Военно-патриотическое воспитание школьников на уроках литературы и русского языка посредством литературных произведений, основанных на краеведческом материале

Разделы: Русский язык, Литература


Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей (своих отцов, матерей, братьев, сестёр, жён, детей), свято почитающих атрибуты государственной власти.

В настоящее время такая проблема, проблема военно-патриотического воспитания является очень актуальной. Если раньше это решалось с помощью октябрят, пионеров, комсомольцев, с помощью конкурсов строя и песни, военно-патриотических слётов, тимуровского движения, то сейчас всё это забыто.

К сожалению, и литература уделяет этому вопросу очень мало внимания, так как старые книги утратили свою актуальность, а новые ещё не появились, а те, которые существуют, являются далеко не образцом для подражания.

Проанализировав программы по предмету, обнаружила, что этому вопросу уделяется недостаточное внимание. Программа не позволяет в полной мере реализовать задачи военно-патриотического воспитания.

В поисках путей решения этой проблемы и возникла необходимость написания вариативной программы с использованием военной тематики, среди которых особое место следует отвести литературным произведениям, основанным на краеведческом материале.

При изучении программ по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва. Под редакцией В.Кутузова, для меня более значимым является изучение художественной литературы на историко-литературной основе. Программа включает в себя произведения русской литературы, поднимающие вечные проблемы добра и зла, жестокости и сострадания.

В экспериментальной программе Н.И.Кузнецовой, М.И.Мещеряковой, Н.Е.Кутейниковой актуальным стало то, что необходимо воспитывать в школьниках проблемы эстетического самосовершенствования, развивать умения оценивать явления действительности с точки зрения гуманистических принципов и умения анализировать художественные произведения. В этой программе доминирующим фактором является приобщение школьников к богатствам отечественной литературы.

Из программы Т.Ф. Курдюмовой важными меня являются такие цели как формирование представления о художественной литературе как искусстве слова; овладение знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений, воспитание культуры чтения, формирование потребности в чтении.

В программном курсе “Литературного краеведения” Разумовой Н.К. для меня, как для разработчика выступила актуальной идея воспитания у подрастающего поколения любви к родному краю, к “малой родине”, славной своим прошлым и настоящим, неповторимой красотой, одновременно знакомясь с творчеством современных новгородских поэтов и писателей.

Всё вышесказанное и составило предпосылки моего опыта, а именно необходимости введения произведений военной тематики, воспитывая у учеников чувства патриотизма, оставляя неизгладимый след в сердцах учащихся.

Для изучения произведений в разделе краеведения на первый план предлагаю такие произведения, которые направлены на военно-патриотическое воспитание учащихся, понятия таких терминов, как гражданственность, честь и достоинство; почитанию символов государственности (герба, флага, гимна); справедливости, взаимовыручки, дружбы.

Воспитание в детях таких качеств, как человеколюбие, сострадание, патриотизм возможно на примере следующих произведений:

  • “Житие князя Александра Невского”,
  • Л.Н. Гумилёв “От Руси к России”,
  • Л.Ю.Лермонтов “Новгород”,
  • А.И. Герцен “Былое и думы”,
  • Д.Балашов “Господин Великий Новгород”, “Ветер времени”,
  • Г. Нарышкин “Каменная летопись – тревога наша”,
  • В.Никитин “Песня старорусских партизан”,
  • “Песня о Лёне Голикове”,
  • А.Чивилихин “Возле тихой реки”,
  • В.Сифоров “На Волоховском фронте стоит тишина”.

В этих произведениях исторического прошлого и пытаюсь реализовать поставленные мною задачи о военно-патриотическом воспитании школьников.

Мой опыт можно представить в виде трёх блоков, соотнося с параллелями среднего и старшего звеньев.

Таким образом, работая в 5-6-х классах, я ставлю перед собой следующие задачи:

- заинтересовать учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы,

- формирование устойчивой потребности в чтении патриотической литературы,

- потребность в постоянном общении с историческим прошлым родного края, посредством краеведческого материала, историко-архитектурных памятников.

При этом для детей младшего возраста организую совместную работу:

- отбор произведений для литературного чтения,

- чтение и обсуждение тематики произведений,

- определение ключевых слов и понятий,

- посещение историко-архитектурных памятников Новгородчины, связанных с военным прошлым.

В 7-8-х классах – актуализация проблемы патриотического воспитания усложняется, а именно:

- усложнение отбора произведений о Великой Отечественной войне,

- дать учащимся круг знаний по военно-патриотической тематике,

- познакомить с важнейшими понятиями,

- выработать умения применять полученные знания на практике.

В этих классах организую:

- самостоятельную работу учащихся с дополнительными источниками информации

- использую такие формы работы, при которых обучающиеся пробуют свои силы в разных ролевых позициях – “учителя”, “консультанта”, “руководителя творческой группы”.

Такая работа позволяет ребятам обмениваться собственными мнениями, определять темы и идеи произведений, определять ключевые слова и понятия, влиять на формирование эстетического вкуса одноклассников, развивать их творческую активность.

В 9-11-х классах на первый план выдвигается формирование бережного отношения к историческому прошлому России;

- возможность продолжения традиций наших дедов и прадедов,

- формирование собственной точки зрения на проблемы военно-патриотического воспитания и умения аргументированно её доказывать.

Для ребят старшего возраста предлагаю такие формы работы, как

- лекции,

– показ кинофильмов,

- туристические походы с изучением истории прошлого, посредством пропидефтического ознакомления заслуг ветерана, солдата,

- военно-патриотические экспедиции, позволяющие лично “прикоснуться” к истории.

Таким образом, работая в современной школе, особый акцент делаю на подборе литературных произведений, соответствующих целям и психологическим особенностям ребят, которые формируют бережное отношение к прошлым заслугам наших воинов-ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов, заставляют детей задуматься о таких понятиях, как Отечество, и о дальнейшем выборе такой профессии. Как защитник Отечества.

Входная диагностика на уроках литературы показала, что дети, которые не были знакомы с литературным краеведением по проблемам военно-патриотического воспитания, не умели и не знали:

- содержание таких понятий, как “патриот”, защитник, “Отечество”,

- не ощущали потребности в отборе художественных произведений о ВОВ для формирования своего эстетического вкуса,

- проявляли нетерпимость к людям старшего поколения, ветеранам, категорически отрицая их точку зрения,

- не принимали активной позиции о почётном праве юношей служить в рядах российской армии,

- не являлись гражданами своей страны.

Теперь наметилась положительная динамика. Она выразилась в том, что:

- ребята получили прочные знания о военно-патриотическом воспитании и научились анализировать, сравнивать, обобщать, т.е. способные самостоятельно и свободно ориентироваться в стремительном потоке художественной литературе о ВОВ,

- учащиеся стали понимать то, что ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной,

- школьники научились видеть проблемы в военно-патриотическом воспитании, выдвигать свою гипотезу, находить пути решения проблемы, проверять, насколько я решил проблему,

- ученики после моих уроков научились отстаивать свою точку зрения о необходимости регулярно проводить практические конференции, семинары, дискуссии, совещания по организации военно-патриотического воспитания молодёжи,

- всемирно содействовать развитию сети учреждений патриотического направления.

Таким образом, в отличие от традиционных приёмов преподавания литературы в школе. Моя работа позволяет решить основные задачи осмысления сущности патриотизма, осмысления национального самосознания, дать учащимся фундаментальный минимум и научить их учиться и мыслить.

Патриотизм является глубокой традицией отечественной науки, патриотизм рассматривается как условие силы русского народа, единства и величия России, могущества государства; проблема патриотизма почти всегда находилась под воздействием немалого числа оппонентов, которые в различных формах ограничивали возможности его конструктивной и более основательной разработки, умаляли многие его существенные извращения, дискредитации этой идеи. 

 ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВОЕННОЙ ТЕМАТИКИ.

5-6-е классы

  1. А. П.Гайдар “Военная тайна” “Ракеты и гранаты” (Дети-герои войны Война детскими глазами).
  2. А.Пантелеев. “Лёнька Пантелеев” (Раздумья героя о военных событиях).
  3. Л.П. Космодемьянская “Повесть о Зое и Шуре” (Духовный мир героев. Тяжёлые испытания войной)
  4. Л.А.Кассиль “Улица младшего сына”
  5. В.Кулагин “Страшный след”, “В чистом поле”, “Шла пехота”.

7-8-е классы

  1. К.Акимов “Подвиг юных”
  2. И.Таяновский “Верность” (Тема бессмертного подвига во имя Родины. Дети-герои войны. Смертельная, жестокая и кровавая борьба в рядах своего народа)
  3. В.Соколов “Подвиг трёх”, “Обелиск над Ильменем” (Нравственные истоки подвига Советского народа, патриотического воинского долга, боевой дружбы, ненависти к фашизму)
  4. П.Шубин “Трое” (Прославление героев, их жертвенная преданность Родине)
  5. Н.Тихонов “Три коммуниста” (Подвиг русских воинов Герасименко, Красилова, Черемнова. Условия формирования героических характеров).
  6. В.Никитин “Песня старорусских партизан” “Песня о Лёне Голикове”
  7. П.Шубин “Волховская застольная”.(Признательность любимой песне, помогавшей жить, бороться, побеждать).

9-11-е классы

  1. К. Акимов “Гроза над Шелонью” (Патриотический долг, боевая дружба, ненависть к фашизму).
  2. А. Чаковский “Крик ребёнка”, “Я-Чиж”. (Неприкрашенная правда о войне).
  3. И. Савинова “Ты прости, что опять про войну…” (Историческая документальность).
  4. В. Кулагин “22 июня”, “С мешком заплечным”, “Играл парнишка на гармошке”.
  5. В.М. Лукин “Подполье возглавил Васькин” (Документальность повести. Герои незримого фронта. Жизнь и деятельность подпольщиков).
  6. Л.А. Осипова “Огненные строки” (Борьба партизан и подпольщиков на оккупационной территории. Важная роль газет, листовок, в героической борьбе. Партизаны и подпольщики в советском тылу.
  7. Б. Гусев “Имя на камне” (Безвестные герои ВОВю Выдающиеся подвиги этих людей. Человек на войне, правда о нём.
  8. С. Щипачёв “Арсений Дмитриев”, “Снайпер” (Тема отмщения за поругание родной земли).
  9. Г. Бакланов “Навеки-девятнадцотилетние” (Проблема долга и личной ответственности за судьбы Отечества и мира. Проблема нравственного выбора и исторической памяти. Раздумья героя о военных событиях, об истории, памяти, бесценности человеческой жизни).
  10. К. Воробьёв “Крик”, “Убиты под Москвой” (Реалии и романтика в описании войны. Проблема нравственного выбора в экстремальных условиях).
  11. В. Быков “Сотников”, “Обелиск” (Тема проверки истинных качеств человека. Проверка человека безысходностью. Правдивые картины войны в повести).
  12. А. Чивилихин “Битва на Волхове” (Героическая победа русских солдат. Изображение воинов-победителей).
  13. Н. Барулин “Там, где пал солдат” (Песни новгородских композиторов о войне).
  14. В. Рождественский “Волховская битва”, “Господин Великий Новгород”, “Колыбель русской славы” (Новгородская земля. Слово правды через фронт. Сила патриотизма).
  15. А. Прокофьев “Россия”, “В августе 1944 года”.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3