Цели:
- Познакомить учащихся с понятием писатель-анималист.
- Отрабатывать навыки монологической речи и выразительного чтения.
- Отрабатывать навыки работы с текстом, элементы языкового анализа.
- Развивать интеллектуальные и творческие способности.
- Воспитывать любовь к животным, помочь в осмыслении себя частью большого мира, где каждый важен и ценен уже сам по себе.
Этапы урока |
Ход урока |
I. Самоопределение к деятельности | Запись на доске:
Учитель читает эпиграф. Задание: (один человек выходит к доске). Выделить общую часть слова. Вопрос: Какое значение придает слову суффикс -ист-? (Принадлежность к какому либо роду деятельности, профессии) Задание: (один ученик у доски) Подчеркните незнакомое слово. Вопрос: Что обозначает это слово? Ваши предположения. (Анималист – это тот, кто занимается животными). А с точки зрения литературы? Ваши версии. Задание: Подберите к слову анималист однокоренные слова. (Анимаг – волшебник, который может принимать обличие животного) Открывается запись на доске: Анималист – это тот, кто пишет о животных. |
II. Постановка учебной задачи | Вопрос: С творчеством каких
писателей-анималистов вы уже знакомы? (Имена
названных учениками писателей-анималистов
записываются на доске, дополняя ими определение) Вопрос: О каких домашних животных заботится ваша семья? Зачем вам нужны животные? Какую пользу они вам приносят? (Учиель подводит учеников к мысли, что чаще всего животных содержат для души) Пояснение учителя: Если я правильно вас поняла, сейчас животные рядом с человеком не столько потому, что они полезны, сколько потому, что это потребность человеческой души. |
III. Открытие нового знания и первичное закрепление | Вопрос: А теперь подумайте, о чем
пойдет речь на сегодняшнем уроке? Попробуйте
сформулировать тему урока. Ваши версии. Учитель записывает тему: “Мир животных в стихах русских поэтов”. Вопрос: Дома вы прочитали стихи русских поэтов: Б. Заходера, С. Есенина, В. Имбер, Н. Глазкова, И. Бунина, В. Маяковского. Какое настроение объединяет эти стихотворения? Задание: Предлагаю вам исследовать эти стихотворения в группах: прочитать стихотворение, выделить его тему, ответить на вопросы. Класс делится на 6 групп по 4 человека, каждая группа получает карточку. Работа продолжается 5–7 минут. Карточка 1
Карточка 2
Карточка 3
Карточка 4
Карточка 5
Карточка 6
|
IV. Самостоятельная работа | Один заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение С. Есенина “Песнь о собаке”. Задание самостоятельной работы: Выпишите слова, рисующие цветовую гамму стихотворения. (Рыжий и золотой, ржаной закут, золотые рогожи, рыжие щенки). Выпишите образы, которые связывают несчастную собаку со всей вселенной. (Показался ей месяц над хатой одним из ее щенков”, “покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег”). Ученики сравнивают работы с эталоном на доске. |
V. Включение в систему знаний | Вопросы для беседы:
Слово учителя: Читая “Песнь о собаке”, мы переживаем вместе с ней смерть ее щенков и часто тоже роняем слезы. А ведь первыми взглянуть на жизнь и мир глазами животных нам помогли: в России – А. Чехов, в Канаде – Эрнест Сетон-Томпсон, причем независимо друг от друга, но к этим произведениям мы еще вернемся. Вопрос: Что нового вы узнали, открыли для себя на сегодняшнем уроке? |
VI. Рефлексия | Вопрос: Что нужно человеку, чтобы
стать писателем-анималистом? Так все-таки мы не можем без них или они без нас? (Этот вопрос можно оставить риторическим.) |
VII. Домашнее задание | Выучить наизусть одно из вышеназванных
стихотворений. По желанию: сочинить стихотворение о своем любимом животном. |
Литература:
- Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеев “Шаг за горизонт” Учебник литературы для 5-го класса общеобразовательных школ.
- Е.С.Барова Уроки литературы в 5-м классе по учебнику-хрестоматии “Шаг за горизонт”.