Ни для кого не секрет, что наши ученики все меньше и меньше времени отводят чтению книг. Но несмотря на все неблагоприятные факторы, нужно искать способы стимулирования чтения. Одним из таких способов может стать организация контроля за самостоятельным чтением учащихся. Этот контроль может осуществляться на любом этапе обучения, иметь сопутствующий или итоговый характер. Возможны разные формы такого контроля: традиционная викторина, пресс-конференция, устный зачет, тесты.
К разработке заданий мы привлекаем и самих учащихся, особенно в средних классах. Например, ребятам предлагается составить вопросы для взаимовикторины перед изучением какого-либо произведения. Это помогает выявить степень прочитанности литературного текста и характер первичного усвоения литературных фактов.
Нами разработаны разные формы контроля за чтением учащихся. Вашему вниманию предлагаем один из вариантов контроля – вопросы для письменного зачета (по вариантам) по тексту после изучения поэмы Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” в 10 классе. Данная форма контроля дает возможность проверить не только степень прочитанности, но и уровень его восприятия учащимися.
№ 1
1. Ему (кому же?) судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь.
2. В чем грех мужиков – вахлаков?
3. Питерщик, по материнству печник.
4. Из каких деревень мужики?
5. Кого Некрасов называет “народными заступниками”?
№ 2
1. За что был Савелий на каторге?
2. Помещик был румяненький
Осанистый, присадистый
Шестнадцати лет…
3. Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати восьми.
Красива; волосы с проседью…
4. Продолжите список недостающими названиями: “Соленая”, “Солдатская”, “Барщинная” …
К какому жанру относятся фрагменты поэмы, помещенные под этими заголовками?
Каково их место в композиции поэмы и роль в создании образа Руси?
5. Счастлив ли Гриша Добросклонов? В чем его счастье? Поставлена ли точка в поэме?
№ 3
1. (Кто?) сказал: “Балуйтесь вы!
А я князей Утятиных
Холоп – и весь тут сказ!”
2. Что нужно было сказать мужикам, чтобы явилось скатерть – самобранка?
3. Кто?
Какого роду – звания,
Не знали мужики,
Однако звали “барином”
Горазд он был балясничать,
Носил рубаху красную
Пел складно песни русские …
4. Как меняются народные представления о счастье на протяжение всей поэмы?
5. В чем счастье для автора поэмы?
№ 4
1. Сколько лет прожил Савелий?
2. Кто?
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И разные глаза:
Один здоровый – светится,
А левый – мутный, пасмурный …
3. В чем грех мужиков – вахлаков?
4. Какие песни пелись в “Пире на весь мир”.
5. Почему образы Матрены Тимофеевны и Савелия – богатыря святорусского, можно сказать, спаяны друг с другом?
№ 5
1. В деревне Басове
(Кто?) живет,
Он до смерти работает
До полусмерти пьет.
2. Кто говорит о себе:
Коптил я небо божие,
Носил ливрею царскую
Сорил казну народную
И думал век так жить…
3. Кто такой последыш?
Почему его так прозвали?
4. Почему Матрену Тимофеевну прозвали губернаторшей?
5. Какие “формулы” счастья прозвучали в поэме?
Ваша “формула” счастья.
№ 6
1. Из каких деревень были мужики?
2. Кто?
Да Старый старичок:
Худой! Как зайцы зимние,
Весь бел, и шапка белая
Высокая, с околышем
Из красного сукна.
3. Какие слова должны были сказать мужики? Чтобы появилась скатерть – самобранка?
4. Почему Савелий – богатырь святорусский?
5. Как связанны в последней части “Легенда о двух великих грешниках” и глава “Про холопа примерного – Якова Верного”?
№ 7
1. Кто?
С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет нестриженой,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал…
2. Какими показаны мужики в начале поэмы, в “Прологе”?
3. Нашли ли мужики счастливого?
4. В какой из частей поэмы наиболее отчетливо проявляется тяготение к фольклорным жанрам – волшебной сказке, былине?
5. Какие элементы повествования “заимствованы” в ней из фольклора? С какой целью?
№ 8
1. Кто говорит о себе:
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!..
2. Что нового в народные представления о счастье вносят Яким Нагой и Ермия Гирин?
3. Имена мужиков – странников.
4. Какие эпизоды поэмы объединяют следующих персонажей:
а) Влас, Клим, Орефьевна, Агат, Петров, Ипат;
б) Павлуша Веретенников, Вавила, купец из обувной
лавки;
в) Ермия Гирин, Митрий Гирин, Ненила Власьевна.
5. Какие стороны русской жизни получают отражение в этих эпизодах?
№ 9
1. О чем заспорили мужики и как каждый из них ответил на этот вопрос?
2. Кто?
Пошел … царствовать
Над всею княжьей вотчиной
И царствовал же он!
В семь лет мирской копеечки
Не попустил виновному
Душой не покривил.
3. Какой грех совершил он?
4. На каких условиях согласилась Матрена Тимофеевна рассказать свою жизнь?
5. Меняется ли представление мужиков о счастье в ходе поэмы? Как? Почему?