Завершился ХХ век. Одной из проблем литературоведения начала ХХI века является подведение итогов минувшей эпохи. Однако пройдет еще не один десяток лет до того момента, когда мы с уверенностью сможем сказать: имена всех писателей, заслуживающих внимание и уважение, внесены в учебники и энциклопедии, а их произведения опубликованы, исследованы и изучены. Даже сегодня мы продолжаем говорить не только о возвращенных произведениях, но и о возвращающихся после многолетнего забвения.
Впервые в России предпринимается издание полного собрания сочинений в пяти томах С.Д. Кржижановского. Значительное количество произведений, включенных в собрание, публикуется впервые. Творчество этого писателя ранее не изучалось в школе. Причины незаслуженного умолчания разнообразны: от отсутствия художественных текстов до неподготовленности учителя-практика. Сегодня появляется возможность открыть школьникам новое имя в литературе. С текстами новелл С.Д. Кржижановского удобно знакомить не только на уроках литературы в 11 классе, но и на уроках русского языка в 10-11 классах при подготовке учащихся к части С Единого государственного экзамена.
Одним из произведений, рекомендуемых учащимся для прочтения и анализа в курсе изучения литературы ХХ века, может стать новелла «Единогласно» из цикла «Мал мала меньше», созданного в 1930-х – первой половине 1940-х годов. Это произведение можно рассматривать как одно из лучших, написанных в последние годы творчества поэта, как произведение-предостережение, пророчество.
Прежде, чем приступить к анализу текста, необходимо напомнить учащимся об особенностях и жанровом своеобразии новеллы. И.Ф. Волков в работе «Теория литературы» (М., 1995, С.136) отмечает: «От обычного рассказа она (новелла) отличается тем, что сущность характера или ситуации раскрывается здесь не через ее внешнее проявление, а внезапно, неожиданно, в виде резкого противопоставления сущности явлению, истинного содержания характера персонажа его обыденному состоянию и поведению». Заострив внимание учеников на таких особенностях жанра как неожиданность, внезапность, целесообразно задать вопрос, поиск ответа на который, заставит думать о художественном единстве произведения, стимулирует интерес к анализу текста: В чем заключается эффект внезапности и неожиданности в новелле С.Д. Кржижановского «Единство»?
В ходе работы с произведением необходимо помочь увидеть ученикам, что в небольшом тексте новеллы создан целый мир, в котором несомненно присутствуют реалии советской действительности, но который имеет только ему свойственные время, пространство и образы.
С самого начала произведения обращает на себя внимание преобладающее количество глаголов настоящего времени («подчеркивает», «отмечает», «говорит», «молчит», «отодвигает» и т.д.), что создает обобщенное и отвлеченное временное пространство без привязи к конкретному событию в реальной жизни. Четко обозначено место, в котором происходит действие: «Кафетерий. Столик в углу у стены». Способ рисования пространственных границ напоминает документальный очерк и не предвещает никаких интимных бесед.
Образы Его и Её очень «размыты»: имена этих людей не названы, заменены местоимениями (Их двое… Он что-то подчеркивает в папке, на обложке которой написано «Дело»; она отмечает в блокноте. и т.д.); лица не видны (только испуганные глаза в кульминационный момент их встречи). Из эмоций, которые «они» испытывают, лучше всего ощущается страх во время голосования. Улыбки героев не воспринимаются как естественная реакция на волнительные моменты их беседы, как добрый «посыл» любимому человеку, потому что сразу после улыбки следует действие или слова, опровергающие ее искренность.
Например: Он улыбнулся, запустив руку в густую путаницу волос, и, чуть нагнувшись над столом, говорит:
И еще одно в повестке дня. Почему бы вам не выйти за меня замуж?
Или: Они снова улыбаются друг другу, но уже другой, открытой улыбкой, - и палец его, согнувшись, стучит по доске стола: счет.
Образам людей в новелле противостоят предметные образы: портфелей и столиков. Портфели окрашены в желтый и черный цвета (в то время как герои не имеют даже цвета глаз), в отличие от людей они более раскованны в своих движениях, более свободны:
Один портфель защелкнулся, другой лежал, свесив свою черную нижнюю губу.
Столики, стоящие в кафетерии, вызывают больше ассоциаций с одушевленными существами, нежели люди; они более искренни, не боятся выказывать своих эмоций:
- Кто против?
Но пустые столики вокруг ни за, ни против: им все равно.
Контраст образов портфелей, столов и людей усиливает впечатление безликости и бездушности, рожденное образами героя и героини.
Мир, созданный в новелле, имеет четко обозначенные пространственные и временные границы, населен плоскими и безликими героями, контрастирующими с предметами быта, которые представлены более живыми, одушевленными, чем люди.
При помощи такого образа мира в произведении обозначены и заострены проблемы, ожидающие завтрашнее общество, которое сегодня нарушает устоявшуюся систему нравственных ценностей, пренебрегает человеческой личностью, заглушает и разрушает ее внутренний, интимный мир, не позволяет проявления искренности. Вместо живого, одухотворенного лица предлагается безликость, бездушность, «единогласность».
Наконец, мы можем дать возможность учащимся ответить на вопрос, заданный в начале урока: в чем же заключается эффект неожиданности, свойственный жанру новеллы, в данном произведении? Присутствует ли он здесь? Да! Но он не выражен автором «физически», его необходимо додумать, дочувствовать читателю самому.
Эффект неожиданности возникает при соотнесении заглавия текста произведения и его темы, при анализе темы новеллы и способе реализации темы в тексте. Заглавие «Единогласно» - выражено официозным наречием, основательно вошедшим в жизнь и ум человека советской эпохи, вызывающим ассоциации с огромными залами, переполненными толпами думающих и действующих единогласно, боящихся выбиться из общего строя и сделать не то, что делают все. (Этот страх виден и на лицах голосующих героев: Он резким движением поднимает руку. Она – секунды через три – тоже. Они смотрят друг на друга круглыми, немного испуганными глазами.) Кардинально противоположна заглавию лирическая тема текста: объяснение в любви, предложение руки и сердца. Способ же воплощения «любовной» темы вполне соответствует официальному заглавию: предложение любви через голосование безликих людей, единогласно делающих шаг в будущее.
Новелла С.Д. Кржижановского «Единогласно» оказалась пророческой, как и многие другие его произведения. И сегодня, когда человеческие взаимоотношения по разным причинам чрезвычайно упрощены, поколение молодых и энергичных «деловых» людей вряд ли можно ошеломить, рассказав подобную историю голосования. Именно поэтому мы должны открывать сегодняшним школьникам – завтрашним выпускникам возвращающиеся имена талантливейших провидцев, чтобы наши ученики могли отличить истинное чувство от фальшивого, жизнь от игры в нее.
Текст новеллы С.Д. Кржижановского «Единогласно»
Кафетерий. Столик в углу у стены. Их двое, перед ними два стакана с остывшим чаем и два раскрытых портфеля. У него желтый, у нее черный. Оба очень молоды. Он что-то подчеркивает в папке, на обложке которой написано: «Дело»; она отмечает в блокноте.
Один портфель защелкнулся, другой лежал, свесив черную нижнюю губу. Он улыбнулся, запустив руку в густую путаницу волос, и, чуть нагнувшись над столом, говорит:
- И еще одно в повестке дня. Почему бы вам не выйти за меня замуж?
Она молчит и осторожно отодвигает стакан с чаем: еще секунда – и стакан упадет на пол.
Пауза.
- Проголосуем. Кто за?
Он резким движением поднимает руку. Она – секунды через три – тоже. Они смотрят друг на друга круглыми, немного испуганными глазами.
- Кто против?
Но пустые столики вокруг ни за, ни против: им все равно.
- Воздержавшиеся? Принято единогласно.
Они снова улыбаются друг другу, но уже другой, открытой улыбкой, - и палец его, согнувшись, стучит по доске стола: счет.
1937