Личное осмысление наследия писателей Владимирской земли, сценарии литературно-музыкальных вечеров, посвященных творчеству С.В.Ларина, Н.Д.Сидорова, День памяти В.А.Солоухина, система факультативных занятий по творчеству С.Н.Никитина, исследовательские работы учащихся на материале литературного краеведения – таковы представленные в книге формы организации занятий с детьми в рамках деятельности краеведа-словесника.
Воспитание любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где живешь, неминуемо перерастает в нравственное, духовное воспитание образованного гражданина своей страны. Обращение к литературному, мировоззренческому наследию писателей родной земли, к нашим духовным истокам – это та первооснова, без которой невозможно формирование и развитие личности в современной действительности с ее широким информационным полем.
Представляется, что опыт деятельности Лукъяновой Г.И. по литературному краеведению будет интересен педагогам области, работающим в системе духовно-нравственного воспитания и образования учащихся.
От составителя
«Женщина, разговаривающая стихами» – статья с
таким заголовком вышла в марте 2007 года в
газете « Голос писателя» (органе владимирской
организации Союза писателей России). Эти слова
написаны о заслуженном учителе России, педагоге
высшей квалификационной категории Лукьяновой
Галине Ивановне.
Более двадцати лет Галина Ивановна занимается
литературным краеведением. Она знакома со
многими писателями нашего края, их
родственниками, с некоторыми ее связывают
многолетние дружеские отношения. В семьях С.В.
Ларина, Н.Д. Сидорова, С.К. Никитина Галину
Ивановну считают родным и близким человеком.
«Наш ангел – хранитель», – так называют педагога
члены правления Владимирской организации Союза
писателей России.
Это уникальный учитель и удивительный человек,
для которой занятия литературным краеведением
является не только любимым делом, а образом
жизни. Свою увлеченность литературой она
старается передать и своим ученикам.
Не каждому дано увидеть за строкой
художественного произведения личность самого
писателя, его мировоззрение и мировосприятие,
проследить связь между литературой и жизнью.
Всему этому и учит педагог своих учеников. А
самое главное – любить свою родину и
гордиться тем, что вырос и живешь на этой земле.
И неслучайно, приходя в школу №2 на
литературные праздники, ощущаешь особую
атмосферу духовности, заинтересованности и
вовлеченности всех присутствующих в
происходящее на сцене. На школьных
литературно-музыкальных салонах, бессменным
руководителем которых много лет является Галина
Ивановна, выступают ребята разных возрастов.
И всегда поражаешься умению школьников
проникновенно читать как прозу, так и лирику,
умению слушать и слышать.
Неоднократно Галина Ивановна представляла свой
бесценный опыт и свою систему работу на
семинарах и конференциях различного уровня,
поэтому и цель выпуска данного издания –
поделиться опытом и пропагандировать
литературу родного края среди педагогов и
учащихся образовательных учреждений нашего
района.
Издание этой брошюры было бы невозможно
без финансовой поддержки
администрации Собинского района, комитета по
образованию, администрации Центра
детско-юношеского туризма.
Благодарим всех за помощь.
Михайлова И.А.
методист по краеведению ЦДЮТ и Э
От автора
Литература – одна из дисциплин в школе, оказывающая влияние на формирование духовного мира подростка.
Как привить любовь к чтению? Как интересно и
доступно для ребенка раскрыть художественные и
этические ценности произведения? Как научить
видеть за строкой художественного текста
личность писателя с его мировосприятием? Как
противостоять средствами литературы
разрушительным тенденциям в современном
обществе? Эти вопросы волнуют меня. Поиски
ответов на них заставляют серьезно заниматься
литературным краеведением.
Русские писатели-классики и Владимирский край,
творчество поэтов и писателей земли
Владимирской – два основных направления, по
которым работаю.
Занятия литературным краеведением помогают углубить представление учащихся об исторических и культурных связях родных мест с жизнью всей страны, раскрыть многообразие художественной литературы, способствуют пониманию связей между литературой и жизнью, прививают вкус к художественному слову, пробуждают любовь к родному краю, чувство гордости за землю, на которой они родились, выросли, живут, учатся, которая всегда была богата талантливыми, уважаемыми людьми.
Посещение музеев, мемориальных кладбищ, мест, связанных с жизнью и творчеством писателей, работа в областном архиве и областной библиотеке, переписка и встречи с поэтами и писателями – земляками, их близкими родственниками, встречи с краеведами, распространение, презентация книг поэтов и писателей края, выпуск литературных бюллетеней, выступление на страницах местных газет, написание рефератов, научных исследований, докладов – основные виды учебной деятельности.
Труд словесника – краеведа интересен и увлекателен, так как соединяет в себе качества наблюдателя, исследователя, путешественника, наставника. Повседневно открывая для себя новое в окружающем мире, я ввожу в него своих воспитанников, пробуждая в их душах любовь к природе, человеку.
Краеведы школы стали инициаторами по увековечению памяти писателя– земляка Ларина в названии одной из улиц своего города. В школе сложилась литературная традиция: 16 сентября, в день рождения писателя, проводить уроки внеклассного чтения, литературно-музыкальный салон, посвященный памяти вдохновенного певца родного края, где звучат полюбившиеся ребятам строки из произведений «Ночлег на Буже», «Плата за конфеты», «Родные люди» и других.
Ежегодно в этот день приезжают дочь писателя Галина Сергеевна Ларина-Шагара, члены областной писательской организации. Память о земляке увековечена и в школьной краеведческой комнате.
Традиционной стала Неделя никитинской книги, которая ежегодно проходит в октябре. Гостями литературно-музыкального салона, посвященного «золотым страницам прозы» С.К. Никитина, бывают не только писатели, но и вдова писателя Клара Михайловна. Книги Сергея Константиновича, самого первого ответственного секретаря областной писательской организации, написавшего в содружестве с С.В.Лариным книгу «Меж лесных берегов», изучаются на уроках внеклассного чтения и факультативных занятиях по авторской программе «Литературное краеведение».
В январе месяце в школе проходит Неделя шлыгинской книги. Краеведы являются не только активными распространителями книг Шлыгина, лауреата Всесоюзного конкурса «Пою мое Отечество», Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей, человека нелегкой судьбы, прикованного не одно десятилетие к постели, но и готовят утренники, литературные вечера, посвященные творчеству поэта. Сегодня его нет среди нас, но жива о нем память.
На уроках внеклассного чтения в начальных
классах изучаются «Мишка-пограничник», «Посадил
я деревца», «Понарошке и по правде», в
5-х классах – «Приключение Джими и Рекса», в 8-11 кл.
– сборник стихов «Суть». Непримиримое отношение
автора к жестокости и насилию, утверждение
всепобеждающей силы добра, мягкий юмор – вот что
притягивает юного читателя в его творчестве.
Более 10 лет связывает нас дружба с семьей
поэта: школьные краеведы – частые гости в доме
Шлыгиных во Владимире.
Традиционными стали литературные вечера, посвященные творчеству поэта-песенника А.И. Фатьянова, которые проводим совместно с заслуженным артистом России А.А. Лемешкиным, вечера памяти Н.Д.Сидорова, замечательного детского писателя, с которым нас связывала тесная дружба (он был частым гостем в школе). 29 марта 2001 года доброго человека не стало. Мы с краеведами познакомились с вдовой Лидией Матвеевной, подарившей нам книги, фотографии, личные вещи, рукописи. Оформили альбом. Краевед из 9 «А» класса Михайлов Владимир, ныне выпускник, написал реферат о жизни и творчестве Н.Д. Сидорова и стал лауреатом областной краеведческой конференции в 2002 году. Совместно с писательской организацией отметили 75-летие со дня рождения писателя – автора известных детских сказок, рассказов, мемуаров.
Немало поклонников среди учителей, родителей и учащихся школы снискал литературно-музыкальный салон, гостями которого всегда бывают писатели, поэты, художники, композиторы, певцы земли Владимирской. Краеведам приходится выступать и в роли ведущих, и в роли чтецов, художников, актеров. Тематика салонов разнообразна. Каждая встреча – это откровенный разговор о литературе как искусстве слова, о своей малой родине – Владимирщине, это приглашение к чтению, поиску, открытию.
В 1998 году школе присвоено имя Владимира Алексеевича Солоухина. Большая поисково-исследовательская работа ведется краеведами кружка «Возвращение к истокам». Не раз побывали ребята на родине Солоухина в селе Алепино, ныне Собинского района, собрали материал об истории села и храма Покрова Божьей Матери, побывали на могиле писателя, встретились со старожилами Алепино, дочерью писателя Еленой Владимировной, провели литературно-музыкальный салон, посвященный 40, 50-летию выхода в свет книги писателя «Владимирские проселки» и с литературно-музыкальной композицией выступили в г. Владимире на торжественном вечере, посвященном писателю и его творчеству. В школе прошел областной семинар по книге В.А.Солоухина «Смех за левым плечом». Широко отметили совместно с писательской организацией 75, 80-летие со дня рождения писателя. Традиционным стал в школе и День памяти писателя 4 апреля. Вот уже 10 лет собираются школьники на литературные посиделки, чтобы почтить память писателя-земляка. Звучат строки из его произведений, голос писателя; ребята имеют возможность посмотреть видеофильм, где сняты панихида и проводы В.А.Солоухина, его интервью с владимирскими корреспондентами. Минутой молчания завершаем мы День памяти и посещением школьной краеведческой экспозиции, посвященной его жизни и творчеству.
Я автор программы факультативного курса «Литература родного края» для учащихся 8-10 классов. В ней творчество В.А.Солоухина, С.В.Ларина, С.Н. Никитина, А.И.Карышева, А.И.Шлыгина и других поэтов и писателей родного края занимает достойное место. Основная задача курса – способствовать становлению духовного мира юношей и девушек, прививать любовь к литературе родного края, любовь к малой родине, интерес к ее прошлому и настоящему.
Ребята выбирают темы рефератов для выпускных экзаменов именно по литературному краеведению: «Природа и человек в творчестве С.В.Ларина», «Русский национальный характер в творчестве С.Никитина», «Традиции русской классики». На выпускных экзаменах по литературе часто пишут рецензии на произведения писателей-земляков. Неоднократно юные краеведы становились победителями городских и областных краеведческих конференций и литературных праздников.
Прав был Виталий Бианки, утверждая, что краевед-исследователь – маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это помогает ему понять многое, что недоступно пониманию некоторых.
С любви к родному краю, его истории, культуре начинается любовь к своей стране, интерес к большой литературе.