Урок литературы в 5-м классе по теме: "Мир животных в стихотворениях русских поэтов"

Разделы: Литература


Цели:

  • Познакомить учащихся с понятием писатель-анималист.
  • Отрабатывать навыки монологической речи и выразительного чтения.
  • Отрабатывать навыки работы с текстом, элементы языкового анализа.
  • Развивать интеллектуальные и творческие способности.
  • Воспитывать любовь к животным, помочь в осмыслении себя частью большого мира, где каждый важен и ценен уже сам по себе.

Этапы урока

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности Запись на доске:

Любая жизнь ценна, прекрасна, дети,
И, наблюдая, думаем подчас,
Что на большой и голубой планете
Не можем мы без них,
Или они без нас?…

Пейзажист
Публицист
Анималист

Учитель читает эпиграф.

Задание: (один человек выходит к доске). Выделить общую часть слова.

Вопрос: Какое значение придает слову суффикс -ист-? (Принадлежность к какому либо роду деятельности, профессии)

Задание: (один ученик у доски) Подчеркните незнакомое слово.

Вопрос: Что обозначает это слово? Ваши предположения. (Анималист – это тот, кто занимается животными). А с точки зрения литературы? Ваши версии.

Задание: Подберите к слову анималист однокоренные слова. (Анимаг – волшебник, который может принимать обличие животного)

Открывается запись на доске: Анималист – это тот, кто пишет о животных.

II. Постановка учебной задачи Вопрос: С творчеством каких писателей-анималистов вы уже знакомы? (Имена названных учениками писателей-анималистов записываются на доске, дополняя ими определение)

Вопрос: О каких домашних животных заботится ваша семья? Зачем вам нужны животные? Какую пользу они вам приносят? (Учиель подводит учеников к мысли, что чаще всего животных содержат для души)

Пояснение учителя: Если я правильно вас поняла, сейчас животные рядом с человеком не столько потому, что они полезны, сколько потому, что это потребность человеческой души.

III. Открытие нового знания и первичное закрепление Вопрос: А теперь подумайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. Ваши версии.

Учитель записывает тему: “Мир животных в стихах русских поэтов”.

Вопрос: Дома вы прочитали стихи русских поэтов: Б. Заходера, С. Есенина, В. Имбер, Н. Глазкова, И. Бунина, В. Маяковского. Какое настроение объединяет эти стихотворения?

Задание: Предлагаю вам исследовать эти стихотворения в группах: прочитать стихотворение, выделить его тему, ответить на вопросы.

Класс делится на 6 групп по 4 человека, каждая группа получает карточку. Работа продолжается 5–7 минут.

Карточка 1

Прочтите стихотворение выразительно.
Б.Заходер. “Памяти моего пса”.
Как автору удается показать связь между хозяином и его собакой, если этой собаки уже нет в живых?
Какие слова и выражения рассказывают о чувствах хозяина?

Карточка 2

Прочтите стихотворение выразительно.
В. Имбер. “Сеттер Джек”.
Какие строки помогают передать внутреннее состояние собаки?
Какие качества собаки можно отметить особо?

Карточка 3

Прочтите стихотворение выразительно.
Н. Глазков. “Песнь разлуки”.
Как в этом стихотворении противопоставлены мир природы и человека?

Карточка 4

Прочтите стихотворение выразительно.
И. Бунин. “Змея”.
Можно ли считать это стихотворение простой зарисовкой?
Как автор рисует характер змеи?

Карточка 5

Прочтите стихотворение выразительно.
Н. Заболоцкий. “Лицо коня”.
Каково это лицо?
Что сумел увидеть поэт за повседневным обликом лошади “в клетке из оглобель”?

Карточка 6

Прочтите стихотворение выразительно.
В. Маяковский. “Хорошее отношение к лошадям”.
Объясните смысл названия стихотворения.
Как при помощи согласных звуков поэт передает звук топота лошадиных копыт?

IV. Самостоятельная работа

Один заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение С. Есенина “Песнь о собаке”.

Задание самостоятельной работы: Выпишите слова, рисующие цветовую гамму стихотворения. (Рыжий и золотой, ржаной закут, золотые рогожи, рыжие щенки). Выпишите образы, которые связывают несчастную собаку со всей вселенной. (Показался ей месяц над хатой одним из ее щенков”, “покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег”).

Ученики сравнивают работы с эталоном на доске.

V. Включение в систему знаний Вопросы для беседы:
  • Каким вам представляется хозяин?
  • Есть ли описание этого человека?
  • Почему стихотворение называется “Песнь о собаке”?
  • Кто, по мнению С. Есенина, более человечен: человек или собака?

Слово учителя: Читая “Песнь о собаке”, мы переживаем вместе с ней смерть ее щенков и часто тоже роняем слезы. А ведь первыми взглянуть на жизнь и мир глазами животных нам помогли: в России – А. Чехов, в Канаде – Эрнест Сетон-Томпсон, причем независимо друг от друга, но к этим произведениям мы еще вернемся.

Вопрос: Что нового вы узнали, открыли для себя на сегодняшнем уроке?

VI. Рефлексия Вопрос: Что нужно человеку, чтобы стать писателем-анималистом?
Так все-таки мы не можем без них или они без нас? (Этот вопрос можно оставить риторическим.)
VII. Домашнее задание Выучить наизусть одно из вышеназванных стихотворений.
По желанию: сочинить стихотворение о своем любимом животном.

 

Литература:

  1. Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеев “Шаг за горизонт” Учебник литературы для 5-го класса общеобразовательных школ.
  2. Е.С.Барова Уроки литературы в 5-м классе по учебнику-хрестоматии “Шаг за горизонт”.