Внеклассное чтение. Игра "Колесо литературы"

Разделы: Литература


Тема. Внеклассное чтение. А.С. Пушкин. V глава романа “Евгений Онегин”.

Цели:

  • на основе прочитанной главы из романа “Евгений Онегин” Пушкина (опережающее задание) провести игру “Колесо литературы”;
  • проверить знания восьмиклассниками текста;
  • развивать мышление, память, внимательное отношение к слову, культуру речи;
  • воспитывать интерес к произведениям классической литературы, творчеству Пушкина, национальным традициям России.

Задачи: способствовать развитию коммуникативных отношений, творческому содружеству; следить за соблюдением правил игры; создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.

Тип: урок-игра (комбинированный).

Оборудование: портрет Пушкина, стенд “Чаепитие на Руси в картинах художников”; накрытый к чаепитию стол; картинки карет разных цветов; лента, изображающая дорогу с разметкой верст.

Формы и методы: фронтальная и групповая работа; вербальный; беседа; проблемно-поисковый, репродуктивный, практический, иллюстративный, интеллектуальный, творческий.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель:

- Я приветствую вас в литературно-художественном салоне “Под сенью Муз”. Сегодня у нас с вами урок-игра по V главе романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Каждая команда должна пройти длинный путь - тысячу верст. И во же время – небольшой – всего тысячу верст вместе с Пушкиным.

Пушкин и версты… Сам поэт около 35 тысячи верст проделал

То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком…

Итак, в путь!

III. Игра.

I тур

Унылая пора… Очей очарованье!..”

1-е задание.

Порывистый ветер срывает с деревьев последний наряд – листья, и они, как и строки из романа “Евгений Онегин”, разлетелись. Мы не будем собирать листья и делать гербарий, но вот разбросанные строки стихов придется восстановить.

Учащиеся получают карточки с “разбросанными” строками стиха. (Задание не должно вызвать особого труда, т.к. строчки стихов знакомы учащимся с начальной школы.)

Карточка №1.

Шумом, лесов, солнышко, уж, сень, становился, небо, реже, таинственная, короче, осенью, обнажалась, день, с, блистало, печальным, уж, дышало.

Карточка №2.

У, ложился, довольно, стоял, гусей, туман, приближалась, тянулся, ноябрь, к, скучная, крикливых, двора, уж, на, югу, поля, пора, караван.

Карточка №3.

Лошадка, как-нибудь, зима, крестьянин, снег, дровнях, торжествуя, его, рысью, почуя, обновляет, плетется, путь, рысью, на.

Если задание выполнено верно, команда продвигается на 50 верст.

2-е задание.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа…

Вопрос: когда же выпал снег?

(“Снег выпал только в январе, на третье в ночь…”)

Оценка – 50 верст.

II тур

Тайны русского чаепития”

Учитель. Наша игра, думаю, будет неполной, если не остановимся на одной старинной традиции провинциального дворянства (как, впрочем, и купечества, и простого русского люда) – чаепитии.

А.С. Пушкин в романе мастерски подметил, что на Руси, особенно в глубинке, в провинции, часто пьют чай, можно сказать с утра до вечера. Итак, внимательно слушаем, что подмечено автором:

Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар,
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал…

Всего восемь строк… Но сколько здесь, оказывается, загадок… И каждая правильно отгаданная из них позволит вам продвинуться на 50 верст.

1-е задание.

Когда и где появились в России самовары?

(Самовары появились в России в XVII веке, первый изготовлен по велению Петра I в Туле.)

2-е задание.

Почему “блистая”?

(Самовары чистили. Недаром о человеке, который был слишком вычурно одет, самодоволен, говорили: “Блестит, как медный самовар”.)

3-е задание.

Чем чистили на Руси самовары?

(Зола, клюква и т.д. – народных средств было много.)

4-е задание.

Почему “китайский чайник”? Неужели на Руси не было своих фарфоровых заводов? Выберите версию:

а) чай произвели впервые китайцы , они и начали первыми изготовлять чайники;

б) на Руси еще не было своих фарфоровых заводов, но чай произвели русские.

(Правильной считается первая версия.)

5-е задание.

Китайский чайник нагревая…” Продемонстрируйте, каким образом.

(Учащиеся должны поставить чайник на самовар.)

6-е задание.

Учитель цитирует:

По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал…

Почему он “душистый”? Что заваривали?

(Различные травы, китайский чай.)

Цитирование учителя:

Я не учен, как вы, но в этом прав,
Смотри на блюдца круглое оконце –
В чаинках аромат цветов и трав,
И русский дух земли и солнца…

Действительно, всего восемь строк рассматриваем мы из романа “Евгений Онегин”, а они содержат в себе много интересного. Задания этого тура не исчерпаны, и вот

7-е задание.

содержит загадки в двух словах – “сливки” и “мальчик”:

И сливки мальчик подавал

С чем ели (пили) сливки?

(К чаю подавали сливки, как и молоко.)

Кто такой “мальчик”? Предлагаются версии:

а) прислуга, мальчик, работающий на кухне;

б) родственник;

в) мальчик, который исполнял многочисленные поручения хозяев;

г) своя версия.

(Третья версия – это мальчик “на побегушках”.)

8-е задание вытекает из сценки, которую поставят учащиеся, “За чаем”.

Хозяин и хозяйка за столом. Входят гости.

Г о с т ь. Чай да сахар!

Г о с т ь я. Хлеб да соль!

Х о з я й к а. Милости просим к чаю! (Садятся все трое.)

Х о з я и н. О, да и самовар вскипел! Заваривай, кума! (Гостья заваривает сразу чай.) Разливай, кум! (Гость разливает: женщинам – в стаканы, мужчинам – в чашки.)

Х о з я й к а. Вам с вареньем или со сливками?

Г о с т ь я. Со сливками, пожалуйста.

(На стульях висят полотенца, к ним никто не притрагивается. Все пьют чай без блюдец.)

Найдите ошибки. (За максимальное количество замеченных ошибок – 100 верст.)

(Чай строго разливал хозяин. Подавали чайное полотенце, им пользовались. Если самовар только что вскипел, ждали, когда вода перестанет кипеть, а потом заваривали. Чай пили из блюдец. Из стаканов пили мужчины.)

III тур

“Преданья старины глубокой…”

Сценка “Татьяна и няня”

- Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне.
- Что, Таня, что с тобой?
- Мне скучно,
Поговорим о старине…

Итак, продолжаем разговор о старине, но уже не о традициях русского чаепития, а о том, что

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины…

1-е задание.

Каким же преданьям верила Татьяна?

(“Снам”, “карточным гаданьям”, “предсказаниям луны”: на небе “младой двурогий лик луны” - к беде, “падучая звезда” - нужно успеть загадать желание, кот “лапкой рыльце мыл” - к гостям, встреча черного монаха или перебегающий дорогу заяц – к несчастью.)

2-е задание будет связано с образом медведя.

Ответьте, пожалуйста, почему, ведя разговор о старине, я вспомнила этот образ? Как он связан с героиней романа?

(Татьяне снится сон о том, что медведь протянул ей руку через мостик, затем побежал за ней и т.д.)

3-е задание.

В какой праздник приснился Татьяне этот сон?

(В святки.)

4-е задание.

Убегая от медведя, Татьяна попала в лес. Какие неприятности, кроме погони, испытала она?

(Рыхлый по колено снег не давал бежать быстро; длинный сук цеплялся за шею; сук вырвал из ушей золотые серьги; в крупном снегу увязал башмачок; уронила платок.)

5-е задание.

Когда Татьяна обессилела и упала в снег, медведь подхватил ее и принес в шалаш. Заглянув в щелку, героиня увидела чудовищ. Каких?

(“Один в рогах с собачьей мордой”, “другой с петушьей головой”, “ведьма с козьей бородой”, скелет “чопорный и гордый”, “карла с хвостиком”, “полужуравль и полукот”, “рак верхом на пауке”, “череп на гусиной шее… в красном колпаке”, пляшущая вприсядку мельница.)

6-е задание.

Какое преступление совершает Евгений в хижине, куда попала Татьяна?

(Длинным ножом убивает Ленского.)

7-е задание.

Кто автор книги, которую читала Татьяна, проснувшись утром и пытаясь разгадать сон?

(“Мартын Задека, глава халдейских мудрецов, гадатель толкователь снов”.)

8-е задание.

Чем заканчиваются именины Татьяны?

(Охваченной ревностью, покидает именины Ленский с твердым намерением вызвать Онегина на дуэль.)

Учитель.

Это был последний тур. Подведем итоги. (Определяется команда – победитель.)

Итак, чтобы стать победителем в этой игре, как вы поняли, нужно хорошо знать текст.

- А что интересного и полезного узнали вы из   урока?

- Как вы думаете, состоится ли дуэль? А чем она закончится? Почему вы так решили?

- Хочется ли вам узнать о судьбе героев романа – Татьяне, Онегине, Ольге?

Спасибо за интересный урок. Приглашаю вас на чаепитие.