«…представитель духа русского народа, преоригинальная душа»
А.С. Пушкин
Цель урока: обобщить и выявить степень усвоения учащимися пройденного материала, развить навыки сравнительного анализа
Оборудование: иллюстрации к басням И.А. Крылова, портреты Эзопа и Ж. Лафонтена, аудиозаписи басен И.А. Крылова.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя
II. Беседа
Учитель: Дайте определение понятию
басня
Ученики: Басня – это краткое
иносказательное нравоучительное стихотворение,
рассказ.
Учитель: Расскажите об особенностях
этого жанра
Ученики: а) Главные герои басни –
представители животного мира, названия животных
пишутся с большой буквы, таким образом автор
проводит параллель с миром людей и прибегает к
такому приему, как олицетворение.
б) В названии басни чаще всего заключено
противопоставление, отсюда четкое деление
героев на положительных и отрицательных.
в) Автор не описывает персонажей, потому что сам
персонаж говорящий и излишняя характеристика
не требуется, это настраивает читателя на
определенное развитие сюжета и формирует у него
определенный читательский горизонт ожидания,
поэтому уже в начале произведения читатель
отдает свои симпатии какому-либо персонажу
г) Язык басен прост и близок к разговорному, таким
образом автор делает басню доступной широкому
кругу читателей.
д) В басне используется такой художественный
троп, как аллегория. Такой язык басен в
литературоведении был назван «эзопов язык» (по
имени родоначальника басни древнегреческого
философа Эзопа).
е) В начале произведения либо в конце обязательна
мораль, которая оформляется либо как вывод
автора и, следовательно, стоит особняком от
самого текста басни, либо мораль заключена в
словах одного из персонажей.
Учитель: А что вы знаете об истории
развития этого жанра?
Ученики: Басня уходит глубоко своими
корнями в литературу Древней Греции.
Учитель: Назовите известных вам
баснописцев
Ученики: Эзоп (VI век), Ж.Лафонтен (XVII век),
И.А. Крылов (XIX век)
Учитель: Как вы думаете, почему этот
жанр оставался такое долгое время актуальным?
Ученики: Возможно, политическая
ситуация в стране вынуждала писателя не открыто
высказывать свое мнение, а иносказательно. С
другой стороны, «эзопов язык» дает возможность
читателю поразмышлять, задуматься и увидеть в
басне себя, а человеческие страсти и пороки
характерны для любой эпохи, а басня – самый
лучший жанр, который отражает натуру человека, а
вместе с ним и общество.
Учитель: Перечислите басни И.А. Крылова,
с которыми вы знакомились как в начальной школе,
так и в 5-ом классе.
Ученики: (перечисляют известные им
басни)
Учитель: Изученная нами басня «Волк на
псарне» отражает события, происходившие в
России, она отражает реалии и менталитет
русского народа, эта басня самобытна. Но
необходимо отметить, что многие сюжеты были
заимствованы И.А. Крыловым у своих
предшественников – Эзопа и Лафонтена. Но
являлись ли они точной копией или все-таки И.А.
Крылов привносил нечто свое? Сегодня на уроке я
предлагаю сделать сравнительный анализ басни Ж.
Лафонтена и И.А. Крылова с одинаковым названием ?
«Волк и Ягненок»
III. Составление сравнительной таблицы
Критерии анализа | Ж.Лафонтен |
И.А. Крылов |
1. Название | «Волк и ягненок» | «Волк и ягненок» |
2. Смысл аллегории | волк и ягненок =>сила и слабость | волк и ягненок => сила и слабость |
3. Языковые средства, характеризующие главных героев | Волк: «..волк, ищущий
приключений..», «…зверь, полный ярости…»;
«…жестокий зверь» – Обращение волка к Ягненку: «…храбрый..»
|
Волк: такая характеристика
отсутствует Обращение волка к Ягненку: «…негодный», «..щенок», «..наглец», «…нечистым рылом». Обращение Ягненка к волку: «…Светлейший волк», «…Светлость, позволит, осмелюсь донесть, гневаться напрасно он изволит, помилуй, ах, в чем я виноват» |
4. Мораль | Автор смеется над человеческой слабостью, которая боится противостоять силе открыто. | И.А. Крылов приходит к такому же выводу, но его волк более агрессивен, он злой разбойник с большой дороги, который очень силен и потому ему не приходится скрывать своих намерений. |
5. Вывод | Ж.Лафонтен, называя ягненка храбрым, иронизирует, потому что читателю заранее известно, что ягненок слаб и бессилен, и волк знает об этом также, а храбрость ягненка проявляется только в том, что он может лишь лестью избежать смерти Волк же до конца пытается оправдываться и скрывает свою личину, перекладывая вину за свой поступок на других: «Мне так сказали: мне надо отомстить» | Персонаж И.А. Крылова не оправдывается и съедает ягненка лишь потому, что он становится ему неинтересен: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». |
IV. Домашнее задание: создать басню по законам жанра.