Класс: шестой
Тип урока: урок - мастерская слова
Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо
Урок рассчитан на 80 мин.
Цель: развитие творческих способностей учащихся при создании стихотворного текста
Задачи:
- Учебные: повторить литературоведческие понятия, связанные с анализом художественного текста, учить анализировать поэтический текст, создавать стихотворения.
- Развивающие: развитие коммуникативно-речевых умений, связанных с созданием речевого высказывания, развитие творческих способностей; развитие умения работать в группе, проявлять толерантность.
- Воспитательные: воспитывать интерес к поэтическому слову; воспитывать эстетический вкус.
Оборудование урока: компьютеры, интерактивная доска, перед уроком группа учащихся создала видеоряд (иллюстрации с изображением зимы, отрывки из произведений П.Чайковского “Времена года. Декабрь. Январь. Февраль”, Вивальди “Времена года. Зима”, Г.Свиридова “Вальс”), словарь синонимов русского языка, толковый словарь, урок сопровождается презентацией
Ход занятия
I. Организационный момент.
(Урок проходит в компьютерном классе. Перед уроком класс делится на группы)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хочется начать урок словами И.С.Тургенева:
Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.
- Как вы понимаете слова писателя?
II. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы вместе с поэтами, художниками и композиторами будем учиться создавать чудо, чудо словотворчества. Вот поэтому сегодня у нас не просто урок, а мастерская слова! В конце урока каждая группа должна будет создать небольшое стихотворение на тему: “Зима”. Сегодня каждый из вас станет поэтом, т.е художником слова.
- Как вы думаете, чем отличается работа поэта от работы прозаика?
- А С Пушкин однажды сказал: “Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет...”.
- Ребята, а кто тогда поэт?
- Сегодня на уроке мы попробуем научиться не только увидеть красоту, но и выразить ее словами. Не случайно тема нашего урока “Волшебное слово поэзии”
III. Повторение средств художественной выразительности
Со многими средствами художественной выразительности мы уже знакомы. Давайте проверим насколько хорошо.
Назовите средство художественной выразительности по определению:
- яркое, образное определение предмета или явления (эпитет);
- перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства (метафора);
- изображение одного явления с помощью сопоставления с другим (сравнение).
Ответьте на вопрос: “Что такое олицетворение? Гипербола? Литота?Антитеза?”
Определите вид образно – выразительного средства языка:
- “опять серебряные змеи через сугробы поползли”;
- “Ночевала тучка золотая на груди утеса - великана”;
- “по зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается”;
- “Только и слышались, что рассыпчатые голоса жаворонков”.
IV. Работа в группах
1) Давайте заглянем в творческую лабораторию художника слова. У любого поэта или писателя есть свои записные книжки. Будут они и у вас.
Зима в метафорах |
||
Я вижу | Я слышу | Я чувствую |
__________ __________ __________ |
__________ __________ __________ |
__________ __________ __________ |
- Работа над произведением начинается с определенного настроения. Что значит настроение? (внутреннее душевное состояние)
- Какое у вас сейчас настроение? Не случайно я задала вам этот вопрос. Каждый человек воспринимает один и тот же предмет по-разному, в зависимости от своего настроения.
- Приглашаем вас в картинную галерею, где вы сможете увидеть зиму в самых разных проявлениях. Одновременно будет звучать музыка. Опишите свои эмоции, чувства, ощущения.
(Пока идет видеоряд, каждый ученик записывает слова в свои планшеты. Затем идет обсуждение информации в парах или группах. Далее каждая группа по кругу называет слова, которые записали в планшеты, при этом не повторяя ранее сказанного. Группы дополняют свои списки слов)
- Какие выразительные средства языка вы использовали?
- Обсудите в группах собранный материал и нарисуйте одну общую словесную картину о зиме.
(Один человек от группы зачитывает работу)
2) Работа по подбору синонимов к словам.
Прежде, чем написать стихотворение, каждый поэт тщательно подбирает слова. Для этого он проделывает огромную работу по подбору синонимов. Эту работу проведем и мы. Возьмем несколько слов из вашего ассоциативного ряда и подберем синонимы.
(Ученики работают на компьютерах. Они проходят по ссылкам интернет-словарей и подыскивают синонимы к словам)
- Адреса Интернет, к которым можно обратиться:
- http://slovari.yandex.ru/
- http://sinonim.su/
- http://www.synonymizer.ru/index.php
- http://www.onlinedics.ru/slovar/sin/
(Один ученик из группы подходит к интерактивной доске и записывает синонимы к словам)
Ветер слабый, лёгкий, небольшой
Бодрый, крепкий, сильный, могучий, мощный, сильный, жестокий
Снег белый, белоснежный, светлый, седой.
Снег кружится, вихрится, вальсирует, танцует, крутится, вращается, выписывает, вьется, юлит, егозит.
Морозно, холодно, не май месяц, дубак, студено, колотун, с прохладцом, знобко, до костей пробирает, холодновато, зуб на зуб не попадает, свежо
Снег падает, шлепается, ниспадает, низвергается, валится, обрушивается,
Снег идет, опускается
Снежинка, кристаллик, пушинка, частичка, градина, крупинка, пылинка, песчинка, росинка
Медленно – медлительно, неторопливо, неспешно
Метель – метелица, вьюга, пурга, буран
V. Анализ стихотворений
А сейчас мы обратимся к прекрасным стихам о зиме, в которых мы понаблюдаем, как авторы подбирают слова, чтобы передать различные чувства, мысли и ощущения.
Анализируем стихотворения Э.Асадова “Падает снег” и Б.Пастернака “Снег идет”.
- Определите настроение, которое передают авторы в своих стихотворениях.
- Какие средства художественной выразительности используют авторы для передачи настроения?
- Почему Э.Асадов использует слово “падает”, а Б.Пастернак “идет”? Определите разницу в значениях этих слов. Как это связано с настроением стихотворений?
- Какие еще стихотворения о зиме вы помните?
- Какие средства художественной выразительности вам запомнились в этих стихотворениях?
- Почему запомнились эти слова и выражения?
Повторение рифмы
- Что такое рифма?
- Назовите виды рифмы.
- Определите рифмы в данных стихотворениях.
VI. Работа в группах над сочинением стихотворения.
- Перед тем, как вы будете сочинять стихотворение, мне хотелось бы вас познакомить с высказыванием арабского писателя Хамиля Джубрана:
“Поэзия – это поток радости, боли, изумления и малая толика слов из словаря”
- Как вы понимаете слова писателя?
VII. Подведение итогов
Каждая группа зачитывает свое стихотворение. Другие группы анализируют работу товарищей.
VIII. Домашнее задание
Оформить стихотворение в любой компьютерной программе.