"Война и судьба детей" (по рассказу М.Шолохова "Судьба человека")

Разделы: Литература


Гуманистический компонент: детям всегда необходимы особая забота и внимание. В ситуации вооруженного конфликта они особенно уязвимы, так как могут испытывать тяжелые последствия наравне со взрослыми. Уменьшение страданий детей во время войны продиктовано соображениями гуманности.

Правовой компонент: основные нормы международного гуманитарного права по защите детей как особо уязвимой части гражданского населения.

Литературоведческий компонент: комплексный анализ художественного образа, особенности композиции художественного произведения ("рассказ в рассказе"), признаки документальной прозы.

ЦЕЛИ:

  • обсудить проблему особой уязвимости детей в ситуациях вооруженных конфликтов и необходимости гуманного к ним отношения;
  • обратить внимание на эмоционально-смысловую нагрузку, которую несет образ главного героя рассказа; развивать умение комплексно анализировать художественный образ (в единстве портретной, речевой, поведенческой характеристик); продолжить знакомство с художественным приемом "рассказ в рассказе";
  • воспитать способность сочувствовать героям произведений, попавшим в трагические ситуации.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • компьютер; мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация: "Тогда и теперь: самые уязвимые"; (Приложение)
  • рассказ М. Шолохова "Судьба человека"
  • кинофильм "Судьба человека", режиссер Сергей Бондарчук;
  • иллюстрации к рассказу М. Шолохова "Судьба человека".

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Война - вооруженная борьба между государствами и народами, между классами внутри государства.

Детство - ранний, до отрочества возраст; период жизни в таком возрасте.

Художественная деталь - выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Грязный, как прах - прах: 1. то же, что пыль; 2. то, что тленно, ничтожно, недолговечно, суета.

Уязвимость - слабость, беззащитность, когда легко обидеть.

Незащищенность - неспособность защитить себя, беззащитность.

Гуманность - направленность на благо других; человечность, отзывчивость.

Тут самое главное - не ранить сердце ребёнка.
М. Шолохов.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Война: Слышим это слово и не вздрагиваем, и комок к горлу не подступает. Привычным оно стало, обыденным. И всё же: И всё же я хочу спросить, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово "война"? (Смерть близких людей, голод, страдания и т. д.)

- Детство - это то время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек. С этим периодом жизни у каждого связаны свои воспоминания, свои ассоциации. (Запись на доске слова ДЕТСТВО)

- Назовите те ассоциации, которые приходят на ум, когда вы слышите это слово.

- Многие писатели обращались к теме детства. В одних произведениях эта тема была основной, в других - одной из многих. Сегодня наш разговор пойдет о героях рассказа Михаила Шолохова "Судьба человека" (1957).

2. Историческая справка о написании рассказа "Судьба человека".

(Сообщение подготовленного ученика)

В новогодние дни - 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года- в газете "Правда" был

опубликован рассказ "Судьба человека", в котором главным героем стал прошедший плен советский солдат. И хотя Шолохов не осмелился сказать о том, что ждало военнопленных на родине в дни войны, сам выбор героя стал актом гражданского мужества.

В конце 50-х - начале 60-х годов творчество Шолохова привлекло пристальное внимание кинематографистов. Особый зрительский успех выпал на долю фильма "Судьба человека" (1959), получившего главный приз Московского международного кинофестиваля. Ленинскую премию и совершившего триумфальное шествие по экранам многих стран мира. Этот фильм был режиссерским дебютом Сергея Бондарчука, который сыграл в нем главную роль.

3. Определение цели занятия.

- Цель нашего занятия - определить, насколько глубоко показана трагедия детей. К пониманию трагических ситуаций, в которых оказались герои, мы будем подходить через слово, потому что литература - это, прежде всего, искусство слова. Главной "помощницей" на нашем занятии будет "художественная деталь". Понятие отработано. Если кто-то забыл, обратите внимание на доску. (На доске записано определение "художественной детали".)

4. Проблемный анализ рассказа М.Шолохова.

1) Какова тематика данного произведения? (Военная тематика, показан тот уголок войны, где не стреляют).

2) Что изображает писатель в своем рассказе? (Изображены судьбы людей, искалеченные войной; тема оскорблённого детства).

3) Какие картины рисует писатель в рассказе? (Показаны картины беспризорного детства. Герои потеряли близких людей, но нашли того, кто помог им выжить в трудные минуты.)

4) Кто является главным героем рассказа?

Кратко опишите жизнь Андрея Соколова.

Конечно, главным героем рассказа является Андрей Соколов. В то же время нам важно понять, какую роль в этом отрывке играет образ Ванюшки.

5) Итак, о чем же рассказ М.Шолохова? (Вывод: рассказ Шолохова - это произведение о том, какой страшной трагедией является война, которая ломает и калечит судьбы и взрослых людей, и детей.)

6) Когда написано данное произведение? (Время написания "Судьба человека" - конец 1956 - начало1957 г.)

7) От чьего лица ведется повествование в рассказе? (В рассказе "Судьба человека" события показаны глазами взрослого человека, Андрея Соколова.)

5. Аналитическая работа по тексту.

1) Демонстрация фрагмента из кинофильма С.Бондарчука "Судьба человека". (Эпизод у чайной.)

- Какие события показаны в данном эпизоде?1) Каким автор представляет главного маленького героя рассказа? Какая основная черта подмечена во внешнем облике мальчика? Найдите это в тексте. ("...маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки как звездочки ночью после дождя.

Во внешнем облике мальчика подчеркивается трепетность, уязвимость ребенка: "мелкая птаха... как свиристель ... как воробей под застрехой...".)

Словарная работа: "грязный, как прах" - дать толкование лексического значения.

2) Демонстрация фрагмента из кинофильма "Судьба человека". (Эпизод в автомобиле.)

1/ Вспомните диалог мальчика и "дяди-шофера". Что вы узнали о Ванюшке из его реплик? Что довелось пережить ему к моменту встречи с Андреем Соколовым? Какую черту в образе Ванюшки подчеркивает информация о том, что пережил он во время войны?

(Мальчик остался круглым сиротой: во время бомбежки поезда погибла его мать, не вернулся с фронта отец; у него нет дома, он голодает. Подчеркивается незащищенность, уязвимость мальчика).

Словарная работа: "уязвимость", "незащищенность".

2/ Что еще может узнать читатель о Ване по тому, как он отвечает на вопросы? Обратите внимание на интонационно-синтаксический строй реплик. Этот строй свидетельствует о некотором автоматизме ответов: видимо, ребенок не первый раз отвечает на подобные вопросы. Кроме того, лаконичные слова "не знаю... не помню... никого... где придется" в данном контексте усиливают ощущение тяжести того, что уже перенес этот маленький мальчик.

3/ Как вы думаете, почему мальчик так стремительно и безоглядно поверил в то, что его нашел отец? Как в речи Вани передается его эмоциональное состояние в данный момент? (Восклицательные предложения, повторяющиеся синтаксические конструкции, трижды повторенное слово "найдешь" свидетельствуют о том, как истосковался этот ребенок по теплу, заботе, как плохо ему было, как велика в нем была надежда.)

4/ Какие еще слова помогают охарактеризовать состояние мальчика?

("...тихо так говорит...", "шепчет", "спросил, как выдохнул", "звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно".)

5/ Какую ведущую черту в образе Ванюшки подчеркивают его внешность, переживания, речь, поступки? (В ответах учащихся могут прозвучать такие слова: беззащитность, незащищенность, ранимость, уязвимость и т.п.)

6/ Чьими глазами мы первый раз видим Ванюшку?

Как вы думаете, чем уж так "полюбился" мальчик Андрею Соколову?

Как Андрей Соколов реагирует на его рассказ? Почему?

Какими художественными средствами передается взволнованное состояние героев после объяснения?

(Сравнения "будто травинка под ветром", "как свиристель", восклицания "Боже мой, что тут произошло! ...Как я тогда руля не упустил, диву можно даться!.. Какой уж там мне элеватор...")

2) Демонстрация фрагмента из кинофильма "Судьба человека". (У реки. Концовка фильма.)

1/ Как, по-вашему, было принято решение Андреем Соколовым?

2/ Как долго длилось знакомство мальчика и Андрея Соколова до решающего разговора? (Три дня, на четвертый день произошло решающее событие.)

3/ Найдите в тексте момент, когда вы с уверенностью можете сказать, что Андрей Соколов принял решение усыновить мальчика.

Важно обратить внимание детей на цепочку "последняя... радость", "батарея моего сына" (потеря последнего ребенка, старшего сына) - "полюбился мне парнишка мой" (постепенное "присвоение", сближение.)

4/ - "А с ним - дело другое..." Как характеризуют Андрея Соколова эти слова?

В чем проявляется его забота о мальчике?

Проследите по тексту всего фрагмента, насколько Соколов внимателен к эмоциональному состоянию Ванюшки. ("...от моего окрика вздрогнул", "тихо так говорит", "глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу", "шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня", "уже научился вздыхать", "то щебечет, а то что-то примолчался...")

5/ Кто еще из персонажей подчеркивает особую незащищенность, ранимость, уязвимость маленького мальчика?

6/ Как вы думаете, в чем заключается роль образа Ванюшки в этом рассказе? (Этот образ помогает глубже понять характер главного героя рассказа - Андрея Соколова. С появлением этого персонажа появляется новый поворот в проблематике произведения: становится возможным обсуждение уязвимого положения детей во время войны.)

7/ Какие беды принесла детям война?

(Потеря близких людей, попрошайничество, лишение крова, страх, каждодневные страдания от голода.)

8/ Только ли война виновата в бедах детей, в данном рассказе Ванюшки?

(Война - это страшная объективная реальность. Ужаснее другое: взрослые не могут уберечь детей от страданий.)

9/ Взрослые и дети. Их отношения. Как они показаны? Подтвердите свою мысль строками из текста. (Два осиротевших человека наконец-то нашли друг друга! Соколов отдаёт Ванюшке всё тепло души, которое скопилось за долгих четыре года войны, и сам отогревает своё окаменевшее сердце около маленького "оборвыша". "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать".

Глядя на мир глазами, "наполненными такой неизбывной тоской", он протягивает ребёнку свои "большие крепкие руки", спасает "мелкую птаху", чьё гнездо разметал "военный ураган невиданной силы".)

10/ Перечитайте строчки:

"Вот уже когда Ванюшка мой подрастет и придется определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте. А сейчас пока шагаем с ним по русской земле.

- Тяжело ему идти,- сказал я".

- Кем сказаны эти фразы? (Учитель должен быть готов помочь ученикам различить понятия "автор" (то есть М. Шолохов) - "рассказчик" (тот, кто передает нам рассказ Соколова) - "герой рассказа" (Соколов, который рассказывает историю своей жизни.)

- Как называется такой композиционный прием? (Рассказ в рассказе.)

- Какие эпизоды объединяют рассказчика и Андрея Соколова в их отношении к Ване?

(Зачитываются эпизоды, которые выявляют бережное отношение взрослых к детям.) "Тут главное - не ранить сердце ребёнка". (Эпиграф к уроку.)

6. Заключительное слово учителя. Обобщение изученного. Подведение итогов.

- Михаил Шолохов не был бы настоящим писателем, если бы только обозначил трагедию детей. Он наметил пути выхода, показал "свет в конце тоннеля".

- Как вы думаете, какой выход подсказывает писатель? В чем он видит спасение людей?

(Спасение людей в любви, в понимании: А.Соколов усыновил Ванюшку и спасся сам.)

7. Показ мультимедийной презентации "Тогда и теперь: самые уязвимые" с комментариями учащихся.

Из норм международного гуманитарного права: Ребенком считается человек до достижения 18-летнего возраста. Ребенок, оказавшийся в ситуации вооруженного конфликта, является жертвой войны и нуждается в защите. Нормы международного гуманитарного права, направленные на его защиту во время международного вооруженного конфликта, содержатся в IV Женевской конвенции и Дополнительном протоколе I от 1977 г. Международное гуманитарное право предоставляет детям защиту, которая предполагает, что дети, являясь частью гражданского населения, имеют право на гуманное обращение, как и все гражданские лица. В отношении детей запрещаются, например, посягательство на жизнь, жестокое обращение, взятие заложников, оскорбительное обращение.

8. Итоговое задание и выводы по обсуждаемой проблеме. Задание на дом.

Выводы по проблематике урока делают сами ученики, выполняя следующее задание.

- Как вы думаете, почему, начиная урок, мы с вами подбирали ассоциации к слову ДЕТСТВО? Представьте и запишите, какие ассоциации со словом ДЕТСТВО могли бы возникнуть у Ванюшки. Письменно объясните, почему у него могли возникнуть именно такие ассоциации.