1. Слово учителя.
А.С. Пушкин говорил: “Самостоянье человека – залог величия его”.
Все произведения А.С. Пушкина о человеке. Для него важны нравственные понятия, которые относятся к человеку: дружба, братство, любовь, свобода.
Лирика А.С. Пушкина отличается вольнолюбивым характером. Вспомните стихотворение “Узник”, изученное нами в 6 классе.
Проблема свободы и несвободы – одна из основных в творчестве А.С. Пушкина.
Наиболее ярко эта тема проявляется в стихотворениях, созданных в период восстания декабристов.
2. Рассказ учителя или заранее подготовленного ученика о восстании декабристов с использованием мультимедийной презентации, для создания которой использованы материалы сайта http://www.nivasposad.ru/school/homepages/all_kurs/konkurs2008/web-pages/gorbunova/chicherina_alena/index.html (Приложение 1)
1. Предпосылки восстания декабристов. Слайд 1,2.
2. Особенности декабристского восстания. Слайд 3.
3. Декабристские организации. Слайд 4–7.
- “Союз спасения” (1816-1817 гг.) Петербург – 30 человек.
- “Союз благоденствия” (1818-1821 гг.) Москва – 200 человек.
- “Южное общество” (1821-1825 гг.) г. Тульчин, Украина. Руководитель – П.И. Пестель.
- “Северное общество” (1822-1825 гг.) Петербург. Руководители –
С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, И. Пущин, К. Рылеев.
4. План восстания.
Выступление намечалось на лето 1826 года. Однако 19 ноября 1825 года в Таганроге внезапно скончался Александр I. Трон должен был перейти брату покойного – Константину, т.к. у Александра не было наследников.
Южное и Северное общества вели переговоры о координации действий и установили контакты с Польским патриотическим обществом и Обществом объединенных славян. Декабристы планировали убить царя на военном смотре, силами гвардии захватить власть и реализовать свои цели.
Но еще в 1823 году Константин тайно отрекся от престола, который теперь согласно закону переходил к следующему по старшенству брату – Николаю. Не зная об отречении Константина, Сенат, гвардия и армия присягнули ему 27 ноября. После выяснения ситуации назначили переприсягу Николаю, которого из-за его личных качеств (мелочности, солдафонства, мстительности и пр.) не любили в гвардии.
В этих условиях у декабристов появилась возможность воспользоваться внезапной смертью царя, колебаниями власти, оказавшейся в обстановке междуцарствия, а также неприязнью гвардии к престолонаследнику. Учитывалось и то, что некоторые высшие сановники заняли выжидательную позицию по отношению к Николаю и были готовы поддержать активные действия, направленные против него.
Кроме того, стало известно, что в Зимнем дворце знали о заговоре и вскоре могли начаться аресты членов тайного общества, которое фактически перестало быть тайным.
Декабристы планировали в сложившейся ситуации поднять гвардейские полки, собрть их на Сенатской площади и заставить Сенат "добром" или под угрозой оружия издать "Манифест к русскому народу", в котором провозглашались уничтожение самодержавия, ликвидация крепостного права, учреждение Верховного правительства, политические свободы и пр. Часть восставших должна была захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью, планировалось захватить и Петропавловскую крепость. Кроме того, П.Г. Каховский взял на себя задачу перед началом выступления убить царя, но так и не решился ее выполнить.
Руководителем восстания ("диктатором") был избран князь С.П. Трубецкой.
5. Ход восстания. Слайд 8–9.
С раннего утра 14 декабря офицеры – члены "Северного общества" вели агитацию среди солдат и матросов, убеждая их не присягать Николаю, а поддержать Константина и "его жену "Конституцию"".
Им удалось вывести часть Московского, Гренадерского полков и Гвардейский морской экипаж на Сенатскую площадь. Но к этому моменту сенаторы уже присягнули Николаю и разошлись. Трубецкой, наблюдая за выполнением всех частей плана, увидел, что он полностью срывается и, убедившись в обреченности военного выступления, не явился на площадь. Это в свою очередь вызвало замешательство и медлительность действий. Николай окружил площадь верными ему войсками. Но восставшие отбили атаки конницы, а генерал-губернатор Милорадович, пытавшийся склонить восставших к сдаче оружия, был смертельно ранен Каховским.
После этого в дело была введена артиллерия. Выступление было подавлено, а вечером начались массовые аресты.
6. Итоги восстания. Слайд 10–11.
3. Пушкин и декабристы (Приложение 2).
А.С. Пушкина с декабристами связывали очень теплые, дружеские отношения. Среди декабристов были И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер, друзья А.С. Пушкина по Лицею, не забывавшие поэта и в период его Южной ссылки. Слайд 1
– Помните, как произошла встреча А.С. Пушкина и И.И. Пущина в 1824 году в Михайловском?
Слайд 2, 3.
Из воспоминаний И.И. Пущина “Записки о Пушкине”:
“… Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес, и снег им по брюхо, править не нужно. Скачем опять в гору извилистою тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора…
Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается…”
По свидетельству очевидцев, во время восстания декабристов И.И. Пущин воодушевлял солдат. На допросах он не выдал ни одного из своих товарищей, а когда нельзя было уклониться от ответа, называл либо вымышленные имена, либо имена умерших:
“Заходила речь и о Пушкине:
Николай: “Посылали ли Вы своему родственнику Пушкину письмо о готовящемся восстании?”
Пущин: “Я не родственник нашего великого национального поэта Пушкина, а товарищ его по Царскосельскому лицею… Общеизвестно, что Пушкин, автор “Руслана и Людмилы”, был всегда противником тайных обществ и заговоров”.
Здесь все характерно: и категорическое утверждение, что Пушкин был противником тайных обществ, и характеристика его как “великого национального поэта”, который, как гордость России, требует к себе бережного и уважительного отношения, и упоминание о наиболее безобидном в политическом смысле произведении – поэме “Руслан и Людмила”.
Верховный суд отнес Пущина к первому разряду государственных преступников и приговорил к смертной казни отсечением головы. Затем “по царской милости” казнь была заменена двадцатью годами каторги.
Вот как И.И. Пущин вспоминает об этом (Из воспоминаний И.И. Пущина “Записки о Пушкине”):
“… Сцена переменилась.
Я осужден: 1828 года, 5-го генваря, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний острог. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствия по разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читы призывает меня к частоколу А.Г. Муравьева (Слайд 4) и отдает листок бумаги, на котором неизвестной рукою написано было:
Чтение стихотворения “Мой первый друг, мой друг бесценный” наизусть специально подготовленным учеником.
Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнании. Увы, я не мог даже пожать руку той женщины, которая так радостно спешила утешить меня воспоминанием друга; но она поняла мое чувство без всякого внешнего проявления, нужного, может быть, другим людям и при других обстоятельствах; а Пушкину, верно, тогда не раз икнулось”.
– Послушайте несколько отрывков из писем Пушкина и воспоминаний декабристов и расскажите об отношении Пушкина к декабристам.
- “Ты ни в чем не замешан – это правда. Но в бумагах каждого из действовавших находятся стихи твои. Это худой способ подружиться с правительством” (В.А. Жуковский – А.С. Пушкину, 12 апреля 1826 г.)
- “В то время не было сколько-нибудь грамотного прапорщика в армии, который не знал бы наизусть революционных стихов Пушкина” (И.Д. Якушкин. Из воспоминаний.)
- “Бунт и революция мне никогда не нравились, это правда; но я был в связи почти со всеми и в переписке со многими из заговорщиков. Все возмутительные рукописи ходили под моим именем…” (А.С. Пушкин – В.А. Вяземскому, 10 июля 1826 г.)
- “Повешенные повешены; но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна” (А.С. Пушкин – П.А. Вяземскому, 14 августа 1826 г.)
4. Чтение и анализ стихотворения “Во глубине сибирских руд”.
Вместе с посланием И.И. Пущину с А.Г. Муравьевой, уехавшей в Сибирь к сосланному мужу Н.М. Муравьеву, А.С. Пушкин передал декабристам стихотворение “Во глубине сибирских руд”.
Чтение стихотворения учителем.
В своих документах царское правительство утверждало, что идеи декабристов низменны и безумны, что заговор был составлен “горсткой извергов”. Великий русский писатель-революционер А.И. Герцен вспоминал, что после подавления восстания аристократы отвернулись от арестованных. “Никто (кроме женщин) не смел показать участия, произнести теплого слова о родных, о друзьях, которым еще вчера жали руку, но которые за ночь были взяты. Напротив, явились дикие фанатики рабства, одни из подлости, а другие хуже – бескорыстно”.
– Как на фоне этих фактов общественной жизни можно оценить послание Пушкина декабристам?
Возможный ответ: Нужно было обладать верность, преданностью друзьям и редкой смелостью, чтобы в этих условия написать такое стихотворение.
– Каков центральный поэтический образ стихотворения “Во глубине сибирских руд”? (Образ надежды.)
– Как стихотворение дополняет ваши знания о личности поэта? (Верный товарищ и друг, свободолюбивый человек.)
– Что такое эпитет?
– Что, по-вашему, имел в виду поэт, говоря о скорбном труде декабристов? Почему их терпение назвал гордым, “стремленье дум” – высоким, а свой голос – свободным?
– Почему поэт так уверен: “Не пропадет ваш скорбный труд…”?
– Почему, по-вашему, Пушкин вместо слова “шпага” употребляет слово “меч” (ср. выражение “карающий меч”)?
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
5. Ответ декабристов.
Ссыльный поэт-декабрист А.И. Одоевский написал ответ на послание А.С. Пушкина.
Слайд 5.
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки
И – лишь оковы обрели.Но будь покоен, бард: цепями,
Своей судьбой гордимся мы
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святой знамя.Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы:
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы.
– Как поняли послание А.С. Пушкина те, кому оно было адресовано?
– Что общего в стихотворении А.С. Пушкина и А.И. Одоевского? (Вера в будущее, в правоту своего дела, надежда на справедливое возмездие.)
6. Подведение итогов урока.
– Как вы понимаете слова А.И. Герцена:
“После 1825 г. только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла своими мужественными звуками настоящее и посылал свой голос в далекое будущее. Поэзия Пушкина была залогом и утешением”.
Домашнее задание. Выучит наизусть стихотворение “Во глубине сибирских руд”.