Цель: Раскрывая идейное содержание рассказа, показать духовное возвращение платоновского героя к самому себе.
Задачи:
- Раскрыть смысл названия рассказа.
- Продолжить учиться читать А.П. Платонова, писателя-философа, мыслителя, постигая его стиль.
- Воспитание нравственных позиций учащихся: чувства ответственности за себя и за тех, кто рядом; умения понять другого, умения жить не только разумом, но и сердцем.
Форма урока: работа в группах.
Ход урока
Эпиграфы:
У нас дело есть, жить надо.
А. Платонов.Прежде он чувствовал жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся её обнажившимся сердцем.
А. Платонов.
Слово учителя с элементами беседы: Победой завершилась самая разрушительная в истории России Великая Отечественная война. Но как ни огромны были причинённые войной бедствия, моральную атмосферу создавали радость и гордость, вызванные победой над сильным и беспощадным врагом.
Литература того времени всё толковала в одном ключе, заданном ей Коммунистической партией. (Постановления ЦК ВКП (б) 1946-1948 г.г. о литературе и искусстве).
- Вспомните, какими были показаны русские солдаты на страницах литературы в военные и первый послевоенный год?
В ореоле славы и величия. Это герои, воины-защитники, воины-освободители. В радужных красках рисовали, как вчерашние фронтовики легко вживаются в мирную жизнь. На сцене и в кино, главным образом, прославляли "великого полководца", "организатора и вдохновителя всех наших побед", "отца всех народов" Сталина.
Удивительно быстро произошло у А. Платонова осмысление новой послевоенной проблематики. Как и М. Шолохов А. Платонов стоял у истоков важнейшей темы в послевоенной прозе - темы возвращения с войны к мирной жизни. Но А. Платонов здесь был первооткрывателем. Перед вчерашними фронтовиками стояла задача: "У нас дело есть, жить надо" (обратиться к первому эпиграфу). О том, как жить человеку, его близким, его детям после всего, что было перенесено и понято на войне, и размышляет А. Платонов в самой знаменитой, пожалуй, вещи своей - рассказе "Возвращение".
В 1946 году на страницах журнала "Новый мир" публикуется рассказ "Семья Иванова". И новая атака жёсткой критики обрушивается на писателя. 4 января 1947 года на страницах "Литературной газеты" появилась разгромная статья под названием "Клеветнический рассказ Платонова", в которой В. Ермилов охарактеризовал произведение как "гнуснейшую клевету на советских людей, на советскую семью".
- Как вы думаете, почему критика обрушилась на А. Платонова? Что показал А.Платонов? Какой у него воин?
Воин у А. Платонова не герой (в рассказе в портретной характеристике героя есть детали, компрометирующие образ солдата-победителя), а человек с изломанной войной душой, с черствым сердцем, человек честолюбивый и тщеславный. А. Платонов по-новому говорит о трагедии войны: он обратился к оборотной стороне победы, приковав внимание читателя не к радости, к незаживающим душевным ранам народа, нанесённым войной. Это и вызвало ненависть к А. Платонову, он снова оказался в забвении. Не случайно М. Шолохов написал свой рассказ "Судьба человека" через 10 лет после выхода в свет "Возвращения", когда в литературе наступил период "оттепели".
Однако критики приходят и уходят, а подлинное искусство остаётся. Стал классикой и этот рассказ А. Платонова. В последующих публикациях рассказ печатается под названием "Возвращение".
- Какое название рассказа для вас предпочтительнее: "Семья Иванова" или "Возвращение"? Почему?
"Возвращение" наиболее ёмко выражает идейный смысл рассказа.
- Как вы понимаете смысл названия "Возвращение"?
А. Платонов обратился к излюбленной сюжетной ситуации "возвращения". Как известно, возвращаются многие герои А. Платонова. (Возвращается Никита к отчаявшейся без него Любе, Фёдор - к Фро:) Но теперь эта ситуация наполнилась у А. Платонова особым сокровенным смыслом.
Возвращение кого? Куда? Зачем? Когда произошло возвращение? На эти вопросы мы и постараемся ответить на уроке. И тему урока определим как "Возвращение:"
- Какова композиция рассказа?
Достаточно простое построение этого произведения. Здесь повествуется о возвращении главного героя с войны домой. Но в повествовании о возвращении есть вставные эпизоды (рассказ Любови Васильевны о Семёне Евсеевиче и инструкторе и рассказ Петруши о Харитоне).
- А что лежит между началом пути Иванова и окончательным его возвращением в семью?
Чтобы ответить на все поставленные перед нами вопросы, попробуем прожить вместе с героями А. Платонова совсем короткое время. Именно прожить для того, чтобы постараться понять автора.
- Когда происходит действие? Приведите примеры из текста, доказывающие это.
В рассказе своё время и пространство. С ними связаны образы дома и дороги.
- Образы каких героев связаны с домом? (Образ Любы и образы детей)
- Образы каких героев связаны с дорогой? (Образ случайной попутчицы Маши, образы разбитого вокзала, поезда).
Отчёты групп о проделанной работе:
1 группа подготовила рассказ о Любе по следующему плану:
Значение имени, связь с характером героини.
История жизни, авторское отношение к героине.
Сохранила ли героиня любовь?
Как Люба объясняет причину своей измены?
Можно ли признание Любы назвать исповедью? Почему? Что такое исповедь?
Как речь характеризует героиню?
Не случайно жену Иванова зовут Любовь. Пришлось женщине работать на кирпичном заводе, сначала разнорабочей, так как не было квалификации, потом, после обучения, - у пресса. Работала и день и ночь. Пришлось и огнеупоры делать для провозных топок, и обувь чинить себе и детям, чтобы дорого не платить сапожнику, и электрические печки исправлять соседям за картошку, и детей поднимать (цитаты из текста). Жизнь в войну складывалась из тысячи таких малых ежедневных подвигов в той сфере, что зовётся бытом. Событиям в семье, предшествовавшим встрече героя, уделено в рассказе незначительное место.
Любовь Васильевна 3 дня выходила ко всем поездам, она отпрашивалась с работы, не выполняла нормы и по ночам не спала от радости, слушая, как медленно и равнодушно ходит маятник часов. На 4-й день послала детей, а к ночному поезду вышла сама. На 6-й день отца встретил сын. Любовь Васильевна встретила их на крыльце дома (дом и хозяйка у А. Платонова составляют как бы единое целое по отношению к вернувшемуся мужу). Она опять отпросилась с работы, словно чувствовало её сердце, что муж сегодня приедет. Она прибрала кухню и комнату, в доме должно быть чисто и ничего постороннего. И этого достаточно, чтобы понять: фронтовика дома ждут и любят. Любовь Васильевна сохранила любовь.
Она хотела рассказать сама мужу всю правду завтра или послезавтра. Но обстоятельства сложились так, что пришлось рассказать в 1-й же день. Состоялся ночной разговор Любы и Иванова (чтение отрывков).
- Чьими глазами мы видим сцену ссоры? Почему?
Семейная драма Иванова спроецирована на детское сознание. Для А. Платонова, художника, мыслителя, философа, всегда была важна детская точка зрения на происходящее.
В горькой исповеди женщины, пытающейся объяснить грешному мужу мотивы своей измены, выражена глубина человеческой трагедии, в которой виновата война, явившаяся причиной страшного отчуждения людей, их отрешённости от естественного, привычного хода жизни.
Речь Любы нерешительна, тускла. Уличить её в нелогичности, непоследовательности, слушая сбивчивую речь этой женщины, совсем не трудно. Особенно, если слушать Любу отчуждённым сердцем. Интуитивно Люба сердцем понимает, что никто, кроме сына, свидетеля её минувшей жизни и её мук, ничего правильно не поймёт. Но нельзя не почувствовать и правоту Любы, так нуждающейся в годы своих четырёхлетних мытарств в тепле, поддержке, без которых пришла бы к ней смерть, а значит и гибель детей.
Особое место в творчестве А. Платонова принадлежит детям.
2 группа подготовила рассказы о детях Иванова (Петруше и Насте) по следующему плану:
Значение имён, связь с характерами героев.
Какими вышли из войны Настя и Петруша? История их жизни.
Какую функцию в рассказе выполняют дети? Отношение автора к героям.
Какую историю вложил А. Платонов в уста Петруши? Определите её жанр.
Какими мы видим детей в финале рассказа?
Настя (древнегреч.) - воскресение, возвращение к жизни. Маленькая Настя не помнит отца и отталкивает его от матери по возвращении Иванова домой как чужого. И действительно Иванов пока чужой. Настя беспрекословно слушалась брата, который был все эти 4 года за отца. (Цитаты из текста).
Петруша (древнегреч.) - "скала", "утёс", "каменная глыба". В портрете мальчика автор особо выделяет глаза (цитаты). Глаза - зеркало души. Душа чувствует непорядок. Это настораживает. При встрече Петруша не узнал отца. Это солдат, вернувшийся с фронта. Ранняя зрелость Петруши, конечно, печальна, она делает его маленьким старичком. Для него характерны рассудительность, постоянный учёт дел, "нужд" дома, семьи. Всё это определило характер Петруши. Он указывает сестре, матери, отцу и даже огню в печи (примеры из текста). Так не должно быть. Петруша занял место отца. На это указывает и тот факт, что Иванов к нему обращается: "Здравствуй, Пётр Алексеевич", дальше - "Пётр". А мать - "Петруша", А.Платонов - "Петрушка".
Атмосферу безысходности в финале ночной ссоры разряжает Пётр. Из уст ребёнка звучит нравственный укор ревнивому отцу: "У нас дело есть. Жить надо, а вы ругаетесь как глупые какие". Петруша рассказывает отцу о Харитоне из инвалидной кооперации, который оправдал поступки своей жены-изменщицы тем, что выдумал массу фронтовых любовных приключений. Эта история воспринимается как мудрая житейская притча, зовущая грешников к смирению. Она явилась толчком к подлинному, а не мнимому возвращению Иванова из искажённого фронтового пространства в русло естественной человеческой жизни. Эта притча-укор заставила отца устыдиться своей тайной мысли о Маше, своей случайной знакомой (цитаты).
Сопротивляясь обрушившейся на них суровой действительности, дети становятся не по годам серьёзными, неестественно взрослыми, почти не ощутив тепла детства.
В финале рассказа мы видим детей, бегущих за поездом, который увозит отца. Петруша машет рукой. Переворот в сыне показан внешним образом. Его мысли не передаются, но их результат проявляется в том, как он бежит за поездом. Символ его перемены - надетые на одну ногу валенок, на другую - калоша. Это некое возвращение в детство. Дети спасли семью, возвратили душевное зрение отцу, заставили его пойти следом за сердцем.
3 группа подготовила рассказы о Маше и о поезде по следующему плану:
Значение имени, связь с характером героини.
История жизни Маши, отношение втора к героине.
Что значит армия для Маши и её отношение к гражданской жизни.
Что общего у Маши и Иванова?
Как Маша отнеслась к тому, что Иванов вышел на её станции?
Какой мы видим Машу в момент расставания с Ивановым?
Почему опоздал поезд?
С образом дороги связан образ Маши. Мария (древнееврейское) - 1) горькая, 2) любимая, 3) упрямая. Маша щедро разливает вокруг себя тепло, у которого постоянно греются нуждающиеся в ласке, внимании, заботе.
Маша возвращается из армии домой, думает о новой гражданской жизни. Ещё недавно солдаты называли её "просторной" Машей (цитаты). Маша боялась гражданской жизни, ей боязно было ехать домой к родственникам, от которых она уже отвыкла. Для Маши, буквально сироты армия стала единственной семьёй.
Иванов и Маша встречаются в "сером", "скучном", "безлюдном" и "бездомном" пространстве. Было уныло и грустно. Герои одиноки. Оба чувствуют себя осиротевшими без армии. Оба боятся гражданской жизни. Они похожи и тянутся друг к другу. "Единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека".
Маша боялась сразу остаться одна, и она доверилась Иванову "по доброте сердца", не думая больше ни о чём. Когда же Иванов уехал, Маша заплакала, оставшись одна, потому что никого не могла забыть (возвращение в армию).
Другой внедомашний образ - это поезд. Не случайно поезд опаздывает: Иванов и Маша боятся возвращения домой. Они не готовы к новой мирной жизни. Это обыкновенный поезд, который терпеливо ждут на платформе, который приходит из серого пространства и увозит героев в их сторону, на родину. Поезд словно мост через стихию, он возвращает героев с войны в мирную жизнь.
В финале рассказа поезд, прибывший из серого пространства, теперь возвращается в серое пространство.
4 группа готовила рассказ об Иванове по следующему плану:
Значение имени, связь с характером героя.
Почему Иванов вышел с Машей? Дома его ждут жена, двое детей, которых он не видел 4 года. Почему он откладывает час свидания с семьёй?
Как же встречает хозяина родной дом?
Но что мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения всем сердцем?
Как ведёт себя Иванов в ночной беседе с женой?
Умение искренне простить - это сила или слабость?
Каким мы видим Иванова в финале рассказа? Почему он вначале не узнаёт детей? Почему узнал потом? Что произошло с героем?
Гвардии капитан Иванов Алексей Алексеевич, прослуживший всю войну в части, убывает по демобилизации из армии домой. Не случайно имя Алексей (древнегреч.) оно обозначает "защитник". Значит, он должен быть защитником не только Отечества, но и своего дома, своей семьи. Немало пережил герой рассказа за войну (цитаты). Иванов боится возвращения домой. После отгремевших боёв нужно мужественно встретить последствия войны, тяготы первых лет новой жизни. Нет над тобой больше командиров, берущих на себя весь труд выбора, нужно теперь за всё отвечать самому. Иванов к этому ещё не готов. Он чувствует себя осиротевшим без армии: для Иванова армия, где его товарищи заменили семью.
Уезжает Иванов на 3-й день. Не отдавая себе отчёта, сошёл почему-то с поезда вместе с доверившей ему сердце Машей. Отложил радостный и тревожный час свидания с семьёй. Путевой роман с малоизвестной спутницей оказался скоротечным. Авторская позиция не высказана прямо, она заложена в самой структуре рассказа, подсказывающей, что связь с Машей - распыление человека, а возвращение к семье - возрождение.
Иванов приехал домой на 6-й день. Встреча с домом не предвещала герою ничего дурного, более того, вместе с ней в его сердце поселяется "тихая радость" и "спокойное довольство". "Верность" дома своему хозяину подчеркивается при помощи такой детали, как запах дома. К этому дому как образу мира, любви, святости и стремился герой рассказа (достаточно вспомнить телеграмму). Но что-то мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения всем сердцем. Что кроется под этим "что-то"? Он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей. Иванов, отвыкший на фронте от всего, что не относилось к его непосредственному воинскому долгу, не может осознать, какая большая жизнь прожита Петрухой, ведь он сохранил для него, отца, семью, возвращал мать к реальным заботам о себе, о детях, когда Любовь Васильевна "обмирала по мужу". Не зная, что у него вырос такой сын, Алексей теперь удивлялся его разуму. Устыдился своего равнодушия к сыну, чувствовал свою робость перед ним. Какая-то внутренняя преграда мешает Иванову не только понять Петрушку, но и жену, неожиданно заплакавшую на его руках дочку. Оттого-то он и задаёт неуместный в устах мужа и отца вопрос: "Как вы тут без меня жили?" Ответ на него уже содержится в характере сына.
Слушая рассказ Любы о Семёне Евсеевиче, согревавшемся у их очага рядом с детьми, о своей муке одиночества и минутной слабости, Иванов ведёт себя как человек, стоящий на не очень нравственной позиции. А. Платонов с замечательным мастерством рисует обольщение героя своим "я". ("Скучно мне, Люба, с тобою, а я жить ещё хочу". "Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя") Не желая идти следом за сердцем, Иванов бездушно судит Любу (цитаты). Конечно, тяжело узнать об измене после кровавых фронтовых испытаний. Иванов пестует в душе гордыню и ложное чувство оскорблённого самолюбия, ложное потому, что сам грешен и боится в этом признаться. Он воспринимает всё случившееся с женой сердцем очерствелым, слепым. Искренняя правда любящей жены ему кажется ложью, а человеческая доброта видится голым расчётом. Вынужденное повзросление детей кажется ему противоестественным, странным. Душа его покрылась толстой коростой самолюбования и себялюбия, усугублённых ревностью.
Выход Иванову видится один - уйти из дома. Этот путь для него единственный, потому что понять другого человека - это труд души. Встретившись со своей семьёй, он оробел. Ему страшно, хотя он в этом и не признаётся.
Но есть у мотивов дома и дороги счастливая точка пересечения. Пространственно она обозначена как железнодорожный переезд: и поезд через него проходит, унося Иванова мимо, и просёлочная дорога от него прямо к дому ведёт. Именно здесь Иванов подвергается последнему испытанию. А. Платонов психологически тонко подготавливает героя к узнаванию, которое происходит, когда герой коснулся жизни обнажившимся сердцем. (Обратиться ко второму эпиграфу). Произошло познание жизни сердцем. Это едва ли не лучшие строки во всей прозе А. Платонова. К ним он шёл долгие годы. В Иванове тоже проснулся, очнулся "сокровенный человек". Произошло душевное прозрение и окончательное возвращение в семью. Это произошло благодаря детям. Прозрение произошло в дороге. Дорога - высшая ценность, в ней преодоление себя, очищение, возрождение. Герой обрёл дом, потому что , как говорит Петрушка: "У нас дело есть, жить надо".
Учитель: Частный семейный конфликт А. Платонову удаётся возвести в степень широчайшего обобщения, драму двух любящих людей раскрыть как человеческую трагедию. Ибо за семьёй Ивановых (недаром у них такая самая типичная русская фамилия) стоит война, сотворившая столько горя в миллионах семей России. Сколько таких узелков понавязала война, во скольких семьях вспыхивал подобный бунт самолюбия.
За драмой Алексея и Любы приоткрываются и трудности возвращения к новой послевоенной жизни, которая не может быть столь безоблачной, какой она представлялась герою, какой она была показана в предыдущей литературе.
- Какие вопросы у вас остались ( Если вопросы есть, идёт их обсуждение).
Домашнее задание: подготовиться к заключительному уроку по творчеству А. Платонова.