Два мира есть у человека -
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.Н. Заболоцкий.
Почему я считаю необходимым и возможным обсуждать проблемы этико-правового компонента на уроках литературы? Мы живем в трудное время. Все больше наблюдается упадок грамотности и культуры. Большая часть молодых людей не знает истории своей страны, утрачивают национальные традиции, не владеет правилами и нормами общепринятых этико-правовых отношений между человеком и обществом. Слабое знание этических и правовых норм приводит к искаженному представлению о мире, противопоставлению себя обществу, нарушению правил законопослушного поведения. Дети чаще всего руководствуются просто собственной интуицией, а то и недостоверными или некомпетентными советами, в связи с этим возникла необходимость введения в учебный план за счет часов школьного компонента курса “Вокруг тебя - Мир…”.
Курс формирует гражданственность и правосознание у школьников, способствует адаптации подростков в современных условиях, воспитанию на этических нормах и культурных традициях, предотвращению правонарушений несовершеннолетних, обучению детей умению прогнозировать этико-правовые последствия действий в определенных ситуациях, предусматривающих знание гуманитарного права.
С каждым годом только усиливается объективная потребность в формировании целостной личности, сознающей ответственность и за свою судьбу, и за будущее России. УМП предусматривает важный и необходимый компонент - дает ту сумму этико-правовых знаний, которые необходимы учащимся в данное время согласно возрастным критериям.
Этико-правовое воспитание и обучение стало возможным при изучении УМП “Вокруг тебя - Мир” как самостоятельного курса, так и взаимосвязанного, взаимодополняющего предмет литературы. Методические рекомендации авторов пособия находят применение на уроках литературы в 5-9 классах, на уроках внеклассного чтения, на уроках по развитию речи в общеобразовательных классах и даже в коррекционных классах 8 вида, в классах компенсирующего обучения, в различных формах внеурочной, воспитательной работы.
Этико-правовое воспитание и обучение призвано сформировать у учащихся современное мышление, помочь новому поколению войти в жизнь более терпимыми, миролюбивыми, свободными от идеологического максимализма и фанатизма, чтобы не повторялись трагедии Норд-оста и Беслана. Необходимо способствовать развитию у школьников гражданской и социальной ответственности, предполагающей заботу не только о собственной судьбе, но и судьбе своих близких, друзей, всех, кто нуждается в помощи.
Интегрированные занятия, развивающие гуманитарное мышление, достаточно разнообразны: уроки-лекции, семинары, диспуты, сюжетно-ролевые игры, беседы, уроки-диалоги, и т.д. На таких уроках обращаю внимание на деятельность людей, основанную на принципах этико-правовых норм, гуманности. Ребята с интересом и в 5, и в 6 кл. знакомятся с историей Красного Креста, обсуждают различные модели поведения, как в экстремальной ситуации, так и в обыденной, требующей определенных знаний. Для таких уроков рекомендую прочесть и ответить на вопросы по произведениям М.Булгакова “Стальное горло”, И. Тургенева “Памяти Ю.Вревской” и др.
На уроках литературы, текст произведения - это источник гуманитарного понимания, знания. Он дает множество ракурсов, помогает читателю стать участником диалога между автором и героями, между автором и читателями. Обращение к художественному тексту соответствует потребностям ребенка. Интуитивно он стремится к обогащению своих знаний о человеке, у него есть потребность в информации, впечатлениях на эту тему, в реальном позитивном общении.
Работая по программе литературного образования (автор-составитель В.Я. Коровина) постоянно обращаюсь к произведениям, рекомендованным для изучения в курсе “Вокруг тебя - Мир…”, которые открывают возможности адекватного понимания прочитанного, расширяют представление о культурном, этическом фоне произведения (знакомство с исторической, религиозной, этической, правовой и другой дополнительной информацией). Удачным считаю прием толкования слов по каждому тексту, конкретной теме, включение выделенных слов в иной контекст, перевод, аналогии, подбор синонимов, антонимов и т.д.
В массовую школу приходят дети из разных семей, часто из таких, где не услышишь слов благодарности, где книга не в чести. Именно поэтому так нужна для них художественная “воспитательная, общечеловеческая” литература. Книги для учащихся данного комплекса служат своеобразной хрестоматией, содержащей достаточно обширный перечень произведений на нравственно-этическую тематику, повышающую уровень знаний гуманитарного права и этико-правовых норм поведения.
Особый отклик у ребят нашли произведения из раздела “По принципу гуманности”: В.Быкова “Крутой берег реки”, Е.Носова “Белый гусь” (из книги для учащихся 7 класса).
Практическая направленность этико-правового образования возможна и необходима сегодня не только на уроках обществознания, истории, государства и права, но и на уроках литературы посредством изучения специальных тематических материалов и художественных и публицистических произведений. Реальную помощь в организации уроков внеклассного чтения оказывают тексты из данного пособия и с точки зрения жанрового отбора, объемности; разнообразие творческих работ и заданий, выполнение которых рекомендовано совместно с родителями. Широкий диапазон тем помогает расширить семейный круг совместного чтения, способствует дополнительному стимулированию общения детей с родителями, сверстниками на основе этико-правовых норм поведения.
При изучении в 5 классе творчества М.Ю. Лермонтова, его стихотворения “Бородино”, предлагаю прочесть самостоятельно (для последующего обсуждения) отрывки из романа Л.Толстого “Война и мир”. В беседе о событиях 1812 года пытаюсь подвести учеников к осознанию того, что война – тяжелое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все ее тяготы нести наравне с взрослыми; что человек всегда должен оставаться гуманным. На примере дневниковых записей Д.Давыдова размышляем о роли войны для невоюющих людей. Итогом такой работы стали сочинения о милосердии на поле брани.
Возможности вариативного подхода к воспитанию и обучению помогают решить этико-правовые проблемы. Так на уроках литературы учитель руководит процессом и оказывает помощь при организации фронтальной беседы на этическую, правовую или нравственно-патриотическую тему, основанной на восприятии художественного текста по общеобразовательной программе с включением текстов из УМП и специальных заданий, вопросов.
В 6 классе при изучении мифов народов мира предлагаю на уроке – зачете ответить на ряд вопросов по поэме Гесиода “Труды и дни” в переложении Н.Куна, по мифу “Пять веков”, раскрыть понимание правил, регулирующих поведение людей в целом и ограничивающих насилие в их силовом соперничестве в частности.
Обсуждая и сопереживая событиям в Беслане, предлагаю прочесть и проанализировать произведения “Песнь о благородном человеке” А.Бюргера, “Что человек может?” А.Новикова. Целью таких уроков считаю побуждение задуматься об особой уязвимости тех, кто оказался жертвой в результате стихийного бедствия или террора; обращение внимания на необходимость помощи пострадавшим и их защиты.
При коллективном лингвостилистическом анализе текстов на уроках по развитию речи применяются специальные тестовые задания, написания эссе на заданную тему, рецензии на предложенную статью или художественный текст. Образцами служат задания из методических рекомендаций для учителя к курсу “Вокруг тебя – Мир…”.
При организации групповой формы работы над текстом ставится определенная цель перед учащимися, задания дифференцируются с учетом познавательных возможностей. При ответах на вопросы допускаются противоречивые точки зрения, но требующие аргументированности ответа, основанного на этической морали, знания прав и обязанностей человека в той или иной ситуации.
Организация индивидуальной работы на уроках литературы и внеклассных мероприятиях по изучению нормативных актов, правовых и политических, гражданских и этических, нравственных основ жизни позволяет ученику стать равноправным участником обучения – в равной с учителем мере отвечать за свои успехи, промахи, поступки. Так при изучении произведений из раздела “Твой выбор” подвожу учеников к осознанию того, что человек несет ответственность за ту линию поведения, которую избирает,- ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством.
“Вокруг тебя - Мир…” является гуманитарным интегрированным курсом, исходящим из литературного текста, построен на идее жизнетворчества - формировании человека как творца, проектировщика собственной жизни, создателя и хранителя жизни и разума. И если школа будет обеспечивать вхождение ребенка в социум с таким уровнем субкультуры, то ее задачу можно будет считать в значительной мере выполненной, а деятельность – адекватной современным условиям и детям.
Подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в правовом государстве – одна из основных задач литературного образования сегодня.
Материалы к уроку по изучению повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.
Цели:
продолжать работу по подготовке
учеников к осознанному восприятию норм
гуманитарного права, создать условия для
размышления над феноменом соперничества в
конфликтных ситуациях (на уровнях межличностных
и межгрупповых отношений); подвести учеников к
пониманию того, что любой человек – это личность
и индивидуальность, которому должна быть
гарантирована жизнь и гуманное отношение;
Чтение текста фрагмента повести “Капитанская дочка” Глава VII .”Приступ”
Выявление восприятия и постановка задачи.
Задание 1.
Цель: определение темы и проблематики фрагмента повести, выявление главных героев, обучение исследовательской работе при сопоставлении поведения героев с учетом их индивидуальности характера и нравственного потенциала.
Методы и приемы: проблемно-поисковый с элементами исследования и анализа художественного текста. Проводится в форме фронтальной беседы с классом.
Формулировка задания: определите тему данного фрагмента.
- О чём рассказывается в тексте?
- Какое впечатление произвел на вас фрагмент?
- Какие проблемы затронуты в отрывке?
- Назовите главных героев.
- Как можно соотнести данный текст с материалами Женевской конвенции 1949г?
А.С. Пушкин создавал своё произведение в тот период истории, когда еще не было данного документа, но в повести затронуты вопросы, связанные с проблематикой ограничения насилия в конфликтных ситуациях (на уровнях межличностных и межгрупповых отношений). Автор подводит к пониманию того, что в различии индивидуальностей заключено богатство мира, что даже в ситуации вооруженного конфликта каждый переставший участвовать в военных действиях человек имеет право на уважение его достоинства и гуманное отношение к личности.
Знаешь ли ты... (Дополнительная информация для учащихся). (Приложение 1)
Чтение материалов. Обращение с военнопленными.
Третья Женевская конвенция 1949 г., Первый Дополнительный протокол 1977г.
Комментарий: данное задание пополняет знания учащихся о международном гуманитарном праве и способствует созданию условий для приобретения учениками необходимого опыта эмоционального переживания и навыков литературно- исследовательской деятельности.
Ответ на вопросы строится в форме обобщений, выводов, основанных на сопоставлении названных материалов.
Данное произведение можно отнести к теме “Право безоружного…”.
В главе “Приступ” автор показал феномен соперничества в конфликтных ситуациях (на межличностных отношениях (Пугачев и Гринев, Гринев и Швабрин, Пугачев и комендант крепости) и межгрупповых отношений (мятежники и защитники Белгородской крепости). Фрагмент повести подводит к пониманию того, что любой человек – это личность и индивидуальность, которому должна быть гарантирована жизнь и гуманное отношение.
Аналитическая работа по тексту.
Задание 2.
Цель: развитие умений содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного текста, системы образов; формирование читательских навыков и развитие диалогической и монологической речи учащихся в процессе беседы о способности людей, относящихся к двум враждующим во время вооруженного конфликта сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным.
Методы и приёмы: анализ эпизода, анализ системы образов, применение ассоциативных записей, составление краткой устной характеристики героев.
Работа выполняется индивидуально.
Формулировка задания: Ответьте на вопросы:
- Интересно ли было слушать текст? Были ли моменты, когда вам хотелось прервать чтение? Почему? (Возможно, ученики назовут момент казни.)
- Как вы воспринимаете финал главы: трагично, поражены жестокостью мятежников, сочувствуете казненным?
- Образы каких героев вызывают в вас сострадание?
- Используя записи ассоциаций, сделанных при прослушивании фрагмента повести, обратитесь к записям, характеризующим персонажей, действующих во фрагменте. Кто из них поступал в соответствии с гуманистическим духом Женевской конвенции?
- Какие действия героев можно отнести к нарушению норм обращения с военнопленными? Найдите подтверждение в тексте, процитируйте и обоснуйте свой ответ, опираясь на материалы Женевской конвенции 1949г.
- Охарактеризуйте капитана Миронова и поручика Ивана Игнатьевича, используя в высказываниях слово “достоинство”.
Комментарий: учащиеся отвечают на вопросы, составляют по записям характеристики героев с точки зрения нравственных ценностей и соответствия гуманитарным нормам поведения в конфликтной ситуации, отмечают индивидуальные черты характера капитана, поручика, капитанши и таких героев, как Пугачев, Швабрин и др.
В ответах подчеркивается то, что каждый человек имеет право на уважение достоинства и чести. Пленные всегда нуждаются в защите и гуманном отношении .
Пугачев: грозно взглянул, сказал с усмешкою, мрачно нахмурился, махнул белым платком…, протянул жилистую руку: “Целуй!” (Грозный, безжалостный, унижает достоинство других…)
Гринев: глядел смело, стал читать про себя молитву…, чувства были смутными, предпочел бы лютую казнь такому подлому унижению… (Смелый, стойкий, осуждающий унизительные действия Пугачева к людям…)
Комендант : изнемогая от раны, собрал последние силы, отвечал твердым голосом… (Мужественный, сохранивший честь и достоинство)
Задание 3.
Цель: продолжить работу по освоению понятий “достоинство”, “честь”, “личность”, “индивидуальность”, “уважение достоинства” в контексте обсуждения проблемы отношения к военнопленным; развитие умений ассоциативного мышления, навыков применения данных понятий при составлении характеристики героев; формирование системы нравственных ценностей учащихся.
Методы и приемы: работа со словарем понятий в контексте анализа литературного текста, выделение признаков понятия, замер уровня понимания через самостоятельное пояснение дифинций.
Формулировка задания:
Как вы понимаете слова: достоинство, честь, личность, индивидуальность, благородство, сострадание, жестокость? Составьте краткий словарь понятий.
Комментарий: работая над значениями слов, добиться, чтобы ученики поняли: каждый человек- это личность, как бы он ни вёл себя, как бы ни выглядел. Исходя из понимания и значения, названных качеств, учащиеся определяют, каким персонажам свойственны эти качества.
Задание 4.
Цель: развитие логических способностей при анализе текста произведения через выявление взаимосвязи между понятиями, формирование навыков классификации, развитие умений делать обобщения и выводы посредством составления опорных схем.
Методы и приемы: групповое выполнение проекта (опорной схемы) и его защита.
Формулировка задания: составьте логическую схему – опору, раскрывающую тему, проблему текста, особенности характера героев в контексте международного гуманитарного права и основных положений конвенции 1949 года, применяя изученные понятия, символы, цитаты.
Комментарий: учащиеся составляют опорную схему по выбранному образцу и заполняют указанные графы. Работа выполняется в группе из 4-5 человек. Защищается проект доверенным лицом группы.
Пленные: (Составьте список героев) Подберите из текста синонимы.
Мятежники: (Составьте список героев)
Подберите из текста синонимы.
Какие из нравственных понятий можете отнести к противоборствующим сторонам конфликта?
Какие личные качества присущи героям обеих сторон?
Разделите лист, указав на участие в конфликте названных героев, примените антитезу (антонимы).
В выводе укажите тему, проблему фрагмента.
Задание 5.
Цель: развитие речи учащихся, анализ источника и освоение сущности правой нормы через читательское сопереживание и обсуждение актуальности проблем современной жизни в контексте основ международного гуманитарного права.
Методы и приемы: применение метода интегрирования этико-правового компонента и литературного образования. Письменная работа.
Краткое изложение с элементами сочинения. (Возможно выполнение в качестве домашнего задания)
Формулировка задания: напишите краткое изложение, ответьте на вопросы:
В чем заключается право безоружного?
Какую роль играет в тексте священнослужитель Герасим?
Какие права военнопленных были нарушены при описании действий мятежников в главе “Приступ”?
Комментарий: задание может быть выполнено на уроке, если произведение изучается 2 часа в качестве итоговой работы. (Возможно в качестве домашней работы после 2- часового изучения)
Подведение итогов урока. Выводы.
Знание норм гуманитарного права и его соблюдение необходимо в момент соперничества в любых конфликтных ситуациях (на уровнях межличностных и межгрупповых отношений) во время вооруженных столкновений. Каждый из нас должен понимать, что любой человек – это личность и индивидуальность, которому должна быть гарантирована жизнь и гуманное отношение. Совершенно не обязательно сострадать или испытывать какие – либо положительные чувства к пленному вражеской армии. В то же время и чувство ненависти не должно помешать соблюдению основного гуманитарного правила: пленный имеет право на гуманное обращение.
Военнопленные имеют право на гуманное обращение без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.
Военнопленные имеют право на уважение их личности и чести.