Литература
-
Урок по литературе по теме «Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина "Уроки французкого"» (6-й класс, программа Коровиной В.Я) 2008
Данная работа содержит конспект урока по предмету литература по теме "Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского"" (6-й класс, программа В.Я. Коровиной), с использованием ИКТ-технологий (компьютерная презентация, созданная в программе Power Point). Специфика содержания и структура предмета требует широкого применения методов, которые способствуют активизации мышления учащихся, развитию их познавательных способностей и самостоятельности, умения применять знания на различных этапах обучения.
-
Урок по литературе по теме Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» как первый психологический роман в русской литературе. Особенности композиции романа». 9-й класс 2018
Цели урока: обзор и обсуждение содержания романа; анализ особенностей композиции романа; выявление новаторства Лермонтова; доказательство того, что произведение является первым психологическим романом в русской литературе.
-
Урок по литературе с использованием открытых образовательных технологий "Историческая обусловленность характера Онегина" 2012
Урок призван обучать составлению двухчастного дневника, как одной из технологий развития критического мышления, знакомить с героем романа Пушкина через комментированное чтение 1-й главы, с особенностями воспитания, образования, светской жизни молодых дворян начала XIX века, готовить к дальнейшему восприятию событий романа.
-
Урок по литературе с использованием технологии французских мастерских "Под небом голубым есть город". Н.Гоголь "Ревизор" 2010
На уроке учащиеся обобщают знания по комедии Гоголя "Ревизор", воспитывают чувство гражданственности, ответственности; развивают навык анализа художественного текста.
-
Урок по литературе, 7-й класс. "Детский фольклор" 2008
Урок знакомит учащихся с жанрами детского фольклора, развивает творческие способности, расширяет кругозор, воспитывает интерес к изучению творческого наследия русского народа.
-
Урок по литературе. 10-й класс. Л.Н. Толстой "Война и мир" как психологический роман 2008
Работа по изучению романа Л.Н. Толстого «Война и мир» может проходить как в группах (4 группы), так и вместе с учителем. Предлагаемый материал может быть скомпонован как самостоятельно спланированные уроки по отдельным темам. Важную роль в этом вопросе играют и второстепенные моменты: портрет, интерьер, природа, сны.
-
Урок по литературе. 8-й класс. "Жанры литературы и их многообразие" 2008
Работа по овладению новыми литературными жанрами как вид "обратной связи с учеником".
-
Урок по литературе. М.Ю. Лермонтов "Смерть поэта". Мечты о вольности 2008
Поэзия Лермонтова отличается ярко окрашенной активностью. Она мятежна и беспокойна по духу. Лирический герой Лермонтова — не заурядный представитель века, а человек, идущий впереди и порой чувствующий себя одиноким. Одиночество его было исторически неизбежным, часто порождало грусть и тоску, окрашивающую многие стихотворения поэта.
-
Урок по литературе. Развитие связной речи. Обучение-рассуждению на тему "Картина жизни города N в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»" 2021
Цель урока: отработать умение построения сочинения-рассуждения на литературную тему обобщающего характера; отработать навыки по составлению плана сочинения; совершенствовать навыки подбирать эпиграф, вводить в сочинение цитаты.
-
Урок по литературе. Тема "Почувствуйте вкус слова "доброта" по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2010
Откуда берется в человеке злоба, заносчивость, желание обидеть другое живое существо, причем более слабое и беззащитное? Почему мы часто не задумываемся о последствиях своего поступка, творим зло? Ответы на эти вопросы мы сможем найти в произведении К.Г. Паустовского.
-
Урок по литературе"Великая сила любви" (по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет") 2009
Урок является следующим после изучения биографии писателя. Это урок изучения нового материала, урок-беседа, на котором обучающиеся выявляют своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна. Тема рассчитана на 2 часа. В ходе урока используются эвристический, частично-поисковый метод, самостоятельная работа, КМД.
-
Урок по литературному краеведению в 6–7-м классе на тему: "Борись, и умирая, борись!" (По книге Г.А. Федосеева "Последний костер") 2006
Урок по литературному краеведению в 6-м классе. Один из уроков раздела "Литература Приамурья". Урок знакомит с творчеством Г.А.Федосеева; воспитывает любовь к малой Родине; совершенствует умения анализа текста.
-
Урок по литературному краеведению в 8-м классе "Тамбовская муза Г.Р. Державина". Презентация к уроку 2010
Задача урока – выявить литературное наследие Державина тамбовского периода, особенности поэтического мастерства Г.Р. Державина, воспитывать чувства любви к истории родного края. Уроки проводятся по учебнику «Литературное краеведение» для 8-х классов общеобразовательных учреждений под ред. Поляковой Л.В. и др.
-
Урок по литературному чтению «С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"». 4-й класс 2016
Урок по литературному чтению в 4-м классе знакомит с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова, обогащая словарный запас учеников, воспитывая любовь и уважение к родителям. На уроке отрабатываются навыки выразительного чтения, выборочного пересказа.
-
Урок по литературному чтению в начальной школе "Русские писатели" 2011
На уроке учащиеся работают с произведениями: чтение стихов или отрывков наизусть, чтение произведения по ролям, индивидуальная работа с отрывками басен на карточке, устная работа по викторине. Работа учителя чередуется с выступлениями учащихся, постоянно меняются формы подачи материала. Небольшая театрализованная сценка с необходимыми декорациями, костюмами украшает урок и дает возможность почувствовать атмосферу того времени.
-
Урок по литературному чтению на тему "Добрые дела вчера, сегодня и завтра" по повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда". 3-й класс 2021
Цель урока: сформировать у учащихся представление о толерантности. Задачи: продолжить изучать понятия, связанные с проблемой толерантности; формировать нравственные качества у учащихся; познакомиться с жизнью и творчеством А.П.Гайдара; развивать толерантное мышление; учить размышлять на философские вопросы жизни на основе произведения и поступков героев представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий; учить принимать различия между людьми как положительный факт; воспитывать культуру общения, взаимоотношений, умения прийти на помощь, быть благородными в жизни; способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.
-
Урок по мотивам творчества Ф. Абрамова "Между нами полвека" (из опыта работы факультативного курса) 2006
<p>Данная программа апробирована и успешно применяется мною в течение 10 лет. Время вносит коррективы, но цели и задачи курса не меняются.<br> Идея создания программы: наши бабушки и дедушки являются свидетелями великих исторических событий. У нас есть счастливая возможность «увидеть» прошлое глазами очевидцев, взять лучшее, избежать ошибок в будущем благодаря опыту и мудрости стариков.<br> Предлагаемый вариант урока – пример личностного осмысления времени. В данном случае попытка социально-психологической характеристики образа Дарьи Леонидовны помогает учащимся понять замысел произведения и соотнести его с собственным мировоззрением.<br> С помощью индивидуальных информационно-исследовательских листов отрабатываются навыки краткого оформления и отслеживания «прироста» знаний, а через выбор дифференцированных заданий развиваются способности к самооценке.<br> Лексическая работа с текстом произведения не только помогает понять замысел писателя, но и формирует у учащихся навыки личностного осмысления прочитанного, а также художественный вкус.<br> Прилагаемый список произведений Абрамова носит рекомендательный характер и способствует осуществлению идеи – возобновить традиции семейного чтения.
-
Урок по повести А.И. Куприна "Яма" 2010
Урок является уроком внеклассного чтения и продолжает разговор о творчестве А. И. Куприна. Повесть "Яма" - это плод раздумий писателя над проблемой продажной любви, ее социальными, нравственными и психологическими аспектами. Она обращена к вечным проблемам добра и зла, нравственной чистоты и порочности.
-
Урок по повести А.Платонова "Сокровенный человек" в 11-м классе 2008
В ходе урока обучающиеся постигают важнейшие особенности платоновского героя, определяют специфику пространственно-временной организации текста. Ученики обращаются к важнейшим этическим категориям, философским размышлениям автора, которые были для него вечной загадкой, вечной мукой.
-
Урок по повести А.Платонова "Юшка" 2011
Урок помогает постичь художественный мир писателя, развивать навыки анализа произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся, помогает воспитывать высокие нравственные качества, интерес к произведениям А.Платонова.
-
Урок по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" 2008
Как учитель литературы я вижу одну из своих задач в том, чтобы помочь ребятам осмыслить русскую классику, которая призывает вслед за Библией помогать страждущему, учит, что единственно верный путь изменения дурных общественных отношений — нравственное самосовершенствование, что всякое изменение общества через насилие губительно, что духовное смирение и служение людям — это идеальный образ нашей жизни, проповедуемый Евангелием. Приобщение детей к Библии начинается в начальной школе, а это значит, что у нас есть прекрасная возможность дать им глубокие знания евангельских сюжетов в литературе и искусстве и обогатить духовный мир постижением величайшей книги человечества.
-
Урок по повести В.Быкова "Дожить до рассвета" 2013
Урок по повести В.Быкова «Дожить до рассвета» может быть проведен накануне Дня Победы в 7‒8-х классах по любой из действующих программ. Цель: воспитание у учащихся чувства гордости за тех безымянных героев, павших в безвестных боях, честно выполнивших свой долг перед родиной.
-
Урок по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» 2012
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; развивать критическое мышление, воображение учащихся; обучить учащихся умению анализировать эпическое произведение; воспитывать нравственность и чувство уважения к классической литературе; уважение к пожилым людям.
-
Урок по повести В.Кондратьева "Сашка" в 11-м классе "Я вам жизнь завещаю" 2012
Материал урока по повести В.Кондратьева «Сашка» знакомит одиннадцатиклассников с писателем; позволяет поразмышлять не только о герое, об авторе, но и о себе; даёт представление о необычном подходе писателя к изображению войны; готовит к раскрытию проблем, связанных с войной на примере повести Кондратьева на выпускном экзамене. В повести показано, какую тяжесть нес на своих плечах рядовой русский солдат. Об этом материал данного урока: о страшной войне и сохраненной человечности.
-
Урок по повести дальневосточного писателя И. Ботвинника «Парни ехали на войну». Прием антитезы в повести 2015
Автор, используя прием антитезы, сопоставляя, сталкивая такие понятия, как мир и война, жизнь – смерть, любовь – ненависть, свобода – плен, помогает читателю понять, что война – это зло, несущее гибель всему живому. Противостоит злу воин-освободитель, сильный духом, любящий жизнь, жертвующий своей во имя других.
-
Урок по повести К.Г. Черного "Несколько дней жаркого лета" 2010
Урок по региональному компоненту знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателя К.Г. Черного и одним из его выдающихся произведений - повестью "Несколько дней жаркого лета", в котором раскрываются нравственные качества героев.
-
Урок по повести М.Ю. Лермонтова "Тамань" 2012
Цель урока: анализировать эпизоды прозы; прививать любовь к русской классике.
-
Урок по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством". Своеобразие художественного мира повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2009
В практику школьного обучения уже прочно вошла игра. Использование ролевой игры способствует развитию общеучебных и частнопредметных умений и навыков, особенно умений и навыков речемыслительной деятельности. Другая же задача игры - создание благоприятной атмосферы на уроке. Конспект урока отражает, как можно совместить нетрадиционные и традиционные методы.
-
Урок по повести Н.В. Гоголя "Шинель" 2014
На уроке привлекается внимание к нравственным проблемам произведения. Учитель делает акцент на эмоциональном воздействии повести, развивает творческое воображение, использует иллюстрированный материал. Учащиеся учатся истолковывать смысл звучащей фразы, анализировать характер персонажа, авторское отношение к герою, знакомятся с художественными особенностями создания характеров, что приводит к осмыслению произведения в целом.
-
Урок по повести Н.В. Гоголя "Шинель". 9-й класс 2008
Целью урока по повести Гоголя "Шинель" является прежде всего желание разбудить в современном школьнике сочувствие. Попытаемся понять, как через повесть "Шинель" писатель искал путь к душе. В конце урока хотелось бы определить, как мостил Гоголь путь к живой душе, до кого он пытался достучаться. Система уничтожает в человеке естественное, человеческое. В человеке убит человек. Вернуть нас к себе хотел писатель Гоголь. Пожалеть страждущего и беззащитного, остановить руку или несправедливое слово, обращённое к тому, кто сам не может противостоять чиновному хамству и жестокости сильных мира сего, просит нас писатель. В этом сила и мудрость русской литературы. Продолжая пушкинские традиции, Н.В.Гоголь "милость к падшим призывал". Чтобы понять русскую литературу, нужно помнить писательское признание Ф.М.Достоевского: "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя..."