Автор статьи приглашает обучающихся к разговору о внутреннем мире человека, свободной и духовной личности, меняющейся под воздействием силы музыки. Организуя аналитическую беседу, педагог ведёт обучающихся к глубокому постижению авторской идеи, к пониманию читателем авторской позиции, выраженной в произведении.
Цели:
- Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость рассказа Андрея Ткачёва «Лебедь, или Вечер Сен-Санса».
- Развивать у учащихся навыки и умения анализировать художественный текст, формулировать свою точку зрения, высказывать и аргументировать её.
- Способствовать развитию внутреннего мира ученика, свободной духовной личности, имеющей потребность к самоанализу и саморазвитию.
Средства обучения: текст рассказа, фрагмент произведения Сен-Санса, компьютер, проектор, экран.
Музыка, подобно дождю, капля за каплей,
просачивается в сердце и оживляет его.
Р.Роллан
Вступительное слово учителя
Нашу жизнь невозможно представить без искусства. Особая роль в ней отводится музыке. Она незаметно, невидимо проникает в душу и отыскивает там нужные уголки. Не случайно Г.Лонгфелло назвал музыку «универсальным языком человечества». Музыка способна изменить человека кардинально. Даже самые чёрствые, циничные и бесчувственные сердца отходят, когда звучит настоящая музыка, способная затронуть самые потаённые уголки души и разбудить сокровенные чувства, мысли.
Музыка - величайшее достояние человечества, которое, овладевая умами и сердцами людей, облагораживает их души.
О такой роли музыки и пишет протоиерей Андрей Ткачёв в рассказе «Лебедь, или Вечер Сен-Санса».
1. Мотивация и целеполагание (предкоммуникативный)
- Действительно ли музыка является «универсальным языком человечества»?
2. Комментированное чтение рассказа
3. Проблемная ситуация
- Что помогло герою избежать неприятной ситуации от встречи с непрошеными людьми? (Умение играть на скрипке).
- Почему рассказ назван «Лебедь, или Вечер Сен-Санса»? Какую роль играет в рассказе образ лебедя? Что за птица лебедь? (Лебедь - красивая грациозная птица, держит себя важно, величаво. Значит, и в рассказе речь пойдёт о чем-то красивом, возвышенном).
- Кто такой Сен-Санс?
Историческая справка (сообщение ученика)
Камиль Сен-Санс - французский композитор, корифей безмятежности в музыке, адепт классической простоты и ясности. Самое часто исполняемое сочинение - знаменитая сюита «Карнавал животных», «Интродукция и рондо каприччиозо».
Музыка Сен-Санса «рисует» идиллические картины: слышится крик петуха, пчелиный рой летит на луг, кукушка считает года, по озеру плывёт белый лебедь, летний день погружается в дрёму, ночью бушует гроза, наступает рассвет, из местной церкви доносятся звуки органа и пение верующих. Бывает и так, что Сен-Санс - это лодка в штормовом море, в другой раз - ласковые волны, целующие песчаный берег.
Светлая музыка Камиля Сен-Санса несет радость и здоровье людям.
«Карнавал животных» был написан Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять, ― пьеса «Лебедь» для виолончели и фортепиано. После смерти композитора партитура «Карнавала» была издана целиком. После премьеры для широкой публики, состоявшейся 25 февраля 1922 года, эта музыка получила известность и вошла в концертный репертуар.
- С какими персонажами знакомит нас автор в начале рассказа? (Мы знакомимся с молодыми людьми Мишкой и Гришей).
- Почему автор даёт своим героям такие имена? Составьте портретную характеристику персонажей.
Мишка
|
Григорий |
«крепкий парень» |
«не здоровый вовсе» |
«не робкого десятка» |
«в плечах не широк» |
«отжимания на кулаках» |
«открытый взгляд» |
«пробежки в любую погоду» |
«щуплые плечи» |
В имени Мишка есть что-то от медведя: сила физическая и одновременно какая-то неуклюжесть. А Григорий - это сильное мужское имя, что означает «бодрствовать», «быть бдительным», «не спящий».
4. Аналитическая беседа по прочитанному тексту
- Как получилось так, что физически здоровый и крепкий «Мишка больше на кулаках не отжимается, по мешку не бьёт», а «Григорий как занимался любимым делом, так и занимается»? (Несмотря на большую физическую силу, Мишке не удалось противостоять другой, превосходящей силе. А Гриша - скрипач, ему удалось с помощью музыки победить грубую физическую силу).
- Как вы понимаете слова «Какая-то сила в нём есть. А иначе как бы он до сих пор играл на своей скрипке, если даже такие парни, как Мишка, уже несколько лет всем улыбаются»? (Другая сила - это музыка. В Григории есть сила духовная, нравственная, и это главное. Нравственная сила важнее, чем сила физическая. Григорий показывает истинную силу музыки. Сила музыки безгранична, она смогла противостоять грубой физической силе. Значит, искусство сильнее физической силы).
- Составьте характеристику Гриши.
«Гриша - представитель самой немужественной в глазах нашего нордического населения профессии», скрипач, человек искусства, служит прекрасному, высокому. И пальцы скрипача нежные, тонкие, чувствительные. Драться он не умеет. Он воспитан, скромен, вежлив.
Работа в группах (Одна группа описывает первый мир, вторая группа - второй мир)
- Какие два мира изображены в рассказе? (Первый мир - это северный город с нордическим населением, «со взглядом из-под неандертальских надбровных дуг», «пьяные … в состоянии глубокого алкогольного обморока».).
- Каким изображён город? Какие художественные детали помогают это передать? (Город неуютный, холодный. Признаки этот грубого мира: «ветреный», «холодный вечер», «выбитые лампочки у фонарей», «жидкий свет», «поломанная детская площадка», «окурки», «выбитые стекла в подъездах», «граффити на стенах»).
- Какой эпизод помогает раскрыть характер Гриши? Что можно сказать о его поступке? (Это встреча Гриши и двух «фигур». Автор сначала называет их «фигурами», видимо, в темноте Гриша не смог разглядеть их лица. Он их услышал, поэтому автор пишет: «сиплый густой баритон», второй с «надтреснутым голосом», а потом, уже в подъезде смог разглядеть их лица «с хищным взглядом». Эпитеты усиливают жестокость, грубость этого мира городской жизни).
- Каким изображён мир Гриши? (Представитель второго мира - Григорий, скрипач, юноша, занимающийся в музыкальной школе, скромно живёт с матерью, драться не умеет. Грише уютно дома, нравится заниматься музыкой. Мир Гриши добрый, светлый, он не боится этой грубой сил. Спокоен, смело разглядывает фигуры. В подъезде, при свете Гриша увидел людей).
- Что помогло увидеть в этих «фигурах» людей. (Установления контакта, диалога способствует разглядеть в людях человеческое. Фигуры уже не казались Грише чудовищами).
- Какой образ стал ключевым, связующим между Гришей и обладателями сиплых голосов? (Образ лебедя соединяет эти два мира. Возможно, Гриша повторил слова своего учителя: «Представьте себе лебедя, как он плавает по тихому озеру и вода мягко расходится за ним едва заметным шлейфом»).
- Почему Гриша предложил сыграть именно серьёзную музыку, ораторию Сен-Санса? (Только серьёзная музыка способна задеть за живое, поэтому Гриша советует своим «непрошеным слушателям» закрыть глаза и представить плавающего лебедя).
Ещё И.В.Гёте заметил: «В музыке есть нечто волшебное, она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам». Если музыка идёт от сердца, она без препятствий дойдёт до другого сердца. Так, и в исполнении Гриши оратория Сен-Санса сумела дойти до сердец обладателей грубых голосов.
- С чем сравнивает автор эту встречу в подъезде и почему? (Он сравнивает её со столкновением двух цивилизаций: одна суровая, грубая, толстокожая, не способная на добрые, нежные чувства. А вторая цивилизация - мир искусства, «очищала сердца, делала его чутким и восприимчивым к любому прикосновению»).
- Объясните значение выражения: «… представитель другой цивилизации … водил смычком по струнам и сам в это время был похож на струну натянутую и звенящую»? (Гриша весь уходил в музыку, в игру, сливался в одно целое с музыкой).
Работа над ассоциативным мышлением
- Как вы понимаете выражение «А между ними, в согревшемся от игры воздухе, царственно плыл по тихому озеру лебедь Сен-Санса. Он иногда окунал голову в воду, иногда прятал её под крыло. Но он всё время плыл, не останавливаясь, и озеру, казалось, не было конца».
- Что символизирует образ лебедя между представителями этих двух цивилизаций далеки от искусства? (Образ лебедя на озере символизирует музыку, которую слушали и понимали представители обеих цивилизаций: и те, которые далеки от искусства, и тот, кто рождал эту музыку. Это значит, что великую музыку способны понять и почувствовать всё. Не случайно обладатель сиплого голоса просит сыграть «теплее». Музыка объединяет разных людей, даже врагов).
- Какой смысл автор вкладывает в слова «сыграть теплее»? (Представитель нордического характера под чудесным воздействием музыки становится добрее, душевнее, мягче).
- Какой троп используется автором для описания музыки и какую роль он играет? (Автор с помощью олицетворения показывает, что музыка живая, ей тесно в стенах этого подъезда, она рвётся выше, за пределы этого дома. Музыка для всех: «Дом резонировал. Звуки уходили вверх, усиливались, заставляли подрагивать невыбитые стёкла. Музыка без стука заходила в дома, сначала раздражая непривычностью, а затем совершая умиротворящее помазание.
Помазание - это таинство, через которое верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющего его в духовной жизни.
- Музыка совершала умиротворящее помазание. Как вы это понимаете? (Музыка способна дать веру в лучшее, возвышенное, доброе. И представители нордического характера оказались способными поверить в духовную, возраждающую силу музыку, «…открывая красивую и неизведанную жизнь»).
- Что можно считать кульминацией рассказа? (Кульминацией можно считать эпизод, когда «из-под закрытых век баритона вытекла скупая и жгучая слеза, какими плачут люди, пережившие ледниковый период»).
- Раскройте смысл этой метафоры. (Музыка достигла своего истинного назначения. Она растопила сердце «баритона», смогла достучаться до него, затронула самые сокровенные чувства. Это были слёзы уже не обладателя сиплого голоса, а неравнодушного человека).
- Какой след оставила музыка в этих людях? (Автор пишет: «Все трое в ту ночь засыпали улыбаясь». Музыка сделала всех счастливыми: Гриша счастлив оттого, что помог этим баритонам остаться людьми, помог понять музыку, прикоснуться к возвышенному, к чуду. Обладатели баритона счастливы оттого, что остались людьми, не совершили никакого насилия, никому не причинили вреда).
- Какие метаморфозы произошли в конце рассказа? Какой троп использует автор? (С помощью антитезы автор сопоставляет беса и музыку).
Бес
|
Музыка |
нашёптывает помыслы, провоцируя |
проплыл лебедь, открывая красивую и |
вражду, подталкивая на злодеяния |
неизведанную жизнь… |
подтверждая ту истину, что |
|
люди изначально хороши, и |
|
если плохи, то лишь потому, |
|
что сами не знают себя настоящих. |
Музыка помогает понять самого себя, свою душу. По мнению автора, обладатели грубого голоса и сами не знали, что они, оказывается, не такие уж плохие, что у них есть ещё шанс исправиться. Музыка помогает стать лучше, чище, благороднее.
А Григорий благодаря музыке утвердился в мысли, что музыка открыла ему «красивую и неизведанную жизнь». Музыка дала ему надежду на светлые мечты, что когда-нибудь музыка привнесёт и в его город красивую жизнь. Музыка действительно способна изменить мир и людей.
Рассказ небольшой, с линейной композицией.
- Какую роль играет диалог в рассказе? (Реплики короткие, из одного слова. Да и вообще реплик в рассказе мало. Это ещё раз подтверждает мысль Г.Х.Андерсена: «Где не хватает слов, говорит музыка»).
- Какой вывод можно сделать после прочтения рассказа Андрея Ткачёва? (Музыка действительно играет большую преобразующую роль в жизни человека, и перед человеком стоит выбор: добро или зло. В рассказе автор показал нам, что важно сделать правильный выбор, от этого зависит жизнь человека, его будущее).
Рефлексия: Что значит для вас музыка? Приходилось ли вам слушать такую музыку? Смогли бы вы на такой поступок, какой совершил Гриша?
Словарная работа
Нордический -
1. свойственный жителям североевропейских стран;
2. о характере отличающийся особой эмоциональной сдержанностью, рассудительностью в действиях и поступках.
Ораторий - крупное музыкальное произведение для хора, солистов иоркестра
Сюита - инструментальное циклическое музыкальное произведение из ряда контрастирующих частей, объединённых общим художественным замыслом.
Адепт - последователь, обычно ревностный приверженец какого-либо учения, идеи, знания, помогающий понять идею и знание.
Корифей - выдающийся деятель на каком- нибудь поприще.
Литература
- pravoslavie.ru Андрей Ткачёв. Лебедь, или Вечер Сен-Санса.
- ru.wikipedia.org. Карнавал животных.