Литература
-
Методическая разработка урока литературы с использованием ИКТ в 9-м классе по трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери" 2010
Применение информационно-коммуникационных технологий, использование разнообразного иллюстративного материала, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, помогает учителю при подготовке и проведении занятий.
-
Методическая разработка урока литературы: "Спешите делать добрые дела!". Рассказ А.И. Куприна "Чудесный доктор". 5-й класс 2013
Содержанием урока является духовное общение, в процессе которого происходит самостоятельное открытие пятиклассниками нравственных законов человеческого общества, формирование духовно-нравственных ценностей, а также расширяется их социальных опыт.
-
Методическая разработка урока литературы. Анализ комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" 2008
Урок предназначен для учащихся 9-10-х классов (в зависимости от программы) и рассчитан на 2 учебных часа. Урок знакомит учащихся с жанром комедии; выявляет конфликт, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с эпохой; рассматривает комедию с позиций канонов классицизма и отступления от них.
-
Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус", 6-й класс 2008
Урок – первоначальное знакомство с выдающимся шедевром русской лирики ставит целью нравственное и эстетическое воспитание учащихся; расширяет представление о композиции литературного произведения; учит видеть картины, нарисованные автором; обогащает словарный запас; развивает интерес к поэзии; даёт представление о жизни стихотворения в живописи и музыке.
-
Методическая разработка урока на тему "В поисках потерянной души" 2010
Урок внеклассного чтения по рассказу Виктории Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть" проводится в 10-м классе. В нем учащиеся делают обобщения и выводы по идейно-тематическому содержанию, дают оценку поведению героев рассказа: Анны, Олега и Ирочки.
-
Методическая разработка урока на тему "Социальная антиутопия в русской и мировой литературе. Роман-антиутопия Е.Замятина «Мы»". 11-й класс 2016
На уроке, анализируя текст романа, учащиеся выявляют позицию автора. В процессе обсуждения формируют свой взгляд на проблему. Сравнивая произведения отечественных и зарубежных авторов разных исторических эпох, углубляют свои познания антиутопии как жанра литературы.
-
Методическая разработка урока на тему «Сатира в «Истории одного города «М.Е.Салтыкова-Щедрина» 2021
Цель урока: изучение сатиры в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина»; развитие умений сжато излагать содержание прочитанного; доносить свою позицию до других; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели.
-
Методическая разработка урока написания письма в 5-м классе по теме: "Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее" 2005
Рассказ И. Пенькина "Корабль-туча" - благодатный материал для проведения урока-письма по русскому языку, урока литературы, внеклассного занятия, посвященного разговору о сыновнем долге. Урок по данному тексту проводился в разных возрастных группах учащихся 4, 5, 8, и 11-х классов, на семинарских занятиях учителей. На полноценное занятие необходимо 90 минут, чтобы каждый участник имел возможность высказаться. Всегда это вызывает необыкновенный эмоциональный подъем и дает потрясающие результаты. Все зависит от индивидуальности и творчества учителя, проводящего урок.
-
Методическая разработка урока по книге С.Алексиевич "Последние свидетели" 2022
Урок внеклассного чтения по документальной прозе белорусской писательницы С.Алексиевич вызывает глубокий эмоциональный отклик у современных подростков, так как погружает в атмосферу воспоминаний ровесников, переживших ужасы войны. Воспитанию патриотических чувств способствует участие в уроке бабушек и дедушек, детей войны.
-
Методическая разработка урока по литературе «Знакомство с жизнью и творчеством С.А.Есенина» (с использованием технологии развития критического мышления) 2022
Цель урока: расширить знания о жизни и творчестве С.А.Есенина.
-
Методическая разработка урока по литературе «Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны». 6-й класс 2022
Цели урока: знакомство с военной поэзией, воссоздание картины эпохи; формирование у учащихся представлений о Великой Отечественной войне через жанр интервью; воспитание патриотических чувств, формирование гражданской позиции обучающихся; развитие творческих способностей.
-
Методическая разработка урока по литературе для 10-х классов по теме: "Кто он?.. Стало быть, подлец?!" (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") 2007
Урок раскрывает сущность образа Чичикова, учитывая как положительные, так и отрицательные качества.
-
Методическая разработка урока по литературе для 6-го класса на тему «Национально-патриотический пафос героической баллады "Робин Гуд и золотая стрела"» 2009
Урок помогает закрепить понятие "народная баллада", выявить жанровые особенности баллады, научить ребят проводить самостоятельное исследование текста.
-
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1-м дополнительном классе. И.Токмакова «Купите собаку» 2025
Цель урока: развитие умения осознанного чтения и восприятия художественного текста; формирование читательской компетенции обучающихся.
-
Методическая разработка урока по произведению М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 2010
Наибольшие трудности, возникающие при изучении курса литературы в 11-м классе, связаны с неумением "вычерпывать" из художественного текста, как, впрочем, из текста вообще, необходимую информацию. Таким образом, работа с текстом: его анализ, интерпретация, воспроизведение – является одной из главных компетентностей, формируемых на уроках литературы.
-
Методическая разработка урока по теме "Произведения М.М. Пришвина о природе". 6-й класс
2014
Цель урока – способствовать развитию творческой самостоятельности ученика. На уроке реализуется идея непрерывного обогащения духовной культуры ученика за счет творческой, созидательной деятельности в процессе освоения содержания художественного произведения.
-
Методическая разработка урока по теме «Данко – герой, способный на подвиг» 2021
Цели урока: показать особенности раннего творчества М.Горького на примере рассказа “Старуха Изергиль”; проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия; через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.
-
Методическая разработка урока по теме: "Пейзаж в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2006
Представляю урок литературы в 7-м классе по программе А.Г. Кутузова по теме "Художественный образ в литературном произведении". Это восьмой урок по плану. На данном уроке учащимся предоставлена возможность исследовать роль выразительных средств в тексте, роль пейзажа в повести Н.В. Гоголя. Учащимся дается возможность как под руководством учителя, так и самостоятельно развивать речь. Урок способствует развитию самостоятельности и коммуникативности.
-
Методическая разработка урока родной (русской) литературы для учащихся 5-го класса по теме «Благородный рыцарь Вася» (по рассказу Ю.Яковлева «Рыцарь Вася») 2020
Цель урока: познакомить с содержанием рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» и понятием «рыцарство»; развивать умения прогнозировать события, устанавливать логические связи в сюжете произведения, анализировать информацию; воспитывать у учащихся понятие истинной красоты, благородства.
-
Методическая разработка урока русской литературы "Вы все будете жить! " по повести В.Закруткина "Матерь человеческая" 2009
Повесть В.Закруткина "Матерь человеческая" - гимн простой русской женщине, бессмертию рода человеческого, великому разуму жизни. Чистота и праведность образа Марии, высота и сила ее духа, выкованного в невыносимых страданиях. Жизнь - трагедия, но из трагедии исходит свет и нравственная сила. Ассоциация образа Марии с образом России, великой в духовной мощи. Христианские мотивы в повести. К уроку прилагаются презентация и буклет.
-
Методическая разработка урока с использованием стратегий РКМЧП "Идеал" и "Уголки" по рассказу Лескова "Человек на часах" 2008
В методической разработке уроков по рассказу Лескова представлен опыт работы по использованию стратегии «Идеал» и «Уголки» в технологии РКМЧП. Учащиеся предлагают возможные пути решения проблемы, вставшей перед героем, оценивают его поступок с разных точек зрения, проводят параллели с современной жизнью.
-
Методическая разработка урока создания анимационного фильма по литературным произведениям 2020
Данная методическая разработка отражает новое видение урока в системе внедрения ФГОС ООО в организацию урочной деятельности. Показывает особенность построения урока смыслового чтения по технологии развития критического мышления (ТРКМ) как средство развития умения работать с текстом, понимать его и в результате освоения теоретической и практической частей – создание анимационных фильмов по изученным художественным произведениям 5–9-х классов.
-
Методическая разработка урока-беседы по рассказу М.А. Булгакова "Морфий" 2007
С медицинской точностью автор ведет повествование, избирая форму дневника наркомана-морфиниста, показывая путь от эйфории, сладкого забытья, которое приносит наркотик на первых стадиях привыкания, до полной моральной и физической деградации личности, того, чем неминуемо заканчивается жизнь наркомана.
-
Методическая разработка урока-игры по литературе "Крестики-нолики" по произведению В.Ю. Драгунского "Девочка на шаре" 2008
Основная идея - это игра в игре. Она представляет собой подлинную игру в "Крестики-нолики". Развивает интерес к творческому поиску оригинальных решений, быстроту реакции и сообразительность. В игре важна как сама конкурсная система с четким, понятным заданием, так и все возрастающий интерес к игре, азарт борьбы, которая побуждает детей думать, действовать, применять свои знания на практике. Основная идея конкурсов: от способности каждого зависит успех всей команды.
-
Методическая разработка урока-игры по повести-сказке Джанни Родари "Приключения Чиполлино" 2015
Статья посвящена проблеме использования активных методов обучения на уроках литературного чтения для развития читательских компетенций младших школьников. Для решения данной проблемы на практике использовались нетрадиционные формы организации урока. Среди них – урок-игра.
-
Методическая разработка урока-письма 2010
На уроке рассматривается проблема эпистолярного жанра в наше время.
-
Методическая разработка урока, направленная на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся основной и средней школы 2024
XXI век… Век Интернета, компьютерных технологий, интерактивных досок и мобильных телефонов. У современного ученика весь мир умещается в ладони, стоит только достать мобильный телефон или планшет и нажать кнопку поиска в Интернете – и он тут же получит любую интересующую его информацию. Казалось бы, всё так просто, но нет! На уроках литературы, работая с текстом, мы исходим из убеждения, что не так уж важно читать много, но гораздо важнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное, нужно быть творческой личностью, умеющей мыслить критически. Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Особая роль при этом принадлежит педагогу – задача которого создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться.
-
Методическая разработка урока: "А.И.Солженицын. Рассказ "Матренин двор"" 2022
Цели урока: провести анализ рассказа для осмысления образа Матрены как праведницы земли, вырабатывать навыки анализа текста в единстве формы и содержания, закрепить навыки самостоятельной работы; формировать уважение к таким нравственным ценностям как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть, ответственность за свои поступки.
-
Методическая разработка урока. Рассказ «Васюткино озеро» В.П.Астафьев. Образ главного героя 2025
В век научно-технического прогресса очень сложно заставить учащихся читать художественные произведения и анализировать их. Новые стандарты в обучении помогают уроки литературы сделать «уроками жизни», применять полученные знания на практике. Для этого важно создать атмосферу доверия, только в такой атмосфере возможно творческое самораскрытие личности. Исключительная роль здесь принадлежит учителю. Если он выберет правильную позицию, дети не только будут активными на занятиях, но и станут прекрасными помощниками на уроках литературы. Необходимо четко продумывать формы работы, которые помогают установить взаимопонимание между детьми, учат их внимательно слушать друг друга, радоваться удачам одноклассников и адекватно оценивать свою работу, становиться успешными в жизни.
-
Методическая разработка учебного занятия по литературе (фольклору) "Бабина каша" (семейно-бытовой родильный обряд) 2008
Данное учебного занятие разработано для учащихся 8-го класса по авторской программе "Русский эпический фольклор и обрядовая поэзия" в рамках работы "Школы русской национальной культуры". Традиции, обряды, обычаи - это ядро культурной памяти народа, где глубоко кроются корни национального своеобразия, проявляющиеся в формах повседневной жизни, семейно-бытовых представлениях.