Урок литературы. Урок-спектакль "Играем жизнь"(по рассказам М.Зощенко)

Разделы: Литература


Теоретическое обоснование

Литература - предмет, который остается “едва ли не основным полем сражения за духовное развитие личность”. Для приобщения ребенка к миру прекрасного, развития художественного вкуса, эстетического идеала, осознания ценностных ориентиров необходимо использовать при проведении уроков литературы нетрадиционные формы (урок-новелла; урок-концерт; урок-размышление; урок-спектакль и т.д.)

Цель проведения таких уроков - преподавание литературы как искусства; нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение; развитие творческих способностей учащихся.

Задачи: развитие познавательного интереса; формирование коммуникативных навыков; создание условий для самореализации. При проведении таких уроков необходимо придерживаться следующих принципов: урок должен быть четким по структуре и не выпадать из системы уроков (уроки планируются заранее, чаще всего это либо вводные уроки как эмоциональный настрой, либо закрепляющие как эмоциональная точка разговора); необходим особый настрой, подготовка; активное участие учащихся, сотворчество (учителя и ученика).

Результативность таких уроков сказывается в существенно ином понимании художественного произведения, его нравственной, идейной основы, эмоциональной яркости, психологическом комфорте, педагогике сотрудничества, навыках самообразования.

Урок-спектакль “Играем жизнь” - это литературный монтаж на основе художественных произведений (рассказов М. Зощенко). В основе сценария лежат: “Аристократка”, “Баба”, “Про Любовь”, “Артист” и “Прелести культуры”. Сценарий представляет собой спектакль в спектакле. Действие разворачивается на сцене и в зрительном зале.

Оформление: надписи-лозунги, отражающие дух времени.

Декорации: скамья, “стол-буфет”, стул, стол.

Костюмы отражают тенденции моды 20-30-х гг. XX века.

Музыкальное сопровождение: музыка начала XX века.

Данный материал можно использовать как на самом уроке, так и во внеклассной работе.

Ведущий: Жизнь нынче, товарищи, пошла ненормальная. Все время приходится за ней следить! А кем только не приходится в ней быть. Я вот, кем только не был в этой жизни: плотником, монтером, кроликов даже разводил. А сейчас вот актером работаю. В театре играю. Прикасаюсь, так сказать, к этому искусству. А только ерунда. Ничего в этом выдающегося нет. Конечно, если подумать глубже, то в этом искусстве много хорошего. Скажем, выйдешь на сцену, публика смотрит, узнает, и сам гордишься, как никак Жизнь играешь… Товарищи дорогие! Вы куда?

(Ответ из зала: Горло промочить).

Ведущий: Горло промочить? Горло от вас никуда не убежит. Горло завсегда прополоскать успеете. Идемте-ка лучше сегодня в театр, смотреть спектакль "Играем жизнь". Пойдемте... (Оборачивается, обращается к тем, кто за кулисами). Братцы, спущайте занавеску. Спектакль начинается.

(Действие начинается и на сцене, и в зале. Появляется герой).

Григорий Иванович: Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели она в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место. А в свое время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Встретился я с ней во дворе дома. Гляжу, стоит этакая фря. Чулочки на ней, зуб золоченый. И сразу как-то она мне понравилась. Зачастил я к ней. Сначала ходил как лицо официальное, узнать в смысле порчи водопровода и уборной. Дальше - больше, стали мы с ней по улицам гулять. Выйдем, она велит под руку принять. Приму ее под руку и волочусь, что щука. Чего сказать не знаю и перед народом совестно. Ну а раз она мне говорит:

Дама-аристократка: Что это Вы меня все по улицам водите? Аж голова закрутилась. Вы бы, как кавалер, и у власти, сводили бы меня, например, в театр.

Григорий Иванович: Можно. У меня как раз два билетика имеется. Один я получил, а другой мне Васька-слесарь пожертвовал. Пришли мы в театр, а народу... Все чего-то толкутся, переговариваются...

(Сцена в зрительном зале. Участники спектакля, задействованные в других сценах, создают толпу).

Техничка: Граждане товарищи, в театр пришли, польта сымайте.

(Участвуют три героя: Дама №2, Гражданин №1, Гражданин №2. Герои рассказа: “Прелести культуры”).

Гражданин №1: Прямо, товарищи, не знаю, чего и делать. Я сегодня одет неважно. Неловко как-то мне пальто сымать. Все-таки подтяжки там и сорочка опять же ночная.

Гражданин №2: Ну-ка покажись. (Гражданин №1 расстегивает пальто) Да, действительно, видик...

Дама №2 (в ужасе, с возмущением): Я лучше домой пойду. Я не могу, чтоб кавалеры в одних рубахах рядом со мной ходили. Вы бы еще подштанники поверх штанов пристегнули…

Гражданин №1: Я ведь не знал, что в театры иду. Я, может, пиджаки редко надеваю. Может я их берегу, - что тогда?

Гражданин №2: Вот чего. Я, Василий Митрофанович, сейчас тебе свою жилетку дам. Надевай и ходи в ней, будто тебе все время в пиджаке жарко, (расстегивает свой пиджак, щупает и шарит внутри). Ой, мать честная, я сам сегодня не при жилетке (почесав затылок). Во, я тебе сейчас лучше галстук дам, все-таки приличный. Привяжи на шею и ходи, будто тебе все время жарко.

Дама №2 (нервничая): Лучше я, ей богу, домой пойду. Дома как-то спокойнее. А то, один кавалер чуть ли не в подштанниках, а у другого галстук заместо пиджака.

Гражданин №1: Ну, кажись надо домой ползти. Но как подумаю, что деньги заплачены, не могу идти - ноги не идут к выходу.

Гражданин №2: Вот чего. Ты подтяжки отстегни, пущай их Дама понесет заместо сумочки, а сам валяй как есть: будто это у тебя летняя рубаха...

Дама №2: Я подтяжки?!... Не понесу, как хотите. Я не для того в театры хожу, чтоб мужские предметы в руках носить. Пущай Василий Митрофанович сам несет или в карман сунет (озирается кругом). Ой, ей-богу народ кругом смотрит, сядем уж скорее на свои места.

Гражданин №1: Эх, была не была, будь что будет.

(Они усаживаются в зрительный зал. В разговор вступают Григорий Иванович и Дама-аристократка).

Григорий Иванович: Вот наши места. Вы уж на мой билетик садитесь, а я на Васькин сяду (отходит от Дамы. Сам себе). Ну, правильно, ейный-то билет - внизу сидеть, а Васькин - аж на самой галерке (садится). Сижу я на верхотуре и ни черта не вижу. Тут звонки какие-то зазвенели и тихо стало...

(Звонки, аплодисменты, подсветка на сцене, музыка. Начинается “спектакль” на сцене.)

Входят три героя: муж и жена - самогонщики, милиционер.

Милиционер: Так, что у нас сегодня опять (перебирает листы). Дело о самогонщиках. Ага, муж и жена. Виновата она, Мария Васильевна Пестрикова, муж проходит как свидетель. Ну что ж, послушаем. Введите, пожалуйста, подозреваемых.

Жена: Здравствуйте, гражданка начальница...

Милиционер: Присаживайтесь. Так как же, обвиняемый, значит, Вы не признаете себя виноватым?

Муж: Нету... не признаю... Она во всем виновата. Она пущай и расплачивается. Я ничего не знаю про это...

Милиционер: Позвольте, как же так? Вы живете с женой в одной квартире и ничего не знаете? Не знаете даже, чем занимается Ваша жена?

Муж: Не знаю, начальник... Она во всем...

Милиционер: Странно, подозреваемая, что Вы скажете?

Жена: Верно уж, гражданка начальник, верно... Я во всем виновата… Меня и казните… Он не касается...

Милиционер: Гражданка, если Вы хотите выгородить своего мужа, то напрасно... Вы сами посудите: не могу же я Вам поверить, что муж живет в одной квартире и ничего не знает… Что же Вы не живете с ним что ли?

(Жена молчит, муж кивает головой).

Муж: Не живу я с ней, вот именно. Не живу. Некоторые думают, что живу, а я нет… Она во всем виновата...

Милиционер: Верно это?

Жена: Уж верно. Меня одну казните, он не причастен.

Милиционер: Вот как? Не живете... Что же вы, характером не сошлись?

(Муж кивает головой).

Муж: Характером, гражданка начальник…ца… И вообще… Она и старше меня, и ...

Жена: То есть как это старше? Ровесники мы с ним. На месяц-то всего я и старше.

Муж: Это верно, на месяц только... Это она правильно, гражданка начальница, только… для жены моей каждый месяц, что год... и вообще...

Жена: Что вообще? Ты договаривай! Нечего меня перед народом страмить! Что вообще?

Муж: Ничего, Марусечка... Я только так. Я говорю вообще и кожа у тебя уж не та, и морщинки, ежели скажем... (Решительно). Не живу я с ней, гражданин судья!

Жена: Ах вот как! (Кричит). Кожа тебе моя не по скусу? Морщинки тебе не ндравятся? Перед народом меня страмить выдумал… Врет он, люди добрые, живет он со мной, ирод такой! Живет! И самогонный аппарат сам покупал... Я же для него кровь порчу свою, спасаю его, а он вот что! Страмить... Пущай вместе казнят...

(Подсудимая громко сморкается в платок, утирает слезы. Муж смотрит на жену оторопело, потом с отчаянием машет рукой)

Муж: Баба, и есть баба чертова... Пущай уж, начальник, гражданин... Я тоже... И я виновный. Пущай уж… у-у. . .

Милиционер: Ну что ж, граждане самогонщики, пройдемте со мной…

(Герои уходят со сцены).

Музыка. Звонок. Начинается “антракт”. Все действующие лица в зрительном зале встают со своих мест. Аристократка тоже встает, ходит.

Григорий  Иванович: Антракт никак...

(В антракте).

Буфетчица: Покупайте пирожные, вкусные пирожные. . .

Григорий Иванович: Здравствуйте.

Дама-аристократка: Здравствуйте.

Григорий Иванович: Интересно, действуют ли туг водопровод и уборная?

Дама-аристократка: Не знаю. (Сама смотрит на блюдо. Григорий Иванович перехватывает ее взгляд).

Григорий Иванович: Ежели Вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.

Дама-аристократка: Мерси. (Подходит, берет пирожное и ест. Она ест, а он смотрит, мысленно пересчитывает деньги в кармане. Она берет второе и ест.).

Григорий Иванович: Ого! Не пора ли нам в театр сесть! Звонили... может быть!

Дама-аристократка: Нет (берет третье, а Григорий Иванович сглатывает слюну).

Григорий Иванович: Натощак - не много ли? Может вытошнить.

Дама-аристократка: Нет, мы привыкшие. (Берет четвертое. Григорий Иванович нервничает).

Григорий Иванович: Ложи взад! (Дама испуганно открыла рот). Ложи, говорю, фря этакая! Сколько с нас за скушанные три пирожные?

Буфетчица: С вас, за скушанные 4 штуки - 4 рубля 84 копейки.

Григорий Иванович: Как за четыре?! Когда четвертое в блюде находится.

Буфетчица: Нету, хотя оно и в блюде находится, но надкус на ем сделан и пальцем смято.

Григорий Иванович: Как надкус, помилуйте, это ваши смешные фантазии.

Буфетчица: Нет уж, надкус сделали, значит, скушано (машет перед носом пирожным, тычет тарелку).

(Собирается народ).

Толпа: Да вот же надкус!

Гражданин №1: Да нет никакого надкуса!

Гражданин №2: Какой стыд!

Дама№2: Боже мой!

Григорий Иванович: Зря, мать честная, спорил, в обрез за 4 штуки (заплатил, обращается к аристократке). Докушайте, гражданка, заплачено. (Дама не двигается, стыдится, Тут один из граждан).

Гражданин №1: Давай я докушаю. (Берёт и ест, Гр. Иванович меняется в лице).

(Звонок. Действующие лица снова усаживаются на свои места).

(За кулисами: Товарищи, начинаем 2 действие нашего спектакля).

Григорий Иванович: Звонили. Пора сесть в театр.

Дама-аристократка: Это свинство с вашей стороны. Которые без денег не ездиют с дамами.

(Усаживается на своё место).

Григорий Иванович: Не в деньгах, гражданка, счастье, извиняйте за выражение. А в театр давайте сядем, звонили уже.

(Звонят 2 звонка, пока герои садятся, бежит режиссер Иван Павлович).

Иван Павлович: Вася, Вася ... актер, выйти не может, перебрал немножко, его если  выпустить сейчас, он же нам опять все лампочки электрические ногой подавит. Может ты вместо него сыграешь?

Вася: Я не могу к рампе выйти. Я сейчас два арбуза съел. Неважно соображаю.

Иван Павлович: Выручай, браток . Хоть на одно действие. Может, тот артист после очухается. Не срывай просветительной работы. Ну ладно (уходят с Ив. Павлов).

Голос за сценой: Все начинаем!

(Музыка, выходит Вася, из зала публика кричит).

Гражданин№2: Ба, братцы, да это же Вася вышедши.

Гражданин№1: Давай, Вася, не робей , дуй до горы!

Гражданин №2: Не подкачай, Вася, не робей!

Вася: Робеть, граждане, не приходится, раз критический момент. Артист основной сильно под мухой... и не может на сцену выйти, плохо ему... очень плохо... Сыграть мне надо за него... пока... что там... Ах да... Из дальних странствий возвратясь, привёз я товары богатые, да и свои выгодно продал. (Тут появляются на сцене два грабителя, Вася озирается). Братцы, вы кто... Не подходите, честью прошу (они пристают). Караул, грабят!

(Зрители из зала принимают это за игру).

Гражданин №1: Давай, Вася, давай, крой их милый!

Гражданин №2: Крой их, дьяволов, по башкам!

Вася: Не помогает, братцы! Караул! Всерьёз грабят (отбивается молча). Братцы, да что же это? За какое счастье страдать-то приходится?

Иван Павлович: Молодец, Вася, чудно рольку ведёшь. Давай дальше. (Вася отбивается, грабители уходят. Вася встаёт на колени).

Вася: Братцы! Режиссер Иван Павлович! Не могу больше, последние сбережения всерьёз прут.

Гражданин №1: Кажись, граждане, действительно, у Васи бумажник свистнули.

Вася: Все, не буду больше играть, ищите другого актёра... (уходит).

Иван Павлович (в глубокой задумчивости): Что же делать, братцы? Один в стельку, как
выйдет, так нарочно электрические лампочки давит, другой играть отказывается. Деньги у него свистнули. Кто играть будет!? (Навстречу идёт другой актёр). Вот, то, что надо. Вот, ты-то и сыграешь. Объясняю! Ты, Вася Чесноков, утомлённый, вспотевший, был на вечеринке, она закончилась поздно. После вечеринки тебе нужно проводить девушку. И тебе этого не очень хочется. Понял?

Вася Ч: Понял!

Иван Павлович: Иди, играй! (Уходит за сцену). Всё, начинаем. Приготовиться.

(Музыка, свет. На сцене снова начинается действие).

Вася Ч: Обождите, радость моя... Обождите первого трамвая... Куда же вы, ей богу, в самом деле... Тут и посидеть можно, и обождать, и всё такое, а вы идёте. Обождите нового трамвая, а то и вы вспотевши, и я вспотевши... Так ведь и захворать можно по морозу...

Маша: И какой вы кавалер, и даму не можете по морозу проводить.

Вася Ч: Так я вспотевши же. Какая вы неспокойная дамочка. Не будь вы, а другая - ни за что бы не пошёл провожать. Вот ей-богу, в самом деле. Только из-за любви пошёл.

Маша: Вот ещё, скажешь тоже...

Вася Ч: Вот вы смеётесь, и зубы скалите, а я действительно, Марья Васильевна, горячо вас обожаю и люблю. Вот скажите, лягте Вася Чесноков на трамвайный путь, на рельсы, и лежите до первого трамвая, и лягу, ей богу...

Маша: Да бросьте вы, посмотрите лучше, какая чудная красота вокруг. Луна светит.

Вася Ч: Да, замечательная красота. Действительно, очень красота. Вот многие учёные и партийные люди отрицают чувство любви, а я, Марья Васильевна не отрицаю. Я могу питать к вам чувства до самой моей смерти, ей - богу... Вот скажите: ударься Вася Чесноков затылком об туую стенку - ударюсь.

Маша: Ну, поехали.

Вася Ч: Ей-богу ударюсь, а хотите - брошусь в канал. Вы мне не верите, а я могу доказать...

Маша: Вася! Что вы (появляется мрачная фигура).

Фигура: Чего разорались... (осмотревшись).

(Маша в ужасе припала к стене. Фигур подошла поближе, и потянула Васю за руку).

Ну ты, мымра. Скидывай пальто, да живо. А пикнешь - стукну по балде, и нету тебя. Понял? Скидывай.

Вася Ч: Па-па-..позвольте, как же так.

Фигура: Ну! И сапоги тоже сымай! Мне и сапоги тоже требуются.

Вася Ч (с обитой): Даму не трогаете, а меня - сапоги снимай, у нее и шуба, и калоши, а я сапоги сымай.

Фигура (спокойно посмотрел на Машу и сказал): С ее снимешь, понесешь узлом и засыпался, знаю, что делаю. Снял?

(Маша глядит с ужасом).

Вася Ч: У ей и шуба, и калоши, а я отдувайся за всех...

(Фигура все надела на себя).

Фигура: Сиди и не двигайся, и зубами не колоти. А ежели крикнешь или двинешься -  пропал. Понял?

И ты, дамочка... (ушел).

Вася сидел и молчал, разглядывал свои белые носки.

Вася Ч: Дождались. Я же ее провожай, я и имущества лишайся. Да? Караул! Грабят! (Убегает).

Маша остается одна. Музыка. Маша уходит.

Маша: Вася! Куда же вы?

(Появляется артист).

Вася: Ну и что вы, братцы, думаете? Ну, устроили обыск у любителей. А только денег не нашли... Вот только пустой бумажник кто-то в кусты кинул. Вот вы говорите искусство.

Знаем! Играли! (Музыка).

Ведущий: Ну, а если серьезно! Все мы в этой жизни актеры. Каждому из нас предстоит сыграть свою роль, а оценивать вашу игру будет сама Жизнь!