Волшебная сила музыки в рассказе Андрея Ткачёва «Лебедь, или Вечер Сен-Санса». Урок внеклассного чтения в 9-м классе

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 9

Ключевые слова: характеристика героя, добро и зло


Автор статьи приглашает обучающихся к разговору о внутреннем мире человека, свободной и духовной личности, меняющейся под воздействием силы музыки. Организуя аналитическую беседу, педагог ведёт обучающихся к глубокому постижению авторской идеи, к пониманию читателем авторской позиции, выраженной в произведении.

Цели:

  • Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость рассказа Андрея Ткачёва «Лебедь, или Вечер Сен-Санса».
  • Развивать у учащихся навыки и умения анализировать художественный текст, формулировать свою точку зрения, высказывать и аргументировать её.
  • Способствовать развитию внутреннего мира ученика, свободной духовной личности, имеющей потребность к самоанализу и саморазвитию.

Средства обучения: текст рассказа, фрагмент произведения Сен-Санса, компьютер, проектор, экран.

Музыка, подобно дождю, капля за каплей,
просачивается в сердце и оживляет его.
Р.Роллан

Вступительное слово учителя

Нашу жизнь невозможно представить без искусства. Особая роль в ней отводится музыке. Она незаметно, невидимо проникает в душу и отыскивает там нужные уголки. Не случайно Г.Лонгфелло назвал музыку «универсальным языком человечества». Музыка способна изменить человека кардинально. Даже самые чёрствые, циничные и бесчувственные сердца отходят, когда звучит настоящая музыка, способная затронуть самые потаённые уголки души и разбудить сокровенные чувства, мысли.

Музыка - величайшее достояние человечества, которое, овладевая умами и сердцами людей, облагораживает их души.

О такой роли музыки и пишет протоиерей Андрей Ткачёв в рассказе «Лебедь, или Вечер Сен-Санса».

1. Мотивация и целеполагание (предкоммуникативный)

- Действительно ли музыка является «универсальным языком человечества»?

2. Комментированное чтение рассказа

3. Проблемная ситуация

- Что помогло герою избежать неприятной ситуации от встречи с непрошеными людьми? (Умение играть на скрипке).

- Почему рассказ назван «Лебедь, или Вечер Сен-Санса»? Какую роль играет в рассказе образ лебедя? Что за птица лебедь? (Лебедь - красивая грациозная птица, держит себя важно, величаво. Значит, и в рассказе речь пойдёт о чем-то красивом, возвышенном).

- Кто такой Сен-Санс?

Историческая справка (сообщение ученика)

Камиль Сен-Санс - французский композитор, корифей безмятежности в музыке, адепт классической простоты и ясности. Самое часто исполняемое сочинение - знаменитая сюита «Карнавал животных», «Интродукция и рондо каприччиозо».

Музыка Сен-Санса «рисует» идиллические картины: слышится крик петуха, пчелиный рой летит на луг, кукушка считает года, по озеру плывёт белый лебедь, летний день погружается в дрёму, ночью бушует гроза, наступает рассвет, из местной церкви доносятся звуки органа и пение верующих. Бывает и так, что Сен-Санс - это лодка в штормовом море, в другой раз - ласковые волны, целующие песчаный берег.

Светлая музыка Камиля Сен-Санса несет радость и здоровье людям.

«Карнавал животных» был написан Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять, ― пьеса «Лебедь» для виолончели и фортепиано. После смерти композитора партитура «Карнавала» была издана целиком. После премьеры для широкой публики, состоявшейся 25 февраля 1922 года, эта музыка получила известность и вошла в концертный репертуар.

- С какими персонажами знакомит нас автор в начале рассказа? (Мы знакомимся с молодыми людьми Мишкой и Гришей).

- Почему автор даёт своим героям такие имена? Составьте портретную характеристику персонажей.

Мишка

Григорий

«крепкий парень»

«не здоровый вовсе»

«не робкого десятка»

«в плечах не широк»

«отжимания на кулаках»

«открытый взгляд»

«пробежки в любую погоду»

«щуплые плечи»

В имени Мишка есть что-то от медведя: сила физическая и одновременно какая-то неуклюжесть. А Григорий - это сильное мужское имя, что означает «бодрствовать», «быть бдительным», «не спящий».

4. Аналитическая беседа по прочитанному тексту

- Как получилось так, что физически здоровый и крепкий «Мишка больше на кулаках не отжимается, по мешку не бьёт», а «Григорий как занимался любимым делом, так и занимается»? (Несмотря на большую физическую силу, Мишке не удалось противостоять другой, превосходящей силе. А Гриша - скрипач, ему удалось с помощью музыки победить грубую физическую силу).

- Как вы понимаете слова «Какая-то сила в нём есть. А иначе как бы он до сих пор играл на своей скрипке, если даже такие парни, как Мишка, уже несколько лет всем улыбаются»? (Другая сила - это музыка. В Григории есть сила духовная, нравственная, и это главное. Нравственная сила важнее, чем сила физическая. Григорий показывает истинную силу музыки. Сила музыки безгранична, она смогла противостоять грубой физической силе. Значит, искусство сильнее физической силы).

- Составьте характеристику Гриши.

«Гриша - представитель самой немужественной в глазах нашего нордического населения профессии», скрипач, человек искусства, служит прекрасному, высокому. И пальцы скрипача нежные, тонкие, чувствительные. Драться он не умеет. Он воспитан, скромен, вежлив.

Работа в группах (Одна группа описывает первый мир, вторая группа - второй мир)

- Какие два мира изображены в рассказе? (Первый мир - это северный город с нордическим населением, «со взглядом из-под неандертальских надбровных дуг», «пьяные … в состоянии глубокого алкогольного обморока».).

- Каким изображён город? Какие художественные детали помогают это передать? (Город неуютный, холодный. Признаки этот грубого мира: «ветреный», «холодный вечер», «выбитые лампочки у фонарей», «жидкий свет», «поломанная детская площадка», «окурки», «выбитые стекла в подъездах», «граффити на стенах»).

- Какой эпизод помогает раскрыть характер Гриши? Что можно сказать о его поступке? (Это встреча Гриши и двух «фигур». Автор сначала называет их «фигурами», видимо, в темноте Гриша не смог разглядеть их лица. Он их услышал, поэтому автор пишет: «сиплый густой баритон», второй с «надтреснутым голосом», а потом, уже в подъезде смог разглядеть их лица «с хищным взглядом». Эпитеты усиливают жестокость, грубость этого мира городской жизни).

- Каким изображён мир Гриши? (Представитель второго мира - Григорий, скрипач, юноша, занимающийся в музыкальной школе, скромно живёт с матерью, драться не умеет. Грише уютно дома, нравится заниматься музыкой. Мир Гриши добрый, светлый, он не боится этой грубой сил. Спокоен, смело разглядывает фигуры. В подъезде, при свете Гриша увидел людей).

- Что помогло увидеть в этих «фигурах» людей. (Установления контакта, диалога способствует разглядеть в людях человеческое. Фигуры уже не казались Грише чудовищами).

- Какой образ стал ключевым, связующим между Гришей и обладателями сиплых голосов? (Образ лебедя соединяет эти два мира. Возможно, Гриша повторил слова своего учителя: «Представьте себе лебедя, как он плавает по тихому озеру и вода мягко расходится за ним едва заметным шлейфом»).

- Почему Гриша предложил сыграть именно серьёзную музыку, ораторию Сен-Санса? (Только серьёзная музыка способна задеть за живое, поэтому Гриша советует своим «непрошеным слушателям» закрыть глаза и представить плавающего лебедя).

Ещё И.В.Гёте заметил: «В музыке есть нечто волшебное, она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам». Если музыка идёт от сердца, она без препятствий дойдёт до другого сердца. Так, и в исполнении Гриши оратория Сен-Санса сумела дойти до сердец обладателей грубых голосов.

- С чем сравнивает автор эту встречу в подъезде и почему? (Он сравнивает её со столкновением двух цивилизаций: одна суровая, грубая, толстокожая, не способная на добрые, нежные чувства. А вторая цивилизация - мир искусства, «очищала сердца, делала его чутким и восприимчивым к любому прикосновению»).

- Объясните значение выражения: «… представитель другой цивилизации … водил смычком по струнам и сам в это время был похож на струну натянутую и звенящую»? (Гриша весь уходил в музыку, в игру, сливался в одно целое с музыкой).

Работа над ассоциативным мышлением

- Как вы понимаете выражение «А между ними, в согревшемся от игры воздухе, царственно плыл по тихому озеру лебедь Сен-Санса. Он иногда окунал голову в воду, иногда прятал её под крыло. Но он всё время плыл, не останавливаясь, и озеру, казалось, не было конца».

- Что символизирует образ лебедя между представителями этих двух цивилизаций далеки от искусства? (Образ лебедя на озере символизирует музыку, которую слушали и понимали представители обеих цивилизаций: и те, которые далеки от искусства, и тот, кто рождал эту музыку. Это значит, что великую музыку способны понять и почувствовать всё. Не случайно обладатель сиплого голоса просит сыграть «теплее». Музыка объединяет разных людей, даже врагов).

- Какой смысл автор вкладывает в слова «сыграть теплее»? (Представитель нордического характера под чудесным воздействием музыки становится добрее, душевнее, мягче).

- Какой троп используется автором для описания музыки и какую роль он играет? (Автор с помощью олицетворения показывает, что музыка живая, ей тесно в стенах этого подъезда, она рвётся выше, за пределы этого дома. Музыка для всех: «Дом резонировал. Звуки уходили вверх, усиливались, заставляли подрагивать невыбитые стёкла. Музыка без стука заходила в дома, сначала раздражая непривычностью, а затем совершая умиротворящее помазание.

Помазание - это таинство, через которое верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющего его в духовной жизни.

- Музыка совершала умиротворящее помазание. Как вы это понимаете? (Музыка способна дать веру в лучшее, возвышенное, доброе. И представители нордического характера оказались способными поверить в духовную, возраждающую силу музыку, «…открывая красивую и неизведанную жизнь»).

- Что можно считать кульминацией рассказа? (Кульминацией можно считать эпизод, когда «из-под закрытых век баритона вытекла скупая и жгучая слеза, какими плачут люди, пережившие ледниковый период»).

- Раскройте смысл этой метафоры. (Музыка достигла своего истинного назначения. Она растопила сердце «баритона», смогла достучаться до него, затронула самые сокровенные чувства. Это были слёзы уже не обладателя сиплого голоса, а неравнодушного человека).

- Какой след оставила музыка в этих людях? (Автор пишет: «Все трое в ту ночь засыпали улыбаясь». Музыка сделала всех счастливыми: Гриша счастлив оттого, что помог этим баритонам остаться людьми, помог понять музыку, прикоснуться к возвышенному, к чуду. Обладатели баритона счастливы оттого, что остались людьми, не совершили никакого насилия, никому не причинили вреда).

- Какие метаморфозы произошли в конце рассказа? Какой троп использует автор? (С помощью антитезы автор сопоставляет беса и музыку).

Бес

Музыка

нашёптывает помыслы, провоцируя

проплыл лебедь, открывая красивую и

вражду, подталкивая на злодеяния

неизведанную жизнь…

подтверждая ту истину, что

люди изначально хороши, и

если плохи, то лишь потому,

что сами не знают себя настоящих.

Музыка помогает понять самого себя, свою душу. По мнению автора, обладатели грубого голоса и сами не знали, что они, оказывается, не такие уж плохие, что у них есть ещё шанс исправиться. Музыка помогает стать лучше, чище, благороднее.

А Григорий благодаря музыке утвердился в мысли, что музыка открыла ему «красивую и неизведанную жизнь». Музыка дала ему надежду на светлые мечты, что когда-нибудь музыка привнесёт и в его город красивую жизнь. Музыка действительно способна изменить мир и людей.

Рассказ небольшой, с линейной композицией.

- Какую роль играет диалог в рассказе? (Реплики короткие, из одного слова. Да и вообще реплик в рассказе мало. Это ещё раз подтверждает мысль Г.Х.Андерсена: «Где не хватает слов, говорит музыка»).

- Какой вывод можно сделать после прочтения рассказа Андрея Ткачёва? (Музыка действительно играет большую преобразующую роль в жизни человека, и перед человеком стоит выбор: добро или зло. В рассказе автор показал нам, что важно сделать правильный выбор, от этого зависит жизнь человека, его будущее).

Рефлексия: Что значит для вас музыка? Приходилось ли вам слушать такую музыку? Смогли бы вы на такой поступок, какой совершил Гриша?

Словарная работа

Нордический -

1. свойственный жителям североевропейских стран;
2. о характере отличающийся особой эмоциональной сдержанностью, рассудительностью в действиях и поступках.

Ораторий - крупное музыкальное произведение для хора, солистов иоркестра

Сюита - инструментальное циклическое музыкальное произведение из ряда контрастирующих частей, объединённых общим художественным замыслом.

Адепт - последователь, обычно ревностный приверженец какого-либо учения, идеи, знания, помогающий понять идею и знание.

Корифей - выдающийся деятель на каком- нибудь поприще.

Литература

  1. pravoslavie.ru Андрей Ткачёв. Лебедь, или Вечер Сен-Санса.
  2. ru.wikipedia.org. Карнавал животных.