Литература
-
Урок литературы по теме "Первое знакомство с рассказчиком – Петром Андреевичем Гриневым". 8-й класс 2014
Урок сочетает классические и инновационные формы работы, которые формируют духовные ценности, активную жизненную позицию подростков. Учитель применяет разные виды проверки степени усвоения учащимися нового материала: словарная работа по карточкам, исследовательская работа в группах, с текстом произведения, сопоставление героев разных произведений, рефлексия.
-
Урок литературы по теме "Плохое настроение, или Когда вся жизнь – отравленная радость". 10-й класс 2014
Основная идея урока – влияние плохого настроения не только на поведение человека, но и на его творческое начало. На примере творчества М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова показывается, как может плохое настроение трансформироваться в талантливые стихи. Чтобы плохое настроение не переросло в депрессию, необходимо знать некоторые приемы поведения.
-
Урок литературы по теме "Познание характера русского человека (народа). Сказ «Левша» Н.С. Лескова". 6-й класс 2014
На примере произведения Н.С. Лескова учащиеся осмысливают идейно-художественное содержание сказа, подводятся к пониманию основной идеи автора – патриотизм и талантливость народа противостоят безответственности и преступному отношению властей; изучают авторское отношение к персонажу произведения. Раскрывается талант и мастерство героя, его судьба.
-
Урок литературы по теме "Понятие добра и зла в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2014
Урок литературы поможет учащимся понять нравственные уроки сказки К.Паустовского, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа.
-
Урок литературы по теме "Понятие об эпикете". 5-й класс 2013
На уроке пятиклассники знакомятся с понятием «эпитет»; учатся применять полученные знания на уроках русского языка и литературы. Урок проводится с использованием элементов технологий: проблемного обучения, ИКТ, технологии мастерской.
-
Урок литературы по теме "Потеря отцовских связей в повести Ф.А. Абрамова «Поездка в прошлое»" 2009
Цель урока – ознакомить учащихся с особенностями повести Ф.А. Абрамова. Формировать умение и навыки самостоятельного исследования текста с целью поиска необходимой информации; выявить авторскую позицию; развивать речь детей, мышление, чувство слова, языка.
-
Урок литературы по теме "Поэзия А.А. Ахматовой" 2010
Данный урок построен с учетом принципов личностно ориентированного подхода. Работая с таблицей, учащиеся привлекают свой личный опыт, самовыражаются, по-своему интерпретируют творчество поэта. Каждое предложенное для восприятия стихотворение - это этап урока, результат которого фиксируется в таблице и обсуждается.
-
Урок литературы по теме "Поэзия В.Я. Брюсова". 11-й класс
2013
На уроке пойдет речь о творчестве В.Я. Брюсова. Новый материал представлен в виде доклада учащегося о биографии поэта и лекции учителя об особенностях творчества В.Я. Брюсова. Для того чтобы материал усваивался лучше, рассказ учителя сопровождается схемами. Наглядность играет большую роль в эффективном усвоении большого количества информации, такой, как биография и творческий путь поэта.
-
Урок литературы по теме "Поэзия Великой Отечественной войны". 11-й класс 2014
Урок активизирует знания учащихся о Великой Отечественной войне, дает понятие о роли искусства (поэзии) в годы тяжелых испытаний для страны. Цель: закреплять умение анализировать стихотворные произведения; воспитывать чувство патриотизма, желание знать историю своей страны.
-
Урок литературы по теме "Проблема отхода от русской "почвы" в рассказе В.Белова «Бескультурье»". 11-й класс 2017
Через творчество Белова проходит тема малой родины, из которой вырастает наша Великая Родина. В ходе урока понимаем, что обнищавшая русская деревня сохраняла нравственные устои, человечность. Постепенно разрывается связь с землей, культурой предков. Любое развитие, в том числе и культуры, должно соединять в себе старое и новое. В рассказе происходит замещение: новое, пришлое, с трудом приживающееся, вытесняет родное, исконное. К чему приведет культура, прививаемая с помощью милиции?
-
Урок литературы по теме "Проблема смысла жизни и назнвачения человека в рассказе В.Г. Короленко "Парадокс". 8-й класс 2013
Данный урок дает учащимся возможность более подробно понять мировоззрение писателя, раскрывает историю создания очерка, смысл его названия. Это урок изучения нового материала, урок-беседа, на котором учащиеся учатся осмысливать свои поступки и поступки других людей, острее видеть и понимать жизненные факты и явления.
-
Урок литературы по теме "Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»". 10-й класс 2018
Цели урока: определить понятие счастья для героев поэмы; обозначить авторскую позицию по данной проблеме; поразмыслить над современным пониманием счастья.
-
Урок литературы по теме "Проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»". 11-й класс 2014
Использование технологии проблемного обучения позволяет развить у обучающихся их познавательные способности, умение самостоятельно добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях, повысить сознательность и прочность усвоения знаний. В качестве примера предлагается урок литературы в 11-м классе, на котором используется технология проблемного обучения.
-
Урок литературы по теме "Простакова – госпожа бесчеловечная" 2010
Урок помогает сформировать языковую компетенцию учащихся, закрепить знание содержания комедии, развивать умение анализировать, сопоставлять, доказывать свою точку зрения, развивать творческие способности, воспитывать внимательное отношение к слову.
-
Урок литературы по теме "Простая" лирика Николая Рубцова. 11-й класс
2013
Цель урока: опираясь на философские категории «простое» и «сложное», рассмотреть особенности поэзии Николая Рубцова, формировать научную картину мира, собственную мировоззренческую позицию; совершенствовать умение работать с поэтическим текстом; закрепить полученные знания о лирике Н.Рубцова.
-
Урок литературы по теме "Путешествие по Мещерскому краю" 2009
Путешествуя по Мещерскому краю вместе с автором, ребята всматриваются и вслушиваются в окружающую природу. Видят, что она живет, движется, она полна звуков и запахов. "Любовь к родной природе - один из верных признаков любви к родной стране", говорил писатель. Свой взгляд он обратил на природу средней полосы России, внешне ничем не примечательную, и всей душой полюбил ее.
-
Урок литературы по теме "Путешествие по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"" 2012
Изученный материал по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила" обобщается в игровой форме. Материал может использоваться для презентации к уроку.
-
Урок литературы по теме "Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека" 2013
Цель урока: постижение уникальности художественного мира писателя Михаила Шолохова на материале рассказа "Судьба человека"; показать мужество, несгибаемую волю, стойкость простого русского солдата, выдержавшего все испытания, выпавшие на его долю.
-
Урок литературы по теме "Рисование и литература. Рисунки Пушкина". 9-й класс
2012
Урок литературы в 9-м классе знакомит учащихся с творчеством Пушкина-художника. Объясняются такие понятия, как «набросок», «иллюстрация» к литературному произведению, учащиеся знакомятся с классификацией и спецификой пушкинского рисунка. Задачи урока: глубокое осмысление прочитанного через рисунок.
-
Урок литературы по теме "Родная природа в лирике русских поэтов XIX века. 6-й класс 2012
Тема соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта 1-го поколения, проводится по программе В.Я. Коровиной, также может соответствовать УМК Т.Ф. Курдюмовой. Форма работа учащихся: групповая. Сопутствующая деятельность: учащиеся рисуют пейзажи.
-
Урок литературы по теме "Рождение метафоры" 2010
Когда мы читаем стихи, мы душой чувствуем их прелесть, но как создается образ? Какие средства имеются в распоряжении поэта? Одним из самых ярких и одновременно сложных для восприятия средств художественной выразительности является метафора. Как она "рождается"? На этот вопрос поможет ответить наблюдение за художественным материалом - стихами С.А. Есенина.
-
Урок литературы по теме "Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»" 2014
Комбинированный урок, на котором учащиеся работают с текстом произведения, с литературными и лингвистическими понятиями, обобщают, делают выводы, оценивают собственную работу. К уроку прилагается презентация, в которой поэтапно отражены все моменты урока, теоретический материал, задания.
-
Урок литературы по теме "Роль художественной детали в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2010
Цель урока: определить функцию художественной детали в раскрытии образа и идеи произведения, углубить знания о роли пейзажа в произведении, совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста.
-
Урок литературы по теме "Роль художественных средств выразительности в произведении В.П. Астафьева "Слезы тигра" 2009
Цель урока – научить применять литературоведческие термины, художественные средства: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, определять их роль в художественном произведении и в дальнейшем включать в свою речь.
-
Урок литературы по теме "Роман-антиутопия Е.Замятина «Мы»" 2008
Урок-диспут «Счастье без свободы или свобода без счастья: третьего не дано?» по роману Е.Замятина «Мы» позволяет увлечь детей содержанием текста. На основе литературного материала дети пытаются сделать свой выбор между духовной свободой и комфортными условиями жизни.
-
Урок литературы по теме "Россия в лирике А.А. Блока" 2010
Блоковская Россия… Какая она? Чем являлась Родина для поэта? Проследить, как раскрывается тема Родины в лирике А.Блока, поможет данный урок литературы. Обращаясь к стихотворениям автора, музыкальным произведениям и произведениям живописи, ученики смогут увидеть самобытно-неповторимый лирический образ России.
-
Урок литературы по теме "С чего начинается родина". 9-й класс 2014
Урок знакомит с творчеством Ф.Н. Липатова, со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Родина», историей создания. Расширяются представление детей о духовно-нравственных поисках М.Ю. Лермонтова; отрабатываются навыки лингво-стилистического анализа текста.
-
Урок литературы по теме "С.А. Есенин. Жизнь и творчество"
2013
Презентация к уроку по теме «С.А. Есенин. Жизнь и творчество» привлекает не только содержательностью информации, но и наглядностью, без которой не мыслится урок литературы. По содержанию материала презентации создано с целью контроля (самоконтроля) два электронных теста, которые могут быть использованы в качестве тренажера.
-
Урок литературы по теме "Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога". 6-й класс 2013
Урок целенаправлен на помощь учащимся разобраться в композиции стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога".
-
Урок литературы по теме "Своеобразие темы детства в романе "Вино из одуванчиков" Р.Брэдбери" 2014
Урок изучения нового материала рассматривает своеобразие темы детства в романе Р.Брэдбери «Вино из одуванчиков». Методы на уроке: постановка гипотез, наблюдение и анализ художественного текста, частичный поиск, обобщение и систематизация. На уроке используются ведущие методологические принципы педагогики и психологии: высокий уровень насыщенности содержания обучения; активные методы обучения; развитие ведущих ключевых компетенций учащегося.