Цели
познакомить учащихся с жанровыми
особенностями святочного рассказа;
Оборудование: магнитофон, кассета с записью пьес “Декабрь. Святки” и “Январь. У камелька” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского; иллюстрация к рассказу Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, ёлка с игрушками.
Оформление доски:
Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.
Чарльз Диккенс
Ход урока:Звучит музыка П.И. Чайковского “Декабрь. Святки” (цикл “Времена года”).
1. Беседа по вопросам.
Учитель:
- С каким событием связано Рождество, и что вы ощущаете в преддверии Нового года?
- Каково ваше настроение перед праздником?
Учитель:
Рождество – это дни всеобщей любви и добра. По словам Чарльза Диккенса, это время “милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами”.
В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т. п. Следовали этой традиции все – от государя до простых смертных.
Рождество – праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, и поэтому с таким нетерпением и взрослые, и дети ждут Рождества, и если даже чуда не случится, то чудесен сам праздник.
- Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.
Учитель: В XIX веке в литературе сложился особый жанр рассказа – рождественский рассказ. В этих рассказах удивительным образом сочетается бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное. На страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.
2. Анализ рассказа.
Учитель: Сегодня мы с вами поведём разговор о рождественском рассказе Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”. Анализируя рассказ, мы должны будем выяснить, чем рождественский рассказ отличается от сказки и в чём его жанровые особенности.
- Когда происходят события в рассказе “Мальчик у Христа на ёлке”?
- Из скольки частей состоит рассказ? О чём каждая из частей?
- Как изменился бы смысл рассказа, если бы автор не включил первую часть?
Какой литературный жанр он бы напомнил? Что изменилось бы – содержание или настроение?
- А почему автору так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях?
- Как описывается в первой части мир, в котором живут мальчишки? Выделите ключевые слова. (Ключевые слова фиксируются на доске).
- А как Ф.М.Достоевский рисует улицы города, на которые попадает мальчик? Какие образы, слова, характеризующие мир города, можно выделить? (Фиксируем на доске в другой столбик).
- Что мешало мальчику выбраться из подвала? Как вы думаете, почему автор вводит образ собаки, сидящей на границе двух миров (мира подвала и мира большого города)?
- Через что наблюдает мальчик жизнь людей большого города?
- Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир большого города?
- Становятся ли люди милосерднее, добрее накануне Рождества?
- Можно ли сказать, что в отношениях между людьми царит тот же холод, что и в природе?
- Почему так подробно описывается витрина магазина с куклами? Что чувствует мальчик, наблюдая за куклами?
- Какую ассоциацию вызывает это описание?
- Как мальчик оказывается у Христа на ёлке? (Зачитывается эпизод со слов: “Пойдём ко мне на ёлку, мальчик…” до слов: “А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замёрзшего за дровами мальчика…”).
- Сон это или явь?
- Какие языковые средства использует автор для описания ёлки у Христа? Выделим ключевые слова, характеризующие настроение, атмосферу праздника.
- Зачем автор вводит эпизод “Мальчик у Христа на ёлке”?
- Что испытывает каждый из вас?
- Почему рассказ получил такое название?
3. Работа с иллюстрацией (рисунок Ю. Данилова).
Учитель: Какой момент рассказа изображён на иллюстрации? Какие цвета преобладают?
- Что бы вы нарисовали, изображая ёлку у Христа? Какие краски вы бы использовали?
4. Анализ рассказа.
Учитель: Чем заканчивается рассказ? Как? Каково настроение рассказа?
- Как писатель помогает нам сильнее ощутить трагедию обездоленных людей?
5. Творческая работа учащихся.
Учитель: Вы отметили, что концовка рассказа грустная, а вам, наверное, хотелось бы, чтобы рассказ получился более весёлым, ведь сейчас канун Рождества, Нового года, когда особенно верится в добро, счастье, когда ждёшь приятных неожиданностей, чуда. Попробуйте придумать и написать счастливый конец к рассказу “Мальчик у Христа на ёлке”.
(Во время выполнения этого задания звучит пьеса Чайковского “Январь. У камелька” из цикла “Времена года”).
6. Прослушивание написанных учащимися концовок рассказа.
7. Подведение итогов урока.
Учитель: Как вы думаете, с какой целью русские писатели обращались к жанру рождественского (святочного) рассказа?
Писатели хотели напомнить людям о самом важном в жизни – о различении Добра и Зла, о милосердии, и при этом без скуки и назидательности.
- В чём особенность рождественского рассказа? Чем он отличается от сказки?
Чудо, происходящее в рассказе, не обусловлено вмешательством в действие каких-либо сказочных, волшебных сил. В рождественском рассказе большую роль играет авторский вымысел, но чаще всего писатель стремится так организовать повествование, чтобы мы поверили в реальность происходящих в рассказе событий.
Если кто-то из вас заинтересовался рождественскими рассказами, советую прочитать вам следующие произведения: “Ангелочек” Леонида Андреева, “Чудесный доктор” Александра Ивановича Куприна, Оксаны Иваненко “Про зелёную ёлку и золотой мандарин”, “Даня” Василия Белова.
Из творческих работ учащихся
…Мальчик замерзал. Мимо проходили люди. Одна семейная пара остановилась возле мальчика. Мужчина взял его на руки и понёс к себе домой. Дома мальчика накормили, одели в новую, красивую одежду.
Это был самый счастливый Новый год в жизни бедного мальчика. Рождество он встречал в кругу новой семьи. Добрые люди оставили мальчика жить у себя, и чудо свершилось – он обрёл заботливых и любящих родителей.
Гарипова Вита
… Когда мальчик проснулся, оказалось, что это сон. Он вновь пошёл любоваться куклами. Навстречу ему шла красивая женщина. Она сказала:
- Куда ты идёшь, мальчик?
- Любоваться куклами, - ответил мальчик.
- Пойдём со мной, я тебе ничего не сделаю.
Когда они пришли, женщина посадила мальчика у камина и дала ему тарелку супа. На другой день мальчик узнал, что у этой женщины есть дочка. Дети познакомились и очень сильно подружились.
- Мама, - спросила девочка, - можно ему остаться?
- М-да, наверное, я думаю, что он останется, - сказала женщина.
И с тех пор у девочки появился брат, а у мальчика – настоящая СЕМЬЯ.
Гамаюнов Алёша
Советуем прочитать:
- Андреев Л. “Ангелочек”.
- Куприн А.И. “Чудесный доктор”.
- Иваненко О. “Про зелёную ёлку и золотой мандарин”.
- Белов В. “Даня”.