Наше счастье – заглянуть
миру в лицо …
М. Пришвин
Цель:
показать, что книги Пришвина нельзя пересказать, а можно только удивиться, как умел он услышать живое и как, потеряв реальную любовь, сумел восстановить свою душу в любви к Родине, к природе, найдя в ней ответ и ободрение;
показать, что Пришвин ощущал землю, как свою плоть; создал словами лицо его земли, живой образ страны по имени Россия.
Вступительное слово биолога, литератора.
Произведения Пришвина кажутся простыми, доступными, но эта простота обманчива. Такой же простой представляется нам на первый взгляд жизнь природы: приходит весна – и каждый раз вырастают травы, распускаются листочки; наступает осень – и все вянет и осыпается. И все это привычно, ясно и понятно, и мы не задумываемся о сложнейших процессах, скрытно протекающих в живых организмах, о сложнейших взаимных связях, существующих в природе.
В предвоенном дневнике писателя сохранилась такая запись: “Теперь я убедился, что моя природа мало имеет общего с той природой, которая находится в руках биологов. Они учат, что если вы узнали воробья, так, значит, и всех воробьев. А я – что все воробьи разные, и каждый из вас может открыть своего воробья. Моя наука есть наука родственного внимания своеобразно каждого существа. Эта наука привела меня к искусству слова, а искусство слова к Родине. И я понял, что природа есть родня”.
– У нас сегодня на уроке, уроке-диспуте, присутствуют ученые биологи и профессиональные литераторы.
Слово биологам.
– Прочитайте “Календарь природы”, “Лесная капель”, “Глаза земли” – это же пейзажные зарисовки. По ним ботанику можно изучать. Пришвин живет как бы в своем микромире, где небросающиеся в глаза детали и подробности выходят на первое место.
– Прочитайте “Зарастающую поляну”, сплошная ботаника. Почему же елки оказываются победительницами?
– Мы с вами не согласны. В нем нет стремления к научному подходу к природе, к истолкованию ее законов. Однажды он даже сказал: “Разве я не понимаю незабудку: ведь я весь мир чувствую, иногда при встрече с незабудкой, а скажи – сколько в ней лепестков, не скажу. Неужели же вы меня пошлете “изучать” незабудку?” И фиалка, и лесной пень попадают на страницы пришвинской прозы только в том случае, если они рождают в художнике (заметьте в художнике, а не ученом), мысль, движение души.
– Настя, почитай из “Незабудок” (“Деревья” стр. 405, “Мирская чаша”). “Тайна жизни вся скрыта в маленьком семени: было маленькое семя ели, это семя раскрыло теперь все заложенные в него возможности, и по срезу огромного ствола я считаю годовые круги.”
– Ага, это же чистая ботаника.
– А ты слушай дальше. В этом и человеческая сложная жизнь ничем не отличается от дерева: из нас тот высший человек, кто лучше всех раскрыл все заложенные в себе самом возможности.
– Это говорит мудрец, философ! Высшая литература!
Учитель-биолог:
– Давайте примем участие в этом диспуте. Кто же Пришвин? Биолог, философ, художник слова? А может, мудрец, ведущий диалог с читателем, философ-поэт?
Биография писателя. Рассказ, сценки.
– Основные усилия таланта Пришвина были сосредоточены на мифотворчестве (в смысле “сказкотворчество”). Сказка – это точное определение стиля и содержания пришвинской прозы. Реалист, он передает свое видение мира излюбленным приемом русской народной словесности, да и учитель у него единственный – народ.
И не случайно автобиографические произведения Пришвина “Кащеева цепь”, “Осударева дорога” во многом напоминают сказки.
Последуем за мыслями философа. Почему земля стала беднее? Кто ее обогатит?
Биография в форме сказки.
В некотором царстве, в некотором
государстве жить людям стало плохо, и они стали
разбегаться в разные стороны. Меня тоже потянуло
куда-то, и я сказал старушке:
– Бабушка, испеки мне волшебный колобок, пусть он
уведет меня в леса дремучие, за синие моря, за
океаны. Бабушка взяла крылышко, по коробу
поскребла, по сусеку помела, набрала муки
пригоршни с две и сделала веселый колобок. Он
полежал, полежал, да вдруг и покатился с окна на
лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям,
перешагнул через порог в сени, из сеней через
крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота –
дальше, дальше… Я за колобком, куда приведет.
Промелькнули реки, моря, океаны, леса, города,
люди, деревни. Я опять пришел на старое место.
(Слушайте внимательно: впереди – блиц-турнир. Десять вопросов.)
М.М. Пришвин родился в семье бывшего купца, в небольшом имении Хрущево Орловской губернии; имение это досталось отцу по наследству. Отец был увлекающимся человеком: то конный спорт, то садоводство, то охота, то карточная игра.
Мать, работая “неустанно с утра до вечера, учитывая каждую копейку, под конец жизни выкупила имение и всем пятерым детям дала образование, причем хорошее образование.
Елец, Орловский край, который дал нам И.С. Тургенева, И.А. Бунина, Н.С. Лескова, Л. Андреева. Пришвин – гимназист первого класса. Побег с двумя товарищами в Азию, “страну золотых гор, край непуганых птиц”, где существует злато Кащея, образа зла из народной сказки.
Путешественников изловили и доставили обратно в гимназию, где зло издевались нам ними остальные мальчишки.
Затем университет, марксистские кружки, подпольная работа, тюрьма, ссылка, заграница, Германия, снова университет, но уже Лейпцигский, агрономическое отделение философского факультета. Первая научная книга “Картофель”.
– Ура! Наша взяла! Агроном! Биолог! Да и что говорить. Вы лукавите. Ведь книга не просто называлась “Картофель”, а “Картофель в полевой и огородной культуре”. Служит агрономом в земстве, в Клине, работает исследователем на опытной станции в Луге.
– Погодите, погодите, именно в это время он познакомился с языковедами-этнографами Шахматовым, Ончуковым, с которыми отправляется на север России для собирания народных сказаний, поверий, песен, пословиц, поговорок. Он уехал на север скромным агрономом, а вернулся замечательным русским писателем, автором книги “В краю непуганых птиц”.
Инсценировка:
– Здравствуй, дедушка!
– Куда ты идешь?
– Иду, дедушка, везде, куда путь лежит, куда птица
летит. Сам не ведаю, иду, куда глаза глядят.
– Дела пытаешь или от дела лытаешь?
– Попадется дело, рад делу, но только, вернее, от
дела лытаю.
– Ишь ты какой. Дела да случаи всем примучили, вот
и разбегается народ…
– Укажи мне, дедушка, где еще сохранилась древняя
Русь, где не перевелись бабушки-задворенки, Кащеи
Бессмертные и Марьи Моревны? Где еще
воспеваются славные могучие богатыри?
– Поезжай в Дураково, нет лучше места по всей
нашей губернии.
Рассматривают карту. Планшетка. В самом деле, вот
Дураково.
– Ты думал, я шучу. Дураково есть у нас, самое
глухое и самое глупое место. Эх-хе-хе. Поезжай,
поезжай.
Учитель литературы:
Таким образом, сама жизнь подбрасывала Пришвину сказочные сюжеты. В 20-е годы появится “Берендеево царство”, в 30-е –“Дреландия”, в 40-е – “Кладовая солнца”, “Корабельная чаша”. И никогда им не забывается образ прекрасной Марьи Моревны, пришедшей из детства и сопровождающий всю жизнь, Марья Моревна – это чистота, “неоскорбляемая женственность”. Не случайно над его постелью висит “Сикстинская Мадонна”.
Основная художественная сила писателя – сочетание тонкой поэтической лирики с реализмом трезвой наблюдательности. Прозаическое не только не разрушает очарование поэтических строк, оно своим огрублением как бы испытывает поэзию на прочность.
Звучит музыка из “Времен года” П.И. Чайковского. “Осень”, “Разлука”.
Читаются миниатюры “Глаза земли” и “Иван-да-Марья”.
– Найдите здесь тончайшую метафору, то, что называем поэтическим лиризмом. Что означает эта метафора? Какая глубочайшая мысль здесь заложена?!
Биологи:
– Но мы опять с вами не согласны. Ведь обширные познания в области ботаники, зоологии, агрономии, орнитологии, географии, краеведения органически вошли в книги, в авторе мы чувствуем не только художника, но и фенолога.
Интервью.
– Известно, как много сил потратил Пришвин для сохранения клавдофоры – водоросли, живущей лишь в одном водоеме нашей страны.
Эпизод из “Календаря природы”. Юннаты предлагают истребить всех чаек на огромном озере на том основании, что они, питаясь рыбой, снижают улов. Пришвин показывает, что эти же чайки уничтожают и с/х вредителей.
– Да, это так. В природе все взаимосвязано, все важно. У вас, ботаники, есть термин “разнотравье”. Кстати, что это такое? (Сплетение сотен разнообразных и веселых цветов, раскинувшихся сплошными коврами по поймам рек. Это и гвоздики, и ромашки, и мальвы, и подорожник, и зверобой…)
Пришвин считал себя от природы живописцем. Он пленен цветом. Для Пришвина цветом окрашиваются самые различные явления жизни. У него соотнесены цвет, звук, а любимый цвет – голубой. – Почему? – спросите. - Да потому, что голубой в восприятии Пришвина и есть солнечный. Без солнца существует только тьма или еще отраженный свет Луны. Солнце же – сама жизнь и образ истины.
На вернисаже представлены картины: Рафаэль “Сикстинская Мадонна”, несколько иллюстраций Н. Рериха и рисунки учеников к миниатюрам Пришвина.
Берет интервью.
Первый художник:
– Легко ли иллюстрировать произведения Пришвина?
– Да. У него все зримо, указаны цветовые гаммы. Слова цветут, сверкают, полны свежести и света. Послушайте “Дневниковую запись”. “Апрельский свет – это темно-желтый, из золотых лучей, коры и черной, насыщенной влагой земли. В этом свете мы теперь ходим”.
Картины “Апрельский свет”, “Глаза земли”.
Второй художник: “Золотой луг”, “Весна света. Елочка”.
– Да, действительно язык Пришвина точен, прост и вместе с тем живописен, многоцветен, тонок.
– Как вы прокомментируете свои иллюстрации?
– “Золотой луг” – это одна из первых моих детских книжек. Золото – это солнце, а одуванчики – это маленькие солнышки на земле.
“Весна света” – лучшая находка Пришвина. Это открытие “весны света”, еще и весны – то нет… еще снег лежит. Но все раньше и раньше встает щедрое солнце, все позже садится, предвесеннего солнечного света так много, он такой чистый, светлый.
– Скажите, а почему висит иллюстрация рядом с картинами Рериха?
– А у какого еще художника вы найдете такие чистые, яркие света? А безупречно стойкую влюбленность в жизнь? Радостное мировосприятие?
Что является символом России? Какое дерево. За что ее любит народ?
Звучит мелодия “Во поле березка стояла…”, исполняется народный танец.
Ботаники:
– То вернисаж эти поэты устроили, теперь танец.
Поэты-искусствоведы:
– Да ведь проза Пришвина – это целая симфония, это родство всех искусств.
“… Береза белая с другой березой белой, издали перекликаются, осинка молодая вышла на полянку, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку- осинку, помахивая веточкой…”
– Вы чувствуете разнотравье русского языка? В чем оно?
( Изобразительные средства. Слова простые, всем понятные, а как они заиграли, заискрились. Инверсия, олицетворение, метафора, эпитеты.)
Разнотравье в литературе – сплетение слов простых, понятных, но сверкающих, словно бриллиант.
Учитель биологии:
– Ребята, но ведь любой ученый должен быть в душе поэтом, философом. Иначе не сделать ему открытий в этой жизни.
“ Березы”. Поэтическая миниатюра. Чтение.
Здесь всё: и исследователь, и поэт, и просто человек, и … великий мудрец.
– Я с большим удовольствием прочитала “Корабельную чащу”. Но, кроме березы, на мой взгляд, занимает достойное место в произведениях Пришвина ель.
Учитель литературы:
– А я вам прочитаю, может быть, самую короткую заметку во всей литературе “Под снегом”:
“Удалось услышать, как мышь под снегом грызет корешок”. И все. О чем она говорит вам?
(В лесу стоит такая тишина, что слышно, как мышь грызет корешок. Лес полон жизни, только её надо услышать.) Лучшие заметки писателя-это стихотворения в прозе. Их мы встречаем только у Тургенева.
Михаил Михайлович Пришвин считал, что у каждого человека должна быть опора (“Разлука”). А где ее найти? В земле и на земле, где мы живем и которую должны беречь и понимать.
В чем же особенность творчества Пришвина? (Находится как бы на грани науки и искусства. Таким образом, и поэты, и художники, и биологи находят свою правду в творчестве Пришвина.)
Приложение.
Жемчужины М.М. Пришвина.“ Природа - это любовь, а человек – это то, что из любви можно сделать”.
“Прекрасное можно сохранить, только не прикасаясь к нему руками”.
“Запомните, деточки, жизнь для игры и сказки трудней и больней. Сказки мои – это могильные холмы, в которые я зарывал сокровища своей личности.”
“Жизнь больше науки”.
“… плывет облако… как непомятая лебединая грудь”.
Домашнее задание: выбрать любое высказывание и написать сочинение-миниатюру. Как вы понимаете слова М.М. Пришвина?
Эти книги написал М.М. Пришвин:
“ Кащеева цепь”
“За волшебным колобком”
“Календарь природы”
“Фацелия”
“Весна света”
“Осударева дорога”
“Незабудки”
“Мирская чаща”
“Царь природы”
“Кладовая солнца”
“Женьшень”
“Корабельная чаща”