проклята в мире война.
Низкий поклон женщине, державшей на своих плечах тыл; сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами.
Звучит песня на слова А.Александрова на слова Лебедева-Кумача «Священная война».
Чтец 1. Все, что мы знаем о женщине, вмещается в слово «Милосердие». Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь…
Чтец 2. На самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей.
Я ушла из детства в грязную теплушку.
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привычный 41-й взвод.
Чтец 1. Были среди женщин и механики, и водители тяжелых танков, а в пехоте – командиры пулеметной роты, автоматчики, хотя в языке нашем у слова «танкист», «пехотинец», «автоматчик» нет женского рода, потому что эту работу еще никогда не делали женщины.
Качается рать несчастная,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Чтец 2. Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.
Слово учителя: Какие же они были, девчонки 41 года, как уходили на фронт, как воевали? Война разрушила многие семьи, отняла сыновей у матерей, у жен – мужей, у невест – любимых.
Чтение стихотворения Булата Окуджавы «Ах, война, что ты сделала, подлая».
Чтение отрывка из поэмы Егора Исаева «Даль памяти»:
Вы думаете павшие молчат?
Конечно, да – вы скажете
Неверно! Они кричат,
Пока еще стучат сердца живых
И осязают нервы
…
И ходит по земле
Босая память – маленькая женщина.
В глазах то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
Чтение стихотворения Ольги Берггольц.
Чтец 1. Женщине на войне было куда труднее, чем мужчинам, но они воевали с честью. Среди тех, кто одной из первых в начале войны ушел на фронт, была Юлия Друнина.
Чтец 2. Ю.В. Друнина была санинструктором на передовой. Девушка, только-только получившая паспорт. Арт-обстрелы, бомбежки, вынесенные из-под огня бойцы, тяжелое ранение, госпиталь, возвращение на фронт – все это спрессовано в невероятно коротком отрезке времени. И в одном сердце. Сердце не выдержало, взорвалось стихами. Поэзия стала судьбой.
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву, и сотни раз во сне,
Кто говорит, что на войне не страшно.
Тот ничего не знает о войне…
Чтение стихотворения Юлии Друниной «Я родом не из детства – из войны».
Нет, это не заслуга, а удача
Быть женщине солдатом на войне,
Когда б сложилась жизнь моя иначе
Как в день Победы горько было б мне.
…Смотрю назад в продымленные дали
Нет, не заслугой, а удачей
В тот зловещий год
А высшим счастьем
Школьники считали
Возможность умереть за свой народ!..
Чтение стихотворения «Только что пришла с передовой…»
Учитель: Стихи Друниной учат не забывать тех, кто отдал жизнь за мир на земле. И все же война остается войной. На войне убивают, теряют друзей, сыновей, отцов, матерей, дочерей.
Чтение стихотворение «Зинка».
Чтец: Перед нами предстанут не вымышленные герои, а настоящие участники Великой Отечественной войны. Они расскажут о себе.
Инсценирование отрывка из книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо».
Чтение стихотворения «Зенитчицы»:
Как разглядеть за днями след нечеткий
Хочу приблизить к сердцу этот след…
На батарее были сплошь девчонки
А старшей было 18 лет…
…Как будто бы вся бабья боль России
В девчонках этих вдруг отозвалась!
Учитель: В страшные годы войны на фронте трудилось 2247 писателей, 944 ушло на фронт, 417 не вернулось с войны. Поэзия Великой Отечественной войны помогала ковать победу. Трогает душу Стихотворение И.Уткина»:
Если будешь, милый ранен на войне
Напиши об этом непременно мне…
Чтец: Обостренное чувство родины, любви к тому, что осталось за чертой, отделяющей мирную жизнь от войны, нашло отражение в стихотворении Константина Симонова «Жди меня».
Чтец: Женщины ждали возвращения своих любимых, некоторые так и не дождались.
Стихотворение Булата Окуджавы «Вдова».
Просмотр эпизода «Если б не было войны».
Учитель: День Победы приближали и наши земляки, которые воевали на фронтах Великой отечественной войны, большинству из них за 80. Среди них были и женщины. Память войны – их боль.
Учащиеся рассказывают о встречах в Совете Ветеранов, обращают внимание на выставку, сделанную к уроку.
Чтец: Среди тех, кто ушел защищать
родину, были и наши женщины , женщины Приамурья. В
настоящее время в Тынде осталось в живых 14
человек:
Малыхина Римма Николаевна
Данилова Василиса Егоровна
Батарова Юлия Павловна
Жеребцова Софья Романовна
Митина Клавдия Семеновна и другие, а также в
нашем городе живут женщины, пережившие блокаду
Ленинграда.
Чтец: Нам удалось встретиться и услышать скупые рассказы о прошлом. Рассказы трогают душу, заставляют поражаться их не женской, нечеловеческой силе духа.
Чтение строк из сочинения ученицы «В легендах будут незабвенны».
Учитель: Все дальше уходит в прошлое величайшая трагедия человечества, но повернуться назад, узнать о горячих тех днях помогает поэзия Великой Отечественной войны.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!»
Звучит песня «День Победы».