Цели урока:
- знакомство с художниками и их картинами, отражающими времена года; прослушивание музыки П.И.Чайковского (цикл “Времена года”) и стихотворений С.Есенина, посвящённых разным временам года;
- развитие творческих способностей детей, развитие речи;
- воспитание любви к родной природе, родному краю.
Оборудование: портреты С.Есенина, П.И.Чайковского, музыка композитора; репродукции художников-пейзажистов, рисунки детей.
Ход урока
1. Слово учителя о целях и задачах урока.
Сегодняшний урок посвящён временам года. На нём вы познакомитесь с лирикой С.Есенина, с его стихами, посвящёнными временам года. Вы услышите музыку великого русского композитора П.И.Чайковского, посвящённую также временам года. И, наконец, у вас будет возможность увидеть зиму и лето, осень и весну такими, какими их увидели знаменитые русские художники-пейзажисты Грабарь, Кустодиев, Левитан, Саврасов, Пластов. На этом уроке, ребята, вы сможете увидеть взаимосвязь поэзии, музыки, живописи.
2. Тема урока.
С.Есенин – замечательный русский поэт. Его называют певцом русской природы. Взгляните на лицо этого человека. (Обращается внимание на портрет поэта. В это время звучат стихи)
Есенин – нежное имя,
Соловьиный звон.
Кудрями золотыми
Звенел веселый клен.Из солнечного ливня,
Весеннее лицо,
Овеял ветер нивный
Цветочною пыльцой.Образ чист и ясен,
Весь в кликах журавлей.
Ты – осиянный ясень
Над синевой полей.
В этом стихотворении Михаила Герасимова мы видим чистый, нежный образ поэта, как сама природа, о которой он пишет.
Значительное место в лирике Есенина о природе занимают стихотворения, посвящённые зиме.
Сейчас мы с вами перенесёмся в волшебный и сказочный зимний лес. А поможет нам музыка великого русского композитора П.И.Чайковского.
Звучит отрывок из сборника П.И.Чайковского “Времена года”. Январь “У камелька”.
Прекрасная музыка, не правда ли? Что вы представляли, слушая её? (Слушая её, представляешь зимний лес. Падает снег, кругом тишина.)
Такой же тихой, сказочной описал это время года С.Есенин в стихотворении “Пороша”. И произошло невероятное! Музыка, написанная задолго до рождения Есенина, сливается с его стихами неразрывно!
Звучит стихотворение С.Есенина “Пороша”.
Поэты обладают даром “рисовать словами”, а вот ваш одноклассник Костя Родионов прочитал это стихотворение и нарисовал то, что услышал, красками.
Учащийся показывает рисунок и рассказывает о нём: “Когда я прочитал стихотворение “Пороша”, я представил зимний лес, снежную дорогу и седока, который едет один. Светит солнце, кругом снег, небо синее, морозно”.
Зима… Бывает она весёлая, солнечная, с играми, с шутками, как на картине Б.М.Кустодиева “Масленица”.
Демонстрируется репродукция картины.
- Какое настроение картины? Почему?
Мы видим небо с золотыми и розовыми облаками, купола церквей одеты в снежные шубы и шапки. Катят навстречу друг другу сани, разрумянились лица людей, бодро, весело и резво бегут по сугробам лошади. Весёлая, радостная картина праздника.
А вот рассердится зима, и не до шуток нам, не до веселья. И тогда “вьюга стучит по ставням”, “заметает пурга белый путь”.
Звучит стихотворение С.Есенина “Поёт зима – аукает…”
Самое знаменитое стихотворение С.Есенина о зиме - “Берёза”.
Стоит солнечная погода, только что прошёл снег. И берёза принарядилась. Стоит, красуется в своей новой снежной шубке – настоящая русская красавица.
Звучит стихотворение “Берёза”.
- А какой вы представили эту снежную красавицу?
Учащиеся показывают рисунки, рассказывают о них.
Конечно же, на смену зиме всегда приходит юная весна. Солнце с каждым днём выше и светит больше. Нехотя оседают сугробы, а из-под сугробов ручейки выбегают. Талая, живая вода шумит, клокочет, сверкает на солнце. Маленький подснежник собрался с силами и пронзил толщу снега. Начинают прилетать первые весенние птицы – грачи, жаворонки. А сосульки тают и разговаривают. О чём? Послушайте, как рассказала об этом ваша одноклассница Лена Скарьдова:
Как жаль, что прошла зима! – вздохнув, сказала сосулька. – Ведь я растаю.
Как вы думаете, - обратилась она к крыше, на которой висела, - я растаю? Хорошо бы нет! Так приятно висеть на вас и слушать, как капельки воды с тихим звоном падают вниз.
Ах! – вдруг сказала сосулька. – Я таю!
И последняя капелька упала вниз. А во дворе уже слышался гомон грачей.
Знакома вам такая картина прихода весны? Конечно же, знакома! Знакома по собственным впечатлениям, да и по картинам художников, например, по картине Алексея Саврасова “Грачи прилетели”. Поделитесь своими впечатлениями о картине.
Демонстрируется репродукция картины.
Ранняя весна. Окраина города. На переднем плане мы видим тающий снег и чёрную землю с голубыми маленькими озерками талой воды, чувствуем ласковый весенний тёплый ветерок и как бы слышим грачиный гомон.
А вот картина Левитана Исаака Ильича. Называется “Весна. Большая вода”. Картина наполнена воздухом. Небо прозрачно, воздух кажется хрустально-чистым. Тонкие, как свечки, стройные берёзки отражаются в прозрачной воде. Золотистые лучи на песчаном берегу напоминают лето.
Вспомним эти прекрасные дни пробуждения природы, слушая музыку Чайковского.
Звучит отрывок из сборника Чайковского “Времена года”. Апрель. “Подснежник”.
Говорят, три дела есть у весны, три завета. Тьму зимнюю одолеть. С этим март справляется. Снег согнать, землю разбудить и отогреть – это дело апреля. Третий долг – тёплую землю всю в зелень убрать - достаётся маю. Дни становятся совсем тёплые. Молодой нежной листвой одеваются деревья. Зацвела черёмуха…
Звучит стихотворение Есенина “Черёмуха”.
С тёплым весенним дождём и первой грозой кончается весна.
Весна, весна! Что принесла? – спрашивают ребятишки.
Тёпло солнышко, красно летечко.
Солнечные лучи гуляют везде, где им хочется. И с ними иногда приключаются разные истории. Послушаем одну из них, написанную вашей одноклассницей Халиуллиной Гульнарой:
“Однажды вышел солнечный луч погулять и увидел цветок. Лучу очень понравился цветок, и он сказал, что благодаря ему цветок живёт. А цветок ответил, что может прожить и без него. Луч рассердился и спрятался за тучу. Стало тёмно и холодно. Цветок заплакал. Лучу стало очень жалко цветок, и он вышел из-за тучи. Опять стало светло и тепло. Цветок обрадовался. Он попросил у луча прощение, и луч простил его”.
Лето. Самое любимое время года всех ребят. Дни стоят солнечные, жаркие, начинается пора сенокоса.
- Посмотрите на картину Аркадия Пластова “Сенокос”. Поделитесь впечатлениями о ней.
Демонстрируется репродукция картины.
Жаркий полдень. Пора сенокоса. Травы выросли сочные, яркие. Радуют глаз своим многоцветьем. Тут и васильки, и ромашки, и жёлтыми солнышками выглядывают одуванчики. Кажется, что слышно, как стрекочут весёлые кузнечики.
На смену жаркого дня приходят ночи, такие же тёплые, как и дни. Одна лишь разница, что вместо дневного светила – луна-волшебница на небе сияет и всё своим блеском серебрит.
Звучит стихотворение С.Есенина “Ночь”.
Но коротки летние ночи. Рано встаёт солнышко, а вместе с ним просыпаются и птицы. Слышатся в лесу их звонкие песни.
Звучит звукозапись с голосами птиц.
Они желают всем доброго утра. Доброго утра желает нам и С.Есенин в стихотворении с таким же названием.
Звучит стихотворение С.Есенина “С добрым утром!”.
Но как ни прекрасно лето, нам приходится с ним расстаться. И вот уже задул северный ветер “сиверко”, птицы вереницей потянулись на юг, выпал первый снег, как на картине Игоря Грабаря “Сентябрьский снег”.
Демонстрируется репродукция картины.
- Какое настроение навевает вам картина? Опишите её.
Ещё листья не успели упасть, и сад, окружающий террасу небольшого дома, расцвечен всем разнообразием осенних красок. Тут и золото, и красноватые, ещё не увядшие зелёные листья, и всё это то там, то здесь покрывают хлопья только что выпавшего снега.
Деревьям холодно, опадают с них листочки. Эльвире Орешниковой, вашей однокласснице, удалось подслушать разговор падающих листьев.
Звучит лирическая миниатюра “Разговор падающих листьев”.
“Ах”, - сказал кленовый листок, оторвавшись от ветки. На лету он встретил берёзовый лист. “Как жаль, что кончилось лето”, - сказал ему кленовый листок. “Да, да, очень жаль, но ещё не всё потеряно, мы сможем станцевать наш последний танец”, - ответил берёзовый лист. И они закружились над зеркальной водой. После танца они упадут в озеро и забудут друг друга, но долго будут вспоминать о своём прекрасном танце”.
Грустную картину осени, листопада, первого снега можно услышать и в музыке П.И.Чайковского из цикла “Времена года”.
Звучит отрывок из цикла “Времена года”. Октябрь “Осенняя песня”.
Созвучно этой музыке и стихотворение С.Есенина “Нивы сжаты”.
Звучит стихотворение “Нивы сжаты”.
Осенью природа ждёт зиму. И в картине Михаила Нестерова “Осенний пейзаж” природа готовится к зиме. Всё кажется застывшим, спокойным. Неподвижны свинцовые воды реки, пустынны её берега, не шелохнётся отражение в воде, небо серое, холодное. Природа готовится ко сну, к долгой зиме.
Демонстрируется картина “Осенний пейзаж”.
- Каковы ваши впечатления от картины? Опишите её.
Знаменитый итальянский художник Леонардо да Винчи сказал: “Живопись – это поэзия, которую видят, но не слышат, поэзия – это живопись, которую слышат, но не видят”. К этим словам хочется добавить, что музыка – это и поэзия, и живопись, слитые воедино.
Мы сегодня на уроке в этом убедились, побывав в мире музыки, живописи, поэзии.
3. Домашнее задание.
Свои впечатления от урока вы, ребята, должны отразить дома в сочинениях-миниатюрах творческого характера с рисунками.
Темы:
- “О чём могла бы рассказать весенняя сосулька”,
- “Разговор поспевающих колосьев”,
- “Осинкам холодно”,
- “О чём чирикает воробей в солнечный морозный день?”