Литература
-
Урок литературы в 7 классе по программе Г.И. Беленького. Тема: "Три языка"искусства. Стихотворение С.П. Шевырёва "Звуки (K.N.N.)" 2005
Поэты, композиторы, художники как бы включают свой «внутренний слух», свое внутреннее зрение, выражают ощущения, записывают их языком искусства: словами, красками, звуками. Цель занятия – ввести учащихся в мир звуков и красок, показать воздействие разных видов искусства на человека, воспитывать любовь к музыке, поэзии, живописи.
-
Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" по страницам сказов П.П. Бажова 2005
Богатый пласт культуры Урала дает благодатный материал для развития фантазии, воображения детей. Интерес - основа при углубленном изучении литературы. А интерес невозможен без воспитания в учениках осознанной любви к родному краю и к творчеству знаменитого уральского сказочника Павла Петровича Бажова. Использовать форму игры "Умники и Умницы" можно и при обобщении материала, и во внеклассной работе. Необходимо учитывать возрастные психологические особенности детей, поэтому данная игра подойдет для учащихся среднего звена (6-7-х классов).
-
Открытый урок по литературе: "Роль эпизода смерти Базарова в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2005
Предметом изучения школьного курса литературы в 10-м классе является преподавание курса русской литературы XIX века. Для урока по теме “Роль эпизода смерти Базарова в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” продуманы следующие вопросы: какие знания урок даст учащимся, какие умения сформирует у них, как организовать учебный процесс. Но не менее важно вызвать эмоциональный отклик обучающихся. Поставлены задачи – развитие навыков анализа художественного текста, осмысление темы через речевой тренинг, выполнение заданий творческого характера, организация самостоятельной работы учащихся на уроке и выявление ее результатов. Cтараясь сочетать рациональное и эмоциональное, для занятия выбрана форма прений, то есть на уроке используются элементы дискуссии, которые предполагают групповую и индивидуальную творческую работу. Ученик учится занимать свою позицию, считаясь с мнением других, учится не обижаться на замечания.
-
Мастерство Фонвизина – писателя. Комедия "Недоросль" (урок-лекция) 2005
План-конспект урока литературы в 9-м классе "Мастерство Фонвизина - писателя. Комедия "Недоросль" в форме лекции.
-
Спор М. Горького и Л. Андреева о человеке, России и будущем 2005
Уроки - диалоги строятся по единой схеме: чтение и анализ произведений разных писателей с похожей судьбой, с общей темой или по-разному рассматривающими тот или иной вопрос. Данные уроки интересны именно сравнением и моделированием диалога между одним художником слова и другим. Интересно находить общее и различное в мыслях авторов, комментировать самостоятельно то, что понял, находить и приводить аргументы в доказательство собственных мыслей, тем самым учиться сопоставительному анализу и внимательному чтению.
-
Внеклассное чтение. Игра "Колесо литературы" 2005
Урок воспитывает интерес к произведениям классической литературы, творчеству Пушкина, национальным традициям России. Урок в форме игры "Колесо литературы" способствует развитию коммуникативных отношений, творческому содружеству, позволяет создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.
-
Изучение лирики 2005
Богатства поэзии огромны. Как же я приобщаю своих учеников к поэзии? Два-три урока в году я посвящаю беседе о том, что такое стихи, в чем их отличие от прозы, даю ребятам теоретические сведения о ритме, об образной системе стихотворения. Существует методика обучения выразительному чтению. С основными правилами я знакомлю ребят и объясняю им, что искажение ритмики, музыкальности стихотворения ведет к недостаточно полному и правильному пониманию тех мыслей и чувств, которые выразил поэт. Поддерживая интерес к поэзии, я стремлюсь разнообразить формы уроков. Провожу уроки-беседы, уроки-портреты, где главным является слово о поэте, литературно-музыкальные композиции, уроки-рецензии. Поэзия - это одно из проявлений жизни, ее крылья. Можно не любить отдельные стихи, но нельзя не любить и не понимать поэзию.
-
Личностно-ориентированный урок развития речи 2005
Личностно-ориентированный урок - это такой урок, на котором ученик является субъектом обучения, поскольку ребенок развивает свой творческий потенциал. Именно на уроках русского языка и литературы учитель может создавать условия для совершенствования творческих возможностей учащихся. Учитель пытается разнообразить содержательную сторону урока, придумывает интересные задания. Все это имеет большое значение. Но отсутствие системы (а система предполагает осознанность и систематичность) не позволяет говорить о том, что эти действия стабильно влияют на образовательный процесс. Только ежедневная работа учителя по формированию у учащихся умения самостоятельно делать выбор уровня сложности позволяет говорить о целенаправленном саморазвитии и самосовершенствовании ребенка.
-
Внеклассное чтение по литературе в 10–11-х классах по теме: "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В. Маканина "Кавказский пленный" 2005
Данный урок является уроком внеклассного чтения по теме "Человек и война". Он продолжает начатый разговор о человеке и войне на предыдущих уроках. Особенность этого урока состоит в том, что речь идёт о войне, свидетелями которой являются ученики, и поэтому проблемы этой войны не могут оставить ребят равнодушными. Расширяя представление о кавказской национальной проблеме, ставлю перед собой главную цель - показать процесс зарождения и развития кавказского мифа и его разоблачение в рассказе Владимира Маканина "Кавказский пленный", напечатанный в журнале "Новый мир" (№4) за 1995 год. Этот рассказ интересен своей проблематикой, её актуальностью, необычным художественным почерком писателя. Данный урок способствует формированию интереса к произведениям современной литературы, к новым литературным именам.
-
Спешите делать добрые дела (конспект урока по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма") 2005
Урок "Спешите делать добрые дела" по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" разработан для учащихся 8-го класса. Данный урок способствует расширению жизненного опыта учащихся, развитию их эмоциональной восприимчивости, обогащению их социально-нравственными ценностями. Основная задача учителя - помочь учащимся почувствовать боль и стыд, ответственность за происходящее, воспитать читателя чуткого, внимательного, думающего, человека нравственного, почитающего своих родителей.
-
Интегрированный урок по творчеству М.М. Пришвина в 7-м классе по теме: "Очарованный странник" 2005
Цель работы показать, что книги Пришвина нельзя пересказать, а можно только удивиться, как умел он услышать живое и как, потеряв реальную любовь, сумел восстановить свою душу в любви к Родине, к природе.
-
"Кто прав – Настя или Митраша?" (урок-диспут по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца") 2005
Урок–диспут по произведению М.Пришвина «Кладовая солнца» проводится в 6 классе и представляет собой форму дискуссии, которая позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство учащихся в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, возникающее в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждений. Такая форма урока позволяет обратить внимание на культуру речевого общения во время спора, на умение спокойно выслушивать доводы оппонента и ясно излагать свою точку зрения.
-
Разработка урока по литературе по теме: "Уроки Митрофанушки, или Как боролись традиции и новаторство" (8-й класс) 2005
Урок литературы по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" называется "Уроки Митрофанушки, или как боролись традиции и новаторство". Он рассчитан на учащихся 8-х классов, занимающихся по учебнику "В мире русской литературы" под редакцией Кутузова. Основной целью его является формирование глубокого понимания литературоведческих категорий "традиция" и "новаторство". Дети получают возможность ощутить связь этих категорий с нравственностью и моралью человека.
-
Интегрированный урок математика + литература по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей. Развитие речи" 2005
Идеей интегрированного урока является развитие речи учащихся, привить любовь к математике через литературу. При расположении десятичных дробей в порядке возрастания, ребята узнают, что урок связан с литературой. По заданным алгоритмам ребята расшифровывают названия литературных терминов, с которыми будут работать на уроке. Далее учитель литературы выясняет вместе с учащимися происхождение полученных слов, их смысл, приводит примеры. Учитель математики приводит свои примеры задач на каждое слово. Затем первый и второй ряд делятся на четверки и составляют свои задачи с решением. В это время проводится индивидуальная работа с третьим рядом (различная форма). Зачитываются примеры, составленные ребятами. Все ответы учащихся оцениваются.
-
Литературный турнир по роману А.С. Пушкина "Дубровский" 2005
Литературный турнир по роману А.С. Пушкина "Дубровский" - сочетание принципа научности и занимательного литературоведеня.
-
Читательская конференция в 8-м классе по теме: «Подросток в повести Г. Михасенко "Милый Эп"» 2005
Целью урока заключается в том, чтобы проанализировать и обсудить произведение о первой любви, показать сложный духовный мир подростка, становление личности.
-
Урок литературы по учебному пособию "Вокруг тебя мир…"(6 класс). Вл. Железников "Чучело", "Чувствовать чужую боль…" 2005
Урок-размышление с элементами театрализации знакомит учащихся с творчеством Владимира Железникова и воспитывает у учащихся интерес к творчеству и личности писателя, чувство сопереживания, сострадания к ближнему.
-
Нравственное познание и эстетически-творческое осмысление жизни на уроках литературы (урок-откровение) 2005
Нравственный потенциал ученика, как правило, достаточно легко выявить через анализ любого художественного произведения в рамках школьной программы. Но хотелось бы, чтобы ответы ребят и их внутренние ощущения существовали в гармонии, шли от души. Это возможно на уроках откровения, которые часто я провожу как заключительные уроки темы. Данный урок предполагает нравственно - эстетический анализ образов героев в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".
-
Евангелие на уроках литературы (методические разработки) 2005
Свою задачу в воспитании учащихся учитель должен видеть прежде всего в нрав-ственном совершенствовании свойств, качеств, присущих ребенку как субъекту и члену общества. Источником нравственного воспитания учащихся на уроках литературы является художественный текст. Евангелие - это вечный источник слов и образов, основа христианской морали. Это родник, который может напоить людей, потерявших веру в добро и справедливость. Исследованию евангелистских мотивов в русской литературе и возможному использованию их на уроках литературы посвящена данная работа.
-
Интегрированный урок обществознание — литература, 7-й класс 2005
Цель урока: воспитание нравственных качеств учащихся; формирование понимания поступков, мотивов поведения людей через изучение литературного произведения Е. Носова "Кукла" и правоведческого материала. Данный материал может быть использован на уроках обществознания, а также классными руководителями для проведения часов общения.
-
Дидактические игры на уроке литературы 2005
Широкое использование игры на уроках литературы направлено на развитие активности учащихся, Познавательной деятельности; игра стимулирует творческое мышление, создает мотивацию к обучению, формирует коммуникативные качества.
-
Урок литературы. Урок-спектакль "Играем жизнь"(по рассказам М.Зощенко) 2005
Урок-спектакль "Играем жизнь" - это литературный монтаж на основе художественных произведений (рассказов М. Зощенко). В основе сценария лежат: "Аристократка", "Баба", "Про Любовь", "Артист" и "Прелести культуры". Сценарий представляет собой спектакль в спектакле. Действие разворачивается на сцене и в зрительном зале. Результативность таких уроков сказывается в существенно ином понимании художественного произведения, его нравственной, идейной основы, эмоциональной яркости, психологическом комфорте, педагогике сотрудничества, навыках самообразования.
-
Продолжение работы на неосвоенной школьной территории (год спустя после начала поисков путей преодоления трудностей в обучении русскому языку в многонациональном классе) 2005
Вопрос о влиянии двуязычия как на чистоту родной речи, так и на общее интеллектуальное развитие не может не вызывать интереса в наше время в школах, в которых обучаются дети-мигранты. Для большинства из них двуязычие не является благоприятствующим фактором развития. В статье идет разговор о том, как и чем может помочь детям-мигрантам учитель русского языка и литературы, без поддержки которого детям не обойтись. К сожалению, совместная работа учителя с учащимися-мигрантами проходит на неосвоенной школьной территории: без правовой и методической поддержки.
-
Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7-м классе. Модуль урока по теме: Луиджи Пиранделло. "Черепаха" 2005
Каждому ученику необходимо дать возможность реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание. (Известно: ценным является знание, добытое своим трудом).
-
"Вечные темы" и "вечные образы" в художестваенных произведениях духовного содержания 2005
Урок соответствует всем требованиям программы и задачам образования на современном этапе; спроектирован с учётом обязательного минимума содержания общего образования по литературе и музыке. Материал урока рассчитан на 2 часа. Межпредметная интеграция способствует эмоционально-эстетическому восприятию учащимися произведений духовного содержания, даёт представление о нравственных вечных ценностях.
-
Проверочные работы по литературе 2005
Представлен один из способов контроля за самостоятельным чтением учащихся в10 классах. Проверочные задания составлены самими ребятами.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.И.Просекина "Милочка". "Хочу жить как мне хочется, а не как живется" 2005
Изучение творчества писателей Восточной Сибири способствует воспитанию любви и уважения к родному краю, людям, населяющим его. Учащиеся задумываются над нравственными проблемами общества.
-
Интегрированный урок: литература + ИЗО + музыка. "Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке", 8-й класс 2005
Интегрированный урок в 8 классе по поэзии Н.Рубцова, живописи русских художников-пейзажистов, музыке С.Рахманинова ставит своей целью выяснить, как отражается человеческая душа в лирике, показать внутреннюю связь разных видов искусств. Задача урока - развитие фантазии, творческого начала, музыкальности, ассоциативного мышления учащихся - подчинена воспитанию патриотических, гуманных чувств, слушательской культуры.
-
План-конспект урока литературы в 11-м классе по теме: "Сатира Маяковского" 2005
Основные цели урока - познакомить учащихся с сатирическими произведениями поэта, в которых, вливая "свой труд в труд своей республики", Маяковский беспощадно высмеивает явления, тормозящие развитие молодого государства; формировать самостоятельное мышление учащихся, работать над навыком научно-исследовательской, поисковой деятельности старшеклассников, а именно, над высоким уровнем самостоятельности в работе с литературой, публицистикой; Развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения, на основе анализа различных точек зрения, составлять план; Воспитывать способность к коллективному рассуждению, культуру общения, культуру речи.
-
План-конспект урока литературы в 10-м классе по теме: "Путь исканий Пьера Безухова" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" 2005
Цели урока - на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; познакомить с теорией Л.Н. Толстого об истинной ценности человека, вовлечь учащихся в дискуссию; работать над развитием мыслительной деятельности учащихся, умением давать собственную оценку поступкам героев романа; воспитывать чувство уважения к людям неординарным, с богатым внутренним миром и отвращения к людям безнравственным, духовно нищим, лишённым способности развиваться; совершенствовать навыки работы над подготовкой сообщений (докладов) на литературную тему и продолжить работу по формированию навыка составления плана-конспекта.