"Вечные темы" и "вечные образы" в художестваенных произведениях духовного содержания

Разделы: Литература, Музыка


Вид урока: урок усвоения новых знаний.

Тип: интегрированный.

Эпиграф: “Здесь поэзия становится музыкой” В. Г. Белинский.

Цели урока для учителя:

Обучающие:

  • Выявление средств создания авторской позиции к изображаемому в произведениях духовного содержания.
  • Формирование умений сопоставлять фрагменты, находить ключевое слово и выявлять авторское отношение к земному и небесному.

Развивающие:

  • Развитие личного интереса учащихся к произведениям, созданным на основе Библии.

Воспитывающие:

  • Возрождение традиций духовного искусства.
  • Формирование глубокого уважения к религиозной культуре как духовному источнику.
  • Нравственная проблематика произведений искусства; человек и Бог в понимании автора.

Цели урока для ученика:

  • Познакомиться с художественными произведениями: М. Лермонтов стихотворение “Ангел”, Л. Марченко песня “Ангел”.
  • Учиться выделять авторское отношение к изображаемому.
  • Задуматься над великим значением Библии в создании произведений искусства.

Подготовка к уроку:

Учащиеся: должны подготовить выразительное чтение стихотворения М.Лермонтова “Ангел”;

Индивидуальные задания:

1. Художественное чтение стихотворения наизусть.
2. Сообщение (ученик музыкальной школы) о жанрах духовной музыки: духовный стих, духовная музыка, песнопение, гимн, херувимская песнь.

Учитель:

1) Подготовить оформление доски: Тема. Эпиграф. План. Лексика к уроку.
2) Подобрать иллюстрации:

Рембрандт “Святое семейство”. М. Нестеров “Видение отроку Варфоломею”. А. Иванов “Явление Христа народу”.

3) Словари: толковый, поэтический.
4) Подготовить музыкальные произведения:

  • “Великий колокольный звон” М.Мусоргский.
  • Песня “Ангел” (Л.Марченко на слова М. Лермонтова)

5) Тексты стихотворения и песни.
6) Подготовить вокальную группу учащихся ДМШ: исполнение песни “Ангел”.

План урока:

1. “Великий колокольный звон” М.Мусоргский.
2. Вступительное слово. Беседа: осмысление эпиграфа, определение целей для ученика. “Здесь поэзия становится музыкой” В. Г. Белинский.
3. Работа над восприятием и осмыслением музыкального произведения – песни композитора Л. Марченко на слова М. Лермонтова “Ангел”.
4. Работа над восприятием и осмыслением стихотворения М.Лермонтова “Ангел”.
5. Беседа по картине Рембрандта “Святое семейство”.
6. Подведение итогов.
7. Исполнение песни “Ангел”.
8. Домашнее задание (по выбору учащихся):

  • Прочитать стихотворение “Молитва” (“В минуту жизни трудную”).
  • Прочитать поэму “Мцыри” и постараться понять, какая мысль роднит её со стихотворениями “Ангел”, “Парус”, “Земля и небо”.
  • Выучить наизусть понравившиеся стихотворения, песни духовного содержания.
  • Нарисовать свои впечатления от стихотворения и музыки.
  • Подумайте, почему сегодня возрастает интерес к произведениям духовного содержания?

ХОД УРОКА

I. Начало урока.

Звучит “Великий колокольный звон” М.П.Мусоргского из оперы “Борис Годунов”.

Под музыку учащиеся входят в класс, слушают, садятся.

Пауза.

II. Вступительное слово:

Учитель литературы:

Среди вечных тем мировой культуры есть одна, которую трудно назвать “темой”, так как она связана с духовным миром человека, с его стремлением к свету, истине, красоте и вере.

Вера в людях не умирала никогда.

Вера учила создавать великие полотна и храмы.

Вера помогала найти слова и музыку, чтобы выразить душу.

Учитель музыки:

“Сам Бог говорил над моим ухом”, – свидетельствовал композитор Л.В.Бетховен признававшийся, что сила, порождающая музыку, незримо выше человека.

Если представить историю музыки, как ряд великих имён, то среди них трудно назвать композитора, у которого не было бы духовных сочинений, то есть тех, что основаны на образах и текстах Священного Писания (Библии). Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Глинка, Рахманинов и наши современники: Т.Г. Свиридов, С. Прокофьев, А.Кастальский. И это не удивительно: ведь церковь некогда была колыбелью музыки.

Церковное песнопенье – основа лучших образцов музыкального искусства.

Учитель литературы:

Мы уже знаем, что такое духовная музыка и духовная литература. Основой их является Книга книг, Библия. Но Библия оказала огромное влияние не только на христианскую, но и на светскую культуру.

    Учащимся предлагается прослушать произведения по теме урока, прочитать эпиграф, сформулировать цели урока, выбрать домашнее задание.

III. Работа над восприятием музыкального образа.

Сообщение ученика музыкальной школы о жанрах духовной музыки. Работа над восприятием и осмыслением музыкального произведения. Звучит песня “Ангел” в исполнении учителя музыки…

Беседа с учащимися:

  • Какие ассоциации и настроения рождает у вас эта музыка?
  • Приходилось ли Вам слышать такую музыку?
  • Чем эта песня напоминает церковные песнопения?
  • Как автор сохраняет “память жанра” - светской песни и церковного песнопения?
  • Что важно в духовной музыке? (поющее слово без сопровождения, а` капелла, воспитание поющим словом.)

Учитель музыки:

Светская музыка духовного содержания использует традиции храмовой музыки. Только своим песням композиторы дают инструментальное сопровождение.

А что отличает светскую музыку от церковного песнопения, песню “Ангел” современного композитора Л. А. Марченко, созданную на стихи замечательного поэта ХIХ века М.Ю. Лермонтова?

Анализ песни:

- Расскажите о характере и образе песни? (спокойная, повествовательная и в тоже время взволнованная, возвышенная, небесная, светлая, песня о Ангеле)

- Давайте посмотрим, какими музыкальными средствами композитор создаёт образ Ангела и как по-своему решает проблему взаимоотношений Бога и человека?

Учитель музыки:

- Послушаем еще раз песню в исполнении учащихся ДМШ.

- Понаблюдаем, как изменяется образный мир от первого куплета к припеву, от припева ко второму куплету?

Обращение к партитуре песни.

1 куплет – мелодия звучит спокойно, умиротворённо, повествовательно, монотонно, как молитва, звуковая интонация поступенная. (рассказываем мелодией о появлении Ангела)

Со слов “О Боге великом” - крещендо (усиление звука, развитие чувств)

Давайте споём мелодию1 куплета.

Задание: прослушайте ещё раз припев – у поэта М.Лермонтова этих стихов нет. (Звучит припев в исполнении учителя.)

- Что хотела сказать словами и музыкой припева Людмила Александровна Марченко?

Ангел любви летит над землёй,
   Летит над землей.
Ангел любви летит над тобой,
   Летит надо мной.

(Мелодия проникновенная, распевная, лирическая - выражает веру и любовь к Ангелу, посланнику Бога.)

Припев: mf (негромко) - 1 раз, 2 раз - чуть ярче.

2 куплет: на mf., со слов “И долго на свете томилась она” к словам “и звуков небес” кульминация! (усиление чувств до F)

Исполнение 1 и 2 куплета под аккомпанемент фортепиано и припев на нюанс mf.

3 куплет (добавляет композитор).

- Как звучит третий куплет? (развитие образа небесного ангела, появление нового – земных образов томления, тоски, “желаний чудных”)?

Задание:

- Послушайте, как идёт изменение мелодии: тональности и интонации? (играю) (мелодия новая, многоголосная, призывность интонации: со слов “Ангел любви” 2 раза – 1 раз на р (тихо), 2раз - с р до F(громко) и наоборот < >, заключение как бы издалека, как эхо, что это было когда-то (можно спеть одному ученику).

- Послушайте, как меняется тональность от припева к 3 куплету? (поют дети ДМШ)

Исполнение 3 куплета классом.

Вывод: Третий куплет, созданный композитором, важен для выражения собственного понимания темы Бога и человека. Это его восприятие образа Ангела. В этом проявляется его отношение к Богу, к душе бессмертной.

Мы видим, как музыкальная форма угадывает замысел композитора, а тональность музыки свидетельствует об истинной вере композитора в Бога. Так песня звучит как гимн Ангелу-спасителю: земные души нуждаются в нем, а вера в Бога озаряет мир “светом любви”.

4. Работа над восприятием и осмыслением стихотворения М.Лермонтова “Ангел”.

Учитель литературы:

Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Тютчев, Лесков – русские писатели любили духовное чтение, знали Священное Писание. Они в своих произведениях часто использовали сюжеты, символы, образы, темы, взятые из Библии. Одной из “вечных” является тема земного и небесного, одним из вечных образов произведений искусства является образ Ангела

“Ангел” - единственное из юношеских стихотворений, отданное поэтом Лермонтовым в печать и опубликованное с его полным именем; появилось в 1839 г. в “Одесском альманахе на 1840 г.” (незадолго до смерти).

- О чём говорит этот факт?

1. Подготовленная группа учащихся читает стихотворение М.Лермонтова “Ангел”.

2. Беседа.

- Какие чувства и мысли владели поэтом, когда писал он это стихотворение?

- Что привлекло нашего современника композитора в стихотворении, написанном более ста лет назад, что вдохновило на создание песни?

3. Работа парами.

- Сравните текст песни и стихотворения

- Подумайте, какая интонация должна быть ведущей, чтобы передать чувства поэта?

IV. Групповые задания учащимся:

Цель: Образ Ангела встречаем в поэзии минувших веков и современной лирике. И чтобы понять замысел автора, и чтобы получить истинное наслаждение от чтения или прослушивания произведения, нужно знать, “как поэзия становится музыкой”.

1-я группа. Значение антитезы в создании земного и небесного (составление сопоставительной таблицы)

-Уточните в словаре - справочнике определение слова “антитеза”.

-Заполните сопоставительную таблицу изобразительных средств, позволяющих создать образ земного и небесного, что чему противопоставляет поэт. (обратить внимание на эпитеты, метафоры, текстовые антонимы)

-Сделайте вывод, как поэтический приём помогает поэту создать настроение, передать свои чувства и мысли.

2-я группа: Лексика стихотворения.

-Уточнить по словарю и другим источникам значение слов, которые встретились в стихотворении (Ангел, Дух, блаженство, томиться, гимн, внимать, святой и грешный).

3-я группа: Определение темы, идеи.

- Найти ключевые слова и словосочетания, определяющие авторское отношение к песне Ангела; как можно было по-другому назвать стихотворение?

  • Песня ангела.
  • Песня небес.
  • Песня о счастье.
  • Херувимская песня.

4-я группа:

Работа над музыкальной выразительностью стихотворения.

Негромкое чтение стихотворения, составление партитуры текста.

Задание:

  • Прочитайте стихотворение негромко.
  • Определить стихотворный размер (обратить внимание на возможности амфибрахия: трёхсложный размер с ударением на сильных местах делает стих размеренным, даже монотонным)
  • Как автор разрушает монотонность? (плавное, легкое начало и мужское окончание, усечённое на один слог создаёт романтическую взволнованность, музыкальность)
  • Определите смысловые части, расставьте паузы и логические ударения, ритм, интонацию.
  • Сравните интонацию в I и II части.
  • Послушайте, когда меняется основной тон стихотворения, чувства поэта, настроение?
  • Постарайтесь в тексте найти ответ, когда происходит разлад в “душе молодой”? (обратить внимание: в третьей строфе появляется пауза: “Остался - без слов, но живой)
  • Найдите строчки, которые содержат общечеловеческий, всеобъемлющий смысл.

Отчет групп:

1 группа: Роль антитезы для выражения авторской позиции.

2 группа. Лексика стихотворения.

Ангелы (греч. - вестник) – по христианским верованиям, сверхъестественные силы, Духи, созданные Богом, для покровительства человеку.

Из учебной хрестоматии А.Г.Кутузова “В мире литературы”: “Чтобы исправить грешников и не дать им погибнуть, посылал Господь к людям ангелов, которые уговаривали людей, спасали праведников и наказывали грешников. Припомните, когда Авраам приносил в жертву сына своего Исаака? Для спасения Лота Бог послал в Содом Ангелов. Ангел путешествовал с Товиею. Ангел был с тремя отроками в разожжённой печи, куда они были брошены по приказанию Навуходоносора. Ангел защитил Даниила, когда он сидел в яме между львами”

Серафимы и Херувимы – Ангелы, относящиеся к лику высших Ангелов. По представлениям верующих, к каждому человеку от рождения для помощи ему в добрых делах Бог приставляет особого Ангела-хранителя.

Блаженство – полное невозмутимое счастье.

Томиться – мучиться, испытывать тяжесть чего-то.

Гимн – а) те церковные песнопения, которые исполняются во время богослужения, но не являются молитвами.

б) торжественная песня, хвалебная песнь.

3 группа. Определение темы, идеи через ключевые слова.

4 группа. О музыкальной выразительности стихотворения.

Партитура текста:

1 часть (1-2 строфы звучат торжественно, но спокойно, светло и молитвенно, вызывают чувства радости и блаженства).

2 часть (3-4 строфы)):

В 3 строфе начинает звучать мотив печали и слёз.

В 4 строфе он усиливается словом “томилась”, т.е. мучилась, испытывая тяжесть от чего-то.

- Можем ли мы сказать, что стихотворение создано на основе Библии и автор –верующий человек?

- С помощью каких средств он передаёт спасительную силу песни Ангела? (антитеза: лексика, эпитеты, интонация, композиция).

- Можно ли однозначно определить отношение автора к “душе молодой”? К Богу?

Вывод: Мы видим, что поэт – верующий человек. Он видит, что “душе молодой” свойственно метание, “томление”. Он сочувствует её “желаниям чудным”, и в то же время он понимает:

И звуков небес заменить не могли
ей скучные песни земли

V. Работа по картине Рембрандта “Святое семейство”.

Ученик художественной школы:

Величайшие произведения изобразительного искусства созданы по библейским сюжетам. И время не властно над ними. Эти творения являются достоянием мировой культуры:

  • “Апостол Матфей с ангелом” художник Караваджо
  • “Вдохновение поэта” художник Пуссен.
  • “Сикстинская мадонна” художник Рафаэль.
  • “Явление Христа народу” художник А. Иванов.

Учитель: Как удалось художнику передать состояние блаженства? (светлое лицо - лик женщины-матери; спокойный сон младенца, умиротворенность главы семейства и радостные, светлые ангелы навевают лёгкими крыльями покой и благодать)

Учащиеся вспоминают значение слов “святой”, “блаженство”.

Учитель: Итак, как можно определить отношение художника к “святому семейству?”

Примерные ответы:

  • Эти люди довольствуются малым: скромное жилище, скромное одеяние.
  • Но эти люди обрели смысл жизни (женщина читает Священное писание) в служении Богу, в послушании.
  • Они блаженны.
  • Мы видим: художник передаёт своё понимание счастья.
  • Что помогает человеку жить? Что спасает от греха?
  • Святость и Вера. Самопожертвование. Жизнь по заповедям Господним.
  • На картине мы видим выражение глаз, эмоции счастливой женщины, ощущаем радость земного бытия. Умиление, маленький земной рай.

Сообщение ученика художественной школы о картине Рембрандта “Святое семейство”.

VI. Подведение итогов:

- Что сближает эти произведения искусства: “Ангел” М.Ю.Лермонтова и Л.Марченко, “Святое семейство” Рембрандта? (Церковная тематика, образ ангела, незримое присутствие Бога великого, земное и небесное)

- Почему важно человеку знать произведения духовного содержания?

Слово учителя: В поисках истины и красоты человек приходит к Книге Книг - Библии. Духовная литература и музыка опираются на Священное писание и Священное предание.

В Божественном Откровении находит человек любовь, надежду и веру. Вера в людях не умирает никогда. Вера учит создавать полотна и храмы. Вера помогает найти высокие слова и звуки, чтобы воспеть вечно живую душу.

VII. Исполнение песни “Ангел”.

Пауза.

Под “Великий колокольный звон” дети уходят.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4