За более чем десятилетний этап работы по модульной организации обучения, у нас накопился немалый опыт, которым и хотели бы с вами поделиться. Напомним, что ядром модульного обучения является блок информации, предназначенный для изучения относительно автономной темы учебного курса.
Преимущества модульной организации обучения:
- в полной мере реализуются принципы индивидуализации и дифференциации обучения;
- более подготовленные дети создают зону ближайшего развития для остальных школьников;
- не приходится дробить темы учебника и растягивать на много дней, прерывать чтение больших по объёму художественных произведений, нарушать целостное восприятие.
Так в системе учебных часов на курс “Литературное чтение” в 4 классе отводится 3 часа в неделю. Маловато? Да. На раздел “Реальный и волшебный миры” отводится 21 час. Выстраивание модуля включает не только планирование содержания, но и организацию деятельности учащихся, что помогает выстроить систему по формированию новых знаний, контроля и коррекции умений.
Раздел “Реальный и волшебный миры” предполагает знакомство со сказкой Э. Т. А. Гофмана “Щелкунчик и Мышиный король”, со стихами М. Волошина, Д. Самойлова, с картинами И. Айвазовского “Девятый вал”, Ф. Васильева “Перед грозой”.
Учебное содержание осознанно усваивается, когда становится предметом активных действий школьников. В рамках модуля легче выстроить разные виды учебной работы: время позволяет использовать творческие работы детей, включить поездки в театр, интеллектуальные игры, использование видеоматериалов и пр.
На уроках литературного чтения мы используем разные виды чтения:
- ознакомительное (без анализа);
- просмотровое (для выявления главного);
- изучающее (для анализа части);
- поисковое (выборочное);
- выразительное (художественное).
В развивающей системе – исследовательское чтение. Когда учитель готовит текст “двойным зрением”, т. е. глазами опытного и начинающего читателя. На уроках отрабатывается коллективное, эмоциональное, аналитическое чтение. Происходит сотворчество, при котором “учитель – ученик” - читатели-партнёры, сотрудничающие в процессе, вместе раскрывают проблему героев, открывают истину.
Конспект урока по литературному чтению
Раздел: “Реальный и волшебный миры”.
Произведение: Э. Т. А. Гофман “Щелкунчик и Мышиный король”.
Главы: “Победа” (проверка домашнего задания) и “Кукольное царство” (продолжение работы над произведением).
Цель: продолжить работу над восприятием главной идеи сказки:
- торжество добра;
- верности, справедливости;
- закрепить представление о сказке как о сокровищнице мудрости, о поучительности - как жанровом признаке сказки.
Задачи: развивать умения “читать между строк”, формулировать выводы, делать:
- обобщения, отстаивать собственную точку зрения;
- продолжить работу по освоению умения пересказывать близко к 1тексту;
- формировать культуру общения, развивать творческую активность, воображение.
I. Вводный этап
Закроем глаза и мысленно перенесёмся в волшебный мир сказки.
Откройте глаза. Мы снова в сказке.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
II. Проверка домашнего задания
(глава “Победа”)Задание было дано по рядам: подготовить пересказ близко к тексту:
1 ряд - испытания, которые выпали на долю Мари в
первую ночь;
2 ряд - испытания, которые выпали на долю Мари во
вторую ночь;
3 ряд - испытания, которые выпали на долю Мари в
третью ночь.
(Задания детям во время слушания: оценить ответ товарища, доказать правильность собственных суждений).
Выводы по главе:
- Выдержала ли Мари испытания, которые выпали на её долю? Докажите.
(Предполагаемые ответы: выдержала отвратительное зрелище, которым явился Мышиный король, ужасное прикосновение его лапок, отказалась от сладостей и сахарных куколок, чтобы спасти жизнь Щелкунчику, достала саблю, чтобы он смог сразиться с Мышиным королём).
- Сохраняется ли логика построения волшебной сказки в описании испытаний? Докажите.
(Предполагаемые ответы: испытаний 3; если в народной сказке герой обычными человеческими силами ничего сделать не может, то в авторской затрагивается мир ценностей героев).
- Легко ли досталась победа?
- Какой вывод можно сделать?
(Добро побеждает, но в этой борьбе человек должен чем-то пожертвовать).
III. Знакомство с новой главой
(“Кукольное царство”)а) Итак, победа! Мари и Щелкунчик оказываются … (начинает звучать музыка П. И. Чайковского).
Дети по звукам музыки понимают, что речь идёт о кукольной стране.
Но, как наши герои там оказались, и, что интересного с ними произойдёт, мы узнаем, прочитав следующую главу, которая так и называется “Кукольное царство”.
(Используется приём методики А. Кушнира “чтение за звуковым ориентиром”. Заранее на магнитофон записывается глава или отрывок. Дети читают про себя, следуя за звуковым ориентиром. Они одновременно слышат образцовое чтение и видят текст).
Внимание! Перед чтением дети получают задания.
Мальчики: во время чтения подчёркивают в тексте карандашом все диковинки, о которых пишет автор (удивительные вещи, явления).
Девочки: подчёркивают в тексте описание манер поведения (особенности поведения) Щелкунчика.
б) Как Мари и Щелкунчик попали в чудесную страну сладостей?
Докажите словами из текста.
Может быть, этот путь знаком вам по другим сказкам?
(Путь в чудесную страну лежал через рукав отцовской лисьей шубы. В хрестоматии по литературному чтению 3 класса есть отрывок из повести Льюиса “Ведьма и платяной шкаф” и сказки Андерсена “Пастушка и Трубочист”. В первом случае из этих двух путь в волшебную страну лежал непосредственно из платяного шкафа, где висели шубы, во втором – через дымоход).
в) Проверка выполненного задания мальчиками.
На доску учитель вывешивает названия диковинок, которые называют дети:
- Леденцовый луг.
Миндально-изюмные ворота. - Рождественский лес.
- Село Пряничное.
Медовая река. - Розовое озеро.
(После того, как дети перечислят все диковинки, учитель предлагает распределить их по порядку. Ученики приходят к выводу, что при таком расположении получается план к главе).
г) Проверка выполненного задания девочками.
(Учитель предлагает девочкам обратиться к тексту и зачитать слова, выражения, указывающие на манеры Щелкунчика во время этой увлекательной экскурсии. Ученики приходят к выводу, что Щелкунчик очень внимательный, галантный (введение нового слова требует объяснения его лексического значения), предусмотрительный, добрый, вежливый).
Всегда ли ваши сверстники обладают этими качествами. Нужно ли ценить в человеке эти качества? Почему?
Представьте, что Щелкунчик был бы совсем другим. Пошла бы с ним Мари? Почему?
д) Учитель предлагает детям обыграть поведение Щелкунчика по отношению к Мари, выбрав любой эпизод.
е) Чем замечательно описание волшебной страны? Что кажется автору самым важным в создании её особой атмосферы: благоухание, мелодичные звуки или цвето-световые эффекты? Зачитайте по тексту. Докажите.
(Важно подвести детей к выводу, что для автора все три компонента одинаково важны и ценны: все звуки, все запахи, все цвето-световые эффекты!
Весь мир чувств: органы обоняния, осязания, зрения, слуха, вкуса – становится необыкновенно ценным).
Как можно объяснить слова Щелкунчика: “Дядя никогда не смастерит ничего подобного. Скорее вы, милая мадмуазель Штальбаум”.
Что имел в виду Щелкунчик?
IV. Домашнее задание.
Выберите отрывки, которые особенно понравились и запомнились. Подготовьте их выразительное чтение.
Подумайте, что для вас особенно важно: цвет, звук, запах?
V. Итог урока.
О чём хотел рассказать автор в этой главе? Какое открытие вы, возможно, для себя сделали? Может быть, чему-то удивились?
(Несомненно, дети придут к выводу, что чем больше делаешь добра другим, тем больше добра вернётся потом к тебе; надо уметь вслушиваться, вглядываться в души людей, которые тебя окружают; надо уметь вовремя протянуть руку помощи нуждающемуся).
Литература:
- О модульной организации обучения в системе Л. В. Занкова (Литературное чтение, 4 класс)
- Конспект урока по литературному чтению из раздела “Реальный и волшебный миры” (4 класс), Э. Т. А. Гофман “Щелкунчик и Мышиный король” (главы “Победа” и “Кукольное царство”).