Литература
-
Методическая разработка. Анализ эпизода «Что нужно человеку для счастья?» (Урок по роману М.Шолохова "Тихий Дон") 2025
Представлен урок по роману М.Шолохова "Тихий Дон". Анализ эпизода «Что нужно человеку для счастья?»
-
Методическая разработка. Кейс-технология на уроках литературы. Литературоведческий кейс "Парадоксы поэзии" 2023
Цели уроков: знакомство с поэзией А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, её интерпретация, эстетическая оценка.
-
Методическая разработка. Конспект урока литературы в 9-м классе с элементами метапредметного подхода по теме «Анализ главы «Отрочество» из повести Л.Н.Толстого "Детство. Отрочество. Юность"» 2020
Цели урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, использовать их в новых условиях; на практике познакомиться с термином «самоанализ» и применить его к имеющимся у школьников знаниям.
-
Методическая разработка. Урок мужества. «Поклонимся великим тем годам!» 2021
Цель урока: развитие патриотических чувств у обучающихся; воспитание благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну; активизация творческих способностей и познавательной деятельности; развитие интереса учащихся к творческому наследию военных лет.
-
Методическая рекомендация по разработке и проведению интегрированного квест-урока «Тропою Пушкина» 2023
Предложена методика проведения интегрированного квест-урока по предметам русская литература и английский язык. Мероприятие основано на знаниях пройденного материала по произведениям А.С.Пушкина, а также предполагает знания английского языка. Данный урок проведен в рамках предметных недель по общеобразовательным предметам с целью разнообразить учебный процесс, активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, расширить сферу их интересов.
-
Методическая система обучения литературе в 10-м классе 2025
Цель: изменение подхода к изучению художественной детали в рамках изучения школьного курса литературы в 10-м классе.
-
Методические аспекты применения фанфиков на уроках литературы в системе среднего профессионального образования 2020
В статье проводится анализ практик применения на уроках литературы произведений, созданных по мотивам исходного текста, расширены представления о возможностях использования фанфикшн-текстов в образовательном процессе профессиональных образовательных организаций, определена роль фанфикшн как средства литературного развития и приобщения студентов к чтению классической литературы.
-
Методические и литературоведческие вопросы изучения романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» в школьной практике 2020
Как построить изучение романа «Белая гвардия», какой путь рассмотрения выбрать, чтобы обучающиеся запомнили, о каких событиях идет речь, и могли соотнести их с конкретными жизненными проблемами? Поможет рассмотрение романа М.А.Булгакова в контексте сопоставления с «Капитанской дочкой» А.С.Пушкина. Речь идет, прежде всего, о пушкинских мотивах в данном тексте М.А.Булгакова. Выбирая путь сопоставления двух романов, мы решаем многие задачи обучения и воспитания, прежде всего − патриотические.
-
Методические материалы к теме "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича…" (7-й класс. Три урока в системе) 2010
Методическая разработка к урокам литературы в 7-м классе содержит рекомендации по планированию уроков и проект второго урока по теме: «М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
-
Методические материалы к уроку по рассказу А.Костюнина «Рукавичка» 2016
Цели урока: организовать процесс восприятия текста по типу деятельности; обеспечить мотивацию, заинтересовать учащихся и провести целенаправленный анализ текста, т.е. частичный понятийно-направленный лингвистический анализ текста; продолжить работу над разграничением повествования и описания; тренировать учащихся в использовании языковых средств для создания образности, субъективности, конкретности речи.
-
Методические предложения по изучению драматургии 70—80-х гг. в школе. Урок по пьесе Н.Садур "Ехай" 2003
Драматургия "новой волны" должна найти свое место среди обзорных тем школьной программы. Авторы пьес 70-80-х гг. затрагивают проблемы нравственного выбора, смысла человеческой жизни, понимания и непонимания в мире людей. Предлагаем вашему вниманию урок по пьесе Н. Садур "Ехай". Это произведение отличается своеобразным подходом к теме одиночества, душевной чуткости, проблеме человеческих ценностей и смысла жизни.
-
Методические приемы изучения духовных стихов в школе
2012
В статье предлагаются возможные варианты методических приёмов, которые могут быть использованы при проведении уроков литературы по изучению духовных стихов. Внимание уделяется творческим и групповым заданиям, которые будут в большей степени способствовать расширению учебного потенциала обучающихся.
-
Методические разработки к урокам в 10-м классе по теме "Своеобразие лирики Ф.И. Тютчева" 2009
Данный материал представляет собой методические разработки к урокам по творчеству Ф.И. Тютчева: информация для вступительного слова учителя, иллюстративный материал в виде презентации, вопросы для практической работы по анализу художественно-выразительных средств в лирике Тютчева, образцы конкретных методик анализа лирического стихотворения: стиховедческого анализа и целостного анализа с опорой на картограмму.
-
Методические рекомендации «Упражнения для формирования навыков беглости и правильности чтения у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения» 2022
Данный сборник методических рекомендаций направлен на то, чтобы научить детей бегло и правильно читать. Упражнения способствуют тому, что учащиеся постепенно овладеют читательскими умениями, которые необходимы для успешного обучения в начальной и за её пределами. Сборник рекомендаций содержит ряд заданий, предполагающих отработку чёткости и правильности чтения, а также развитие скорости чтения. Это поможет учащимся читать тексты любых жанров быстро и правильно, не теряя смысла прочитанного, пополнит словарный запас учащихся. Уроки чтения должны обеспечивать детям интенсивное развитие мышления, памяти, речи и воображения.
-
Методические рекомендации к урокам по творчеству А.Платонова в 11-м классе. Тема: "Пророчество А.П.Платонова в повести «Котлован». Урок по повести А.П.Платонова «Котлован»" 2023
Цель урока: познакомить с биографией писателя и его творчеством; проанализировать повесть А.П.Платонова «Котлован».
-
Методические рекомендации к урокам развития речи в 5-м классе по теме "Сочиняем сказки сами" 2009
При изучении сказок очень важен творческий подход, когда ребенок становится не только соучастником сказочных событий, но и их творцом, своего рода творцом Добра. Это помогает ему почувствовать себя сильным, мудрым, великодушным и в конечном итоге способствует воспитанию этих качеств у ребенка.
-
Методические рекомендации к уроку литературы "Кубань и классики" 2011
Данные методические рекомендации можно использовать на уроках литературы в качестве регионального компонента с целью научить учащихся слышать красоту кубанской речи, воспитывать у ребят чувство любви к малой родине, формировать аналитические, исследовательские и коммуникативные умения, дать представление о самых разных аспектах прошлого и настоящего малой родины.
-
Методические рекомендации по артикуляционной гимнастике 2015
Практический материал может быть использован педагогами дополнительного образования, учителями общеобразовательных учреждений. Систематизированный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики в развивает и обогащает интонационную выразительность речи детей, формирует физиологически правильное функционирование дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
-
Методические рекомендации по использованию цифровых образовательных платформ в обучении русскому языку и литературе. Система работы 2023
Разнообразный цифровой образовательный контент меняет подготовку к уроку, его проведение, формы и методы учебной работы, способствует индивидуализации обучения, мотивирует учащихся на изучение предметов, а педагогов – на разработку и реализацию инновационных проектов, занятий, инструментов обучения, на профессиональное развитие.
-
Методические рекомендации по организации речевой деятельности учащихся в системе внеурочной гуманитарно-познавательной деятельности 2011
Работа представляет собой методические рекомендации по последовательному учету речевых интересов учащихся и организации речевой деятельности в системе внеурочной работы.
-
Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ-2021 по литературе 2020
Даны методические рекомендации для подготовки к ОГЭ по литературе в 2021 г.
-
Методические рекомендации по проведению уроков литературы в 10-м классе на тему «Творчество А.Н. Островского. Изучение пьесы «Бесприданница» 2010
Я предлагаю изучать тему "Творчество А.Н. Островского" на примере нескольких его произведений. В цикл уроков по изучению данной темы я предлагаю включить тему "Богатство и разнообразие мира, рисуемого драматургом. Вопросы нравственности, борьбы со злом и др.". Считаю такое изучение целесообразным, т.к. учащиеся смогут получить не только более общее представление о творчестве писателя, но и постараются провести параллели с нашей современной жизнью.
-
Методические рекомендации по работе с учебно-методическим комплексом "Вокруг тебя мир" 2010
В данном опыте представлена система построения уроков литературы, включая основные компоненты: цель, эпиграф, вступительное слово учителя, мобилизующее начало урока, система учебных заданий, приемы работы с текстом, формы контроля, домашнее задание.
-
Методические рекомендации по разработке и проведению учебных практик в образовательном процессе 2010
В работе показано, как учебная практика дает возможность создать условия для формирования различных компетенций учащихся за счет изменения форм работы с детьми: от суммы знаний, передаваемых учащимся, к приобретению этих знаний самостоятельно, умению пользоваться приобретенными знаниями для решения практических жизненных задач.
-
Методические рекомендации по теме «Сопоставительный анализ как условие совершенствования методики изучения жанровых особенностей рассказов на примере творчества И.А.Бунина и В.М.Шукшина». Модели уроков 2021
Рассказы И.С.Тургенева («Хорь и Калиныч»), Л.Н.Толстого («Севастополь в декабре»), И.А.Бунина («Кукушка»), И.С.Шмелева («Русская песня»), В.М.Шукшина («Микроскоп»), изучаемые по программе Меркина Г.С. в 7-м классе, подчинены одной теме – теме народного характера. Их анализ в школьной программе проводится по отдельности. Однако вне сопоставления этих рассказов друг с другом и другими произведениями, посвященными той же теме, разрушается целостность осмысления категории народного характера в русской литературе. Актуальна эта проблема и до сего дня, и школьники в силу своего возраста пытаются разрешить ее однолинейно и однозначно. Нам представляется возможным провести параллели между предлагаемыми к изучению произведениями, найти то, что их объединяет, увидеть, как идейное содержание организует форму произведения, т.е. жанр. Рассмотрение различных способов решения одной темы в единстве, вырабатывает у учащихся умение обобщать, видеть явления, вещи, события в их взаимообусловленности. Программа под редакцией Г.С.Меркина позволяет организовать предложенную систему уроков, не изменяя содержания программы, так как содержит блок «внутрипредметные связи».
-
Методический материал для проведения уроков литературы по принципу "вертушки" 2009
Автором поднимается извечная проблема: как сделать так, чтобы все читали изучаемые в школе произведения и чтобы это чтение было осознанным. Предлагает несколько форм уроков-зачетов по тексту изучаемого материала. Это кроссворды, письменные работы с элементами опережающего анализа, письменные задания, основанные на интересе к художественной детали, уроки-путешествия, а также зачеты по принципу "вертушки".
-
Методический сборник ОУ 2003
В работе представлены отдельные главы "Методического сборника МУО", освещающие вопросы модернизации раннего обучения иностранным языкам, изучения поэзии Н. Заболоцкого, русской словесности в 5-м классе, а также темы "Витамины" на уроке валеологии.
-
Методический семинар «Развитие эмоционального интеллекта школьников на уроках литературы» 2020
Мы должны учить детей не просто распознавать свои и чужие эмоции, но и учить управлять ими, развивать умение строить коммуникации, мы должны воспитывать духовных личностей, способных проявлять добрую волю. Другими словами - способствовать развитию эмоционального интеллекта.
-
Методическое наследие В.И. Водовозова и его значение в развитии современной методики преподавания литературы неслышашим учащимся 2013
Вклад В.И. Водовозова в развитие методики преподавания литературы. Анализ его работы "Словесность в образцах и разборах". Применение методики Водовозова В.И. в школе-интернате I вида № 1 для неслышащих учащихся.
-
Методическое пособие "Мои штрихи к урокам литературы по поэзии «Серебряного века»" 2023
Мои штрихи к урокам литературы по поэзии «Серебряного века». Почему я назвала данную разработку «штрихами»? Материал, изложенный в ней, является лишь вспомогательным средством для подготовки к тому или иному уроку по творчеству поэтов «Серебряного века». Диапазон подготовленного мною материала не столь обширен, как это необходимо учителю для проведения уроков в 11-м классе, отведённых в «Рабочей программе» по этой теме. Но думаю, что пригодится, если в него заглянуть.