На доске:
Словарь:
- искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
- оттенить – выделить, наложить тень, сделать более заметным.
- невыразимый – такой, который трудно передать словами.
- гармония – согласованность, стройность.
- скорбь – крайняя печаль, горесть, страдание.
Афоризмы:
- «Музыка – единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания этих душ». Стендаль.
- «Живопись – это безмятежное и безмолвное искусство, по необходимости обращается к зрению, не располагая средствами взывать к слуху». Вальтер Скотт.
- «Поэт – художник слов: они для него то же, что краски для живописи или мрамор для скульптора». Валерий Брюсов.
Выставка детских рисунков.
Репродукция картин Рафаэля «Сикстинская мадонна».
Запись «Лунная соната» В. Бетховена.
Цели:
- ввести учащихся в мир звуков и красок, познакомить со стихотворением С.П. Шевырева «Звуки»;
- обратить внимание на умение поэта в сжатой поэтической форме воссоздать признаки разных видов искусства;
- показать воздействие разных видов искусства на человека;
- стремиться воспитывать любовь к музыке, поэзии, живописи;
- развивать творческое мышление.
Ход урока.
I. Слово учителя.
Все, что нас окружает, мы видим, слышим, ощущаем. Ребята, а если бы вы были художниками, то какими бы красками нарисовали весеннее утро? А если бы были музыкантами, какие бы звуки услышали? А если бы были поэтами, какими словами вы описали весеннее утро?
Да, наш мир полон звуков, красок. Прислушайтесь: музыка звучит вокруг нас и в нас самих: в вальсе дождевых струй, песнях ветра, в похрустывании весеннего ледка.
Мир расцветает всеми цветами радуги, когда мы счастливы и любимы, краски меркнут, когда мы несчастны и грустны.
Художник, поэт, композитор как бы включает «свой внутренний слух», «свое внутреннее зрение», выражает свои ощущения, записывает их языками искусства, звуками, красками, словами.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы начинаем путешествие в удивительный мир звуков и красок.
Тема урока: «Три «языка» искусства. С.П. Шевырев. Стихотворение «Звуки».
Откройте учебники на странице 172. Давайте прочитаем эпиграф – слова известного скульптора Сергея Конёнкова: «Искусство, как надежный и верный поводырь, ведет нас к вершинам человеческого духа, делает более зоркими, чуткими и благородными». Вы согласны с этим утверждением?
Теперь посмотрим, к каким вершинам человеческого духа пришли вы. В качестве домашнего задания вам были предложены три темы на выбор:
Мое любимое музыкальное произведение.
Мое любимое произведение живописи.
Мой любимый писатель.
Сообщения учащихся.
Мое любимое музыкальное произведение.
Звучит мелодия.
«Лунная соната» Людвига Ван Бетховена – моё любимое музыкальное произведение.
Меня потрясла история несчастной любви этого композитора. Уже в самом начале чувствуешь боль, страдание, душевные муки.
Ему было около тридцати лет, и судьба принесла ему славу, деньги, известность. Только любви не доставало ему. Разве не может он желать её?
- Джульетта Гвиччарди!
Он прекрасно помнит тот день, когда она впервые пришла в его дом. Казалось, что от нее исходит свет – будто из-за туч вышел месяц.
В один из дней, перед концом занятий с Джульеттой, Бетховен сам присел к фортепиано.
Это был конец зимы. За окном медленно падали хлопья снега. Он начал играть, охваченный боязнью: поймет ли она его?
В аккордах слышалось страстное признание, мужество, страдание. Она стояла рядом, и её лицо пылало. Она села к фортепиано без колебаний и сделала лучшее, что могла: повторила сыгранное им. Он снова услышал свое признание. В нем слышалось меньше мужества, зато больше нежности.
Однажды его посетила мысль: Ты сумасшедший! Ты веришь, что Джульетту отдадут тебе! Графскую дочь – музыканту!
Эту ночь в начале июня Бетховен провел без сна до самого восхода солнца. Потом целый день как помешанный бегал по холмам. Рассудок уже понимал, но сердце не мирилось с тем, что Джульетта покинула его.
Обессиленный, вернулся он домой, когда уже смеркалось. И снова перечитывал строки её письма. Потом сел к фортепиано…
Я знаю – томлюсь я напрасно.
Я знаю – люблю я бесплодно.
Её равнодушие мне ясно.
Ей сердце моё – неугодно.
Я нежные песни слагаю,
А ей я внимаю недоступно,
Ей, всеми любимой, я знаю:
Моё поклонение не нужно.
Только протянул руки к фортепиано и бессильно уронил их.
Как пейзаж, озаренный молнией, возникла вдруг перед ним картина счастья. Прошедшее лето! Ушедшая радость!
«Лунная соната» - мое любимое музыкальное произведение.
Мое любимое произведение живописи.
Я люблю живопись. Мне нравятся многие картины разных художников, но самый любимый - это Рафаэль.
Рафаэль… Вот уже в течение пяти с лишним столетий это имя воспринимается как некий идеал гармонии и совершенства. Меняются поколения, меняются и художественные стили, но преклонение перед великим мастером эпохи Возрождения останется прежним. Наверное, это единственный художник, который пытается с каждым говорить о чем-то бережно-сокровенном, о великодушии и чистоте, о хрупкости красоты и гармонии. Рафаэль написал много картин, одна из них - это «Сикстинская мадонна». Этой картиной восхищается каждый человек в мире. Особенность этой картины – это замерзшее движение, без которого в живописи трудно создать впечатление жизни. Мадонна сходит на землю, но она не торопится совершить свое действие, она остановилась и только расположение ног показывает, что она только что сделала шаг. Но главное движение в картине выражено не в движении ног, а в складках одежды. Движение фигуры мадонны усиливают откинутый плащ у её ног и вздувшееся над головою покрывало, и потому кажется, что мадонна не идет, а парит над облаками.
Больше всего меня поразило, как искусно Рафаэль изобразил лицо девушки, тонкие черты лица, маленькие нежные губы, большие карие глаза. Мадонна и её сын смотрят в одну сторону, но во взгляде младенца есть недетская разумность, не то испуг, не то тревога. Взгляд мадонны – лучистый, глаза её светятся нежностью и добротой. На губах мадонны застенчивая улыбка.
Наверное, Рафаэль - это единственный художник, чьи произведения трогают и восхищают разных людей, будь то прославленный живописец, известный писатель, искусствовед или простой человек, мало что понимающий в искусстве.
Моё любимое произведение.
Выразительное чтение небольшого фрагмента из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта».
Мое любимое произведение – роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта».
Когда читаешь этот роман, то представляешь описанные события в реальности, как будто присутствуешь там сам, хотя мы знаем, что Жюль Верн – писатель-фантаст. Он строил свои фантазии на научной основе. В договоре, который он подписал со своим издателем, было написано – «романы нового типа». Так был определен жанр его произведений.
В романе «Дети капитана Гранта» говорится о том, как на судне «Дункан» лорда Гленарвана и его жены Элен отправились на поиски капитана Гранта его дети и их друзья. Судно «Британия» потерпело кораблекрушение у берегов Патагонии. Капитан Грант и два матроса, оставшиеся в живых, написали записку о помощи, запечатали ее в бутылку и бросили в море. Случилось так, что акула проглотила бутылку, а вскоре оказалась пойманной матросами «Дункана». Бутылку извлекли из распоротого брюха акулы. Так все узнали о судьбе «Британии».
Совершенно неожиданно к поискам подключается секретарь географического общества Паганель, случайно оказавшийся на судне.
Путешественники прошли через трудные испытания: переход через Альпы, землетрясение, исчезновение Роберта, похищение его кондором, нападение красных волков, наводнение, смерч и много другое. Герои книги благородные, грамотные и воспитанные люди. Благодаря своим знаниям, изобретательности и смекалке они с честью выходят из различных испытаний.
Например, если вспомнить, что ожидало путешественников, когда они решили переночевать на омбу, огромном дереве. Шаровая молния разорвалась на конце горизонтальной ветви, и дерево загорелось. В воду они не могли броситься, потому что в ней собралась стая кайманов, американских аллигаторов. Вдобавок к ним приближался громадный смерч. В результате дерево рухнуло в воду и понеслось по течению. Только около трех часов утра несчастных вынесло на землю.
Меня восхитил сын капитана Гранта – Роберт, двенадцатилетний мальчик. Он показал себя бесстрашным, храбрым и любознательным путешественником. Когда капитан Грант был наконец найден, то ему рассказали о подвигах сына, и он мог гордиться им.
Книга «Дети капитана Гранта» заставляет задуматься о жизни. Прочтя ее, понимаешь, что без дружбы жить нельзя. Благодаря сплоченности и отваге герои романа достигли своей цели. Они все были разные люди, но умели понимать друг друга.
Книга очень захватывающая. Читается легко. Я бы посоветовал прочитать ее всем.
«Дети капитана Гранта» - мое любое произведение.
Ребята, а вы заметили, что путь к пониманию искусства – в узнавании в художественном образе себя, своих переживаний, т.к. художественное произведение – это всегда выражение чувств автора. Как в песне Булата Окуджавы:
Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить.
Именно так происходит процесс творчества.
Сегодня мы впервые услышали имя поэта XIX века Степана Петровича Шевырева. Вообразите: нам представилась возможность встретиться с самим поэтом. Интервью у него берет ученица нашего класса.
А теперь обратимся к стихотворению. Прочитаем выразительно это стихотворение.
Поделитесь вашими впечатлениями от него.
Составьте два вопроса по данному стихотворению: репродуктивный и развивающий.
Вообразите: нам представилась возможность до урока встретиться с поэтом. О чем бы вы спросили у него? Разыграйте беседу в ролях.
Давайте еще раз перечитаем вслед за автором (построфно).
Первая строфа – своеобразное вступление перед полным раскрытием смысла произведения. В ней говорится о Всевышнем, который располагает нами. Он послал нам три языка для выражения святых чувств души. Автор говорит о том, что очень счастлив тот, кто принял от Него и душу ангела, и дар искусства.
Вторая строфа раскрывает нам один из языков, который послал нам Всевышний. Этот язык говорит цветами. Нетрудно догадаться, что это живопись. Живопись воздействует на наше сознание. Она очаровывает наши взоры. Разве это не чудо, что в двухмерном пространстве на полотне, на картоне, на бумаге разных, пусть даже самых маленьких, размеров, перед нами разыгрываются сложнейшие сцены: это и сражения, встречи и споры людей, общение человека с божествами, раскрываются широкие панорамы степей, морских просторов. Обратите внимание на выставку детских рисунков. Глядя на какую-то картину, мы невольно задумываемся над тем, о чем думал художник, когда писал эту картину. Перед нами как будто раскрывается образ живописца, и нам кажется, что мы знаем о художнике все. Но Степан Шевырев говорит совсем о другом. Да, картина несет печать личности живописца, его отношение к миру. Но, по словам самого автора, этот язык оттенит все милые черты, но он не сможет полно рассказать о внутреннем мире художника, о том, что творится в его душе, его сердце.
Он оттенит все милые черты,
Напомнит вам предмет, душой любимый,
Но умолчит про сердца красоты,
Не выскажет души невыразимой.
Другой язык – это речь, полная выразительности, образности и эмоциональности. Этот язык говорит словами. И именно благодаря им речь становится особенной, неповторимой.
Слово услышанное, прочитанное, произнесенное вслух или про себя, позволяет заглянуть в жизнь и увидеть в слове отражение жизни. Почти каждое слово вызывает в нашем сознании определенные представления, мысли, чувства, образы. Даже самое простое общеупотребительное слово, если задуматься вдруг над его смыслом, часто представляется загадочным и трудноопределимым. Слово – нечто большее, чем простой знак или символ. Это магнит! Оно наполнено идеей, которую оно выражает. Оно живо силой этой идеи. Но порой бывают ситуации, когда слов не хватает, чтобы выразить все чувства, эмоции, которые переполняют наш внутренний мир.
Еще одним языком, с помощью которого мы можем выразить наши мысли и чувства, является музыка. Автор говорит об этом языке как о чем-то высоком, способном тронуть нас до слез. Эти сладостные звуки, в которых и радость небес, и скорбь души, проникают в наш внутренний мир, заставляя задуматься о всех горестных и счастливых моментах нашей жизни. Голос музыки идет прямо в сердце.
В последней строфе автор говорит, что все мы родились под счастливой звездой. Мы должны гордиться тем, что Всевышний послал дар прекрасного искусства, что Он дал нам «три языка» искусства для выражения наших чувств.
2. Как воздействуют разные виды искусства на человека? Прочитайте афоризмы мудрых людей. Какой из них вы принимаете, объясните. (О музыке: мы слушаем музыку. Не удивляйтесь. Зал полон. Сверкает люстра. На эстраде музыкант играет на скрипке. Звуки то отрывистые, то протяжные, льются из-под смычка, переплетаются, рассыпаются брызгами. То радостно, то печально они слагаются в мелодию. Скрипка плачет – и у нас невольно сжимается сердце. Нам грустно. Но вот зазвучали светлые аккорды. Концерт окончен. Что же заставило нас пережить столько волнений, столько разнообразнейших чувств? Звуки. Из звуков возникает мелодия, рождается музыка. Мне ближе это. О живописи: этим языком можно воздействовать на человека без слов: живописными картинами или пейзажами. О слове: каждое слово вызывает в нашем сознании определенное представление, мысли, чувства, образы. Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести. Слово – великая сила. При помощи слов можно вершить великие дела. Из ответов учащихся.)
- Назовите слова-лейтмотивы (неоднократно
повторяющийся элемент, служит для выделения
определенного аспекта художественной идеи).
Душа – сердце – чувства. Какой смысл вкладывает автор в эти слова? - Почему поэт назвал стихотворение «Звуки»?
А другое название можно придумать? - В чем смысл подзаголовка? (K.N.N)
- Какие строки обращены непосредственно K.N.N?
- Согласны ли вы с поэтом, предпочитающим музыку живописи и литературе?
- Какие строки вам запомнились?
Что мы узнали на уроке?
Что было главным?
Что было интересным?
Что нового мы сегодня узнаем?
Различные виды искусства не существуют сами по себе, постоянно взаимодействуют друг с другом. Велика их власть над временем и пространством. Композиторы пишут оперы по мотивам произведений прозаиков и поэтов. Художники создают картины на сюжеты литературных произведений. Писатели рассказывают о жизни живописцев и музыкантов, делают их героями своих произведений. Музыка врывается в поэзию. Как сказал Паустовский, «нам нужно все, что обогащает внутренний мир человека».
Дорогие ребята, я благодарю Вас за Ваши отзывчивые сердца. Это «три языка» искусства совершают чудо. Одни из вас любят читать стихи, другие восхищаются живописью и сами создают великолепные картины с помощью красок, а третьи с упоением слушают музыку и вдохновенно исполняют песни. Этот чудесный, удивительный мир мелодий и песен, чарующий звуков открыл Вам мудрый волшебник. Эта музыка детства пусть будет с Вами всегда.
Ребята, закончим наш урок нашей любимой песней.
Эта музыка детства.
Есть на свете чудесный,
Удивительный мир –
Мир мелодий и песен
Волнует эфир…
Мир чарующих звуков
Снова нас закружил…
Это мудрый волшебник
Нам его открыл.
Припев:
Нам, Вам, Всем
Щедрое души наследство,
Нам, Вам, Всем
Эта симфония детства!
Пусть промчатся года,
Будет с нами всегда
Эта музыка детства,
В сердце всегда…Есть мелодия неба
И дождя, и берез,
Есть мелодия солнца,
И моря, и грез.
В легком гомоне птичьем,
В легком шорохе крыл.
Нам маэстро-волшебник
Её подарил…
Припев:
Слова А. Ануфриева, музыка Я. Айзенберга.
Домашнее задание:
1. страница 174 – озаглавить, составить план;
2. наизусть понравившиеся строки;
3. найдите тропы в стихотворении.