Цели урока:
- познакомить учащихся с исторической обстановкой в России во 2 половине 18 века;
- познакомить учащихся с биографией Д.И. Фонвизина;
- ввести учащихся в курс изучения комедии “Недоросль” (4 основные темы произведения);
- проанализировать 1–3 явления 1 действия комедии.
Оформление: портрет Д.И.Фонвизина, портрет Екатерины 2, тексты произведений писателя: “Бригадир”, “Всеобщая придворная грамматика”, “Недоросль”.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент.
II. Лекция учителя по плану,
данному на доске, с использованием сцен и диалогов из комедии, с инсценированием отрывка и статьи драматурга “Всеобщая придворная грамматика”:
1. Обострение классовой борьбы в России 2 половины 18 века:
а) положение дворянства;
б) положение крепостного крестьянства.
2. Критическое отношение передовой части русского общества к самодержавно-крепостническому строю:
а) деятельность русских просветителей;
б) борьба против крепостного права и рабского преклонения перед иностранщиной в литературе;
в) произведения народа против самодержавно-крепостнического строя (“Плач холопов”).
3. Краткая биография Фонвизина:
а) детские годы;
б) учеба в гимназии;
в) начало служебной деятельности;
г) сатирические произведения.
4. Комедия “Бригадир”.
5. Служба у Н.И. Панина.
6. Комедия “Недоросль”.
7. Чтение сцен и диалогов из комедии.
8. Последние годы жизни Фонвизина.
III. Итог урока.
IV. Домашнее задание.
V. Выставление мотивированных оценок.
ХОД УРОКА
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
А.С. Пушкин
I. Оргмомент.
Задание классу: составить опорный конспект лекции учителя.
II. Лекция учителя по плану.
Вторая половина 18 века характеризуется обострением социальных противоречий и усилением классовой борьбы в России. С одной стороны, вся сила и власть концентрируются в руках дворянства и крупной буржуазии, с другой – усиливаются крепостной гнет, бесправие и обнищание широких крестьянских масс.
За время царствования Екатерины 2 число крепостных увеличилось с 7млн.чел. до 20млн.чел.
Развитие торговли и промышленности приводило к проникновению товарно-денежных отношений в феодальную экономику, подрывало натуральные основы феодально-крепостнической системы. Все это усиливало помещичью эксплуатацию и содействовало росту недовольства в среде крестьянства, мешало развитию крестьянского хозяйства и толкало крепостных на открытые выступления. Естественно, что внимание всего мыслящего и просвещенного общества останавливается на самых неотложных вопросах русской общественной жизни. В связи с укреплением мощи государства и развитием торговых отношений создаются условия для роста общественного движения в стране. Недовольство порядками отражается в выступлениях как дворян и так усиливающегося третьего сословия (мещан, выходцев из крестьян и т.д.).
О критическом отношении к самодержавно-крепостническому строю свидетельствуют и печатные высказывания и деятельность таких выдающихся представителей русского просвещения, как А.Я. Поленова, автора трактата о бедственном положении крепостных крестьян; Я.П. Козельского, выступавшего против крепостного права в комиссии, созданной Екатериной 2 для составления нового свода законов, и д.р.
Критическое отношение передовой части русского общества к строю способствует сближению литературы с жизнью и развитию сатиры.
(Словарная работа с записью в тетрадь: что такое сатира?)
Голос закрепощенного крестьянства звучит в произведениях, написанных неизвестными авторами. Таких произведений дошло до наших дней немного. Наиболее ярким образцом подпольной крестьянской литературы является “Плач холопов”, где слышен прямой призыв к восстанию.
Д.И. Фонвизин – один из родоначальников “Великолепнейшей и, может быть, наиболее социально-плодотворной линии русской литературы-линии обличительно-реалистической” (Горький М.), сатирик и комедиограф 18 века, прокладывавший путь для реалистической комедии 19 века.
Биография Фонвизина тесно связана с политической и литературной борьбой эпохи.
(Выступления учащихся с биографическими сведениями писателя)
Весьма рано появилась у Фонвизина и склонность к сатире. Она блестяще проявилась в двух его известных сатирах-басне “Лисица – казнодей” и “Послании к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке”.
В области публицистического жанра очень интересна статья “Всеобщая придворная грамматика” – опыт остроумного применения грамматических терминов к придворной жизни.
(Инсценируется отрывок из произведения).
Нельзя при изучении биографии Фонвизина как первого русского реалиста-комедиографа обойти молчанием “Бригадира”, с которого ведет свое начало наша национальная комедия.
Что такое комедия? (Драм.произведение с веселым, смешным сюжетом).
Сообщение учащихся о теме, идее комедии “Бригадир”. (Служба у Панмина).
Наблюдения над общественным бытом натолкнули Фонвизина в 70-х гг. на новую литературную тему. Так появилось второе крупное художественное произведение Фонвизина. Это была комедия “Недоросль”.
Кто такой недоросль?
Главными темами комедии “Недоросль” являются следующим четыре: тема крепостного права, тема отечества и служения ему, тема воспитания и тема придворного дворянства.
Все эти темы были в 70 – 80-е гг. очень злободневны. Фонвизин ставит и разрешает их в социально-политическом разрезе.
Читаются отрывки из текста к каждой теме комедии.
Чтение и комментарий сцен и диалогов комедии “Недоросль” (1–3 явления 1 действия читает учитель).
Последние годы жизни Фонвизина. (Выступление учащихся).
III. Итог урока.
1. Вступительное слово учителя по обобщению
материала лекции.
2. Проверка опорных конспектов учащихся,
составленных по ходу лекции.
IV. Домашнее задание.
1. Выучить значение литературоведческих
терминов (лекция, сатира, комедия, недоросль).
2. Подготовиться к литературному диктанту по
лекции, опорным конспектам, плану, учебной статье
.
3. Проанализировать 1–3 действия комедии
“Недоросль”.
V. Выставление мотивированных оценок.