Литература
-
Урок-конференция по литературе "Добро должно быть с кулаками!?"по повести В. Железнякова "Чучело", 7 класс 2005
Урок-конференция является опорным для формирования этических норм взаимоотношений подростков, нравственных законов героев В.Железнякова, анализа художественного произведения, развития коммуникативных и творческих способностей учащихся.
-
Интегрированный урок (биология + литература) по теме: "Кто есть хищники? Что есть хищничество?" 2005
Основная цель уроков по биоэтике - соединить научные знания с эмоциональным восприятием окружающего мира, создать культ живого. Наиболее удачно это реализуется через интеграцию таких учебных предметов, как биология и литература. Цикл включает уроки:"Скопление чудных тварей, или суд над насекомыми", "Кто есть хищники? Что есть хищничество?" "Карнавал животных", "Человек - вершина эволюции или эволюционный тупик?". Эти уроки учат детей доброте, милосердию, осознанию себя частью природы.
-
Урок внеклассного чтения: "Все мы родом из детства" 2005
В подростковый период проблема взаимоотношения "отцов и детей" звучит особенно остро. Этим обусловлен выбор сказки С. Экзюпери "Маленький принц". Форма работы - общеклассная, так как идейное содержание произведения сложно и многогранно. Главный вопрос: "Что такое счастье и как найти взаимопонимание со взрослыми?". Для активизации читательского интереса использовались иллюстрации к произведению. Эмоциональное завершение - создание общей фотографии.
-
Сады и парки Ульяновска – Симбирска 2005
В данном сборнике, подготовленном при участии хороших специалистов, дается описание 75 охраняемых объектов (в основном, памятников природы). Они, как правило, занимают небольшую площадь, но их научная ценность очень высока, так как это наиболее хорошо сохранившиеся островки естественной природы.
-
К изучению романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?" 2005
Актуальность изучения произведения. Урок 1. Любовный треугольник. Находим выход из ситуации. Новые люди в романе. «Моральный кодекс» героев Чернышевского. Уроки 2,3. Особенный ли человек Рахметов? Его роль в романе. Разговор о лачугах и дворцах. Самооценка учащихся. Кому адресован вопрос автора? Есть ли ответ в романе?
-
Интегрированный урок по литературе. "Надрывается сердце от муки…", 10-й класс 2005
Урок литературы в 10-м классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Изображение жизни и страданий детей в романе.
-
Интерпретация стихотворения (понимание, истолкование, оценка). "Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник…" (философский смысл стихотворения С.Есенина "Отговорила роща золотая") 2005
Не все ученики могут определить тему и идею стихотворения, проанализировать его. В ходе урока мы анализируем стихотворение С.Есенина "Отговорила роща золотая". Оттолкнувшись от описания природы, мы переходим к размышлениям о смысле бытия и человеческой личности, определению темы, идеи.
-
Лингвистический анализ текста как искусство постижения многогранности слова и проникновения в духовный мир произведения 2005
С помощью лингвистического анализа художественного текста можно совершенствовать конкретные формы и методы введения художественной культуры слова в процесс обучения русскому языку. ЛАХТ позволяет научить школьников читать художественную литературу, правильно организовать работу по развитию речи, привить им лингвистическое и эстетическое чутье, воспитать их чуткими к красоте и выразительности языка, научить по крупицам впитывать в себя настоящий русский литературный язык, который должен быть предметом гордости нации.
-
Урок-раздумье "Чужого горя не бывает" (по рассказу Бориса Васильева "Экспонат №…") 2005
Урок внеклассного чтения "Чужого горя не бывает" по рассказу Бориса Васильева "Экспонат №...". Данный урок - раздумье поможет учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность; воспитывает патриотические чувства, нравственность, доброе отношение к людям через память о погибших; заставляет задуматься над смыслом жизни человеческой.
-
Многовариантная контрольная работа по теме: "Серебряный век русской поэзии" в 11-м классе 2005
Многовариантная контрольная (зачётная, проверочная) работа по теме «Серебряный век русской поэзии» в 11 классе. Цели: углубление, расширение (при подготовке) знаний и их проверка, повышение уровня самостоятельности при выполнении работы, формирование умения работать с дополнительной литературой.
-
Интеллектуальная игра: "Счастливый случай" 2005
В системе уроков по теме "Люби, цени и знай родной край" данный урок имеет большое значение, т. к. закрепляет не только знания о природе, истории Хакасии, ее известных людях, но и активизирует познавательную детальность, формируются поисковые и исследовательские навыки; а также урок предполагает формирование у учащихся новых понятий (топономика) и способов действий. Это урок сотрудничества, свободы выбора решений многомерное усвоение учебного материала.
-
Урок литературы по теме: "Я поведаю вам свою боль…"(по рассказу В.П. Астафьева "Белогрудка") 2005
Пусть поют в лесу птицы, пусть жизнь природы идет своим чередом, а мы, люди, как можно меньше будем вторгаться в ее мир, а будем только наблюдать за ней и наслаждаться ее звуками.
-
Формирование нравственно активной личности — главная задача обучения и воспитания старшеклассников на уроках литературы 2005
Наша жизнь - это процесс постоянного выбора, выбора между добром и злом, любовью и ненавистью. В сегодняшнем безнравственном мире только подлинно активная нравственная личность способна совершать правильный выбор как каждодневно, так и на поворотных, переломных этапах своей жизни, в периоды серьезных испытаний. В воспитании такой личности большую роль играют проблемные морально-этические ситуации, которые необходимо использовать на уроках литературы.
-
Применение методов и форм обучения, способствующих воспитанию интеллектуально развитой нравственной личности 2005
Традиционный характер обучения, когда учитель передает учебную информацию учащимся в проанализированном и обобщенном виде, а учащиеся лишь запоминают, не отвечает требованию формирования интеллектуально развитой, нравственной личности, социально адаптивной, способной к реализации и развитию своих духовных и природных творческих возможностей. Исключительно эффективным способом формирования нравственной активной личности являются активные формы и методы обучения, как-то: проблемные методы обучения, диспуты, семинары, инсценировки, конференции, творческие работы, общение и т.д.
-
Урок "Сопоставительный анализ произведений зарубежной литературы ХХ века" 2005
Цель урока "Сопоставительный анализ произведений зарубежной литературы ХХ века" - сравнить книги Р. Баха, А. Сент Экзюпери, П. Коэльо с точки зрения их идейно-художественного своеобразия, определить, что сближает такие разные творения. В форме урока-викторины учащиеся определяют их жанровую природу - притчи или философские сказки, отвечающие на "вечные вопросы" о смысле жизни. Сопоставляя "Чайку по имени Джонатан Ливингстон", "Маленького принца", "Алхимика", приходим к выводу, что они пронизаны идеей добра, духовной красоты и обращены к зоркости сердца читателя.
-
Урок литературы в 8 классе "Традиции зарубежной литературы в русском сонете"для УМК под редакцией А.Г. Кутузова 2005
Материалы представляют собой подробный конспект урока с описанием всех видов деятельности учащихся и учителя, вопросы и задания, иллюстративный материал, изучаемые понятия. В работе есть элементы лекции учителя, ответы ребят, выводы и обобщения. В приложениях 1, 2, 3 представлен раздаточный материал для учащихся.
-
"Повести Белкина" в аспекте нравственно-духовных ценностей (материалы к урокам литературы) 2005
Пушкин генетически унаследовал христианскую систему ценностей русской культуры и её религиозную точку зрения на мир, хотя воспитывался в духе европейского Просвещения, скептицизма и материализма. В "Повестях..." дан взгляд на жизнь со стороны идеала, постижимого верой. Это то, что есть в каждом человеке, что изначально заложено Творцом.
-
Роль текстового опроса на уроках литературы 2005
Одна из важнейших проблем в изучении литературы – приобщение учащихся к чтению художественных произведений, и текстовый опрос это один из эффективных приёмов работы с тестом. Он стимулирует самостоятельную работу учащихся, а также формирует у учащихся потребность в чтении текста художественного произведения. В работе приведены различные варианты качественных и интересных для учащихся текстовых опросов.
-
Рабочие материалы к уроку по теме: «"Лишний" ли человек Илья Ильич Обломов?» 2005
Урок литературы – это исследование художественных текстов, приемов создания образов, особенностей выразительных средств, которые использует автор для создания образов. Представлены рабочие материалы и конспект первого урока по роману И.А. Гончарова “Обломов”. Особенность этого урока – погружение в текст романа, внимание к художественному слову.
-
Урок литературы. Литературно-поэтический альманах "Он сердцем прост, он нежен был душою"(Жизнь и творчество В.А. Жуковского) 2005
XIX век был бурным и противоречивым. Это век расцвета романтизма. Романтическое направление в русской литературе не было однородным. Одни романтики прославляли революционную борьбу, воспевали преданность Отчизне, гражданственность. Другие - уходили в мир мечты, в мир своих чувств, переживаний. Таким был В.А.Жуковский. Страницы альманаха расскажут об этом удивительном человеке.
-
А.А.Ахматова: личностьи судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.Ахматовой 2005
Учащиеся, получив перспективное домашнее задание, организовали исследовательскую работу в микрогруппах. Цель такой работы - познакомиться с любовной лирикой А.А. Ахматовой в разные периоды творчества и подготовить ответ на вопрос: В чём проявилось художественное своеобразие и поэтическое мастерство "женской поэзии" Ахматовой?
-
Тема войны в творчестве А. Адамовича. Повесть "Каратели" 2005
Урок внеклассного чтения призван содействовать воспитанию у учащихся патриотических чувств, презрения к насилию, несправедливости. "Мы возвращаемся в прошлое, чтобы понять, как это было".
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова 2005
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 190 - летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Направлена на развитие творческих способностей детей, на повышение общего уровня духовного развития; позволяет привлечь к работе и объединить детей разных возрастов, дает возможность проявить свои способности детям, которым сложно это сделать в рамках обычного урока.
-
Урок-семинар по литературе "…И судим был каждый по делам своим: город и его жители" (по роману М. Булгакова "Белая гвардия") 2005
Данный урок-семинар проведён по новой учебной технологии "Педагогика сотрудничества", которая подразумевает работу в группах. Класс был разбит на четыре группы, каждой из которой вопросы и задания были розданы заранее (семинарское занятие предполагает это). Уверена, что данный урок позволил учащимся разобраться в нравственных проблемах романа, дать полную характеристику героям, проанализировать текст и дать свою интерпретацию.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Диалоги поэзии М. Цветаевой" 2005
Урок литературы в 11-м классе "Диалоги поэзии М. Цветаевой" представлен в форме семинара, одного из ведущих видов работы в старших классах. Материалы урока развивают умение анализировать лирические произведения поэтов разных литературных направлений.
-
Разработка урока по литературе. Урок-презентация по теме: "Творчество М.Н. Щукина" 2005
Как известно, главная задача учителя - словесника - привить любовь к книге, научить наслаждаться чтением, находить в произведении близкое своим мыслям и чувствам, открывать разнообразный мир человеческих отношений, брать для себя все лучшее из опыта прошедших поколений и своих современников. Эту задачу помогает решить урок- презентация "Творчество М.Н.Щукина".
-
Урок-игра в 9-м классе по теме: "Русская литература XVIII в." 2005
Данный урок представляет собой урок-обобщение знаний учащихся, проходящий в нетрадиционной форме урока-игры. Проведение урока в данной форме позволяет не только систематизировать знания учащихся, но и формирует у них умение работать в коллективе, развивает коммуникативные навыки и артистические способности, выявляет творческий потенциал детей, способствует познавательной активности учащихся и вызывает интерес к изучаемому предмету.
-
Урок литературы в 10-м классе по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема: "Базаров и его родители" 2005
В старших классах особенно актуальна на уроках литературы проблема семьи, проблема отношений в семье. Семья - основа нравственного благополучия во все времена. Проблема взаимоотношений в семье имеет множество аспектов. Одним из направлений в решении вопросов семейных взаимоотношений является литература. Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" явился ответом на решение данной проблемы. Базаров - человек дела, между ним и его родителями нет духовного родства, но их объединяет наличие душевных качеств: любовь, искреннее дружелюбие, уважение. Горе родителей, потерявших своего сына, беспредельно. Дети ответственны за душевный покой своих родных людей. Их долгая жизнь - в руках сыновей и дочерей.
-
Проектный урок по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда" 2005
Данный урок — один из этапов проектной методики, использование которой особенно эффективно при проведении уроков внеклассного чтения по литературе.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме: "Средства создания образа Хлестакова" 2005
Данный урок литературы помогает сориентировать учащихся на целостный пообразный анализ литературных персонажей в драматическом произведении, дает возможность "увидеть" специфику создания Гоголем характера Хлестакова в комедии "Ревизор".