Цели:
- формирование представления о том, как исторические события отражаются в искусстве;
- развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
- воспитание гордости за свой народ, уважения к великому прошлому России.
Оборудование:
- портрет М.Ю.Лермонтова,
- карта “Отечественная война 1812 года”,
- список непонятных слов с иллюстрациями,
- репродукция картины П.Гесса “Сражение при Бородине, 26 августа”,
- репродукции фрагментов панорамы Ф.А.Рубо “Бородинское сражение”, репродукция картины В.В.Верещагина “Конец Бородинского сражения”,
- выставка портретов “Герои Отечественной войны 1812 года”,
- выставка книг и детских иллюстраций к стихотворению “Бородино”,
- аудиозапись стихотворения “Бородино” в исполнении В.Зозулина.
План урока:
- Вступительная беседа.
- Слово о поэте.
- Историческая справка о Бородинском сражении.
- Словарная работа.
- Выразительное чтение стихотворения.
- Работа с текстом.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
Эпиграф урока:
“Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!” (М.Ю.Лермонтов)
Ход урока
1. Вступление.
Слово учителя. У нас сегодня необычный урок. Необычен о тем, что на уроке литературы мы будем говорить не только о художественном произведении, как это бывает обычно, но и поговорим об истории, о том, как она отражается в литературе.
Итак, тема урока – правда истории и вымысел в
стихотворении М.Ю. Лермонтова “Бородино”.
Посмотрите на тему, попробуйте определить, чем мы
будем заниматься на уроке.
(Поговорить о Лермонтове, о его стихотворении, о
том, что в стихотворении – правда, а что –
вымысел, какую роль они играют в тексте.)
Основная мысль нашего урока заключена в эпиграфе урока: “Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!”
2. Слово о поэте.
Знакомо ли вам имя Лермонтова? Когда жил? Чем занимался? Что знаете вы о поэте?
(Дети отвечают, и заполняется таблица “Знаю”.)
Цель первого задания – продолжить знакомство с личностью поэта М.Ю.Лермонтова.
Возьмите статью о Лермонтове и отметьте условным знаком (+), что нового вы узнали о поэте.
Самостоятельная работа со статьей.
Текст статьи для изучения.
Михаил Юрьевич Лермонтов
М.Ю.Лермонтов родился в 1814 году.
Нерадостным было его детство: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева.
Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке.
Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование.
М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью.
Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.
За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и “Бородино”.
Что нового вы узнали о Лермонтове. Заполняется таблица “Узнал”.
Знаю | Узнал |
Годы жизни 1814 – 1841 Писал стихи Служил на Кавказе Убит на дуэли И др. |
Нерадостное детство Учился охотно Увлекался литературой Интересовала история Привлекало Бородинское сражение |
Вывод: просмотрите, как много нового вы узнали о Лермонтове. Как вы думаете, какая информация понадобится нам сегодня на уроке? Посмотрите на тему и ответьте на вопрос.
(Сведения о том, что Лермонтов интересовался историей и Бородинским сражением)
3. Историческая справка о Бородинском сражении.
А что знаете вы о Бородинским сражении?
(Ответы детей).
Подробном об этой битве расскажет нам участница городской олимпиады по истории, ученица 11 класса Жуга Олеся.
Вы прослушали историческую справку о Бородинском сражении. Скажите, что вы запомнили из рассказа?
4. Словарная работа.
Сейчас мы будем слушать стихотворение “Бородино”.
Но прежде я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть слова – военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, прошло почти 200 лет с того времени. Как вы думаете, а кто может нам объяснить военные термины? (Военные, солдаты) Слово предоставляется ученику кадетского класса нашей школы кадету Якубову Фариду.
кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;
булат – оружие булатной стали, сабля;
лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
улан, драгун – солдаты конных полков;
редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;
картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;
бивак – стоянка войск под открытым небом;
5. Выразительное чтение стихотворения.
Теперь все слова нам будут понятны, давайте откроем учебники, будем следить по тексту и слушать стихотворение “Бородино” в исполнении артиста Виктор Зозулина
6. Работа с текстом.
1). Первое впечатление от стихотворения.
Понравилось ли вам стихотворение? Что именно понравилось? Каким чувством пронизано все стихотворение?
Есть ли что-то общее в стихотворении и исторической справке? (Да, есть, тексты объединены одной темой – темой Бородинского сражения)
2). Цель следующей работы – выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении.
Групповая работа.
Соотнесите следующую информацию с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты.
Историческая справка | Строчки стихотворений | |
1 группа | 12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска. * Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.* | Мы долго молча отступали… И вот нашли большое поле… |
2 группа | Первое столкновение состоялось 24 августа.* 25 августа – день затишья. Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.* | Два дня мы были в перестрелке… Прилег вздремнуть я у лафета… |
3 группа | Бородинская битва состоялась 26 августа.* И русские, и французы сражались до конца.* | .Ну ж был денек!.. Вам не видать таких сражений… |
4 группа | Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.* С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. * Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна”* | Изведал враг в тот день немало… Вот затрещали барабаны… Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы! |
Когда группы будут готовы. Прочитайте текст и подобранные цитаты.
Вывод. Ребята, вы выполнили работу и отлично с ней справились. Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод.
(Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой).
Заполнение таблицы “Правда истории – вымысел”.
В какой столбик таблицы “Правда истории – вымысел” следует занести “Эпизоды Бородинского боя”.
(В столбик “Правда истории”)
У.: Но мы ведь имеем дело с художественным текстом, который предполагает вымысел, а где по-вашему, в стихотворении вымысел? Мог ли знать Лермонтов о настроении, мысля, чувствах героев, или мог только догадываться?
(Мог только догадываться, предполагать, так как сам он не мог быть участником и очевидцем тех событий).
Герои, их чувства, настроения, которое они испытывают, являются в стихотворении вымыслом.
Составим партитуру настроения героев стихотворения.
3). Цель следующей работы – найти доказательство, что в тексте есть вымысел.
Какое настроение было у солдат, когда они “долго молча отступали”?
Дети отвечают, составляется партитура настроения.
Как изменилось настроение воинов, когда “нашли большое поле”?
С каким настроением бойцы произносят клятву верности?
Молодцы, ваши ответы свидетельствуют о том, что вы полны впечатлений, которые может дать нам только произведение искусства.
Вывод: Итак, мы доказали, что в стихотворении автор передает настроение героев и мы переживаем его вместе с ними.
Скажите, к истории или вымыслу относятся данные сведения? Объясните, почему. Табличка “Настроение героев” заносится в колонку “Вымысел”
4). Цель следующего этапа работы – выяснить является ли рассказчик исторической личностью или это вымышленный герой.
Стихотворение “Бородино” написано в честь 25-летия Бородинской битвы, еще были живы участники этого сражения. Например, его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин был участником Бородинского сражения. Лермонтов много встречался с ветеранами Бородино. Он знал реальных людей – участников Бородинского сражения.
Однако главный герой стихотворения, рассказчик – старый солдат остается безымянным. Как вы думаете, это историческая личность или вымышленный герой?
Почему Лермонтов доверяет повествование солдату?
Простой солдат – для того, чтобы сделать рассказ достоверным.
Он там был, он это видел, он это пережил.
Рассказчик дважды говорит “Я” (цитаты), а в остальных случаях он не отделяет себя от других участников битвы и говорит “мы”.
Он, безымянный, вымышленный, говорит от имени всех участников битвы, передает чувства всего народа.
Мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего народа.
5). В стихотворении нет описания рассказчика. Давайте предположим, какой он?
“Характеристика рассказчика”.
Составь характеристику рассказчика
Кто он? | Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий |
Возраст | 45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад |
Внешний облик | Седые волосы, усы, может, шрамы |
Манера держаться | Спокойно, с достоинством, гордится прошлым |
Особенности речи | Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит “я” и “мы” |
Характер | Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей |
Сделаем вывод: рассказчик – какой он?
Обобщите материал.
(Старый солдат, участник Бородинского сражения, полон любви к Родине и гордости за своих товарищей, сражавшихся на поле боя).
К правде истории или вымыслу мы отнесем его образ? (Табличка).
(К вымыслу)
Правда | Вымысел |
Эпизоды Бородинского боя | Настроение, чувства мысли героев Образ героя-рассказчика |
7. Итоги урока.
Подводим итог нашей работе.
Обратимся к теме и нашей таблице и сделаем вывод, что использует автор при создании художественного произведения?
(Сочетание правды и вымысла)
Добавим в таблицу “Знаю – узнал”, что нового мы узнали на уроке.
(В стихотворении “Бородино” сочетаются правда и вымысел).
Итоговый вопрос: как вы считаете, что важнее для автора предать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы?
(Ответы детей).
Слово учителя.
Через 6 лет мы будем отмечать 200-летие со дня Бородинского сражения, Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные? Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг “недаром помнит” и будет помнить “вся Россия”. (Обращение к эпиграфу).
Оценки. Отметки.
Домашнее задание.
- Составить характеристику героя-рассказчика (устно или письменно).
- Письменная работа “Герои Бородино”