Война и любовь на страницах повести В.Л. Кондратьева "Привет с фронта"

Разделы: Литература


Цели: вызвать у учеников эмоциональный отклик, желание поразмышлять о прочитанном произведении, продолжить работу над умением анализировать текст “вслед за автором”.

Оборудование: магнитофон, музыкальные записи песен военных лет, выставка книг о Великой Отечественной войне.

Оформление доски: тема урока, портрет писателя, несколько фотографий военной поры, эпиграф к уроку.

Эпиграф:

Война гуляет по России,
А мы такие молодые.
Д. Самойлов. “Сороковые, роковые…”

Ход урока

(Перед началом урока в классе негромко звучат песни военных лет).

Слово учителя.

Мы живём накануне великого дня – праздника Победы. 60 лет назад прогремел последний выстрел Второй мировой войны. Называли разные цифры погибших: двадцать миллионов, тридцать, сорок… Думается, что никто и никогда не назовёт точную цифру погибших советских людей. К сожалению... Но у нас есть память. Мы должны быть благодарны им, погибшим, за то, что идёт снег, светит солнце, поют птицы, а мы просто живем и даже иногда этого не замечаем. В поселке Амга Республики Саха (Якутия) к 60-летию Победы возводится мемориал в честь погибших в годы войны земляков. 1775 фамилий. В одном списке – перечень имен погибших, в другом – мобилизованных. Года рождения не вернувшихся с войны – 1918, 19, 20, 21, 22... А дата гибели наиболее распространенная – 1942 – 1943…

А ведь эти молодые люди хотели жить, любить, иметь семью, детей… Не суждено им это было: шла война.

О событиях войны и рассказывают произведения известного писателя Вячеслава Кондратьева, бывшего фронтовика, прошедшего через страшный “Ржевский котёл”.

Ученик рассказывает о жизненном и творческом пути писателя (сообщение на 3 – 4 минуты).

Учитель. Мы обращаемся сегодня на уроке к произведению Вячеслава Кондратьева “Привет с фронта”. “Вслед за автором” – так мы будем анализировать эту повесть.

Аналитическая беседа с учащимися.

Учитель. Вспомним, о чем рассказывается в произведении?

(Примерный ответ. Лейтенант Юра Ведерников лечился в госпитале, уехал на фронт, откуда стал писать письма медсестре Нине. Завязалась переписка. Всего было 11 писем.)

Учитель. Почему эта повесть о войне? Ведь нет описаний ни боев, ни взрывов, ни гибели людей? И только ли о войне эта повесть?

(Примерный ответ. Есть ощущение “присутствия” войны: госпиталь, где лечатся раненые, письма Юры, в которых он постоянно возвращается к этой теме. Есть и вторая важная сюжетная линия – любовь двух молодых людей, которая возникает незаметно для них самих.)

Учитель. Обратите внимание на тему нашего урока. Значит, и говорить мы будем о войне и о любви, потому что, какими бы страшными ни были жизненные обстоятельства, молодость всегда берет своё.

Ученица в белой косынке медсестры читает письмо Юры Ведерникова: “Привет с фронта! Здравствуйте, Ниночка! Нас перевели в другое место, но недалеко от прежнего. Теперь мы живём в лесу, а перед нами цветущий луг. Я высовываю нос из окопа и жадно вдыхаю его запахи. Даже странно, что такая красота – это поле боя, что в пятистах метрах от нас немцы. Недалеко от наших позиций я вижу большой красный цветок. Я не знаю, как он называется, но он очень красив, и мне хочется сорвать его для…Вас. Я знаю, он завянет, засохнет, пока дойдёт до Москвы…” и т.д.

Учитель. От чьего лица в произведении идёт повествование? И для чего автор использовал этот приём?

(Примерный ответ. Обо всём этом вспоминает Нина. Она соединяет два пласта времени: военную молодость своего поколения и нынешнее время, в котором и идёт воспоминание.)

Учитель. Что мы узнаём о нашей героине на первых страницах повести?

(Примерный ответ. Ей 19 лет. Она медсестра в тыловом госпитале, весёлая, общительная, Юру совсем не помнит. Нина романтична, не могла жить без состояния влюбленности.)

Учитель. Перечитаем первое письмо Юры. А каким он предстает перед нами в письмах?

(Примерный ответ. “Я довольно высокий, блондин, мне уже 20 лет, дважды ранен, две награды: “звёздочка” и “За Отвагу”, – так он описывает себя в первом письме. Юра с Урала, закончил 10 классов, часто бывал в Москве, обходил все театры, мечтает стать историком. В роте, командиром которой он позднее станет, все считают его отчаянным, хотя он ещё ни разу не целовался ни с одной девушкой.)

Учитель. Чем же так поразило Нину первое Юрино письмо?

(Примерный ответ. Обращением к ней на Вы. Девушка ему понравилась, но он робок, не подошёл к ней, о чём жалеет.)

Учитель. Биография Юры Ведерникова похожа на биографии ребят его поколения и самого Вячеслава Кондратьева. Обращает внимание, что он вдумчивый и умный молодой человек (“умный и хороший парень” – говорит Артур). Бережно относится к Нине. Почему же среди всех медсестёр Юра выбирает Нину?

(Примерный ответ. Она весёлая, всегда окружена больными, любит танцевать. Но она ещё и остроумная, порядочная и никогда не поступила бы так, как Клавка.)

Учитель. Вспомним Клавку. Почему Нина одним словом дает ей убийственную характеристику – “мародёрка”?

(Примерный ответ. Клавка – красавица. Благодаря этому в трудное военное время она живет легко, не голодает. Уезжающим на фронт офицерам она дает обещание ждать их с войны. А доказательством любви военного к ней должен служить продовольственный аттестат, который каждый месяц влюблённый пересылает ей. И таких аттестатов у Клавки в месяц получается не один. Нина узнает это от самой Клавки, которая пытается её учить “жизни”. Чувство брезгливости после этого разговора долго не покидает Нину.)

Учитель. Вспомним Нинины влюбленности. Это любовь? Или она такая ветреная?

(Примерный ответ. Нет, это сочувствие, жалость, сострадание к тем, кто нуждается в её помощи.)

Учитель. Писатель рисует в повести картины будней военного времени. Как проходит будничная жизнь героини? Давайте найдём описание этого и прочитаем вслух.

(Ученики легко справляются с этим заданием, так как почти на каждой странице повести находятся примеры.)

Учитель. Когда героиня понимает, что письма с фронта так необходимы ей? Ведь первое письмо она открыла равнодушно, второе – с любопытством, третье – с интересом…

Ученик читает отрывок из седьмого письма Юры Ведерникова: “Привет с фронта! Здравствуйте, Нина! …Откровенно говоря, я очень боюсь, что Вам кто-нибудь понравится и Вы перестанете мне писать. Давайте договоримся, что, несмотря ни на что, Вы все равно будете присылать мне письма. Я так уже привык к ним, что без них мне будет очень трудно. Договорились?”

(Тихо звучит вальс Наташи Ростовой из кинофильма “Война и мир”… Далее чтение продолжается под музыку/)

Ученик: “Вы, конечно, читали “Гранатовый браслет” Куприна. Так вот, мне хочется в конце каждого своего письма писать то, что писал Желтков. Вы помните, что он писал? Разумеется, помните! Но мне неудобно, что я не нашёл своих слов и повторяю чужие, поэтому не пишу их, но, честное слово, они выражают мои чувства к Вам…”

Ученица читает из повести Куприна “Гранатовый браслет” несколько строк:

“Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г. С. Ж.”

Учитель. Обратите внимание, как, прочитав эти строки, удивлена и взволнована героиня: “Бог ты мой, неужели я способна внушить такие чувства? Я долго стояла в углу коридора… Неужели у меня настоящая любовь?! Самая-самая настоящая!”

(Звучит песня военных лет “Случайный вальс”: “Ночь коротка, спят облака… ”)

Учитель. Давайте обратимся к размышлениям героя о смысле жизни в одном из его писем.

Ученики находят отрывок и читают вслух:

“Я прожил 20 лет. И, конечно, ничего не успел в жизни сделать… Ну, и для чего же она была, эта моя жизнь? Неужели нет смысла в моем появлении на свет, в прожитых годах и моей смерти, если она произойдет? Не может же этого быть! Он должен быть, этот смысл! Но в чем? А если все случайно? И наша вселенная, и наша земля, и люди на ней, и я? Что тогда? Значит, все, все бессмысленно?.. Напишите, что Вы думаете о смысле жизни?..”

Учитель. В очередном письме Юра Ведерников напишет: “Вы стали ко мне лучше относиться”. И Нина ответит: “Вы стали интересны мне, Юра, как человек, и я с нетерпением жду ваших писем, чтобы узнать о вас что-то новое”. А в конце даже добавила, что, наверное, будет ждать его, ждать по-настоящему. Как вы считаете, что изменилось в отношении героини повести к Юре?

Ученики высказывают свои мнения.

Учитель. Друзья, почему так часто в повести упоминаются фамилии писателей, литературных героев? Почему Юра хочет быть похожим на Онегина?

Учащиеся делятся своими мыслями.

Учитель. Обратимся к последнему, одиннадцатому письму.

Ученик читает несколько строк из последнего письма Юры Ведерникова: “Привет с фронта! Здравствуйте, Ниночка! Цветок я все-таки сорвал и посылаю Вам. Он вложен в отдельную бумажку, сложенную пополам. Если его не будет, значит, выкинула военная цензура…”

Учитель. Как вы думаете, символичен ли образ красного цветка в повести? И что потрясло героиню?

(Примерный ответ. Красный цвет – символ крови и любви. Это намек и на любовь, и на ожидаемую трагедию. Поэтому-то героиню и потрясло страшное предчувствие.)

Учитель читает последние строки повести:

“Но шли дни, недели… Прошёл месяц… И где-то на самом донышке души комочком нарастало все определенней и определенней то первое ощущение, которое охолодило меня при чтении его последнего письма, – писем больше не будет, писем больше не будет…

До сих пор мне не хочется верить, что Ведерникова убили, что его жизнь, частица которой прошла передо мной в его письмах, оборвана войной.

Мне кажется, он жив. Занимается своей любимой историей. Может быть, иногда вспоминает свои полудетские письма в Москву госпитальной сестрёнке, которые начинал всегда приветом с фронта.

А я сохранила его письма, и вот это последнее лежит сейчас передо мной.

Привет из юности, Юра…”

Ученик читает отрывок из стихотворения Александра Твардовского “Я убит подо Ржевом…”:

Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, –
Точно в пропасть с обрыва –
И ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
Я – где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я – где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я – где крик петушиный
На заре по росе;
Я – где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядет, –
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.

Учитель. Перед нами прошёл “роман в письмах”, история двух молодых людей, так и не успевших перейти на “ты”, узнать друг друга, история, полная любви и драматизма. Юра погиб. Память Нины о нем жива, недаром она хранит его письма, которые всегда начинались словами: “Привет с фронта! Здравствуйте, Ниночка!”

“Привет из юности” посылает она ему…

(Тихо звучит песня “Ты ждёшь, Лизавета”.)

Учитель. Ребята, у каждого из вас лежит на столе лист из тетради. Мы его сложим так, чтобы получилась форма письма-треугольника, которое фронтовик отправлял домой. Такие весточки получала от Юры и героиня повести Нина. Напишите в таком письме-треугольнике свой отзыв о прочитанной повести. Это будет ваше домашнее задание.