Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • "Пушкин и его время" (литературная игра для старшеклассников) 2009

    Автор: Богуславская Людмила Ильинична

    Предлагаемая интеллектуальная игра «Пушкин и его время» представляет собой своеобразный турнир эрудитов для учащихся 9–11-х классов. Особенностью игры является то, что в ней может принимать участие неограниченное количество ребят: не только члены команд, но и болельщики. Разнообразные задания, расширяя и углубляя программный материал, развивают самостоятельность учащихся, творческую инициативу, тренирует ум, пробуждают интерес к предмету.

  • "Пушкин проясняет нас…" Интеллектуальный марафон по творчеству А.С. Пушкина 2009

    Автор: Гемель Надежда Александровна

    Урок-марафон для систематизации и обобщения знаний учащихся о творчестве А.С. Пушкина, в котором используется 6 номинаций: окружение поэта, проза, поэзия, искусство, «мысль изреченная» и роман «Евгений Онегин». Номинации состоят из 6 вопросов каждая. Каждый вопрос имеет свою цену в зависимости от сложности.

  • «Пушкин отомщенный»: литературное путешествие. (Как можно провести урок по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта») 2021

    Автор: Маевская Ольга Станиславовна

    В статье предлагается нетрадиционный способ проведения урока по стихотворению М.Лермонтова «Смерть поэта». Гибель Пушкина – одно из самых трагических событий в русской истории и культуры, и обойти вниманием его на уроках литературы невозможно. Но «Смерть поэта» далеко не единственное произведение, посвященное этой трагедии, так возникла идея урока, на котором наряду с лермонтовским прозвучали бы стихи Э.Багрицкого и Е.Евтушенко. Тем самым стихотворение «Смерть поэта» Лермонтова будет вписано в контекст русской литературы XX века.

    М.Ю.Лермонтов, М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»

  • «Пушкинские традиции в поэзии Некрасова (на примере сопоставительного анализа стихотворений Н.А.Некрасова «Элегия» и А.С.Пушкина «Деревня»») 2019

    Автор: Бобкова Оксана Викторовна

    Урок «Пушкинские традиции в поэзии Некрасова» построен в виде сопоставительного анализа двух стихотворных шедевров XIX века: «Деревни» А.С.Пушкина и «Элегии» Некрасова. В контексте урока ведется разговор о том, что настоящему поэту необходимо любить свой народ, защищать его интересы, быть истинным гражданином своей страны. Продолжая традиции Пушкина в своей лирике, Некрасов внес в свои стихи новизну, связанную с демократическими тенденциями.

  • Пути выхода из подростковой агрессии на основе интеграции литературы и психологии 2009

    Автор: Губина Ангелина Аркадьевна

    В основе проведения данного занятия – поисково-исследовательская деятельность, позволяющая учащимся приблизиться к самостоятельному решению проблемы подростковой агрессии, поднятой в произведениях русской литературы, а также выработка навыков преодоления агрессивного поведения, развитие толерантности и эмпатии посредством предложенных учащимся психологических тренингов.

  • Пути исследования «спорных» произведений школьной программы (на примере романа И.А. Гончарова «Обломов») 2017

    Автор: Осмоловский Максим Владимирович

    Всегда ли в художественном произведении чётко выражена авторская идея? «Положителен» или «отрицателен» персонаж? Как изучать творчество «объективных» писателей? Статья М.В.Осмоловского посвящена проблеме исследования художественных произведений, вызывающих дискуссии. Как выстроить в ходе уроков анализ «спорного» текста, показано на примере романа И.А.Гончарова «Обломов», изучаемого в 10-м классе.

  • Пути постижения рубаи Омара Хайяма через переводы и тувинские пословицы 2011

    Автор: Дамба Валерия Семис-ооловна

    В статье рассматриваются методы обучения анализу рубаи как малого поэтического жанра, изучение их особенностей в диалоге культур (тувинской и персидской). Изучается история возникновения рубаи. Учащиеся учатся выстраивать образно-мотивные цепочки внутри единого пространства мировой литературы.


  • Пути экспериментов современной поэзии. Центонная поэзия: pro et contra? 11-й класс 2013

    Автор: Кармановская Лариса Витальевна

    Основная цель урока – расширить представление учащихся о современной поэзии. Новый материал о поэзии постмодернизма конца XX века подаётся с опорой на изученное о поэтах Серебряного века и поэтах 20-х годов (конструктивисты, обэриуты). Даётся представление о ведущих авторах центонной поэзии 2-й половины XX века (А.Ерёменко, Тимур Кибиров).

    поэтический текст, центон, реминисценции, концептуальная поэзия, аналитическое чтение

  • Путь духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова "Ионыч" 2011

    Автор: Колесникова Елена Григорьевна

    При анализе рассказа особое внимание уделяется художественным приемам, при помощи которых автор мастерски изображает нравственное падение героя. На уроке используется метод комментированного чтения в сочетании с эвристическим методом, элементы лингвостилистического анализа; сочетаются индивидуальная, парная, групповая формы работы; предлагаются дифференцированные задания. Такой подход позволяет ввести учащихся в мир прозы А.П. Чехова, приблизить их к пониманию идейного содержания произведения.

  • Путь исканий Андрея Болконского. Урок-интервью 2006

    Автор: Обухов Иван Сергеевич

    Изучение одной из сложных тем по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" "Путь исканий Андрея Болконского" предлагается провести в форме урока-интервью. Урок проводится по четкому сценарию. В его подготовке участвуют не менее 15 учащихся. Роль учителя на данном уроке сводится к минимуму. Десятиклассники играют роли интервьюера, князя Андрея, повествователей, критиков и декламаторов.

  • Путь к сердцу детей. (Размышления о произведениях А.Гайдара и их роли в воспитании подрастающего поколения) 2008

    Автор: Новичкова Клавдия Александровна

    Известно, что самые рациональные методы воспитания принесут желанные результаты только тогда, когда учитель сумеет найти путь к сердцу детей, сумеет наладить особые межличностные отношения с детьми. А.Гайдар упорно и терпеливо искал пути к сердцу ребенка и нашел их. Какими же качествами отличались его взаимоотношения с детьми? Об этом мы можем судить по опубликованным воспоминаниям о Гайдаре, по архивным материалам и его произведениям.

  • Путь Раскольникова к чистосердечному раскаянию 2013

    Автор: Выдомская Лилия Владимировна

    Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Тема урока приходит к пониманию внутреннего состояния человека в романе «Преступление и наказание», анализируют путь обретения Раскольниковым человеческих ценностей через страдание. В конце урока создается педагогическая ситуация для размышления над вопросом: духовный путь Раскольникова к раскаянию.

  • Путь сквозь время и пространство 2025

    Автор: Чуприна Галина Анатольевна

    Центральная фигура статьи – прадед автора, Фёдор Семёнович Алексанкин, который прошел всю войну и был непосредственным участником прорыва блокады Ленинграда. Его судьба – это персональный пример мужества, ставший основой для исследования и глубоких личных переживаний автора.

  • Пушкин и лицей 2012

    Автор: Богачёва Ольга Алексеевна

    Урок дает представление об исторических предпосылках открытия Царскосельского лицея, показывает, как лицей повлиял на формирование личности А.С. Пушкина.


  • Пушкин на Дону 2012

    Автор: Шевцова Татьяна Владимировна

    На уроке используются разные формы и методы работы: фронтальная беседа, подготовленное чтение стихотворений наизусть, сообщение учеников о жизни А.С. Пушкина на Дону (монтаж), интерактивный метод (презентация), частично-поисковый, наглядный. Задания соответствуют требованиям программы и возрастным особенностям детей, выполняют задачи опережающего обучения, развивают творческие способности, правильную, образную речь.

  • Пушкинская викторина 2009

    Автор: Пушкина Анна Семеновна

    Участие в литературных играх, и в частности, в викторинах, требует знания литературных произведений, отдельных событий литературной жизни и биографий писателей. Литературные викторины приучают к внимательному чтению текстов, тренируют память, обогащают знаниями в области литературы и умением анализировать произведения. Проводить литературные викторины рекомендуется не только на литературных вечерах и читательских конференциях, но и в ежедневной работе на уроках.

  • Пушкинская викторина (к 170-летию со дня гибели поэта) 2006

    Автор: Поздерина Светлана Евгеньевна

    Данный материал может быть использован как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях. Викторина может проводиться в различной форме. Это может быть брейн-ринг, клуб знатоков, игра "Кто хочет стать миллионером?", "Умники и умницы" и т.д. Мероприятие может быть оживлено инсценировками фрагментов из произведений А. С. Пушкина, отрывками из музыкальных произведений, репродукциями картин.

  • Пушкинские традиции в творчестве В.С. Высоцкого 2010

    Автор: Амоскина Татьяна Владимировна

    Цели урока: расширить представление учащихся о преемственности традиций в творчестве лучших поэтов XX столетия. развивать навыки сопоставительного анализа лирических произведений и умение видеть своеобразие поэтических миров поэтов разных эпох; содействовать осмыслению истории, побудить к размышлению о судьбах Родины.

  • Пушкинский бал. Школьный проект для 9–11-х классов кубок 2012

    Автор: Гаврик Любовь Борисовна

    Цели проекта: расширение знаний о жизни и творчестве А.С. Пушкина, воспитание чувства гордости за свою страну, свой народ, создавший великую национальную культуру, расширение кругозора учащихся, знакомство с большим количеством литературного, поэтического и музыкального материала пушкинской эпохи, создание необыкновенной, неповторимой атмосферы, где каждый и актер, и зритель одновременно, эстетическое воздействие на эмоции учащихся посредством использования разных видов искусства.

  • Пушкинский Лицей. Литературный вечер 2016

    Автор: Войницкая Татьяна Алексеевна

    Материал предназначен учителям литературы для использования на уроках внеклассного чтения и во внеурочной работе. «Оживляет» яркие и незабываемые образы юного Александра Пушкина и его друзей-лицеистов. Расширяет кругозор учащихся, прививает любовь к поэтическому слову, воспитывает нравственно и эстетически, развивает речь, приобщает к прекрасному.

  • Пушкинский праздник "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…" 2007

    Автор: Казакова Светлана Ивановна

    Композиция строится как литературный монтаж, соединяющий в одно смысловое и художественное единство стихотворения, факты биографии, фрагменты дневников, писем, воспоминания современников. Главная цель композиции – высветить личность художника, чтобы лучше и глубже понять его творчество. У композиции есть свой сюжет, внутренняя динамика материала, постепенное нарастание эмоций в кульминации. Как правило в композиции звучит музыка. Подготовка к литературно-музыкальной композиции требует немало времени: надо подобрать литературу, выбрать фрагменты, скомпоновать отобранный материал, чтобы она не распадалась на части. Очень хорошо если, учитель работает в соавторстве с учениками. Ученики “входят” в тему, проникаются ее настроением. Как и всякое выступление, композицию следует отрепетировать.


  • Пушкинский урок "Пушкин и казачий край" 2009

    Автор: Калабашкина Нина Алексеевна

    На уроке совершается заочное путешествие по пушкинским местам на Кубани, развивается интерес к творчеству А.С. Пушкина. Учащиеся знакомятся с произведениями кубанских поэтов о Пушкине. Урок развивает творческие способности учащихся, обучает навыкам выразительного чтения.

  • Пьеса "Сказание о Петре и Февронии Муромских" 2011

    Автор: Сливкина Ольга Константиновна

    Как научить ребёнка постигать тайны слова, как развивать речь, мышление, как воспитывать любовь ко всему живому? Самый короткий путь к этому - путь через игру, сочинительство, фантазирование. Всё это может дать театральная деятельность. В пьесе тесно переплетаются современность и история нашей страны, её православные традиции.

  • Пьеса А.Н. Островского "Снегурочка". Значение пьесы в творчестве А.Н. Островского и искусстве XIX века 2009

    Автор: Шрамова Юлия Александровна

    В ходе урока ученики сравнивают, чем литературное произведение отличается от народного. При выполнении заданий учащиеся используют карточки-информаторы, работают с текстом. Определяют значение пьесы в творчестве А.Н. Островского и искусстве XIX века.

    пьеса, «Снегурочка», драматургия, А.Н. Островский, «Весенняя сказка», литературная сказка, берендеи

  • Пьеса Жана Батиста Мольера "Мещанин во дворянстве". Жизненные характеры комедии. Общечеловеческий смысл произведения кубок 2012

    Автор: Опольская Людмила Аполлинарьевна

    Представлены две объединенные презентации ("Пьеса Жана Батиста Мольера "Мещанин во дворянстве"" и "Словарь урока"). Цель урока: расширение представлений о жанре урока, развитие умения воспринимать текст драматического произведения, характеризовать персонаж.

  • Р.Брэдбери "Улыбка" 2022

    Автор: Редько Елена Леонидовна

    Представлен анализ рассказа Р.Брэдбери "Улыбка".

    Р.Брэдбери «Улыбка», Р.Брэдбери

  • Работа в группах как эффективный способ освоения материала на уроках литературы 2014

    Автор: Жукова Лариса Викторовна

    На примере урока-исследования по творчеству И.С. Тургенева рассмотрен один из способов эффективной работы на уроках литературы – работы в группах. Групповая работа на уроках развивает творческий потенциал учащихся, а это повышает уровень образования. В групповых исследованиях у детей появляется мотивация к самостоятельному добыванию материала, его обработке, обмену полученной информацией. Работа в группах дает возможность не перегружать учащихся заданиями, учит быстро мыслить и делать краткие, но точные выводы.

  • Работа в группах на уроках литературы в 5-м классе 2014

    Автор: Обухова Наталья Николаевна

    В последнее время мы, учителя, часто задаёмся вопросом: как научить детей работать в группах. Мы понимаем, что такой вид работы, с одной стороны, сложен, с другой – нужен и полезен. Зачем же всё-таки следует проводить подобные уроки? Групповые формы работы помогают развить творческие способности учащихся, привить любовь к литературе как к предмету.


  • Работа в группах при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ "Три в одном" медаль 2012

    Автор: Коченкова Юлия Евгеньевна

    На уроке использована групповая форма работы. Повышается эффективность подготовки учащихся.

  • Работа над коллективным проектом «Мифологический словарь» как средство развития кругозора и повышения мотивации к чтению школьников 2023

    Автор: Никитина Марина Юрьевна

    В статье представлен опыт работы над коллективным проектом, который способствует развитию кругозора школьников и повышает их мотивацию к самостоятельному чтению.