Одним из путей активизации познавательной деятельности школьника, развития его интеллектуального потенциала являются новые системы, технологии и методы обучения; в дидактике они получили название “активных” (АМО).
Активные методы обучения (АМО) - такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. АМО влекут за собой изменение взглядов на роль ученика в процессе обучения: теперь он уже не “объект”, а “субъект” образования, обладающий уникальной индивидуальностью. Задача учителя - оказать ему педагогическую поддержку в стремлении к самореализации, самоактуализации и другим внутренним механизмам, способствующим индивидуальному саморазвитию. АМО ориентируют учителя на гуманистический подход, вернее, на гуманистическую парадигму образования, цель которой - ценностное отношение к ребёнку и детству как особенному периоду в жизни человека, т.к. в этот период интенсивно (при педагогической поддержке) развиваются интеллектуальный потенциал, творческие способности и познавательные интересы.
Дидактическая игра, сущность которой - моделирование имитация, - один из активных методов обучения (АМО), применяемых на уроках русского языка. В игре в упрощённом виде воспроизводится действительность и операции участников, имитирующих реальные действия. Основной мотив игры - не результат, а процесс, в котором учащиеся передвигаются от усвоения фактов языка к их связям, объяснению языковых явлений.
Не секрет, что формы контроля ЗУН на уроке в основном однообразны: диктанты, тесты, разборы и т.п. Эти виды работ не отражают взаимодействия знаний теории языка и практики речевого развития. В игре же они тесно переплетаются, предусматривая прирост знаний и умений по предмету, всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: понимания, говорения, письма.
Важно одно условие: игра не подаётся в готовом виде. Ученикам предлагается принять активное участие в её разработке, во время которой направляются и координируются действия “разработчиков” в создании заданий.
“Лексика и фразеология” - тема, предполагающая знакомство шестиклассников с основными понятиями лексикологии, лексикографии, где слово рассматривается с трёх основных точек зрения: семантической, функциональной, генетической, каждая из которых отражает определённую систему понятий. Центральное место в этой системе занимает понятие лексического значения, семантической сути, “души” слова (по С.И. Львовой).
Игра “Лексикография”, разработанная в содружестве с учениками, выступает не только способом проверки ЗУН и лингвистической компетентности по данной теме, но и даёт возможность активизировать познавательные интересы и интеллектуальный потенциал школьников.
В создании игры приняли активное участие учитель и ученики. На первом, подготовительном, этапе класс разделился на группы, каждая получила пословицу о книге (решалась и воспитательная цель: привитие интереса к книге, чтению). К данной пословице учитель и “разработчики” подготовили ряд заданий:
- решение кроссворда “Слово” (заполнение клеток словами, составленными из букв, входящих в ряд слов пословицы, например, такой “Книги не говорят, а правду сказывают”);
- сочинение по теме “Пословицы”;
- обыгрывание полученных слов в составе предложений;
- оформление толкового словарика из новых слов;
- подбор синонимов к указанным словам;
- подбор антонимов;
- рассказ об одном из словарей и его составителе;
- воспроизведение фразеологических оборотов с указанным ключевым словом.
Полученные сведения группируются и обобщаются с точки зрения связи этих явлений языка с проблемой толкования и точного, выразительного употребления слова в устной и письменной речи.
Рамки статьи ограничивают возможность рассказать подробно о тех заданиях, которые подготовили дети для каждой группы на специальных карточках.
Во время урока учащиеся обмениваются ими.
Задания к игре составлены так, что дают возможность каждой группе ещё до проведения урока начать игру.
Проведён доигровой инструктаж: учащиеся заблаговременно знакомятся с условиями и правилами этой игры и составлением задач к ней. Группы во время обсуждения и решения заданий образуют своеобразный “бутон”, т.е. привстают, сближаются головами, перешептываются, ищут правильные ответы. Видно сразу, все ли участвуют в поиске. По правилам, высказаться можно только тому, кому поручила группа. Таким образом, каждый участник игры сможет доказать общую точку зрения в решении вопроса. “Знатокам” приходится делиться знаниями с товарищами. По сути, происходит то, что Х.И. Лейметс называет взаимообогащением. Эффективность методики налицо: уровень языкового мышления, речи, культуры выступлений, знаний учащихся дают возможность убедиться в неподдельном интересе к теме, желание знать больше. Ребята учатся самостоятельно мыслить, формировать суждения, ценить интересные находки, догадки.
Дидактическая игра развивает у детей стремление работать плодотворно, приучает к терпимости, желанию поделиться своими знаниями. На таком уроке предоставлена возможность всем ученикам быть разными и радоваться тому, что у всех есть что-то общее. Общее - это то, что всех объединяет:
- содержание урока;
- радость совместных решений;
- эмоциональные проявления и пр.
Такой урок даёт возможность почувствовать и отличительные свойства каждого:
- настроение;
- способности;
- способы решений;
- интересы.
Дети начинают понимать, что не надо бояться учиться: кто-то обязательно поможет. Или учитель, или ученик. Вместе можно преодолеть то, что не получается, не решается.
При такой методике каждый ученик ощущает собственную необходимость, ответственность не только за свои действия, но и за действия другого. Каждый свободен в выборе. Игра вырабатывает чувство раскованности. По сути - это урок творчества. “Уроки творчества - это попытка выйти на процесс собственного образования как “передачу культурных образцов и представления о мире” и формирования на этой основе опыта творческой деятельности” (О.А. Казанский). В то же время дидактическая игра позволяет учителю лучше оценить, как усвоена тема, каковы возможности учащихся, кому следует в большей или меньшей мере оказать педагогическую поддержку.
Организационно-методические возможности в подготовке и проведении игры учителя и учеников неисчерпаемы, как и стремление к познанию, творческой деятельности.