Литература
-
"Возвращающиеся" имена (Анализ новеллы С.Д. Кржижановского "Единогласно") 2009
В статье предлагаются материалы к уроку по анализу новеллы С.Д. Кржижановского «Единогласно». (Текс новеллы включен в статью.) Материалы могут быть использованы при подготовке учащихся к Единому государственному экзамену (часть С) или при изучении литературного процесса ХХ века.
-
"Возвращение" М.Зощенко (обзорный урок по литературе) 2003
Обзорный урок творческого наследия М.Зощенко.
-
"Война и дети". Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу А.Приставкина "Фотографии" 2009
Урок знакомит учащихся с биографией и творчеством А.Приставкина.
-
"Война и судьба детей" (по рассказу М.Шолохова "Судьба человека") 2010
Детям всегда необходимы особая забота и внимание. В ситуации вооруженного конфликта они особенно уязвимы, так как могут испытывать тяжелые последствия наравне со взрослыми. На данном уроке важно показать эмоционально-смысловую нагрузку, которую несет образ главного героя рассказа; развить умение комплексно анализировать художественный образ.
-
"Волшебное слово поэзии. Зима" 2014
Цель урока: развитие творческих способностей учащихся при создании стихотворного текста. Каждая группа на уроке сочиняет стихотворение. На протяжении урока учащиеся пользуются словарями и ресурсами Интернет. Урок рассчитан на 80 минут.
-
"Воротничковая жизнь" Олечки Розовой. Рассказ Тэффи "Жизнь и воротник" 2022
Цели урока: знакомство учащихся с биографией и творчеством Тэффи; посредством анализа рассказа осмыслить и попробовать разобраться в человеческих поступках; развитие устной и письменной речи учащихся через диалог; развитие творческих способностей; продолжить формирование умений аргументировать собственные высказывания, воспринимать альтернативные точки зрения.
-
"Воскрешение души Родиона Раскольникова" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2008
"Преступление и наказание" – один из интереснейших романов Ф.М. Достоевского. Полностью раскрыть характер главного героя, понять его душу помогает эпилог романа, где показывается процесс воскрешения души Родиона Раскольникова. Урок, построенный на основе анализа отрывка эпилога, способствует пониманию ошибочности теории, которая убивает всё человеческое. Благодаря уроку ребята самостоятельно могут прийти к выводу, что любовь и сострадание способствуют возрождению героя.
-
Военно-патриотическое воспитание школьников на уроках литературы и русского языка посредством литературных произведений, основанных на краеведческом материале 2007
В настоящее время проблема военно-патриотического воспитания является очень актуальной. Если раньше решали с помощью октябрят, пионеров, комсомольцев, с помощью конкурсов строя и песни, военно-патриотических слётов, тимуровского движения, то сейчас всё это забыто. К сожалению, и литература уделяет этому вопросу очень мало внимания, так как старые книги утратили свою актуальность, а новые ещё не появились, а те, которые существуют, являются далеко не образцом для подражания. В поисках путей решения этой проблемы и возникла необходимость написания вариативной программы с использованием военной тематики, в которой особое место следует отвести литературным произведениям, основанным на краеведческом материале.
-
Возвращение к истокам 2011
Книга «Возвращение к истокам» – это отражение сложившейся, целостной системы работы по литературному краеведению, это результат педагогической работы, неустанного поиска путей нравственного, духовного воспитания ума и сердца ребенка. Представлено личное осмысление наследия писателей Владимирской земли, сценарии литературно-музыкальных вечеров, посвященных творчеству С.В. Ларина, Н.Д. Сидорова, День памяти В.А. Солоухина, система факультативных занятий по творчеству С.Н. Никитина, исследовательские работы учащихся и др.
-
Возвращение… А.П. Платонов. "Возвращение". 11-й класс 2011
С точки зрения методики это проблемный урок. Цель урока: раскрывая идейное содержание рассказа, показать духовное возвращение платоновского героя к самому себе. Выбор этого произведения интересен тем, что А.П. Платонов первый открыл важнейшую тему в послевоенной прозе - тему возвращения с войны домой, по-новому показал трагедию воина.
-
Возвращенный писатель "золотого века" 2005
Мы предлагаем познакомить учащихся с Осипом Ивановичем Сенковским, или Бароном Брамбеусом, писателем пушкинской поры, о котором несправедливо умалчивалось долгое время. В современном литературоведении принято различать автора биографического и автора в его художественном воплощении. Автор в первом значении - творческая личность, существующая во внехудожественной плоскости и имеющая собственную биографию. Автор во втором значении - создатель, находящийся во внутритекстовой плоскости. Первый урок - знакомство с автором вне текста (Осипом Ивановичем Сенковским) - целесообразно провести в форме лекции "Возвращённый писатель "золотого века". Второй урок - знакомство с автором внутри текста (Бароном Брамбеусом) - предлагаем провести в форме урока-беседы, урока-диспута, а также в форме лекции "О.И.Сенковский и Барон Брамбеус: архитектоника литературной маски писателя". Третий урок - в форме эвристической беседы позволит учащимся поразмышлять о мифологеме судьбы в произведениях О.И. Сенковского и А.С. Пушкина в аспекте дихотомии "Запад-Восток".
-
Возможно ли духовное прозрение героини А.П. Чехова "Анна на шее"? (Метод аналитического чтения) 2009
На уроке у учащихся формируются коммуникативные (речевые) умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать свои высказывания; умения создавать устное публичное и монологическое выступление; умения анализировать текст.
-
Возможности ИКТ на уроках краеведения (культура края). 8-й класс
2011
Доклад, анализирующий возможности ИКТ на уроках краеведения, преимущества такого способа ведения занятий.
-
Возможности интеграции литературы со смежными видами искусства в эстетическом воспитании учащихся 2009
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развития творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.
-
Возможности интегрированных уроков. Правовой компонент на уроках литературы 2008
Интегрированные уроки литературы с курсом "Вокруг тебя - Мир..." направлены на развитие гуманитарного мышления. Специальные задания открывают возможности адекватного понимания прочитанного, расширяют представление о культурном, этическом фоне произведения. Широкий диапазон тем помогает расширить разнообразие творческих работ и заданий, способствует дополнительному стимулированию общения детей с родителями, сверстниками на основе этико-правовых норм поведения.
-
Возможности технологии РКМЧП для формирования и развития умения работать с письменным текстом 2010
Обзор опыта применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере работы с учащимися 5–9-х классов.
-
Возможности уроков литературного чтения (4-й класс) 2009
На уроках литературного чтения используются разные виды чтения: ознакомительное (без анализа); просмотровое (для выявления главного); изучающее (для анализа части); поисковое (выборочное); выразительное (художественное). В развивающей системе - исследовательское чтение. Происходит сотворчество, при котором учитель и ученик – читатели-партнёры, сотрудничающие в процессе, вместе раскрывают проблему героев, открывают истину.
-
Возможность использования документов совместного редактирования для достижения метапредметных результатов в процессе изучения предметов гуманитарного цикла 2017
В статье рассматриваются возможности использования сервисов сети Интернет, в частности, документов совместного редактирования, для достижения метапредметных результатов обучения. Подробно рассказывается о применении Google-документов (текстовый документ, таблица, презентация) и wiki-страниц, приводятся примеры заданий для организации индивидуальной и групповой работы на уроке и во внеурочное время. Анализируются преимущества и недостатки названных сервисов.
-
Война глазами женщин 2011
Одной из самых малоисследованных в современной литературе является тема женщины и войны. О войне написано тысячи книг, сложены песни, сняты фильмы. В особом ряду стоят сегодня художественная и документальная проза и поэзия о женщинах-воинах. Должна ли участвовать женщина в войне? Женское ли это дело? Женщины Чувашии на всех участках работы показывали образцы трудового героизма. Женщины обвиняют фашизм вчерашний, сегодняшний и будущий.
-
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Д.Самойлов "Сороковые", Е.А. Евтушенко "Мед" 2013
Урок литературы посвящен поэзии военных лет. Учащиеся читают и анализируют стихотворения Д.Самойлова «Сороковые», Е.А. Евтушенко «Мед». На уроке развиваются навыки анализа поэтического текста.
-
Война и дети. А.Платонов. "Маленький солдат". 5-й класс 2011
Урок знакомит с ролью детей в годы Великой Отечественной войны; воспитывает у детей чувство патриотизма, любви к своей стране. На уроке закрепляются навыки анализа рассказа, ведется работа над литературоведческими понятиями. Данный урок – это урок-размышление над главной идеей рассказа. В течение урока использованы различные виды работ: выразительное чтение, чтение по ролям, пересказ, словесное рисование, беседа по вопросам, чтение наизусть стихотворений, рисунки детей.
-
Война и любовь на страницах повести В.Л. Кондратьева "Привет с фронта" 2009
Письма с фронта, описание госпитального быта дают учащимся представление о тяжелом военном времени, пробуждают интерес к военной истории, а значит, и к знакомству с лучшими произведениями литературы о Великой Отечественной войне.
-
Война и эмиграция 2007
Наиболее неизвестные страницы истории русского литературного зарубежья – позиция, судьбы русской эмиграции во время Второй мировой войны. Все они оказались перед сложнейшим выбором: поддержать фашистов, чтобы избавить Россию от большевизма, или поддержать СССР в борьбе с фашизмом, чтобы оставить Россию на мировой карте.
-
Войны России в литературе, истории кино. Тема Кавказа
2012
Предлагается презентация интегрированного проекта (литература, история, психология) по теме «Войны России в истории, искусстве, сознании человека», подготовленная учащимися 10-го класса.
-
Волшебная сила музыки в рассказе Андрея Ткачёва «Лебедь, или Вечер Сен-Санса». Урок внеклассного чтения в 9-м классе 2023
Автор статьи приглашает обучающихся к разговору о внутреннем мире человека, свободной и духовной личности, меняющейся под воздействием силы музыки. Организуя аналитическую беседу, педагог ведёт обучающихся к глубокому постижению авторской идеи, к пониманию читателем авторской позиции, выраженной в произведении.
-
Волшебный мир сказок А.С.Пушкина (урок литературного чтения в 3-м классе) 2022
Цель урока: расширить знакомство обучающихся с творчеством А.С.Пушкина; формировать интерес к чтению, книгам; закрепить знания сказок великого поэта.
-
Вольнолюбивый характер лирики Пушкина. Анализ стихотворения "Во глубине сибирских руд" 2010
Урок знакомит учащихся с историей декабристского восстания, вольнолюбивым характером лирики А.С. Пушкина. При объяснении материала используются мультимедийные презентации, что позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально. На уроке используются межпредметные связи с историей.
-
Воображение как продукт творческой деятельности человека 2017
Развитие творческих способностей обучающихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от творческих способностей ученика в процессе мышления. Значительна роль воображения в творческом процессе. В настоящей работе сделана попытка осмысления проблемы воображения как продукты творческой деятельности человека.
-
Воплощение в музыке национально-освободительной идеи: от царя Давида до наших дней 2007
Интегрированный урок по мировой художественной культуре. Межпредметные связи: история, литература, русский язык, иностранные языки, этика, эстетика. Эпиграфом к уроку взяты слова Солера: "Лети же, мысль, на крыльях золотых..." Этим автором написано либретто оперы, принесшей славу Джузеппе Верди. Итальянский вариант названия оперы – "Набукко" – закрепился, возможно, потому, что полное имя героя, давшего ей название, неудобопроизносимо – Навуходоносор. В ней речь идёт о страданиях израильского народа в вавилонском плену. История эта пронизана тайной – это библейская история.
-
Вопросы к повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 2025
Подготовлены вопросы для проверки усвоения содержания повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".