Интегрированный урок: литература + ИЗО + музыка. "Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке", 8-й класс

Разделы: Литература, Музыка, МХК и ИЗО

Класс: 8


Цель урока: дать общее представление о поэзии Николая Рубцова. Выяснить философию лирики (отражение человеческой души). Показать внутреннюю связь поэзии с живописью и музыкой.

Задачи урока

Воспитательные Воспитывать любовь к родной природе и чувство патриотизма; бережное отношение к чувствам окружающих. Воспитывать слушательскую культуру, эмоциональное восприятие музыки, стихов, живописи.
Обучающие Обучать умению выражать словами свои чувства, по ассоциациям создавать пейзаж и музыкальную драматургию произведения.
Развивающие Обогащать словарный запас детей, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух. Развивать умение соотносить лирику Н.Рубцова с произведениями С.Рахманинова и полотнами русских художников.

Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла.

Средства оснащения урока: доска, таблицы, схемы, опорные слова, музыкальный центр, стихи Н.Рубцова, прелюдии С.В.Рахманинова, репродукции картин русских художников.

Ход урока

Слово учителя музыки

Звучит стихотворение Н.Рубцова “Пусть душа останется чиста” на фоне Прелюдии №10, ор.32 (№20) С.Рахманинова.

До конца,
До тихого креста
Пусть душа останется чиста!

Перед этой желтой, захолустной,
Стороной березовой моей
Перед жнивой,
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей.

Перед этим старым сельсоветом,
Перед этим садом у моста
Перед всем старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста
До конца,
До смертного креста!

Какие зрительные образы возникли у вас, когда вы слушали эти стихи?

Какие чувства испытывает лирический герой?

Помогла ли вам музыка понять настроение героя?

Слово учителя ИЗО

Выразите в выкрасках настроение, переданное в стихах и музыке.

Цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие. Цвет может не только радовать, а и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти.

Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, синий цвета.

Волнующее воздействие - пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета.

Действие цветов обусловлено и ассоциациями, которые вызывают цвета. В изобразительном искусстве принято считать, что

красный - согревающий, оживляющий, активный, энергичный;

желтый - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный;

оранжевый - веселый, радостный, пламенный, добрый;

зеленый - спокойствие, приятное и мирное настроение;

синий - серьезный, печальный, сентиментальный, тоскливый, спокойный;

фиолетовый - 1. приятный, полный жизни; 2. отталкивающий, тоска, грусть.

В какой колорит окрашено стихотворение Н.Рубцова? (Работы детей, рисунок 1,2).

Рис.1 Рис.2

Слово учителя словесности

О чем стихотворение? Назовите ключевое слово? (“Душа”, “чиста”).

Подберите синонимы, антонимы к слову “душа”.

Душа - внутренний, психический мир человека, его сознание, мышление.

Бездушие - 1. Без сочувствия, живого отношения к чему-либо; 2. Жестокость.

Так толкует наука, а ваши ассоциации? Подберите эпитеты так, чтобы они начинались составляющими слово “душа” буквами.

Д - доброжелательная

У - умиротворенная

Ш - широкая

А - артистичная

Что значит “душа чиста”?

Цель нашего урока: дать общее представление о поэзии Николая Рубцова. Выяснить философию лирики (отражение человеческой души). Показать внутреннюю связь поэзии с живописью и музыкой.

Слово учителя музыки

Прозвучавшие стихи принадлежат русскому поэту Николаю Рубцову, а музыка русскому композитору Сергею Рахманинову.

Что позволило объединить стихи и музыку двух талантливых людей, живших в разные эпохи и творивших в разных сферах искусств?

Слово учителя словесности

Как строит душу ребенка народная сказка, как обновляет землю первый дождь, так в наше страшное ожесточением, бездуховностью время поэзия эта способна пробудить, очистить нас, вернуть данное нам природой чувство прекрасного.

Пусть сегодняшний урок будет подарком для вас и посеет в каждом из вас доброе зернышко, чтобы в будущем у каждого из вас был свой добрый причал, такой как поэзия Рубцова.

Основные мотивы творчества поэта - Родина (большая и малая), природа, русская душа.

Любимые образы: свет, звезда, огонек, дом.

Попробуйте объяснить, почему, прослушав песню на стихи Н. Рубцова “В горнице моей светло…”. (Песня исполняется солисткой школьного фольклорного ансамбля).

В горнице моей светло -
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды.

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день.

Буду поливать цветы,
Думать о судьбе своей,
Беду до ночной звезды
Лодку мастерить себе.

Как вы понимаете, что значит “дом” для поэта? И вообще дом?

Как вы считаете, дом в стихах открытое или закрытое пространство?

Дом - расширяется, выходит за рамки замкнутого пространства. У дома есть порог: граница. У Рубцова дом - это “весь мир”.

Слово учителя музыки.

Стихотворение написано от лица автора - Н.Рубцова. Почему же именно женское исполнение песни приобрело наибольшую популярность?

Слово учителя словесности.

Зеркало души - это природа. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она всегда останется его Родиной, частью его самого. Не исключение и Н.Рубцов.

Сравните два стихотворения “Березы” и “Ночью я видел…”

Русь моя. Люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез…

Ночью я видел: ломались березы,
Видел: метались цветы.
Гром, рассылающий гибель и слезы
Всех настигал с высоты…
Как это странно и все-таки мудро -
Гром роковой перенесть,
Чтоб удивительно светлое утро
Встретить, как светлую весть.

Что общего? В чем различия?

Слово учителя музыки

Давайте еще раз обратимся ко второму стихотворению и попробуем себя в роли музыкантов, композиторов.

Как вы думаете, в стихотворении описаны только явления природы или же поэт передал чувства, волнующие его душу? Какие?

Из ваших ответов я поняла, что в стихотворении передано 2 настроения (тревожное и спокойное). А теперь давайте попробуем написать музыку, созвучную первому настроению (взволнованная, тревожная, грозная, громкая, быстрая). Какая музыка смогла бы передать 2 настроение (спокойная, умиротворенная, тихая, медленная). Я предполагала, какие могут быть ответы, и подготовила на доске ряд опорных слов, но ваша фантазия оказалась намного богаче.

Так как мы с вами не владеем музыкальными навыками, необходимыми для создания музыки, предлагаю обратиться за помощью к С.В.Рахманинову и послушать его произведение. Это прелюдия. Небольшая пьеса для фортепиано. Подумайте, совпали ли чувства, переданные Рубцовым в стихотворении, Рахманиновым в прелюдии с нашими чувствами.

Звучит прелюдия №1, ор.32 (№11) С.Рахманинова.

Музыка и стихи отражают одно настроение, одинаковые чувства и дополняют друг друга. Чувства, выраженные в стихах и музыке, совпадают с нашими чувствами.

Слово учителя словесности

Грусть, печаль, тревога, одиночество - все есть в стихах. Но что человек без этих чувств? Лирический герой связывает свою печаль с миром природы. Рубцов - поэт-пейзажист. Попробуем доказать это.

У каждой страны и у каждой стороны своя природа, свой осенний пейзаж. Поэт говорит стихами о своей родине, о северной стороне. Художник разговаривает цветом, линиями, мазками. Поэт и художник… Они сотворили чудо. Написали так, как только они могут написать, поделились этим чудом с нами. Жанр пейзажа говорит о бесконечном многообразии и красоте природы в разное время года, при солнечном и лунном освещении, передает чувства, настроение.

Давайте попробуем выполнить задание. Как вы чувствуете стихи Н.Рубцова? Подберите репродукции картин художников к стихам Н.Рубцова. И объясните свой выбор (на карточках стихи Н.Рубцова).

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…
Вот наступит октябрь - и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные клики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…

Звезда полей во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал Родину мою.
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром.

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез
Слушаю, и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Я так люблю осенний лес,
Над ним сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой осенний свист…

Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.

Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды
Люблю навек, до вечного покоя.

В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь.
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь.

О, сельские виды!
О, дивное счастье родиться в лугах, словно Ангел, под куполом синих небес!
И храм старины, удивительный, белоколонный,
пропал, как виденье, меж этих померкших полей…

“Вот бы здесь построить домик в три окна. За домом - березы, а под окном - смородина, рябина, черемуха. Пиши сколько угодно, никто не помешает”. (Н.Рубцов)

На доске репродукции картин:

В. Сидоров “Пора безоблачного неба”;

С. Герасимов “Церковь покрова на Нерли”;

Н. Ромадин “Север. Красный фиорд”;

Н. Ромадин “Последний луг”;

Б. Кустодиев “Сенокос”;

И. Грабарь “На озере”;

Л. Бродская “Лето”;

Л. Грицай “Осень. Северный ветер”;

В. Дмитриевский “В родных местах”;

И. Левитан “Над вечным покоем”;

И. Левитан “Озеро. Русь”;

М. Нестеров “Осенний пейзаж”;

Е. Табакова “Весна”;

Цветные репродукции фотографий сельских видов из журнала “Огонек”.

Слово учителя ИЗО

Рисуем северный пейзаж.

I. Жанр - пейзаж.

II. Выразительные средства.

  1. Выбор сюжета (северная природа, небо, деревья)
  2. Композиция (выбор формата: вертикальный или горизонтальный, композиция должна быть соразмерная, уравновешенная;.не забудьте о линейной перспективе, а затем и о законах воздушной перспективы), рисунок 3.
  3. Рис.3

  4. Рисунок: линии рисунка; горизонт; средний план - сопки, линия воды; первый план - силуэты деревьев, стволы, веточки, почва, камни, трава; детали рисунка), рисунок 4.

Рис.4

  1. Техника выполнения может быть смешанная. Давайте возьмем мелки, акварель.
  2. Контраст цвета.
  3. Колорит: выбираем время года, время суток, состояние природы; определяем построение, цвет, фон.

III.  Практическая работа.

  1. Смочить лист водой.
  2. Выбрать 2-3 цвета, покрыть небо (говорят, что самое красивое - северное небо).
  3. Выемка краски - светило, тучи.
  4. Воздух (голубая планета Земля).
  5. Добавить цвет (вода темнее, чем небо).
  6. Средний план (чем ближе предмет, тем теплее).
  7. Первый план - силуэты деревьев, стволы, большие ветви, средние, маленькие. веточки, внизу почва, растения.

Теплые тона: коричневый, светло-желтый, оранжевый, красный.

Холодные тона: фиолетовый, голубой, синий.

После выполнения рисунков выставка работ на доске. Учащиеся показывают свой рисунок и цитируют к нему строки из стихов Н.Рубцов (рисунок 5, 6, 7).

Рис.5

Рис.6

Рис.7

Слово учителя музыки

Почему многие стихи Н.Рубцова положены на музыку?

Благодаря музыке, звучащей в поэзии Н.Рубцова, к его стихам часто обращаются композиторы. На стихи Н.Рубцова написано много хороших песен. С одной из них мы сегодня познакомимся.

Звучит песня “Букет”, муз. Барыкина в исполнении автора.

Эта песня о самом прекрасном чувстве, которое окрыляет и вдохновляет человека - о любви.

Разучивание и исполнение песни.

Вывод

Как в ходе сегодняшнего урока мы доказали внутреннюю связь литературы, музыки и изобразительного искусства?