Урок литературы в 5-м классе по теме "Языковые и композиционные особенности жанра басни"

Разделы: Литература


 «…представитель духа русского народа, преоригинальная душа»

А.С. Пушкин

Цель урока: обобщить и выявить степень усвоения учащимися пройденного материала, развить навыки сравнительного анализа

Оборудование: иллюстрации к басням И.А. Крылова, портреты Эзопа и Ж. Лафонтена, аудиозаписи басен И.А. Крылова.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

II. Беседа

Учитель: Дайте определение понятию басня
Ученики: Басня – это краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
Учитель: Расскажите об особенностях этого жанра
Ученики: а) Главные герои басни – представители животного мира, названия животных пишутся с большой буквы, таким образом автор проводит параллель с миром людей и прибегает к такому приему, как олицетворение.
б) В названии басни чаще всего заключено противопоставление, отсюда четкое деление героев на положительных и отрицательных.
в) Автор не описывает персонажей, потому что сам персонаж говорящий  и излишняя характеристика не требуется, это настраивает читателя на определенное развитие сюжета и формирует у него определенный читательский горизонт ожидания, поэтому  уже в начале произведения читатель отдает свои симпатии какому-либо персонажу
г) Язык басен прост и близок к разговорному, таким образом автор делает басню доступной широкому кругу читателей.
д) В басне используется такой художественный троп, как аллегория. Такой язык басен в литературоведении был назван «эзопов язык» (по имени родоначальника басни древнегреческого философа Эзопа).
е) В начале произведения либо в конце обязательна мораль, которая оформляется либо как вывод автора и, следовательно, стоит особняком от самого текста басни, либо мораль заключена в словах одного из персонажей.
Учитель: А что вы знаете об истории развития этого жанра?
Ученики: Басня уходит глубоко своими корнями в литературу Древней Греции.
Учитель: Назовите известных вам баснописцев
Ученики: Эзоп (VI век), Ж.Лафонтен (XVII век), И.А. Крылов (XIX век)
Учитель: Как вы думаете, почему этот жанр оставался такое долгое время актуальным?
Ученики: Возможно, политическая ситуация в стране вынуждала писателя не открыто высказывать свое мнение, а иносказательно. С другой стороны, «эзопов язык» дает возможность читателю поразмышлять, задуматься и увидеть в басне себя, а человеческие страсти и пороки характерны для любой эпохи, а басня – самый лучший жанр, который отражает натуру человека, а вместе с ним и общество.
Учитель: Перечислите басни И.А. Крылова, с которыми вы знакомились как в начальной школе, так и в 5-ом классе.
Ученики: (перечисляют известные им басни)
Учитель: Изученная нами басня «Волк на псарне» отражает события, происходившие в России, она отражает реалии и менталитет русского народа, эта басня самобытна. Но необходимо отметить, что многие сюжеты были заимствованы И.А. Крыловым у своих предшественников – Эзопа и Лафонтена. Но являлись ли они точной копией или все-таки И.А. Крылов привносил нечто свое? Сегодня на уроке я предлагаю сделать сравнительный анализ басни Ж. Лафонтена и И.А. Крылова с одинаковым названием ? «Волк и Ягненок»

III. Составление сравнительной таблицы

      Критерии анализа

Ж.Лафонтен

И.А. Крылов

1. Название «Волк и ягненок» «Волк и ягненок»
2. Смысл аллегории волк и ягненок =>сила и слабость волк и ягненок => сила и слабость
3. Языковые средства, характеризующие главных героев Волк: «..волк, ищущий приключений..», «…зверь, полный ярости…»; «…жестокий зверь»
Обращение волка к Ягненку:  «…храбрый..»


Обращение Ягненка к волку: «…Сир», «Ваше Величество, пусть не гневается, пусть посмотрит, не могу замутить Вашу воду, как я мог»

Волк: такая характеристика отсутствует
Обращение волка к Ягненку:   «…негодный», «..щенок», «..наглец», «…нечистым рылом».

Обращение Ягненка к волку: «…Светлейший волк», «…Светлость, позволит, осмелюсь донесть, гневаться напрасно он изволит, помилуй, ах, в чем я виноват»

4. Мораль Автор смеется над человеческой слабостью, которая боится противостоять силе открыто. И.А. Крылов приходит к такому же выводу, но его волк более агрессивен, он злой разбойник с большой дороги, который очень силен и потому ему не приходится скрывать своих намерений.
5. Вывод Ж.Лафонтен, называя ягненка храбрым, иронизирует, потому что читателю заранее известно, что ягненок слаб и бессилен, и  волк знает об этом также, а храбрость ягненка проявляется только в том, что он может лишь лестью избежать смерти  Волк же до конца пытается оправдываться и скрывает свою личину, перекладывая вину за свой поступок на других: «Мне так сказали: мне надо отомстить» Персонаж И.А. Крылова не оправдывается и съедает ягненка лишь потому, что он становится ему неинтересен: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

IV. Домашнее задание: создать басню  по законам жанра.