Литература
-
"О Родина святая". Молитвы родной природы в русской лирике. 6-й класс 2012
В основе урока – подробный анализ нескольких стихотворений русских поэтов XIX века для ответа на вопрос: как изображали русскую природу и выражали своё отношение к ней русские поэты XIX века? Важнейший этап урока – сопоставление этих стихотворений по заранее выбранным критериям. В конце занятия учащиеся должны определить, что общего во всех стихотворениях о родной природе, прозвучавших на уроке.
-
"О сколько нам открытий чудных…". (Нравственное пространство рассказа А.П. Чехова "Злой мальчик" через призму комического) 2014
Цель урока - развитие представлений о нравственном пространстве рассказов А.П. Чехова; формирование навыков анализа художественного произведения на основе лингвостилистических приемов, выразительного чтения, творческих способностей учащихся, воспитание любви к литературе.
-
"О слово русское, родное!". Материалы к урокам по поэзии Ф.И.Тютчева 2009
Данный анализ может использоваться на уроках литературы в старшем звене, при прочтении спецкурсов, на занятиях с углубленным изучением литературы в гимназиях и лицеях.
-
"О, вещая душа моя!" Биография Ф.И. Тютчева 2008
Представлен конспект урока литературы в 10-м классе. На уроке учащиеся знакомятся с биографией Ф.И. Тютчева через его стихотворения, выявляют особенности жизненного пути поэта, которые повлияли на характер творчества и личность.
-
"О, как прекрасна жизнь! Как хороши люди!" Анализ рождественской сказки А.И.Куприна «Жизнь» 2017
Цель урока: знакомство с творчеством писателя на примере самостоятельного (работа в группах или в парах) анализа рассказа А.И.Куприна «Жизнь».
-
"О, как убийственно мы любим…" Любовная лирика Ф.Тютчева, Н.Некрасова и А.Фета
2013
Урок знакомит учащихся с любовной лирикой Ф.И. Тютчева, А.Н. Некрасова, А.А. Фета, расширяет знания о личности поэтов, представление о соотношении лирического героя и автора, образа и прототипа; развивает навыки выразительного чтения, устной речи учащихся, расширяет терминологический инструментарий; воспитывает интерес к изучению лирических произведений.
-
"О, муза плача, прекраснейших из муз!" Жизнь и творчество Анны Ахматовой. 11-й класс 2011
Автор знакомит учащихся с жизненной и творческой биографией А.Ахматовой, с фрагментами критических статей, посвященных разным периодам ее творчества. Цель урока – определить место ее творчества в истории русской поэзии, создать атмосферу погружения в лирический мир поэтессы.
-
О классном и внеклассном чтении. Читательская конференция по повести В. Железникова "Чучело". 6-й класс 2014
В статье анализируются причины низкой читательской грамотности учащихся и падения интереса школьников к чтению, рассматриваются принципы отбора книг для уроков внеклассного чтения. Предлагается читательская конференция по книге В. Железникова «Чучело», а также рабочие материалы для самостоятельной подготовки к ней учащихся.
-
О культуре современного урока 2007
Основу культурного современного урока составляют коммуникативно-речевые задачи. Они формируют у учеников умение анализировать, оценивать общение (в том числе и свое собственное), и главное - умение общаться и пользоваться даром слова. Вопросы культуроведческого направления рассматриваются в данной ситуации.
-
О лирическом начале в рассказе И.А. Бунина "Танька" 2008
Исследователи считают, что первые опыты в прозе И.А. Бунина были несовершенны, но всё же уже ощущалась особая манера писателя, к новациям раннего Бунина обычно относят и лиризацию прозы. По мнению литературоведов, вершиной раннего творчества Бунина является рассказ "Антоновские яблоки". На наш взгляд, лирическое начало присутствует уже в рассказе "Танька". Статья может быть интересна преподавателям литературы.
-
О некоторых вопросах гражданского и патриотического воспитания на уроках литературы и во внеклассной работе 2009
Работа затрагивает вопросы развития познавательной активности учащихся при изучении патриотических аспектов в русской литературе.
-
О некоторых особенностях патриотического воспитания школьников в современных условиях 2009
Задача учителя - научить воспитанников видеть в патриотизме как этической категории эстетическое. Диалоги ученика с учителем, сверстниками, родителями, другой культурой помогают сделать школьников читателями, осознающими красоту и величие русской литературы.
-
О необходимости работы над углубленным изучением поэтического текста 2010
Занятия по углубленному изучению поэтического текста дают возможность организовать систематическое и целенаправленное наблюдение за использованием в поэтическом тексте выразительно-изобразительных средств разных единиц русского языка, расширить кругозор учащихся по стиховедческой науке, глубже усвоить поэтический раздел литературы, создать живую творческую атмосферу.
-
О письме как жанре творческой работы 2009
Урок должен показать композиционные и художественные возможности жанра письма на примере писем И.С. Тургенева и дать возможность учащимся попробовать силы в этом жанре; учить овладевать умением творчески выражать мысли и описываемые события, отношение к ним; пробудить интерес к личности и творчеству писателя, обращая внимание на лексическое и стилевое богатство речи писателя, на его трудоспособность, трудолюбие и духовную культуру.
-
О повести Чингиза Айтматова "Пегий пес, бегущий краем моря" 2009
В статье обобщен опыт работы над художественным произведением на примере урока в 8-м классе. Основные этапы работы: корректировка восприятия текста произведения через вопрос – ответ, подтвержденный фрагментом текста; наблюдение над стилем автора: совокупность сюжета и слова; осмысление произведения в идейно-художественной целостности.
-
О проектно-исследовательской деятельности (из опыта работы) 2020
Последние годы мы увлекались уроками КВН, различными деловыми играми, уроками-аукционами, уроками-интервью. Бесспорно, это усиливает интерес к предмету. Но это монументальные, батальные формы уроков и я поставила задачу вовлечь учащихся в интересную интеллектуальную деятельность, а для меня, как для учителя, вооружиться новой технологией. В результате поисков меня заинтересовал проектный метод. Проектно-исследовательская деятельность – это эффективная форма индивидуальной и групповой деятельности учащихся.
-
О развитии литературы и литературных направлениях первой половины XIX века 2018
Большую значимость в развитии национальной и духовной жизни русского народа имела литература. Она стала не только средством познания жизни, но и мощным оружием в борьбе за ее переустройство, освобождение и независимость человека.
-
О роли фразеологизмов в романе И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» 2025
Русский язык, подобно фениксу, ежедневно восстает из пепла новизны. Модные словечки вливают в него свежую кровь, порой меняя смысл устоявшихся выражений. Но что же остается незыблемым, составляя квинтэссенцию русской души? Что роднит нас с предками, отражая культурные и исторические вехи развития? Конечно же, фразеологизмы – живые свидетели эпох. Что же есть фразеологизм в теоретическом смысле?
-
О способах повышения речевой культуры обучающихся 2007
Актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры. Центральным понятием общения становится "речевой поступок". Критерий оценки уровня речевой культуры - степень активности обучающегося в процессе общения, которую легко определить и зафиксировать. В статье сформулированы рабочие принципы, которые способствуют повышению эффективности обучения. В качестве примера использования риторизированной технологии приведена разработка урока-дискуссии, проведённого в 8-м классе.
-
О стареющей информации и о том, как научить учиться (модель школы XXI века) 2004
В статье предлагается модель школы XXI века: как научить учиться, как формировать два типа личностной информационной системы для обработки информации, чтобы дети выдерживали эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки, оставаясь здоровыми. Дано описание методов и их использование на уроках в школе и в кружке "Юный мыслитель".
-
О функциональных стилях речи 2020
Функциональные стили речи – это объективно существующие разновидности общенародного языка, исторически сложившиеся. социально-обусловленные, характеризующиеся совокупностью языковых средств, удобных для выражения содержания в данной сфере общения.
-
О чем хотел нам сказать Булгаков, или Мое прочтение романа "Мастер и Маргарита" 2006
Основные задачи представленного исследования – показать, что роман Булгакова направлен против атеизма, что атеизм советского периода – это всего лишь оправдание вседозволенности и аморальности человека.
-
О.Генри. "Роман биржевого маклера" 2011
Беседа с учащимися по произведению О.Генри "Роман биржевого маклера".
-
О.И. Сенковский и Барон Брамбеус: архитектоника литературной маски писателя 2005
Целью данной работы является раскрытие смысловой структуры литературной маски Оси-па Ивановича Сенковского (1800 - 1858) - прозаика, учёного-востоковеда, журналиста. С 1833 г. рождается его вымышленное имя - Барон Брамбеус. Литературная маска Осипа Ивановича Сенковского, насколько нам известно, никогда не становилась предметом специального филологического исследования. Очень важно понять, каким образом рождается псевдоним и какова архитектоника "ложного имени" писателя, так как литера-турное произведение - целая система, состоящая из основного текста произведения и окружающих его компонентов.
-
О.Ф. Кургузов и его книги 2012
Статья посвящен современному детскому писателю и его творчеству. Представлена необычная классификация рассказов писателя с их идейным подтекстом.
-
Об изучении говоров Кузбасса и Алтая 2010
В работе анализируются диалектные особенности, которые присутствуют в речи жителей на территории Кемеровской области и Алтайского края.
-
Об интеграции уроков русского языка и литературы 2010
Развитие потребности учащихся в чтении – это цель уроков литературы в первую очередь, но и уроки русского языка могут помочь активизировать читательский интерес. Основная задача, стоящая перед учителем, – овладение учащимися языковыми единицами, необходимыми для коммуникативных целей; для выражения разнообразных мыслей.
-
Об использовании информационных технологий на уроках русского языка и литературы в профессиональном лицее 2008
Статья посвящена подготовке специалиста в учебных заведениях начального профессионального образования в условиях информатизации общества. Предложены различные варианты использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы для повышения качества преподавания.
-
Об истории зарождения традиций славянского фольклора на уроках литературы и во внеурочной деятельности 2005
Лекция об истории зарождения традиций славянского фольклора на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
-
Об опыте работы с применением ИКТ 2013
Из всех применяемых технологий, возможно, наиболее интересные для детей и продуктивные в работе – это информационно-коммуникационные технологии. Эти технологии и их элементы позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, пробудить интерес к изучению предмета, добиться прочного и осознанного усвоения учебного материала.