Литература
-
Урок-обобщение по литературному чтению "И.А. Крылов "Басни"". 4-й класс 2012
На уроке учащиеся работают в группах, которые в течение предыдущих двух уроков провели исследовательские работы по жизни и творчеству писателя. Каждая группа представляет свой результат – сообщение исследования. В игровой форме обобщаются полученные ранее знания о писателе и его творчестве. В конце урока каждая команда самостоятельно выставляет отметки своим членам.
-
Урок-обобщение по творчеству 30-х годов А.С. Пушкина. 8-й класс 2013
Отталкиваясь от незаконченного синквейна «Человек», ребята в ходе урока пытаются ответить на вопросы, чем отличаются эти «на мгновенье умер» и «лишь мгновенье жил». Что должно произойти, каким должен быть человек, чтобы «на мгновенье» в итоге умереть? Мы пробуем приблизиться к разгадке тайны Пушкина-человека, выделив лейтмотивные слова ЧЕЛОВЕК, СКАЗКА, САМОСТОЯНЬЕ в его произведениях 30-х гг. Прав ли Достоевский, говоря, что «человек есть тайна…»?
-
Урок-откровение "Жизнь и житие братьев Кузьмёнышей" (по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая") 2008
Чтение и текстуальный анализ повести А.Приставкина, отдельных глав, эпизодов, сцен, описаний позволяют познакомиться с жанровыми особенностями произведения, выявить роль словесных и сюжетных мотивов в художественном повествовании, определить стилевое своеобразие. Анализ содержания художественного произведения через триединое «автор – образ – читатель» помогает прийти к постижению авторского замысла – «открыть до конца» правду о войне.
-
Урок-открытие "…Но самый большой грех из всех – быть равнодушным" (по рассказу Л.Петрушевской "Страна") 2016
Урок-открытие по рассказу Л.Петрушевской «Страна» ориентирован на учащихся 10-го класса. Это урок раздумья, размышления над такими вопросами, которые рано или поздно каждый из нас решает для себя сам. Что такое любовь к ближнему, уважение, забота об окружающих? Какую роль в нашей жизни занимают наши родные и близкие? На представленном уроке поднимаются проблемы, актуальные для всех нас, проблемы семьи, одиночества, материнства.
-
Урок-открытие "Собака, миленькая, прости…" (по рассказу Ф.А.Абрамова "Потомок Джима") 2017
Представлен урок раздумья, размышления. На уроке дети пытаются разобраться в таких нравственных качествах, как преданность, самопожертвование, благодарность, забота о ближнем; выясняют, какую роль в жизни занимает любовь к родным людям и животным. Цель урока - показать драматизм человеческой судьбы в военное и послевоенное время, на примере жизни героев рассказа раскрыть нравственные истоки жертвенности и человеческой памяти.
-
Урок-открытие нового имени в 8-м классе: "Плутон, поднявшийся из ада". В.Т.Шаламов и его "Колымские рассказы", "Последний бой майора Пугачева" (обучение элементам написания рецензии) 2006
В этой работе дано описание урока литературы для учащихся 8-го класса, посвященного творчеству В.Т.Шаламова – человека трагической судьбы, репрессированного литератора, "Плутона, поднявшегося из ада". Цели данного урока – познакомить учащихся с "Колымскими рассказами" В.Шаламова – настоящей энциклопедией колымской жизни; развитие навыков работы с текстом (роль пейзажа и портретной характеристики, раскрытие внутреннего мира героев, особенности художественного стиля писателя, литературные приемы); обучение элементам написания сочинения-рецензии; воспитание гуманизма, милосердия, порядочности.
-
Урок-открытие по творчеству М. Цветаевой "Если душа родилась крылатой…": жизнь и творчество М. Цветаевой 2012
Урок знакомит с творчеством великой русской поэтессы М. Цветаевой. «Войти в художественный мир Цветаевой трудно, подчас невозможно, не понимая ее первооснов". Учащиеся изучают биографию М. Цветаевой.
-
Урок-открытие по творчеству М.Цветаевой "Для меня Марина Цветаева – это…" 2010
Урок проводился по технологии личностно ориентированного обучения, носит развивающий характер. Рекомендуется использовать разработку урока в конце изучения темы " Творчество М.И. Цветаевой". Советую обратить внимание на подбор и качество чтения стихотворений. Основной тон чтения стихотворений должен задать учитель.
-
Урок-отражение "Война же совсем не фейерверк: сопоставительный анализ рассказа Л.Н. Толстого "Севастополь в августе 1855 года" и новеллы Анри Барбюса "Могила неизвестного"". 10-й класс 2013
Изучение «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого рассчитано на 2 часа. Целесообразно для подробного анализа выбрать «Севастополь в августе 1855 года» и одновременно прочитать новеллу Барбюса «Могила неизвестного».
-
Урок-память "Не дать поблекнуть старым, боевым медалям!" по рассказу В.П.Астафьева "Тоска по вальсу" 2016
Урок-память по рассказу В.П.Астафьева «Тоска по вальсу» с использованием ИКТ позволяет выявить ключевые проблемы текста и прокомментировать; показывает их актуальность. В основе урока лежит технология РКМЧП, благодаря которой происходит развитие аналитического, критического, ассоциативного мышления; формирование культуры чтения; стимулирование поисковой творческой деятельности учащихся.
-
Урок-панорама "По историческим вехам романа В.С. Пикуля «Богатство»" 2009
Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля.
-
Урок-перемещение в пространстве и во времени по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2014
Цель урока: обобщить факты, характеризующие общее положение дел, для характеристики отдельных чиновников, раскрывая общую для всех сущность их "деятельности" и факты, обнаруживающие индивидуальные свойства каждого персонажа; формировать понятие о типических характерах; вызвать на размышление о высоком предназначении человека, его ответственности как за все происходящее вокруг, так и за себя как социально значимую личность; воспитывать непримирение с попирательством прав человека.
-
Урок-повторение и обобщение знаний по творчеситву А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки!" 2012
На заключительном уроке по творчеству А.С. Пушкина в 5-м классе целесообразно провести аналитическую работу, раскрывающую своеобразие сказочного творчества автора. Урок построен с учетом требований учебного процесса, полностью основан на литературном материале, позволяет закрепить ЗУН по литературе и проверить знание учащихся сказки и творчества великого писателя.
-
Урок-погружение "Вселенная Гарри Поттера" 2025
Цель урока: формирование навыков аналитического мышления, развитие УУД. Задачи: погрузится в художественный мир популярной книги; познакомиться с интересными фактами о книге и фильме; ответить на проблемный вопрос и выразить свою позицию.
-
Урок-погружение по литературе в 11-м классе по теме: "Конец века, или Русский Ренессанс" 2010
Урок предназначен для ознакомления с основными тенденциями в литературе конца XIX – начала XX века, предполагает обзор исторически значимых событий в общественной, культурной, литературной жизни России. Использована информация по философии, журналистике, моде, поэзии Серебряного века, современному модернизму. Почувствовать дух времени, лицо века – главная задача урока.
-
Урок-поиск "Идея рассказа М.Горького "Старуха Изергиль". 8-й класс
2019
Образовательная цель: научить учащихся определять идею художественного произведения посредством анализа образов главных героев на примере рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».
-
Урок-поиск по литературе в 6-м классе "Правда жизни" в сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца" 2010
На обобщающем уроке автор поставила следующие цели: анализируя композицию, художественные приёмы, выяснить основную мысль сказки-были, развивать устные речевые способности учащихся, содействовать воспитанию доброго, отзывчивого, любящего человека.
-
Урок-портрет "Анна Ахматова" 2011
Цели урока – помочь детям создать общее представление о художественном мире Анны Ахматовой, различных гранях ее творчества; познакомить с живописными портретами поэтессы, показать Ахматову как личность сильную, талантливую, достойного гражданина своей страны; активизировать познавательную активность учащихся на уроке, используя прием синквейна.
-
Урок-портрет, посвященный творчеству И.Талькова "И поверженный в бою, я воскресну… И спою…" 2008
Тема "Поэты-барды" предлагается учащимся для самостоятельного изучения через реферативную деятельность (реферат по творчеству выбранного поэта-барда). Для подготовки учащихся к работе над рефератом проводится нетрадиционный урок, который представляет собой литературно-музыкальную композицию. Такая форма урока вызывает эмоциональный интерес к бардовской песне.
-
Урок-портрет. "Речевая характеристика героев произведения И.С. Тургенева "Бежин луг" 2007
Данный урок по развитию речи является продолжением изучения произведения И.С.Тургенева "Бежин луг" и предполагает использование составления психологического портрета. Обращаясь к художественным средствам выразительности, шестиклассники учатся работать с текстом по плану, развивают языковую наблюдательность, умение аргументировано высказывать собственную точку зрения.
-
Урок-портрет. В.Маяковский: "Я сам расскажу о времени и о себе" 2010
На крутом историческом повороте его выбросили за борт с «парохода» современности. Кажется, что спустя 20 лет появилась возможность вернуть поэта в литературу, помочь старшеклассникам увидеть В.Маяковского как трагическую личность, отнестись к поэту без предубеждений, помочь понять, как Маяковский стал героем своей эпохи и почему гибелью расплатился по счетам своей поэзии.
-
Урок-портрет. Тема: "Салим Сазыгович Сүрүң-оол. Стихотворение «Синие горы»" 2014
Цель урока: продолжить обучение анализу лирического стихотворения; помочь учащимся выявить основной мотив, характерный для стихотворения С.С.Сурун-оола «Синие горы»; развивать чуткое отношение к авторскому слову, умение ощущать взаимосвязь разных видов искусства; формировать чувство любви к малой родине.
-
Урок-посвящение "Да будет мужественным твой путь…" (о жизни и творчестве И.А. Бродского) 2010
Урок в форме литературно-музыкальной композиции знакомит учащихся с непростой судьбой и личностью поэта И.А. Бродского. Такая форма подготавливает учащихся к восприятию нового уникального поэтического голоса. На уроке используется презентация, выполненная в PowerPoint, а также аудиозаписи песен на стихи И.Бродского.
-
Урок-праздник "На вечёрках" 2007
Данная работа является обобщающим уроком в системе уроков "Зимние праздники". Он относится к теме "Народный календарь и его отражение в фольклоре жителей нашей области". В ходе урока учащиеся получают представление о том, как проходили зимние праздники в данной местности, знакомятся с их особенностями, принимают самое активное участие в празднике. Кроме того, подобные занятия воспитывают любовь к родному краю через углубленные знания традиций, истории и культуры его жителей. Возможна реализация данного мероприятия во внеклассной работе по предмету.
-
Урок-праздник "Прощание с азбукой"
2013
Урок-праздник создает атмосферу радости, развивает познавательную активность и творческие способности у детей в поисковой деятельности, мыслительные операции в ходе игры, воспитывает у учащихся интерес к чтению. На праздник приглашаются родители, ученики 5-го класса – дети из предыдущего выпуска учителя, формируется коммуникативная культура учеников.
-
Урок-праздник "Ради жизни на земле" 2004
Нестандартные уроки дольше остаются в памяти детей, они интересны и познавательны, развивают творческую активность учащихся. На таких уроках, как говорят сами ребята, легче запоминается учебный материал. Конечно, нестандартные уроки требуют серьезной подготовки, зато они расширяют кругозор учащихся, повышают интерес к предмету. Представляю разработку нестандартного урока литературы, посвященного Дню Победы.
-
Урок-праздник в 5-м классе "Серебряное донце — золотое веретенце". Обобщение по теме "Устное народное творчество" 2009
Возникла идея провести обобщающий урок по этой теме в форме праздника, в котором приняли участие обучающиеся 5–10-х классов и их родители. По сценарию предусмотрено выступление танцевального коллектива школы, фольклорного ансамбля.
-
Урок-праздник в 5-м классе "Что за прелесть эти сказки!" 2009
Представлен план мероприятия, в котором подводятся итоги изучения детьми русских народных сказок.
-
Урок-праздник по творчеству Сергея Тимофеевича Аксакова 2010
Центральным вопросом урока являются жизненные заветы Аксакова – дарить людям счастье, воспитывать в себе мужество и твердость духа, любить Родину, чувствовать не только гордость, но и ответственность за свою страну. На уроке преподаватель формирует новые знания о творчестве Аксакова.
-
Урок-праздник, посвященный творчеству А.С. Пушкина, "Что за прелесть эти сказки…" 2011
Цель урока: формировать навыки выразительного чтения поэтического текста; коммуникативных умений учащихся; вызвать интерес к творчеству А.С. Пушкина; привить чувство коллективизма, доброты к ближним.