Цель:
- На материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования.
- Познакомить с теорией Л.Н. Толстого об истинной ценности человека, вовлечь учащихся в дискуссию.
- Работать над развитием мыслительной деятельности учащихся, умением давать собственную оценку поступкам героев романа.
- Воспитывать чувство уважения к людям неординарным, с богатым внутренним миром и отвращения к людям безнравственным, духовно нищим, лишённым способности развиваться.
- Совершенствовать навыки работы над подготовкой сообщений (докладов) на литературную тему и продолжить работу по формированию навыка составления плана-конспекта.
Тип урока: двухчасовой урок-семинар
Оборудование урока:
- Фрагменты видеофильма “Война и мир”
- Материалы фотовыставки “Лев Толстой”
- Текст романа
План урока:
- Вступительная беседа с учащимися -10 мин.
- Пояснения. Комментарии учителя между сообщениями - 2 мин.
- Сообщение “Дружба Пьера с князем Андреем” - 10 мин.
- Сообщение “Благотворительная деятельность Пьера” - 10 мин.
- Сообщение “Любовь в жизни Пьера Безухова” - 10 мин.
- Сообщение “Пьер на Бородинском поле” - 10 мин.
- Сообщение “Пьер в плену” -10 мин.
- Работа с текстом, обобщение - 18 мин.
- Задание на дом - 5 мин.
- Оценки за урок, комментирование - 2 мин.
- Рассказ о фильме С. Бондарчука “Война и мир”, экранизация романа за рубежом - 5 мин.
Учащиеся в течение урока работают в тетрадях по литературе над планом-конспектом.
Фрагменты из видеофильма показываются во время выступления 4-го докладчика “Пьер на Бородинском поле”.
Оформление доски: “Люди, как реки…” (Л.Толстой); “…Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь так просто”. (Л.Толстой); иллюстрации к роману из фотовыставки.
Ход урока
Вступительная беседа
Однажды в беседе с Горьким Лев Николаевич Толстой обронил чудесную фразу: “Люди, как реки…” Произнесите её про себя. Коротко и как мудро!
- Вот как вы понимаете это высказывание Толстого? (Дети высказываются)
Да, этим сравнением Толстой подчёркивает многогранность и сложность человеческой личности, сочетание в ней различных противоречивых черт, изменчивость и непрерывное движение, развитие, “текучесть” внутренней жизни людей. Люди, как реки…
- Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л.Н. Толстой далеко не у всех героев показывает процесс их внутренней жизни. Чем вы можете объяснить это и назовите этих людей?
Да, ни всё семейство Курагиных, ни мать и сын Друбецкие, ни Долохов, ни Жюли Карагина, ни Берг и никто иной из нравственно чуждых автору персонажей существенно не меняются на протяжении романа. Мы наблюдаем лишь их успехи по службе, в области карьеры и материального благополучия. Люди безнравственные и духовно нищие, лишены способности совершенствоваться, и, следовательно, их внутренняя жизнь, как правило, не привлекает внимания писателя.
- А что ценит Толстой в человеке, в чём видит подлинную красоту и счастье? Каков его нравственный идеал?
(“Простота, добро и правда”, “Слияние личного с общим, с жизнью народа”, “Нравственное совершенствование- единственный путь к справедливости, правде”…)
- Каких героев романа, отвечающих нравственному идеалу Толстого, вы можете назвать?
Конечно, любовь своего сердца писатель отдаёт не только простым людям, но и лучшим представителям дворянства, которых всё же отделяла от крепостных крестьян целая социальная бездна. Но они сознательно или стихийно тянулись к народу, чувствовали в нём главную нравственную опору и жизненную силу. Особенно дорогие писателю Пьер и князь Андрей идут по трудным дорогам в поисках”простоты, добра и правды”. Сегодня на семинаре мы и рассмотрим вопрос “Путь исканий Пьера Безухова”.
(Учащиеся записывают тему в тетради, учитель обращает внимание на иллюстрации на доске, которые являются символами сегодняшнего урока, предлагает прочитать и записать эпиграф к уроку; говорит о дальнейшей работе над планом-конспектом в тетрадях).
- Вы помните первое появление Пьера в романе? Где это произошло? Как? Нарисуйте устный портрет нашего героя, обратитесь к 1 главе 1 тома.
(Учащиеся отвечают, приводят цитаты).
Да, действительно, унизительное и неопределённое положение в свете угнетало Пьера. Кто он: граф Безухов или просто мсье Пьер, даже без фамилии. “Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне”. Красавица Элен не замечает его, хотя живёт в одном доме с ним (Пьер поселился в Петербурге у князя Василия, родственника своего отца). И князь Василий отзывается о нём небрежно: “Образуйте мне этого медведя”. Один Андрей не заботится о том, граф ли Безухов перед ним или кто другой. Один Андрей любит Пьера такого, какой он есть…
Поначалу эта дружба удивляет: они такие разные! И семь лет разницы -много, когда одному из друзей двадцать. Эти семь лет отразились в том “Вы”, которое говорит Пьер Андрею, и в “ты” Андрея, странном в устах этого сдержанного человека.
- Где и когда они успели так близко познакомиться?
Скоро мы прочтём в письме сестры князя Андрея, что она знает Пьера с детства. Их отцы - старик Болконский и Безухов - екатерининские вельможи; нет ничего удивительного, что дети могли быть знакомы. Но теперь, когда они стали взрослыми, что их объединяет?
(Сообщение “Дружба Пьера с князем Андреем”)
Затем учащимся предлагается открыть т 2,ч 2 (чтение по ролям “Встреча Пьера и Андрея).
- В чём суть спора князя Андрея и Пьера? Чья позиция вам ближе? Почему?
Оба в чём-то правы и оба могут оказаться неправы. Но оба они напряжённо и мучительно ищут своего места в жизни, хотят приносить людям пользу. Может, с этого и начинается человек - с недовольства собой, с поисков и метаний?
И, знаете, о чём я всегда думаю, читая об этом свидании? Как часто мы боимся оскорбить горе, в которое погружены наши друзья, боимся причинить им боль напоминанием о том, что жизнь продолжается, и оставляем близких людей погружёнными в отчаяние. А Пьер не побоялся и оказался прав. Это он совершил толчок, без которого внутреннее возрождение князя Андрея было бы невозможно.
И, может быть, старик Болконский и княжна Марья поняли это, ведь когда князь Андрей привёз к ним Пьера, отец и сестра Андрея были очень ласковы с гостем, а после его отъезда говорили о нём только хорошее.
Все русские классики “подвергали проверке” нравственность, степень духовности своих героев. Не отошёл от этого и Толстой. Все его любимые герои: Пьер, Наташа, князь Андрей, старик Болконский - все они совершали жестокие ошибки. Не ошибается Берг, не ошибается Борис, не ошибается Соня - и потому Толстой не любит их. А те, кого он любит, ошибаются - и Толстой беспощадно показывает их заблуждения. Что касается Пьера, то он совершил много нелепых и непоправимых поступков: защищал революцию и Наполеона в гостиной Шерер; нарушил данное князю честное слово и поехал к Курагину, чтобы участвовать в буйных шалостях с медведем (помните?), поддался низменному чувству к Элен и женился на ней.
(Сообщение “Любовь в жизни Пьера”)
Много разочарований испытал Пьер Безухов. Незнание жизни, наивность, простодушие приводят к тому, что терпит крах его попытка улучшить положение крестьян. Поиски истины приводят его к масонству.
(Ученикам предлагается прочитать в учебнике статью о масонстве, обращается внимание на правописание этого слова).
Да, многие декабристы прошли через масонские ложи, во время южной ссылки вступил в масоны и Пушкин. Вокруг масонов было создано вполне определённое общественное мнение: их считали нарушителями спокойствия, чуть ли не бунтовщиками. Слово “фармазон”, ругательное в устах добродетельных помещиков, произошло от искажённого “франкмасон”. Вы помните, как в “Горе от ума” графиня - бабушка спрашивает о Чацком: “Что? К фармазонам в клоб? Пошёл он в пусурманы”? И об Онегине соседи судачили: “Он фармазон, он пьёт одно стаканом красное вино”.
Зачем люди шли в масонские ложи? Каждый за своим. Позже мы увидим, как среди масонов окажется Борис Друбецкой. А уж этот не истины ищет, не разрешает вопросов о добре и зле. Многие, как он, становились масонами, чтобы иметь среди своих “братьев” людей влиятельных и знатных, пользоваться их помощью в самых земных делах. Но многих, в их числе и Пьера, влекло нечто другое.
(Сообщение Благотворительная деятельность Пьера Безухова”)
Вы видите, Пьер вновь разочарован, в масонстве он увидел ложь, лицемерие, неспособность и нежелание изменить жизнь. И только сближение с народом в годину тяжёлых для Родины испытаний помогает ему найти выход их тупика. Толстой делает Пьера свидетелем мужества и героизма русских солдат, которые, не думая о славе, сражались и умирали в Бородинской битве.
(Сообщение “Пьер на Бородинском поле”)
(Сообщение идёт на фоне видеофрагментов из фильма “Война и мир”).
Горящая Москва. Страдания людей, казни, плен, встречи с простыми людьми - всё это сроднило Пьера с народом. “Солдатом быть, просто солдатом…”. “Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”,- думает Пьер.
(Сообщение “Пьер в плену”)
История встречи Пьера с Каратаевым есть история встречи с народом оторванной от народа интеллигенции. Толстой ещё тогда считал, что истина в народе, и потому-то Пьер познал истину, сблизившись с народом. Следует лишь подумать, в той ли части народа нужно искать истину и та ли это истина.
А теперь - внимание! Мы подошли с вами к самому главному и сложному вопросу.
- За что всё-таки осуждали Толстого? Ведь далеко не все были согласны с теорией великого русского писателя?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте скажем, что понял Пьер “всем существом своим, жизнью, находясь в плену”? (Предполагается, что развернётся небольшая дискуссия).
Пьер узнал, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом. Узнал, что на свете нет ничего страшного. Когда-то человек страдал, от того что край простыни завернулся на его розовой постели. Теперь он точно так же страдает, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону, согревая другую. Вот на этой-то философии выросло “толстовство”. Счастье человека в нём самом. Внешние условия - ничто. В статье “К рабочему народу”(1893) Толстой скажет: “…нет нет ничего вреднее для людей той мысли, что причины бедственности не в них самих, а во внешних условиях. Надо изменить человека, и тогда сами собой изменятся внешние условия его жизни”. Но если каждый будет думать о своей душе, он станет безразличным к страданиям других людей. Скоро мы познакомимся с творчеством А.П.Чехова. Есть у него рассказ “Палата №6”. Один из героев - доктор Рагин, проникшись подобной философией, не обращал внимания на безобразия, которые творились у него в больнице. Но он оказался менее стойким, чем Пьер. Стоило ему самому попасть в больницу и почувствовать на себе всё, что чувствовали всегда больные, как он отказался от своей теории. Чехов ненавидел “толстовство”.
А вы знаете, где Толстой сам разоблачил свою теорию? (Как истинный великий художник он был реалистом). Во время освобождения Пьера из плена. Если свобода человека в нём самом, если безразлично его внешнее положение, то не всё ли равно: плен или свобода? Пьеру же, оказывается, не всё равно, раз он плачет слезами радости. Философия столкнулась с живой жизнью и потерпела крах.
- Каким мы видим в эпилоге Пьера? Кто обратил внимание на краткую выразительную оценку российских порядков, которую дал Безухов?
Итог урока
- В чём нашёл смысл жизни Пьер Безухов?
- Почему Толстому близок образ Пьера?
- Какое значение для нас, читателей 21 века, имеет толстовский критерий красоты?
“Роман остро современен, потому что на его страницах перед нами подняты вопросы мужества, честности, патриотизма, дружбы, любви, верности - те нравственные вопросы, которые каждый человек непременно решает для себя сегодня, как и 100 лет назад” -, написала однажды моя ученица в сочинении.
Оценки за работу, комментарий.
Задание на дом.
А) Завершить работу над планом-конспектом, отредактировать записи.
Б) Тема следующего урока “Истинный героизм в изображении Толстого”.
Вопросы для обсуждения записываются в тетради:
- В чём писатель видит проявление истинного героизма?
- В чём смысл противопоставления таких, как Тушин и Жерков?
- От каких факторов, по мнению Толстого, зависит исход военных событий? А по-вашему?
В) Подготовить сообщения
- Тимохин
- Тушин
- Тихон Щербатый
- На батарее Раевского
- Партизаны 1812 года
В оставшееся время информация о фильме С.Бондарчука “Война и мир” и одноимённом балете С. Прокофьева.