Цели:
- Познакомить учащихся с поэзией периода Великой Отечественной войны. Познакомить с биографическими сведениями о Д.Самойлове и Е.А. Евтушенко.
- Развивать мыслительные способности, выразительное чтение, навык анализа стихотворения, обогащать словарный запас учащихся.
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству
Оборудование: портреты Д.Самойлова, Е.А. Евтушенко, музыкальное сопровождение - песня “Землянка” (“Бьется в тесной печурке огонь...” на слова А. Суркова)
Эпиграф:
Солдаты мы.
И это наша слава,
Погибших и вернувшихся назад,
Мы сами рассказать должны по праву
О нашем поколении солдат.
Н.Старшинов
Ход урока.
Эмоциональное вступление к уроку - прослушивание песни о войне, в котором отразилось чувство защитников Родины. “Землянка” (“Бьется в тесной печурке огонь...” на слова А. Суркова). Приложение 1.
I. Сообщение новых знаний
1. Вступительное слово учителя.
Все мы знаем 1941-1945 годы, годы Великой Отечественной войны. Не только простой народ участвовал в этой войне. И писатели, и поэты, такие, как А.Гайдар, А.Алиш, М.Джалиль, А.Твардовский, М.Шолохов, Д.Самойлов, брали в руки винтовки и шли в бой. Они сражались не только с помощью оружия, главным их оружием было перо. Центральная тема их произведений – это тема войны. И сегодня мы с вами познакомимся с этими поэтами – Д.Самойловым и Е.А.Евтушенко.
Самойлов Давид Самуилович родился в 1920 году в Москве, умер в 1990 году в Таллинне. Настоящая его фамилия – Кауфман. Мальчик рос в сугубо интеллектуальной семье. Будучи студентом, он добровольно ушел на фронт. Был рядовым бойцом, разведчиком. Война, естественно, отложилась в его поэзии – в частности, вошедшее в поговорку стихотворение “Сороковые, роковые...”, написанное в 1961 году.
2. Выразительное чтение стихотворения “Сороковые, роковые...” и его анализ.
А) Учитель выразительно прочитывает стихотворение, учащиеся внимательно слушают. Затем прочитывает стихотворение один ученик из класса (возможно, заранее подготовленный)
Б) Словарная работа
- Мы с вами прочитали стихотворение Д.Самойлова “Сороковые, роковые...”, и нам здесь встретились непонятные слова, давайте разберем их. Как вы понимаете значение этих слов?
- роковые (годы)- здесь: приносящие горе, как бы назначенные судьбой, роком;
- в ...замурзанной ушанке (просторечное) – в грязной, истрепанной зимней солдатской шапке;
- уставная (звёздочка) – сделанная по военному уставу, правилу;
- кисет – маленький мешочек для табака, затягиваемый шнурком;
- мундштук – небольшая трубочка, в которую вставляют папиросу;
- балагурить (разговорное) – весело, с шутками болтать;
- паёк (просторечное) – здесь: кусок хлеба, выданные по военной норме.
В) Беседа по содержанию стихотворения.
- Какими словами рисует поэт картину войны? Что увидели вы за скупыми строками первых двух строф? ( Суровое лицо войны рисуется поэтом при помощи таких картин, как извещенья похоронные, перестуки эшелонные, погорельцы. В первых двух строфах картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями на букву “р”: “соРоковые”, “Роковые”, “фРонтовые”, “похоРонные”, “пеРестуки”, “Рельсы”, “пРостоРно”, “погоРельцы” (два раза). Эти слова и выражения вызывают у читателя чувства тревоги, непоправимой беды, горя.)
- Как меняется настроение стихотворения, когда поэт вспоминает себя на войне? Каким видится вам герой стихотворения? (Сначала автор изображает страшные годы войны, беду, ужас, но он начинает вспоминать себя в это время, и настроение меняется, становится веселым и озорным. Он вспоминает себя, каким он был веселым, задорным. Автор стихотворения видится нам человеком мудрым, многое повидавшим на своем пути.)
- Какие чувства испытывает поэт, вспоминая свою юность? (Вспоминая свою юность, автор испытывает чувство горечи, печали. Война разрушила все. Она разрушила юношеские мечты, желания, надежды. Автор говорит о несовместимости, противоположности юности и войны)
- Какие художественные детали создают образ войны в строфе “Сороковые, роковые...”? (Художественные детали: извещенья похоронные, перестуки эшелонные, гудят накатанные рельсы)
Вывод: В этом стихотворении Самойлов хочет сказать о том, как противостоят и как несовместимы юность - прекрасная пора жизни, и война – ужасная, кровопролитная.
3. Слово учителя о Е.А.Евтушенко.
- Но не только писатели, побывавшие на поле битвы писали произведения о войне, о ее ужасающих последствиях, о том, сколько горя принесла война. Одним из таких писателей является Евтушенко Евгений Александрович, который не сражался с врагами, но точно мог передать настроение войны в своих произведениях, ее влияние на человека простого и бедного.
Он родился 18 июня 1933 года на станции Зима Иркутской области. Он – поэт, прозаик, критик, публицист, кинорежиссер. Родители – геологи, мать впоследствии певица, заслуженный работник культуры РСФСР. Он рос и учился в Москве, посещал поэтическую студию Дома пионеров. Был студентом Литературного института им. М.Горького. Евтушенко занимался преподавательской деятельностью в США, интенсивными творческими исканиями в других литературных жанрах и видах искусства. Евтушенко был редактором многих книг, вел творческие вечера поэтов, составлял радио- и телепрограммы, организовывал грамзаписи, сам выступал с чтением стихов А.Блока, В.Маяковского, Н.Гумилева и других.
Евтушенко – почетный член Академии искусств, действительный член Европейской академии искусств и наук.
4. Выразительное чтение стихотворения Е.А.Евтушенко “Мед”.
А) Учитель выразительно прочитывает стихотворение, учащиеся внимательно слушают. Затем прочитывает стихотворение один ученик из класса (возможно, заранее подготовленный)
Б) Словарная работа
- Мы с вами прочитали стихотворение, и нам здесь встретились непонятные слова, давайте разберем их. Как вы понимаете значение этих слов?
отрез – кусок ткани на платье, костюм;
рука...гнушалась явными отрепьями – не брала, с отвращением отбрасывала поношенную, ветхую одежду;
цедиться – медленно литься через узкое отверстие; здесь: через воронку в бутылку;
глядел согбенно и безропотно – сгорбившись, покорно смотрел;
сановно – здесь: высокомерно от сознания своего почетного положения, сана;
пособить (просторечное) – помочь.
В) Беседа по содержанию стихотворения.
- Какое впечатление произвела на вас история, рассказанная поэтом? (Эта история очень грустная, печальная. Стихотворение производит чувство отвращения к богатым, скупым и чувство жалости к бедным и беспомощным.)
- Раскройте значение метафоры “ и горе выстроилось в очередь, простое, горькое, нагое”. (В этой метафоре под словом “горе” подразумевается весь народ, народ бедный, беззащитный, беспомощный. Это означает, что в очередь выстроились простые люди, а не богачи)
- Какие чувства испытывает рассказчик к продавцу меда и к людям в очереди? Ответ подтвердите цитатами из стихотворения. (Автор испытывает чувство отвращения к продавцу меда, точнее чувство ненависти: “Был продавец из этой сволочи”. К людям же, стоящим в очереди, он испытывает чувство жалости: “горе выстроилось в очередь, простое, горькое, нагое”)
- Что говорят вам, читателям, такие художественные детали, как “рука купеческая с кольцами” и рюмочка “с колечком маминым на дне”. Какой момент в стихотворении завершает этот ряд деталей, превращая колечко в символ? (Здесь “рука купеческая с кольцами” противопоставлена “колечку маминому на дне”. “Колечко, выпавши из рюмочки упало вслед саней умчавшихся” завершает ряд деталей. Мамино колечко было символом надежды, веры в выживание, но все надежды разрушены).
- Как поэт подчеркивает богатство и высокое положение неожиданного покупателя? Какой подтекст в строке: “Они всегда договорятся”? (Уже при первом появлении неожиданного покупателя мы можем судить о его богатстве и знатности, так как у него и сани красивые, расписаны розами на спинке, да и сам внешний вид: “важный лоб, торжественный, как в раме”, говорит о его положении в обществе. Продавец меда – человек богатый, и в строчке: “Они всегда договорятся”,- мы сразу замечаем разницу между простым народом и этими богачами. У этих богачей одинаковые мысли цели, они оба хотят одного: богатства. И эта строчка покупателя говорит о том, что они поймут друг друга.)
- Когда и с какой целью поэт использует прием противопоставления, контраста? (В последних строках автор использует прием противопоставления. Здесь мед, который ел богач, противопоставляется меду, прилипшему к усам навеки. Купив мед, и лишив, возможно, единственной надежды на выживание, богач совершил ужасный поступок, который никто не сможет исправить, то есть к усам прилип не мед, а на совести этого богача то горе, беды, лишения и, возможно, смерть людей. И за все в ответе этот богач).
Во время обсуждения стихотворений можно записать в тетрадь по литературе ключевые слова и выражения для анализа этих поэтических текстов.
III. Подведение итогов урока.
- С какими поэтами мы сегодня познакомились?
- С какими их стихотворениями мы познакомились?
- С какими чувствами авторы вспоминают о военных годах?
Сегодня мы лишь прикоснулись к теме “Поэзия Великой Отечественной войны”, так как поэтов, выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах, более тысячи. Я советую вам дополнительно почитать стихи Ольги Берггольц, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Муссы Джалиля, Эдуарда Асадова, Расула Гамзатова.
IV. Постановка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворений о Великой Отечественной войне.