Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу А.И.Просекина "Милочка". "Хочу жить как мне хочется, а не как живется"

Разделы: Литература


Вид урока: урок внеклассного чтения в 8 классе

Цели урока

  • Познакомить учащихся с творчеством ангарского писателя Александра Просекина.
  • Определить проблематику его рассказа “Милочка”.
  • Уяснить смысл названия произведения и попьггаться понять, какие нравственные уроки дает нам автор.

План урока

1. Вступительное слово учителя о А, И. Просекине.

2. Сведения из биографии писателя (индивидуальное сообщение ученика).

3. Выборочное чтение рассказа с элементами пересказа.

4. Идейно-художественный анализ рассказа (работа по группам).

5. Заключительное слово учителя по содержанию рассказа.

6. Оценка работы учащихся на уроке.

7. Домашнее задание.

Урок рассчитан на два часа: один час из уроков внеклассного чтения, второй - из уроков развития речи.

Оборудование урока

  • Тексты рассказа “Милочка” на каждой парте.
  • Выставка книг А. Просекина.
  • Оформленная классная доска.

Предварительная подготовка к уроку

1. Самостоятельное домашнее чтение рассказа учащимися.

2. Дать индивидуальное задание ученику - подготовить устное сообщение о жизни и творчестве А. И. Просекина.

3. Дать индивидуальное задание четьфем ученикам - раскрыть значение имен: Людмила, Любовь, Алла (Петровна), Анатолий (Толик).

Ход урока

Сообщение темы и целей урока. Привлечение внимания учащихся к оформлению доски. Запись темы н эпиграфа в рабочих тетрадях. Обращение к портрету А. И. Просекина. Небольшое вступительное слово о нем.

1. Слово учителя о писателе

Александр Ильич Просекин, известный иркутский (ангарский) писатель, недавно ушел из жизни. “Мы хоронили его под дождем: все - под зонтами, Саша - тоже; цветы, которыми выстилали Сашин путь в иную жизнь, падали в безразмерную дворовую лужу...”(Статья иркутского поэта Анатолия Кобенкова “Умереть не страшно...”/ Восточно-Сибирская правда от 1 июля 2004 года.)

Александр Просекин оставил нам богатое духовное наследие: рассказы, повести, романы. Его рассказы и повести - “школьные”, “производственные”, “социальные”. Главная проблема творчества Александра Просекина - становление человека.

2. Сведения нз биография писателя (индивидуальное сообщение ученика)

Александр Ильич Просекин родился в 1950 г. в г. Луцке Волынской области. В 1975 г. окончил Иркутский университет, историческое отделение. Работал учителем в сельских школах. Позже перешел на завод в г. Ангарске.

Первый рассказ “Милочка” опубликован в альманахе “Сибирь” в 1984 г. Были у него публикации в периодической печати, в московских и иркутских коллективных сборниках. Первая книга “Воспитание по Станишевскому” вышла в Иркутске в 1988 г. В 1990 г. в Москве увидела свет новая книга “Добрый мир”.

Ребята! Готовясь к уроку, я вновь перечитала его рассказ “Милочка” и вновь волновалась и радовалась встрече с книгой. Очень хочу, чтобы она стала для вас открытием, заставила “остановиться - оглянуться” и посмотреть на себя со стороны: каким я расту и живу на земле? Что со мной происходит?

Пришла пора, дороге друзья, ставить такие вопросы и отвечать на них. На сегодняшнем уроке разговор пойдет о рассказе А. Просекина “Милочка”. Хочется надеяться, что вы потянетесь и к остальным его книгам. Итак, в добрый путь!

З. Выборочное чтение рассказа с элементами пересказа (Читает и пересказывает учителя.)

4. Идейно-художественный анализ рассказа

Вопросы и задачи для беседы:

- Назовите главных героев рассказа? (Молодая учительница истории Людмила Ильинична, директор школы Алла Петровна, ученик Толик Приходкин, родители Толика Приходкина.)

- А кто помнит второстепенных героев? (Молодой парень Людмилы Сергей, который служит в армии; физрук Николай Семенович, его друг-трудовик - учитель по трудовому обучению.)

- Сколько лет Людмиле Ильиничне? (23 года)

- Сколько лет проработала директором школы Алла Петровна? (20 лег)

- Сколько лет Толику Приходкину и в каком классе он учится? (Одиннадцатилетний мальчик, “вертлявый пятиклассник”,)

- Назовите имя матери Толика Приходкина? (Любовь)

- Случайны ли имена у героев просекинского рассказа?

Послушайте сообщения учащихся об именах.

1 ученик: Людмнла - славянское имя, означающее “милая людям”. Людмила умеет находить контакт с людьми, любит создавать уютную обстановку, комфорт.

2 ученик: Алла - имя имеет предположительно германское происхождение. Алла уверена в себе и в своих силах, есть склонность командовать и давать ценные указания.

З ученик: Любовь - имя происходит от старославянского слова, означающего “любовь”. Это имя вызывает самые хорошие чувства у людей по отношению к женщине, носящей это имя.

4 ученик. Анатолий - имя греческого происхождения. В детстве, находясь под сильным влиянием матери, Анатолий часто замкнут и стеснителен. Со временем Анатолий избавляется от чрезмерного влияния матери. В отношениях с окружающими Анатолий спокоен и может найти общий язык с разными по характеру людьми. Но в критических ситуациях он может пойти наперекор коллективу, стать неуправляемым и создать сложности для близких ему людей.

Так случайны ли имена у героев этого рассказа?

(Нет, не случайны. Мы и раньше говорили, что имя влияет на человека, и часто писатели выбирают имена героям, чтобы полнее раскрыть их характер).

Какое имя не соответствует характеру героя? Сознательно ли писатель это сделал?

(Имя матери Толика Приходкина - Любовь - не соответствует ее характеру, манере общения с людьми. Думается, что писатель это сделал сознательно, чтобы подчеркнуть контраст между именем героини и ее характером.)

Задания по группам. (класс делится на 5 групп).

I группа характеризует Людмилу Ильиничну.

II группа характеризует Аллу Петровну.

Ш группа характеризует Толика Приходкина.

IV группа характеризует отца Толика.

V группа характеризует мать Толика.

/ группа: Людмила Ильинична - “молодая историня”, “русоволосая, с умными зелеными глазами учительница”, Она окончила институт с отличием, с “красным” дипломом и сама, по своей воле приехала жить и работать в деревню. “Мне всегда хотелось пожить в деревне, где есть лес и река”. “Я хочу жить как мне хочется, а не как живется... Мне кажется, что сельский учитель - более учитель... Он ближе и к ребятишкам, и к родителям, чем в городе”. У Людмилы есть парень Сергей, который служит в армии. Директора школы Аллу Петровну Людмила Ильинична поразила, во-первых, “прекрасными уроками”, во-вторых, манерой одеваться (“Всегда на Людмиле строгий костюм, без всяких излишеств, безукоризненная обувь”); и, наконец, тем, что она “бегает по утрам”.

Людмила Илышична не могла найти себе места (“тяжесть души”), когда она дала “сильнейшую пощечину” Толику Приходкину, потому что он мешал вести ей урок. У нее произошел “профессиональный срыв”. Состоялся серьезный разговор с директором школы. Вечером Людмила Ильинична ходила домой к Приходкиным извиняться не перед родителями, а перед Анатолием. Людмила Ильинична преподнесла Толе хороший нравственный урок.

// группа: Алла Петровна уже двадцать лет работает директором сельской школы, куда приехала Людмила Ильинична. Она сама тоже была историком. Алла Петровна выделяла Людмилу Ильиничну среди других учителей, она восхищалась ею.

Алла Петровна - справедливый человек. Узнав, что произошло с Людмилой Ильиничной, она вызвала ее к себе в кабинет. “Рукоприкладство в школе! Да за это в армии погоны срывают! Не то что в школе! И это в самом - то начале?! А что в таком случае остается нам... которые здесь уже полмиллиарда нервных клеток оставили? Может быть, кистенями обзавестись? Позорище!” Хотя Алла Петровна правильно поняла Людмилу Ильиничну: “Мы ведь тоже не железные!” Алла Петровна сильно переживала за Людмилу Ильиничну, сочувствовала ей. Вечером дома у Людмилы Ильиничны они разговорились по душам. Алла Петровна успокаивала Людмилу Ильиничну: “Ты сильно- то не бери в голову, что сегодня было. Это срыв. Не вагоны грузим. Обыкновенный профессиональный срыв... Ты больше не будешь, я знаю... На таких приходкиных хороший человек волю закаляет...”

Алла Петровна справедливо отзывается о матери Толика Приходкина: “Она же ведь... скальп снимает - глазом не моргнет!” Алла Петровна в рассказе Людмилу Ильиничну четыре раза называет “милочкой”, подчеркивая тем самым доброе отношение к ней,

III группа: Толик Лриходкин- “белобрысый” одиннадцатилетний мальчишка, “нахальный”, “щуплый вертлявый пятиклассник”, “такой заноза”. Фамилия у него “говорящая”- Приходкин. Он просто приходит на уроки, не работает на них, жует жевательную резинку, раздувая из нее пузыри, мешает учителям вести уроки, отвлекается даже на таком интересном уроке, как история. Когда Людмила Ильинична пришла вечером к нему домой извиняться перед ним, Толик адекватно оценивает себя: “Вы же не виноваты, я же сам все!..” Толику было стыдно за поведение своей матери, когда к ним пришла Людмила Ильинична. “Сказали бы папке, он бы сам в школу пришел”.

Думается, что после того как Людмила Ильинична извинилась перед Анатолием, между ними, скорее всего, установятся доверительные отношения. Хочется верить, что Толик теперь хорошо будет себя вести на уроках, по крайне мере на уроках Людмилы Ильиничны.

IV группа: отец Толика- “невысокий, лысоватый, приветливый мужчина”, работает шофером на лесовозе. Он правильно рассудил о своем сыне, когда к ним вечером

пришла Людмила Ильинична и сказала, что она ударила Толика по щеке: “Если получил, то, значит, заслужил! Мне самому иногда хочется ему, паршивцу, врезать. Вы не расстраивайтесь, ему на пользу пойдет. Бывает!” Когда его жена словно “с цепи сорвалась”, он пытался унять ее, крича: “Пр-рекрати, Любовь, слышишь! Добром прошу! Ты же посмотри, что вытворяешь! Надо мной уже вся деревня потешается, из-за тебя, выдра несчастная!” Положение в семье отца Толика ужасно. В своей семье не он глава семьи, и это отрицательно сказывается на воспитании Толика. Всем заправляет в семье мать Толика, она и обезличила своего порядочного мужа . В рассказе даже не упоминается его имя.

V группа: мать Толика. - Вот как автор описывает появление матери в доме Приходкиных, когда к ним пришла молодая учительница. “Людмила Ильинична не слышала, как в комнате появился кто-то еще. Голос за спиной буквально заставил ее вздрогнуть.”. “У двери... стояла среднего роста полноватая женщина. Ничего особенного в ней не было: обыкновенное лицо, о котором только и можно было сказать, что оно - “репкой вверх”. Да еще, пожалуй, выделялась прическа, непропорционально высокая и идеально уложенная”. Она один раз назвала Людмилу Ильиничну “милочкой”, совсем с другим оттенком, не так, как по-доброму, по-матерински называла ее “милочкой” Алла Петровна. Мать Толика торгует в леспромхозовском магазине. Это “знаменитая деревенская скандалистка”. Физрук Николай Семенович, узнав о том, что произошло с Людмилой Ильиничной на уроке, озабоченно сообщил в учительской своему другу - трудовику: “Ну и не повезло же Людмиле! Приходкина же душу из нее вынет, когда узнает!” А как мать Толика нагло выражается, мужа своего обзывает “пентюхом бесхребетным”, Людмилу Ильиничну - “нтилигенты- макаренки”.

Да, не повезло Толику с матерью, хотя родителей не выбирают. Мать Толика не понимает, что своим бестактным грубым поведением она обезличивает не только своего мужа, но, и это самое страшное, своего сына. А ведь все идет из семьи, все закладывается в семье.

5. Заключительное слово учителя по содержанию рассказа

Какова проблематика рассказа? Какие проблемы волнуют автора?

1. Школьные проблемы (взаимоотношения “учитель-ученик”, “учитель-учитель”, “учитель-директор школы”, “учитель-родитель”).

2. Семейные проблемы (взаимоотношения родителей в семье между собой, взаимоотношения родителей и детей).

3. Проблемы семейного воспитания.

4. Проблемы школьного учителя.

5. Проблемы города и деревни (“сельский учитель- городской учитель”).

6. Нравственные проблемы общества (задумываются ли родители над нравственным воспитанием своих детей, чтобы не происходило у школьных учителей профессионального срыва).

    • Как вы думаете, ребята, кто главный герой рассказа? (Главная героиня рассказа Людмила Ильинична).
    • Почему рассказ называется “Милочка”? (Ответы учащихся.)
  • Назовите положительных и отрицательных героев рассказа.
Положительные герои Отрицательные герои
Людмила Ильинична - учитель истории

Алла Петровна - директор школы

Отец Толика Приходкина

Мамаша Толика Приходкина.

Толик Приходкин

- А Толик Приходкин - положительный или отрицательный герой? (Толик Приходкин - еще ребенок, правда не такой уж и маленький ребенок, ему 11 лег. А ребенок - это развивающаяся личность. У него, как и в каждом человеке, есть “плюсы” и “минусы”. “Минус” - Толик плохо себя ведет на уроках. “Плюс” - адекватно оценивает себя: “Я же сам виноват”.)

Идея рассказа (главная мысль, к которой приводит автор своего читателя) - каким человеком вырастет Толик Приходкин. Идея рассказа заключается в нравственном становлении человека.

Давайте, ребята, еще раз обратимся к эпиграфу урока: “Все, что происходит с человеком после 14 лет, не имеет существенного значения”.

Толику Приходкину еще 11 лет. У него еще есть время задуматься о своих поступках, о своей судьбе. Вам. восьмиклассникам, уже 14 лет. Поэтому успевайте умнеть, добреть, успевайте быть в жизни деятельными.

Поверьте, жизиь достойна этих ваших усилий. Надо жить не так, как живется, то есть плыть по течению, а жить надо так, как хочется. Следовательио, каждый человек сам делает свою жизнь, совершает свой выбор, строит свою судьбу. Ведь недаром древняя пословица гласит: “Посеешь привычку - пожнешь поступок, посеешь поступок -пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу”.

6. Оценка работы учащихся на уроке

Учитель вместе с учениками оценивает, кто как поработал на этом уроке (индивидуальные сообщения учащихся, лучшие ответы во время беседы по идейному содержанию и художественным особенностям рассказа).

7. Домашнее задание (см. на доске)

Приложение1. Александр Просекин. “Милочка”

Приложение 2. Выставка книг А. Просекина (литература)