Цель урока: дать общее представление о поэзии Николая Рубцова. Выяснить философию лирики (отражение человеческой души). Показать внутреннюю связь поэзии с живописью и музыкой.
Задачи урока
Воспитательные | Воспитывать любовь к родной природе и чувство патриотизма; бережное отношение к чувствам окружающих. Воспитывать слушательскую культуру, эмоциональное восприятие музыки, стихов, живописи. |
Обучающие | Обучать умению выражать словами свои чувства, по ассоциациям создавать пейзаж и музыкальную драматургию произведения. |
Развивающие | Обогащать словарный запас детей, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух. Развивать умение соотносить лирику Н.Рубцова с произведениями С.Рахманинова и полотнами русских художников. |
Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла.
Средства оснащения урока: доска, таблицы, схемы, опорные слова, музыкальный центр, стихи Н.Рубцова, прелюдии С.В.Рахманинова, репродукции картин русских художников.
Ход урока
Слово учителя музыки
Звучит стихотворение Н.Рубцова “Пусть душа останется чиста” на фоне Прелюдии №10, ор.32 (№20) С.Рахманинова.
До конца,
До тихого креста
Пусть душа останется чиста!Перед этой желтой, захолустной,
Стороной березовой моей
Перед жнивой,
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей.Перед этим старым сельсоветом,
Перед этим садом у моста
Перед всем старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста
До конца,
До смертного креста!
Какие зрительные образы возникли у вас, когда вы слушали эти стихи?
Какие чувства испытывает лирический герой?
Помогла ли вам музыка понять настроение героя?
Слово учителя ИЗО
Выразите в выкрасках настроение, переданное в стихах и музыке.
Цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие. Цвет может не только радовать, а и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти.
Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, синий цвета.
Волнующее воздействие - пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета.
Действие цветов обусловлено и ассоциациями, которые вызывают цвета. В изобразительном искусстве принято считать, что
красный - согревающий, оживляющий, активный, энергичный;
желтый - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный;
оранжевый - веселый, радостный, пламенный, добрый;
зеленый - спокойствие, приятное и мирное настроение;
синий - серьезный, печальный, сентиментальный, тоскливый, спокойный;
фиолетовый - 1. приятный, полный жизни; 2. отталкивающий, тоска, грусть.
В какой колорит окрашено стихотворение Н.Рубцова? (Работы детей, рисунок 1,2).
Слово учителя словесности
О чем стихотворение? Назовите ключевое слово? (“Душа”, “чиста”).
Подберите синонимы, антонимы к слову “душа”.
Душа - внутренний, психический мир человека, его сознание, мышление.
Бездушие - 1. Без сочувствия, живого отношения к чему-либо; 2. Жестокость.
Так толкует наука, а ваши ассоциации? Подберите эпитеты так, чтобы они начинались составляющими слово “душа” буквами.
Д - доброжелательная
У - умиротворенная
Ш - широкая
А - артистичная
Что значит “душа чиста”?
Цель нашего урока: дать общее представление о поэзии Николая Рубцова. Выяснить философию лирики (отражение человеческой души). Показать внутреннюю связь поэзии с живописью и музыкой.
Слово учителя музыки
Прозвучавшие стихи принадлежат русскому поэту Николаю Рубцову, а музыка русскому композитору Сергею Рахманинову.
Что позволило объединить стихи и музыку двух талантливых людей, живших в разные эпохи и творивших в разных сферах искусств?
Слово учителя словесности
Как строит душу ребенка народная сказка, как обновляет землю первый дождь, так в наше страшное ожесточением, бездуховностью время поэзия эта способна пробудить, очистить нас, вернуть данное нам природой чувство прекрасного.
Пусть сегодняшний урок будет подарком для вас и посеет в каждом из вас доброе зернышко, чтобы в будущем у каждого из вас был свой добрый причал, такой как поэзия Рубцова.
Основные мотивы творчества поэта - Родина (большая и малая), природа, русская душа.
Любимые образы: свет, звезда, огонек, дом.
Попробуйте объяснить, почему, прослушав песню на стихи Н. Рубцова “В горнице моей светло…”. (Песня исполняется солисткой школьного фольклорного ансамбля).
В горнице моей светло -
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды.Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день.Буду поливать цветы,
Думать о судьбе своей,
Беду до ночной звезды
Лодку мастерить себе.
Как вы понимаете, что значит “дом” для поэта? И вообще дом?
Как вы считаете, дом в стихах открытое или закрытое пространство?
Дом - расширяется, выходит за рамки замкнутого пространства. У дома есть порог: граница. У Рубцова дом - это “весь мир”.
Слово учителя музыки.
Стихотворение написано от лица автора - Н.Рубцова. Почему же именно женское исполнение песни приобрело наибольшую популярность?
Слово учителя словесности.
Зеркало души - это природа. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она всегда останется его Родиной, частью его самого. Не исключение и Н.Рубцов.
Сравните два стихотворения “Березы” и “Ночью я видел…”
Русь моя. Люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез…Ночью я видел: ломались березы,
Видел: метались цветы.
Гром, рассылающий гибель и слезы
Всех настигал с высоты…
Как это странно и все-таки мудро -
Гром роковой перенесть,
Чтоб удивительно светлое утро
Встретить, как светлую весть.
Что общего? В чем различия?
Слово учителя музыки
Давайте еще раз обратимся ко второму стихотворению и попробуем себя в роли музыкантов, композиторов.
Как вы думаете, в стихотворении описаны только явления природы или же поэт передал чувства, волнующие его душу? Какие?
Из ваших ответов я поняла, что в стихотворении передано 2 настроения (тревожное и спокойное). А теперь давайте попробуем написать музыку, созвучную первому настроению (взволнованная, тревожная, грозная, громкая, быстрая). Какая музыка смогла бы передать 2 настроение (спокойная, умиротворенная, тихая, медленная). Я предполагала, какие могут быть ответы, и подготовила на доске ряд опорных слов, но ваша фантазия оказалась намного богаче.
Так как мы с вами не владеем музыкальными навыками, необходимыми для создания музыки, предлагаю обратиться за помощью к С.В.Рахманинову и послушать его произведение. Это прелюдия. Небольшая пьеса для фортепиано. Подумайте, совпали ли чувства, переданные Рубцовым в стихотворении, Рахманиновым в прелюдии с нашими чувствами.
Звучит прелюдия №1, ор.32 (№11) С.Рахманинова.
Музыка и стихи отражают одно настроение, одинаковые чувства и дополняют друг друга. Чувства, выраженные в стихах и музыке, совпадают с нашими чувствами.
Слово учителя словесности
Грусть, печаль, тревога, одиночество - все есть в стихах. Но что человек без этих чувств? Лирический герой связывает свою печаль с миром природы. Рубцов - поэт-пейзажист. Попробуем доказать это.
У каждой страны и у каждой стороны своя природа, свой осенний пейзаж. Поэт говорит стихами о своей родине, о северной стороне. Художник разговаривает цветом, линиями, мазками. Поэт и художник… Они сотворили чудо. Написали так, как только они могут написать, поделились этим чудом с нами. Жанр пейзажа говорит о бесконечном многообразии и красоте природы в разное время года, при солнечном и лунном освещении, передает чувства, настроение.
Давайте попробуем выполнить задание. Как вы чувствуете стихи Н.Рубцова? Подберите репродукции картин художников к стихам Н.Рубцова. И объясните свой выбор (на карточках стихи Н.Рубцова).
Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…
Вот наступит октябрь - и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные клики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…Звезда полей во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал Родину мою.
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром.Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез
Слушаю, и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.Я так люблю осенний лес,
Над ним сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой осенний свист…Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды
Люблю навек, до вечного покоя.В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь.
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь.О, сельские виды!
О, дивное счастье родиться в лугах, словно Ангел, под куполом синих небес!
И храм старины, удивительный, белоколонный,
пропал, как виденье, меж этих померкших полей…
“Вот бы здесь построить домик в три окна. За домом - березы, а под окном - смородина, рябина, черемуха. Пиши сколько угодно, никто не помешает”. (Н.Рубцов)
На доске репродукции картин:
В. Сидоров “Пора безоблачного неба”;
С. Герасимов “Церковь покрова на Нерли”;
Н. Ромадин “Север. Красный фиорд”;
Н. Ромадин “Последний луг”;
Б. Кустодиев “Сенокос”;
И. Грабарь “На озере”;
Л. Бродская “Лето”;
Л. Грицай “Осень. Северный ветер”;
В. Дмитриевский “В родных местах”;
И. Левитан “Над вечным покоем”;
И. Левитан “Озеро. Русь”;
М. Нестеров “Осенний пейзаж”;
Е. Табакова “Весна”;
Цветные репродукции фотографий сельских видов из журнала “Огонек”.
Слово учителя ИЗО
Рисуем северный пейзаж.
I. Жанр - пейзаж.
II. Выразительные средства.
- Выбор сюжета (северная природа, небо, деревья)
- Композиция (выбор формата: вертикальный или горизонтальный, композиция должна быть соразмерная, уравновешенная;.не забудьте о линейной перспективе, а затем и о законах воздушной перспективы), рисунок 3.
- Рисунок: линии рисунка; горизонт; средний план - сопки, линия воды; первый план - силуэты деревьев, стволы, веточки, почва, камни, трава; детали рисунка), рисунок 4.
- Техника выполнения может быть смешанная. Давайте возьмем мелки, акварель.
- Контраст цвета.
- Колорит: выбираем время года, время суток, состояние природы; определяем построение, цвет, фон.
III. Практическая работа.
- Смочить лист водой.
- Выбрать 2-3 цвета, покрыть небо (говорят, что самое красивое - северное небо).
- Выемка краски - светило, тучи.
- Воздух (голубая планета Земля).
- Добавить цвет (вода темнее, чем небо).
- Средний план (чем ближе предмет, тем теплее).
- Первый план - силуэты деревьев, стволы, большие ветви, средние, маленькие. веточки, внизу почва, растения.
Теплые тона: коричневый, светло-желтый, оранжевый, красный.
Холодные тона: фиолетовый, голубой, синий.
После выполнения рисунков выставка работ на доске. Учащиеся показывают свой рисунок и цитируют к нему строки из стихов Н.Рубцов (рисунок 5, 6, 7).
Слово учителя музыки
Почему многие стихи Н.Рубцова положены на музыку?
Благодаря музыке, звучащей в поэзии Н.Рубцова, к его стихам часто обращаются композиторы. На стихи Н.Рубцова написано много хороших песен. С одной из них мы сегодня познакомимся.
Звучит песня “Букет”, муз. Барыкина в исполнении автора.
Эта песня о самом прекрасном чувстве, которое окрыляет и вдохновляет человека - о любви.
Разучивание и исполнение песни.
Вывод
Как в ходе сегодняшнего урока мы доказали внутреннюю связь литературы, музыки и изобразительного искусства?