Цели:
- Знакомство учащихся с биографией и творчеством Тэффи;
- Посредством анализа рассказа осмыслить и попробовать разобраться в человеческих поступках;
- Развитие устной и письменной речи учащихся через диалог.
- Развитие творческих способностей;
- Продолжить формирование умений аргументировать собственные высказывания, воспринимать альтернативные точки зрения.
Планируемые результаты:
- Предметные результаты: уметь анализировать отдельный эпизод произведения, определять его роль во всей структуре, уметь составлять литературные портреты героев.
- Метапредметные результаты: понять, что хотел сказать автор читателю и выявить идею, которая заложена в этом произведении.
- Личностные результаты: найти свой смысл в этом рассказе и учиться проводить рефлексию.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид: урок-диалог.
Оборудование: учебники, экран, компьютер, проектор, таблицы.
Оформление: компьютерная презентация.
Предварительная подготовка к уроку: Учащиеся заранее читают текст рассказа "Жизнь и воротник". Дома познакомиться с биографией писательницы по учебнику, также найти дополнительный материал о жизни и творчестве Тэффи.
Ход урока
I. Организационный момент: проверка готовности учеников к уроку
II. Мотивация учебного процесса
- Верите ли вы, что вещь может изменить характер человека?
- Верите ли вы, что жизнь человека становится пустой, если он придаёт большое значение несущественным мелочам?
(ответы учащихся)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и творчеством Тэффи; проанализируем жизненную ситуацию героини рассказа «Жизнь и воротник»; попытаемся понять, как вещи могут влиять на жизнь человека.
Слайд №1
- Запишите в тетради тему урока.
III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний
(Слово учителя об авторе рассказа «Жизнь и воротник»).
- Тэффи, писательница, о которой пойдёт речь на нашем уроке,- удивительный и неординарный человек.
Слайд №2
Обратите внимание на слова М.М.Зощенко: «Её считают самой занимательной и «смешной» писательницей и в длинную дорогу непременно берут томик её рассказов».
- Прокомментируйте слова М.М.Зощенко.
- Имя Тэффи в своё время было столь популярно, что предприимчивые коммерсанты её именем называли духи и конфеты. Да что коммерсанты! Её поклонником был император Николай II. Он отмечал в своём дневнике дни, когда читал рассказы Тэффи, с ней познакомился Керенский и В.И.Ленин…Писательница прожила долгую и непростую жизнь. Много лет жила за границей. Но тонкий юмор рассказов Тэффи всегда привлекал внимание к её творчеству.
- Дома вы познакомились с биографией писательницы по учебнику, прочитали рассказ. Также вам было дано задание найти дополнительный материал о жизни и творчестве Тэффи.
Слайд №3
Ученик 1. Настоящее имя Тэффи - Надежда Александровна Лохвицкая. Она родилась в 1872 году в Петербурге в родовитой дворянской семье. Её литературный дар - фамильная черта. Прадед её, Кондратий Лохвицкий, писал мистические стихи. Отец - профессор криминалистики, был известным адвокатом, блестящим оратором и славился на весь Петербург своим остроумием, издатель журнала «Судебный вестник». Мать, француженка по происхождению, европейски образованная женщина, рано привила детям любовь к искусству. Интересно, что псевдонимом «Тэффи» подписаны первые юмористические рассказы писательницы, а стихотворения, написанные ею, печатались под её настоящей фамилией.
Ученик 2. Откуда появился необычный псевдоним, до сих пор точно неясно. Сама Надежда Александровна писала, что псевдоним восходит к домашнему прозвищу слуги Лохвицких Степана (Стеффи на французский манер), из деликатности она отбросила первую букву, и получилосьТэффи, но также и к стихам Д.Р.Киплинга. Интуиция её не обманула - имя действительно стало счастливым.
Она рано приобщилась к литературе. Став сотрудницей популярного в начале 20-го века журнала «Сатирикон».
Слайд №4
(Слайд №5), писала злободневные фельетоны, юмористические рассказы, стала необычайно популярной. У читателей Тэффи снискала репутацию наблюдательного, остроумного и беззлобного писателя. Она тонко подмечала человеческие слабости, но отличалась пониманием, мягкосердечием и состраданием к своим героям, а любимым жанром писательницы была миниатюра.
Ученик 3. Тэффи не приняла революцию 1917 года. В 1918 г. она уехала в Киев, полтора года скиталась по югу России и, наконец, добралась до Парижа.
За это время она опубликовала огромное количество рассказов и фельетонов, стихов, песен, либретто, пьес, рецензий. Как в свое время в России, за рубежом она также была востребованной читателями, и не только из эмигрантских кругов. В послевоенные годы она писала очерки о своих современниках-писателях. Если собрать творчество Тэффи воедино, оно займёт не менее десяти томов. Её творческая жизнь продолжалась 52 года! Тэффи всю жизнь скучала по Родине, но так и не смогла вернуться в Россию.
На парижском кладбище Сен-Женевьев де Буа в 1952 году она нашла свой последний приют.
Слайд № 6
IV. Изучение нового материала. Работа с текстом
- Дома вы прочитали рассказ "Жизнь и воротник".
В рассказах Тэффи сравнения часто предопределяют направление развития сюжета: "Легенда и жизнь", "Свои и чужие", "Причины и следствия". Наш рассказ называется "Жизнь и воротник". Год написания - 1910.
Впервые опубликован в «Сатириконе», №7 1910.
- Впервые он вошёл в сборник "Тонкая психология", в котором были опубликованы произведения 1904-1911 гг.
- Давайте попробуем обозначить проблему рассказа.
(Как же соединить или сопоставить жизнь с воротником?
Предположения детей.)
- В данном случае сравниваются несопоставимые начала: обыденная вещь и целая жизнь.
Обратимся к тексту рассказа. Какими словами начинается произведение?
(«Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрётся в жизнь, закрутит её и перевернёт всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти»)
- Так какую же проблему, на ваш взгляд, поставил автор в этом произведении?
(Вещь стала жить отдельно от хозяйки).
- Как называется художественный приём, используемый автором?
(Худ. приём - олицетворение)
Давайте ответим на некоторые вопросы по содержанию рассказа:
1) Кто герои рассказа? А кто главный герой? (Героиня рассказа - Олечка Розова, упоминаются также другие лица: муж, бабушка, студент. Главный герой, безусловно, - воротник).
2) Где и когда происходит действие? Какие детали это подчеркивают? (Действие происходит в Москве, так как Гостиный двор - это Москва, а было это очень давно - тогда еще ездили на извозчиках).
3) Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником? Много ли у нее было дел? (Она вела маленькое семейное хозяйство, детей не было; судя потому, как быстро расправилась с хозяйственными деньгами, жили с мужем скромно).
- Поскольку рассказ написан в начале 20-го века, некоторые слова могут быть вам непонятны, давайте с ними познакомимся и выясним лексическое значение. У вас на партах таблицы, запишите лексическое значение слов.
Слайд №7
Гостиный двор |
построенные в старину торговые ряды, обычно каменные |
мануфактура |
(устар.) ткань, текстильные изделия |
браслетка |
умен. знач. От браслета - украшение в виде большого кольца из металла, кости, носимое на запястье или щиколоток ног |
извозчик |
наемный экипаж с кучером |
корюшка |
небольшая рыбка длиной 30 см, популярная в северо-западной России; в Петербурге она потребляется в огромном количестве менее зажиточным классом населения |
ухарски |
разг. лихо, задорно, молодецки, удало, залихватски |
ломбардная квитанция |
квитанция, выданная в подтверждение заклада, при предъявлении Л.К. и выплате займа вместе с % заклад возвращается |
профукала |
разг. потеряла, растратила, пустила в трубу, промотала, бросила на ветер |
прачка |
женщина, занимающаяся стиркой и глажением белья, как профессией |
омнибус |
многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров |
(Слайд №8):
- Как вы думаете, почему она купила воротник?
- Зачитаем описание воротничка
(«…Крахмальный дамский воротничок с продёрнутой в него жёлтой ленточкой»).
- Обычный воротничок, даже что-то ласковое слову придаёт суффикс -ок-.
- Затем происходит что-то странное.
Слайд № 9
Из дамского воротничка он превращается в подлый воротник, а затем в крахмальную дрянь.
- Итак, мы уже определили художественный приём, который использует автор. (Прием - олицетворение. Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета, который не просто действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца).
V. Составьте кластер «Поведение воротника», используя слова-глаголы и словосочетания из текста
- Меняется ли героиня на протяжении рассказа?
- Поработаем в парах. Выпишите опорные фразы, характеризующие Олю Розову до покупки воротника, а также её чувства, переживания, мысли (1 группа) и поведение, слова под влиянием воротника (2 группа)
Слайд № 17
До покупки
|
Линия сравнения |
После покупки |
Честная жена
|
Нравственные качества |
лгала, выклянчивала деньги |
Тихий, застенчивый, |
характер |
Слабое, бесхарактерное существо |
На глаза не лезла,
|
поведение |
Начала приобретать другие вещи, которые, якобы, требовал воротник, вела странную жизнь,
|
После покупки |
||
Не находила выхода |
Чувства, мысли, слова, переживания |
Где была? Со студентом болталась! |
На душе беспокойно и жутко |
|
Громко свистнула. |
Бледная и смущённая |
|
Деньги? Профукала! |
Рыдала и молилась |
|
Зачем это распутство? |
Господи! Куда я попала? |
|
|
Чуть не заплакала от стыда и обиды |
|
|
Слайд № 18,19, 20
Афиширование.
- Что получилось? (зачитывание записей)
- Какой вывод можно из этого сделать? (Героиня не смогла, не нашла в себе силы противостоять воротничку. Она стала вести воротничковую жизнь, чужую для неё, но изменить её была уже не в силах).
- Какие качества характера можно определить у героини? Когда они проявляются?
(Бесхарактерность, слабоволие, паразитический образ жизни, способность совершать позорные поступки как результат выше перечисленного).
- Символом чего выступает воротник? (Символом человеческих слабостей, роскошной жизни, вседозволенности, пренебрежения нормами поведения).
- Олечка Розова потеряла всё. Во имя чего?
- Почему Олечка купила сначала воротничок (мелочь, аксессуар), а не юбку, туфли или более крупную вещь? (Всё начинается с мелочей! Такая мелочь как воротничок как будто душит её, мешает ей жить, жизнь Олечки разрушается воротником.)
- Кто виноват в случившемся? Она сама или воротник?
(Конечно, Олечка виновата сама в том, что с ней происходит. Ведь есть замечательная поговорка: «Человек сам кузнец своего счастья» Да и несчастья тоже. Олечка оказалась в плену мелких бытовых проблем, не смогла с ними справиться.)
- Какие уроки можно вынести из содержания рассказа? Есть ли в наше время такие Олечки?
- Исправилась ли Олечка после ухода мужа? Чего ей, оказывается, не хватало в жизни?
Слайд № 21
(На другой день после отъезда мужа воротник потерялся в стирке. Олечка опять стала скромной и работает в банке. Ей не хватало дела, занятости).
- Произведение направлено против мещанского взгляда на жизнь, против понимания её сути как погони за вещами. По мере развития сюжета вещь обретает всё больше черт живого существа и подчиняет себе волю героини. Это проявляется и в обилии глаголов, выражающих волеизъявление воротника.
Составление синквейна на выбор:
Жизнь
Воротник
Вещь
VI. Обобщение (беседа)
- Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира?
(осмеяние, критика действительности ,человека)
- Что показалось вам смешным?
- В чем актуальность рассказа?
- Над чем рассказ заставляет задуматься?
1. В рассказе мы видим сатирическое отношение автора к своей героине. Обличается слепая покорность героини воротнику, т.е. своим страстям.
2. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в ее лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых, пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов.
3. Люди, подобные Олечке, всегда обвиняют в своих неблаговидных поступках кого угодно, но только не самих себя.
4. В рассказе Тэффи ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевленный предмет - «подлый воротник».
5. Нравственные проблемы рассказа, написанного в начале 20-го века, к сожалению, остаются актуальными.
Подведение итогов урока, рефлексия.
Обратимся к нашим вопросам, поставленным в начале урока
(Ответы детей)
Итак, мы с вами проделали смысловой анализ текста, содержащего нравственные проблемы, подчеркнули актуальность произведения, созданного в начале 20-го века. Действительно, классика не стареет, а самое главное - учит жить.
VII. Домашнее задание
Слайд № 22
Ответить письменно на вопрос по выбору:
- Почему жизнь человека, придающего большое значение несущественным мелочам, пуста?
- Всегда ли нужно быть самим собой и не идти на поводу чужого мнения, чужой воли?
Оценка работы учеников, благодарность за сотрудничество.