"Воротничковая жизнь" Олечки Розовой. Рассказ Тэффи "Жизнь и воротник"

Разделы: Литература

Ключевые слова: Н.Тэффи «Жизнь и воротник»


Цели:

  • Знакомство учащихся с биографией и творчеством Тэффи;
  • Посредством анализа рассказа осмыслить и попробовать разобраться в человеческих поступках;
  • Развитие устной и письменной речи учащихся через диалог.
  • Развитие творческих способностей;
  • Продолжить формирование умений аргументировать собственные высказывания, воспринимать альтернативные точки зрения.

Планируемые результаты:

  • Предметные результаты: уметь анализировать отдельный эпизод произведения, определять его роль во всей структуре, уметь составлять литературные портреты героев.
  • Метапредметные результаты: понять, что хотел сказать автор читателю и выявить идею, которая заложена в этом произведении.
  • Личностные результаты: найти свой смысл в этом рассказе и учиться проводить рефлексию.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид: урок-диалог.

Оборудование: учебники, экран, компьютер, проектор, таблицы.

Оформление: компьютерная презентация.

Предварительная подготовка к уроку: Учащиеся заранее читают текст рассказа "Жизнь и воротник". Дома познакомиться с биографией писательницы по учебнику, также найти дополнительный материал о жизни и творчестве Тэффи.

Ход урока

I. Организационный момент: проверка готовности учеников к уроку

II. Мотивация учебного процесса

- Верите ли вы, что вещь может изменить характер человека?

- Верите ли вы, что жизнь человека становится пустой, если он придаёт большое значение несущественным мелочам?

(ответы учащихся)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и творчеством Тэффи; проанализируем жизненную ситуацию героини рассказа «Жизнь и воротник»; попытаемся понять, как вещи могут влиять на жизнь человека.

Слайд №1

- Запишите в тетради тему урока.

III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

(Слово учителя об авторе рассказа «Жизнь и воротник»).

- Тэффи, писательница, о которой пойдёт речь на нашем уроке,- удивительный и неординарный человек.

Слайд №2

Обратите внимание на слова М.М.Зощенко: «Её считают самой занимательной и «смешной» писательницей и в длинную дорогу непременно берут томик её рассказов».

- Прокомментируйте слова М.М.Зощенко.

- Имя Тэффи в своё время было столь популярно, что предприимчивые коммерсанты её именем называли духи и конфеты. Да что коммерсанты! Её поклонником был император Николай II. Он отмечал в своём дневнике дни, когда читал рассказы Тэффи, с ней познакомился Керенский и В.И.Ленин…Писательница прожила долгую и непростую жизнь. Много лет жила за границей. Но тонкий юмор рассказов Тэффи всегда привлекал внимание к её творчеству.

- Дома вы познакомились с биографией писательницы по учебнику, прочитали рассказ. Также вам было дано задание найти дополнительный материал о жизни и творчестве Тэффи.

Слайд №3

Ученик 1. Настоящее имя Тэффи - Надежда Александровна Лохвицкая. Она родилась в 1872 году в Петербурге в родовитой дворянской семье. Её литературный дар - фамильная черта. Прадед её, Кондратий Лохвицкий, писал мистические стихи. Отец - профессор криминалистики, был известным адвокатом, блестящим оратором и славился на весь Петербург своим остроумием, издатель журнала «Судебный вестник». Мать, француженка по происхождению, европейски образованная женщина, рано привила детям любовь к искусству. Интересно, что псевдонимом «Тэффи» подписаны первые юмористические рассказы писательницы, а стихотворения, написанные ею, печатались под её настоящей фамилией.

Ученик 2. Откуда появился необычный псевдоним, до сих пор точно неясно. Сама Надежда Александровна писала, что псевдоним восходит к домашнему прозвищу слуги Лохвицких Степана (Стеффи на французский манер), из деликатности она отбросила первую букву, и получилосьТэффи, но также и к стихам Д.Р.Киплинга. Интуиция её не обманула - имя действительно стало счастливым.

Она рано приобщилась к литературе. Став сотрудницей популярного в начале 20-го века журнала «Сатирикон».

Слайд №4

(Слайд №5), писала злободневные фельетоны, юмористические рассказы, стала необычайно популярной. У читателей Тэффи снискала репутацию наблюдательного, остроумного и беззлобного писателя. Она тонко подмечала человеческие слабости, но отличалась пониманием, мягкосердечием и состраданием к своим героям, а любимым жанром писательницы была миниатюра.

Ученик 3. Тэффи не приняла революцию 1917 года. В 1918 г. она уехала в Киев, полтора года скиталась по югу России и, наконец, добралась до Парижа.

За это время она опубликовала огромное количество рассказов и фельетонов, стихов, песен, либретто, пьес, рецензий. Как в свое время в России, за рубежом она также была востребованной читателями, и не только из эмигрантских кругов. В послевоенные годы она писала очерки о своих современниках-писателях. Если собрать творчество Тэффи воедино, оно займёт не менее десяти томов. Её творческая жизнь продолжалась 52 года! Тэффи всю жизнь скучала по Родине, но так и не смогла вернуться в Россию.

На парижском кладбище Сен-Женевьев де Буа в 1952 году она нашла свой последний приют.

Слайд № 6

IV. Изучение нового материала. Работа с текстом

- Дома вы прочитали рассказ "Жизнь и воротник".

В рассказах Тэффи сравнения часто предопределяют направление развития сюжета: "Легенда и жизнь", "Свои и чужие", "Причины и следствия". Наш рассказ называется "Жизнь и воротник". Год написания - 1910.

Впервые опубликован в «Сатириконе», №7 1910.

- Впервые он вошёл в сборник "Тонкая психология", в котором были опубликованы произведения 1904-1911 гг.

- Давайте попробуем обозначить проблему рассказа.

(Как же соединить или сопоставить жизнь с воротником?

Предположения детей.)

- В данном случае сравниваются несопоставимые начала: обыденная вещь и целая жизнь.

Обратимся к тексту рассказа. Какими словами начинается произведение?

(«Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрётся в жизнь, закрутит её и перевернёт всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти»)

- Так какую же проблему, на ваш взгляд, поставил автор в этом произведении?

(Вещь стала жить отдельно от хозяйки).

- Как называется художественный приём, используемый автором?

(Худ. приём - олицетворение)

Давайте ответим на некоторые вопросы по содержанию рассказа:

1) Кто герои рассказа? А кто главный герой? (Героиня рассказа - Олечка Розова, упоминаются также другие лица: муж, бабушка, студент. Главный герой, безусловно, - воротник).

2) Где и когда происходит действие? Какие детали это подчеркивают? (Действие происходит в Москве, так как Гостиный двор - это Москва, а было это очень давно - тогда еще ездили на извозчиках).

3) Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником? Много ли у нее было дел? (Она вела маленькое семейное хозяйство, детей не было; судя потому, как быстро расправилась с хозяйственными деньгами, жили с мужем скромно).

- Поскольку рассказ написан в начале 20-го века, некоторые слова могут быть вам непонятны, давайте с ними познакомимся и выясним лексическое значение. У вас на партах таблицы, запишите лексическое значение слов.

Слайд №7

Гостиный двор

построенные в старину торговые ряды, обычно каменные

мануфактура

(устар.) ткань, текстильные изделия

браслетка

умен. знач. От браслета - украшение в виде большого кольца из металла, кости, носимое на запястье или щиколоток ног

извозчик

наемный экипаж с кучером

корюшка

небольшая рыбка длиной 30 см, популярная в северо-западной России; в Петербурге она потребляется в огромном количестве менее зажиточным классом населения

ухарски

разг. лихо, задорно, молодецки, удало, залихватски

ломбардная квитанция

квитанция, выданная в подтверждение заклада, при предъявлении Л.К. и выплате займа вместе с % заклад возвращается

профукала

разг. потеряла, растратила, пустила в трубу, промотала, бросила на ветер

прачка

женщина, занимающаяся стиркой и глажением белья, как профессией

омнибус

многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров

(Слайд №8):

- Как вы думаете, почему она купила воротник?

- Зачитаем описание воротничка

(«…Крахмальный дамский воротничок с продёрнутой в него жёлтой ленточкой»).

- Обычный воротничок, даже что-то ласковое слову придаёт суффикс -ок-.

- Затем происходит что-то странное.

Слайд № 9

Из дамского воротничка он превращается в подлый воротник, а затем в крахмальную дрянь.

- Итак, мы уже определили художественный приём, который использует автор. (Прием - олицетворение. Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета, который не просто действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца).

V. Составьте кластер «Поведение воротника», используя слова-глаголы и словосочетания из текста

- Меняется ли героиня на протяжении рассказа?

- Поработаем в парах. Выпишите опорные фразы, характеризующие Олю Розову до покупки воротника, а также её чувства, переживания, мысли (1 группа) и поведение, слова под влиянием воротника (2 группа)

Слайд № 17

До покупки

Линия сравнения

После покупки

Честная жена
Преданно любила

Нравственные качества

лгала, выклянчивала деньги

Тихий, застенчивый,

характер

Слабое, бесхарактерное существо

На глаза не лезла,
Вела скромную жизнь

поведение

Начала приобретать другие вещи, которые, якобы, требовал воротник, вела странную жизнь,
угождала воротнику,
они пили ликёр, говорили пошлости и целовались, стала курить, обстригла волосы, громко хохотала, изменила мужу

После покупки

Не находила выхода

Чувства, мысли, слова, переживания

Где была? Со студентом болталась!

На душе беспокойно и жутко

Громко свистнула.

Бледная и смущённая

Деньги? Профукала!

Рыдала и молилась

Зачем это распутство?

Господи! Куда я попала?

Чуть не заплакала от стыда и обиды

Слайд № 18,19, 20

Афиширование.

- Что получилось? (зачитывание записей)

- Какой вывод можно из этого сделать? (Героиня не смогла, не нашла в себе силы противостоять воротничку. Она стала вести воротничковую жизнь, чужую для неё, но изменить её была уже не в силах).

- Какие качества характера можно определить у героини? Когда они проявляются?

(Бесхарактерность, слабоволие, паразитический образ жизни, способность совершать позорные поступки как результат выше перечисленного).

- Символом чего выступает воротник? (Символом человеческих слабостей, роскошной жизни, вседозволенности, пренебрежения нормами поведения).

- Олечка Розова потеряла всё. Во имя чего?

- Почему Олечка купила сначала воротничок (мелочь, аксессуар), а не юбку, туфли или более крупную вещь? (Всё начинается с мелочей! Такая мелочь как воротничок как будто душит её, мешает ей жить, жизнь Олечки разрушается воротником.)

- Кто виноват в случившемся? Она сама или воротник?

(Конечно, Олечка виновата сама в том, что с ней происходит. Ведь есть замечательная поговорка: «Человек сам кузнец своего счастья» Да и несчастья тоже. Олечка оказалась в плену мелких бытовых проблем, не смогла с ними справиться.)

- Какие уроки можно вынести из содержания рассказа? Есть ли в наше время такие Олечки?

- Исправилась ли Олечка после ухода мужа? Чего ей, оказывается, не хватало в жизни?

Слайд № 21

(На другой день после отъезда мужа воротник потерялся в стирке. Олечка опять стала скромной и работает в банке. Ей не хватало дела, занятости).

- Произведение направлено против мещанского взгляда на жизнь, против понимания её сути как погони за вещами. По мере развития сюжета вещь обретает всё больше черт живого существа и подчиняет себе волю героини. Это проявляется и в обилии глаголов, выражающих волеизъявление воротника.

Составление синквейна на выбор:

Жизнь
Воротник
Вещь

VI. Обобщение (беседа)

- Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира?

(осмеяние, критика действительности ,человека)

- Что показалось вам смешным?

- В чем актуальность рассказа?

- Над чем рассказ заставляет задуматься?

1. В рассказе мы видим сатирическое отношение автора к своей героине. Обличается слепая покорность героини воротнику, т.е. своим страстям.

2. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в ее лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых, пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов.

3. Люди, подобные Олечке, всегда обвиняют в своих неблаговидных поступках кого угодно, но только не самих себя.

4. В рассказе Тэффи ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевленный предмет - «подлый воротник».

5. Нравственные проблемы рассказа, написанного в начале 20-го века, к сожалению, остаются актуальными.

Подведение итогов урока, рефлексия.

Обратимся к нашим вопросам, поставленным в начале урока

(Ответы детей)

Итак, мы с вами проделали смысловой анализ текста, содержащего нравственные проблемы, подчеркнули актуальность произведения, созданного в начале 20-го века. Действительно, классика не стареет, а самое главное - учит жить.

VII. Домашнее задание

Слайд № 22

Ответить письменно на вопрос по выбору:

  1. Почему жизнь человека, придающего большое значение несущественным мелочам, пуста?
  2. Всегда ли нужно быть самим собой и не идти на поводу чужого мнения, чужой воли?

Оценка работы учеников, благодарность за сотрудничество.